ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 15.08.2024

Просмотров: 260

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

52 Пояснительная записка

Объем дисциплины и виды учебной работы

Тематический план лекций

Тематический план практических занятий

Содержание дисциплины

Раздел I. Россия в условиях революционного процесса 1917 г.

Тема 1. Февральская революция

Тема 2. Россия к осени 1917 г.: поиск путей дальнейшего

Тема 3. Октябрьский переворот и приход к власти большевиков

Тема 4. Становление большевистской диктатуры

Тема 5. Брестский мир и его последствия

Раздел II. Россия в годы Гражданской войны и интервенции

Тема 1. Концепция Гражданской войны

Тема 2. Характеристика основных этапов Гражданской войны и интервенции

Раздел III. Советская страна в послевоенный период

Тема 1. Новая экономическая политика

Тема 2. Образование ссср

Тема 3. Внешняя политика ссср в 1920-е гг.

Раздел IV. Советское общество в конце 1920-х – 1930-е гг.

Тема 1. Индустриализация в ссср

Тема 2. От кооперирования к сплошной коллективизации в деревне

Тема 3. Основные направления развития культуры (1917–1930-е гг.)

Тема 4. Общественно-политическая жизнь страны

Тема 5. Русское зарубежье (1917–1939 гг.)

Тема 6. Международное положение и внешняя политика ссср

Раздел V. 1 ссср в годы Великой Отечественной войны

Тема 1. Великая Отечественная война (1941 – 1945 гг.)

Раздел VI. Социально-экономическая, общественно-политическая и духовная жизнь в ссср и России (1946 – 2004 гг.)

Тема 1. Ссср в послевоенные годы. Дальнейшее укрепление

Тема 2. Советская страна в начале 1950-х – середина 1960-х гг.

Тема 3. Ссср во второй половине 1960-х – начале 1980-х гг.:

Тема 4. Кризис и упразднение ссср

Тема 5. Современная Россия (1990-е – 2004 гг.)

Источники

Литература

Тема 1. Россия 1917 года: через Февраль к Октябрю

Источники

Тема 2. Россия в годы Гражданской войны и интервенции

Тема 3. Новая экономическая политика

Тема 4. Индустриализация в ссср: теория и опыт

Тема 5. Деревня и крестьянство в условиях формирования

Тема 6. Ссср в условиях режима личной власти Сталина

Тема 7. Культурное строительство в ссср в 1920-е – 1930-е гг.

Самостоятельная работа

Методические рекомендации по организации самостоятельной работы студентов

Примерные темы контрольных работ

Вопросы и задания для самоконтроля

Методические рекомендации

Активные методы обучения

Материальное обеспечение

История русского советского театра: В 2-х кн. – М., 1987.

Куманёв В.А. Социализм и всенародная грамотность. – М., 1967.

Куманёв В.А. 30-е гг. в судьбах отечественной интеллигенции. – М., 1991.

Курбатов В.В. Советская архитектура. – М., 1988.

Малевич К. Художник и время. – М., 1990.

Никитина Л.Д. Советская музыка. История и современность. – М., 1991.

Новейшая история Отечества ХХ века: Учеб. для студентов вузов: В 2-х т. – М., 1998.

О'Коннор Т. А.Луначарский и советская политика в области культуры. – М., 1992.

Первый век кино: Популяр. энцикл. – М., 1996.

РАН: История и современность: Краткий очерк. – М., 1999.

Рапацкая Л.А. Искусство «серебряного века». – М., 1996.

Рапацкая Л.А. Русская художественная культура: Учеб. пособие. – М., 1998.

Ремизова Т.А. Культпросветработа в РСФСР (1921 – 1925). – М., 1962.

Репрессированная наука. – Л., 1991.

Советское искусство 20–30-х гг.: Живопись. Графика. Скульптура. Декоративно-прикладное искусство: Каталог временной выставки «АХРР». – Л., 1988.

Советская культура в реконструктивный период. 1928 – 1941. – М., 1988.

Суровая драма народа. – М., 1989.

Филонов П. – Л., 1988.

Шагал М. Возвращение мастера: Альбом. – М., 1988.


