ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 13.08.2024
Просмотров: 217
Скачиваний: 0
СОДЕРЖАНИЕ
Нормы речи Методические рекомендации акцентологические нормы
Грамматические(морфологические) нормы
§1. Варианты падежных окончаний существительных.
§2. Род несклоняемых существительных
§3. Род сложносокращённых слов и аббревиатур
§4. Род личных имен существительных, обозначающих профессию, род занятий, должность, звание.
§ 5. Склонение иноязычных имён и фамилий.
§ 6. Склонение географических наименований.
§ 1. Склонение имён числительных.
§ 2. Употребление собирательных числительных.
§ 3. Употребление числительных.
§ 1. Образование степеней сравнения прилагательных.
§ 2. Образование кратких форм имён прилагательных
§ 1. Употребление местоимения себя
§ 2. Употребление притяжательных местоимений.
§ 1. Образование глагольных форм.
Грамматические (синтаксические) нормы
§ 1. Нормы согласования подлежащего и сказуемого.
§ 1. Предложения с однородными членами.
§ 2. Предложения с причастным оборотом.
§ 3. Предложения с деепричастным оборотом.
§ 1. Многокомпонентные предложения.
§ 2. Сложноподчинённые предложения.
1. Всех более подготовленнее к диспуту оказалась наша группа. 2. На мой взгляд, более уместнее привести в пример мнение Вольтера. 4. Этот спор тем более бессмысленен, что произошла подмена понятий. 5. Наш отдел подведомственен главному управлению завода. 6. Советским учёным был свойствен взгляд на природу более материалистический, нежели идеалистический.
IV. Местоимение
§ 1. Употребление местоимения себя
Возвратное местоимение себя указывает на направленность действия лица на самого себя. Я приготовила себе чай из мяты. Если в предложении названы два и более действующих лиц, то употребление местоимения себя может вносить двусмысленность.
Неверно:Начальник попросил секретаря положить документы к себе на стол.
Рекомендации. Заменить местоимение себя на местоимение другого разряда.
Начальник попросил секретаря отнести документы к нему на стол. Начальник попросил секретаря отнести документы к ней на стол.
§ 2. Употребление притяжательных местоимений.
П.1. Притяжательные местоимения имеют просторечные варианты, не рекомендуемые для употребления в литературном языке.
Норма |
Разговоно-просторечное употребление |
мой твой его её наш ваш их свой |
– – евонный ейный нашинский вашинский ихний – |
П.2. Местоимение свойобозначает принадлежность предмета речи главному действующему лицу. Писатель рассказывал о своей новой книге. Если в предложении названо несколько лиц, то при употреблении местоимения свойможет возникнуть двусмысленность.
Неверно:Профессор попросил ассистента прочитать на конференции свой доклад.
Рекомендации. Перестроить предложения, использовав при необходимости другие притяжательные местоимения. Профессор попросил, чтобы ассистент прочитать на конференции егодоклад. Профессор попросил, чтобы ассистент прочитал на конференции свой доклад.
Упражнение 12. Исправить ошибки в предложениях.Проверить правильность выполненного упражнения по «Ключам», помещённым в конце пособия.
1. После прочтения повести писатель предложил рассказать о своём представлении проблемы, затронутой в произведении. 2. Свои слова автор адресует определённой категории читателей, доказывая их правоту.
V. Глагол
§ 1. Образование глагольных форм.
П.1. Ряд глаголов имеет ограниченные возможности в образовании глагольных форм. Не образуют форм 1 лица единственного числа (сочетающихся с местоимением Я) глаголы дудеть, очутиться, ощутить, победить, убедить, угораздить, чудить.
Рекомендация.Неправильно образованные формы (убедю, победю, побужу) должны быть заменены или близкими по значению глаголами (уговорю, заставлю) или синонимичными словосочетаниями (постараюсь убедить, смогу убедить, одержу победу и т.п.).
§ 2. Употребление глаголов.
П.1. Ряд глаголов образует 2 варианта форм, имеющих стилистическое различие.