Самостоятельная работа

п/п

Наименование темы

Кол-во

часов

Форма контроля

1

Февральская революция 1917 г.

6

семинар, док-ты в рабочей тетради, контр. работа, зачет

2

Основные политические партии и общественные организации накануне и в ходе Февральской революции

6

семинар по Февральской революции – сообщения о деятелях различных партий (на выбор)

3

Октябрьский переворот и приход к власти большевиков

6

зачет, контр. работа

4

Становление большевистской диктатуры

6

инф-я о большевистских и левоэсеровских деятелях в рабочей тетради, зачет

5

Брестский мир и его последствия

6

контр. работа, зачет

6

Россия в годы Гражданской войны и интервенции

10

док-ты в рабочей тетради, дискуссия на семинаре, контр. работа, зачет, экзамен

7

Страницы истории Белого движения

8

док-ты в рабочей тетради, дискуссия на семинаре, контр. работа, зачет, экзамен

8

Тыл Красной России: политика «военного коммунизма»

8

док-ты в рабочей тетради, дискуссия на семинаре, контр. работа, зачет, экзамен

9

НЭП

10

док-ты в рабочей тетради, дискуссия на семинаре, контр. работа, зачет, экзамен

10

Россия: от войны к миру: жизнь и быт людей (из истории повседневности)

12

док-ты и рассказы о жизни крестьян, рабочих, нэпманов, чиновников в рабочей тетради, семинар, зачет

11

Образование СССР

8

контр. работа, экзамен

12

Внешняя политика СССР в 20-е годы ХХ в. Борьба за признание

8

док-ты в рабочей тетради, экзамен

13

Индустриализация в СССР

8

сообщения на семинаре о стройках первых пятилеток, контр. работа, экзамен

14

От кооперирования к сплошной коллективизации в деревне

10

док-ты в рабочей тетради, зачет, контр. работа, экзамен

15

Основные направления развития культуры (1917-1930-е гг.)

10

собеседование, контр. работа

16

Общественно-политическая жизнь страны в конце 20-х – 30-е гг. ХХ в.

8

дискуссия на семинаре, зачет, контр. работа, экзамен

17

Русское зарубежье

(1917-1939 гг.)

12

док-ты, сообщение (на выбор) об одном из писателей, художников, политиков – эмигрантов в рабочей тетради

18

Международное положение и внешняя политика СССР в 30-е годы ХХ в.

10

контр. работа, экзамен

19

СССР в годы Великой Отечественной войны (1941-1945 гг.)

10

собеседование, контр. работа, экзамен

20

Советская культура в годы войны

8

собеседование

21

СССР в первом послевоенном десятилетии. Дальнейшее укрепление тоталитаризма

10

док-ты в рабочей тетради, экзамен

22

Внешнеполитическая доктрина И. Сталина и ее реализация в 1945-1953 гг.

8

экзамен

23

Советская страна в середине 50-х – середине 60-х годов ХХ в. Поиск путей демократизации общественной жизни и повышения эффективности экономики

10

контр. работа, экзамен

24

Внешняя политика Советского Союза в 50-е – начале 60-х гг.

8

экзамен

25

Внешняя политика СССР в 1965-1982 гг.

8

экзамен

26

СССР в 1970-е годы : нарастание застойных тенденций

8

контр. работа, экзамен

27

Советская культура в послевоенные годы. Усиление идеологического контроля

10

собеседование

28

Основные направления развития отечественной культуры (середина 50-х – начало 90-х гг. ХХ в)

10

собеседование

29

Культура России на современном этапе

8

собеседование

30

Перестройка в СССР: от попытки модернизации системы к смене модели общественного развития

8

контр. работа, экзамен

31

Распад СССР и формирование новой государственности в России

8

контр. работа, экзамен

32

Современная России на рубеже ХХ-XXI вв.

8

контр. работа, экзамен

33

Россия в системе международных отношений (1990-е – 2004 гг.)

6

контр. работа, экзамен

Итого

280



Методические рекомендации по организации самостоятельной работы студентов

Самостоятельная работа предполагает изучение

  • научных статей и монографий отечественных и зарубежных авторов по ведущим проблемам курса. В связи с этим, в них студентам необходимо обратить внимание на причины, сущность, противоречия, подходы и оценки различных событий, явлений, изучаемых по программе;

  • анализ источников (например, нормативно-законодательные акты, документы исполнительного характера, периодическую печать, статистические материалы, воспоминания и др.). Для полноты картины изучать надо разные документы, не только с точки зрения их классификации, но и социально-классовой, партийной принадлежности;

  • поиск и использование на практических занятиях краеведческих мате-

риалов, данных из Интернета; а также:

  • подготовку докладов и сообщений об исторических деятелях, включающих известные и малоизвестные биографические данные, информацию об их партийной, государственной, хозяйственной, военной, научной и других видах деятельности, характеристику оставленных трудов, воспоминаний о времени и себе, в т.ч. современников. В ходе осуществления этого задания студенты отрабатывают умения отбирать и излагать материал;

  • составление хроник революционных событий, военных действий, общественно-политической и культурной жизни общества.

Темы №№ 15, 17, 20, 27, 28, 29, посвященные рассмотрению основных направлений развития отечественной культуры (1917 –2004 гг.), выносятся на собеседование. В ходе подготовки студентам необходимо обратиться к соответствующим разделам не только этой программы, но и программы и методическим рекомендациям по дисциплине "История мировой и отечественной культуры" («История отечественной культуры») по специальности 020700 – «История» / Сост. Н.Н. Бобков, Н.В. Миловидова. – Кострома: КГУ им. Н.А. Некрасова, 2003. – С.11–19.

Кроме этого надо изучить соответствующую литературу (см. список источников и литературы в двух указанных программах). Особенно обратите внимание на такие книги:

Ильина Т.В. История искусств: Русское и советское искусство. – М., 1994.

Кондаков И.В. Культурология: история культуры России – М., 2003.

Новейшая история Отечества ХХ в.: Учеб. для студ. вузов: В 2-х т. – М., 1998.


Раев М. Россия за рубежом. – М., 1994.

Рапацкая Л.А. Русская художественная культура: Учеб. пособие. – М., 1998.

Рапацкая Л.А. Искусство «серебряного века». – М., 1996.

Сарабьянов Д.В. История русского искусства конца XIX – начала ХХ вв.: Учеб.

пособие. – М., 1993.

Для собеседования предлагаются следующие вопросы:

  • влияние социально-экономической и политической обстановки в стране на развитие культуры;

  • анализ особенностей развития графики, живописи, скульптуры, архитектуры, театра, музыки, кинематографа, науки в разные периоды;

  • характеристика наиболее значимых художественных произведений и их авторов.

По теме «СССР в годы Великой Отечественной войны» тоже предполагается собеседование по следующим вопросам:

  • причины, цели и характер Великой Отечественной войны;

  • расстановка сил;

  • характеристика военных действий;

  • причины неудач Красной Армии в начале войны;

  • перестройка тыла на военный лад;

  • разгром фашистской Германии;

  • война с Японией;

  • источники победы СССР в войне, значение, уроки. Героическое и трагическое.

Для того, чтобы ответить на эти вопросы, необходимо поработать с

литературой. (См. список источников и литературы).

В связи с тем, что в обществе, современной исторической науке наметились разные подходы к оценке многих проблем и событий Великой Отечественной войны, выводы могут быть неоднозначными, но при этом основанными на документах, а не на публицистических материалах.

Источники

Василевский А.М. Дело всей жизни. Кн. 1,2. – М.,1988 – 1989.

Великая Отечественная война 1941– 1945 гг. События. Люди. Документы: Краткая историческая справка. – М., 1990.

Великая Отечественная война 1941– 1945: Энциклопедия. – М., 1985.

В грозном 41 – м…: Сб. документов и материалов. – Кострома, 2001.

Жуков Г.К. Воспоминания и размышления. – М., 1991. – Т. 1 – 3.

Канун и начало войны: Документы и материалы. – Л., 1991.

Кожурин В.С. Народ и власть. 1941 – 1945: Новые документы. – М.,1995.

Кострома – фронту: Сб. документов. – Ярославль, 1975.

Народное хозяйство в СССР в годы Великой Отечественной войны 1941 – 1945 гг.: Статистический сб. – М., 1990.