Начальная форма |
Верный вариант |
Неверный вариант (разговорно-просторечный) |
Бежать Вынуть Выйти Выложить Ехать Подождать Жечь Лечь Мочь Печь Течь Хотеть Дремать Клокотать Махать Плакать Полоскать Сыпать Трепать Хлестать
|
Беги, бегут, Вынь Выйди Выложи Едут, езжай Подожди Жжёт Ляг, ляжет Может Печёт Течёт Хотим, хотите, хотят Дремлю, дремлет Клокочу, клокочет Машу, машет Плачу, плачет Полощу, полощет Сыплю, сыплет Треплю, треплет Хлещу, хлещет |
Бежи, бежат Выйми Выдь Выложь Ехают, едь, ехай Погоди, погодь Жгёт Ляжь, лягет Могет Пекёт Текёт Хочем, хочете, хочут Дремаю, дремает Клокотаю, клокотает Махаю, махает Плакаю, плакает Полоскаю, полоскает Сыпаю, сыпает Трепаю, трепает Хлестаю, хлестает
|
П.2. Глаголы с чередующимися гласными в корне. Правильными являются следующие формы глаголов.
-а- |
-о- |
Дотрагиваться Заготавливать Задабривать Облагораживать Осваивать Оспаривать Платишь Уплачено Удваивать Удостаивать Усваивать
Заподазривать и |
Обеспокоивать Обезболивать Обусловливать Опорочивать Подытоживать Приурочивать Разрознивать Сосредоточивать Узаконивать Уполномочивать Упрочивать Условиться Заподозривать
|
Примечание: другие формы названных глаголов являются неверными (разговорно-просторечными)
Упражнение 13. Вставить пропущенные буквы.Проверить правильность выполненного упражнения по «Ключам», помещённым в конце пособия.
1. Развитие науки обусл…вливает технический прогресс. 2. Нельзя без оснований обвинять кого бы то ни было, нельзя опор…чивать чужую репутацию. 3. В конце занятий преподаватель обычно подыт…живает сказанное. 4. Мы старались приур…чивать свой отпуск к началу лета. 5. Трудно было охватить сразу весь материал и приходилось сосредот…чиваться на основном. 6. За разработку новых научных методов коллектив института не раз удост…ивался высоких наград. 7. Принимавшиеся в условиях чрезвычайной обстановки меры впоследствии узак…нивались. 8. Отдельные члены комиссии уполном…чивались действовать от её имени. 9. В конце заседания мы усл…вливались о месте и времени следующей встречи. 10. За присланные книги было упл…чено.
Грамматические (синтаксические) нормы
Грамматические (синтаксические) нормы регулируют выбор форм слов, выбор синтаксических конструкций.
I.Простое предложение
§ 1. Нормы согласования подлежащего и сказуемого.
П.1. С подлежащим, выраженным сочетанием существительного в родительном падеже со словами большинство, несколько, сколько, много, немного, мало, немало сказуемое согласуется по-разному.
1) при одушевлённых существительных сказуемое ставится во множественном числе (смысловое согласование, подчёркивающее одушевлённость, активность деятелей).
Несколько студентовприняли участие в конференции.Большинствошкольниковочень мало читают.Много выпускниковсъехались на юбилей школы.
2)при неодушевлённых существительных сказуемое ставится в единственном числе, в прошедшем времени – в форме среднего рода (грамматическое согласование с количественными словами, стоящими в именительном падеже)
Несколько партстояло в коридоре.Много зданийнуждается в ремонте.
Примечание.Если при существительных, называющих предмет, сказуемое выражено страдательным причастием, обозначающим действие одушевлённого лица, воздействующего на неодушевлённый предмет, то сказуемое может ставиться в форму множественного числа (подчёркивается активность деятеля). Правильными будут обе формы.
Насколько партбыло выставлено в коридор.Несколько партбыли выставлены в коридор.
Примечание.Слово большинство сочетается только с существительными одушевлёнными. Большинство студентов. При необходимости его можно заменить словосочетанием бòльшая часть.
Бòльшая часть парт ещё не отремонтирована.
П.2. С подлежащим, выраженным сочетанием числительного и существительного, сказуемое согласуется по-разному.
1)при одушевлённых существительных сказуемое ставится во множественном числе (смысловое согласование, подчёркивающее количество и активность деятелей).
Пять студентовприняли участие в конференции.Двадцать рабочихтрудятся на восстановлении цеха.
2)при неодушевлённых существительных сказуемое ставится в единственном числе, в прошедшем времени – в форме среднего рода.