ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 15.08.2024

Просмотров: 281

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

52 Пояснительная записка

Объем дисциплины и виды учебной работы

Тематический план лекций

Тематический план практических занятий

Содержание дисциплины

Раздел I. Россия в условиях революционного процесса 1917 г.

Тема 1. Февральская революция

Тема 2. Россия к осени 1917 г.: поиск путей дальнейшего

Тема 3. Октябрьский переворот и приход к власти большевиков

Тема 4. Становление большевистской диктатуры

Тема 5. Брестский мир и его последствия

Раздел II. Россия в годы Гражданской войны и интервенции

Тема 1. Концепция Гражданской войны

Тема 2. Характеристика основных этапов Гражданской войны и интервенции

Раздел III. Советская страна в послевоенный период

Тема 1. Новая экономическая политика

Тема 2. Образование ссср

Тема 3. Внешняя политика ссср в 1920-е гг.

Раздел IV. Советское общество в конце 1920-х – 1930-е гг.

Тема 1. Индустриализация в ссср

Тема 2. От кооперирования к сплошной коллективизации в деревне

Тема 3. Основные направления развития культуры (1917–1930-е гг.)

Тема 4. Общественно-политическая жизнь страны

Тема 5. Русское зарубежье (1917–1939 гг.)

Тема 6. Международное положение и внешняя политика ссср

Раздел V. 1 ссср в годы Великой Отечественной войны

Тема 1. Великая Отечественная война (1941 – 1945 гг.)

Раздел VI. Социально-экономическая, общественно-политическая и духовная жизнь в ссср и России (1946 – 2004 гг.)

Тема 1. Ссср в послевоенные годы. Дальнейшее укрепление

Тема 2. Советская страна в начале 1950-х – середина 1960-х гг.

Тема 3. Ссср во второй половине 1960-х – начале 1980-х гг.:

Тема 4. Кризис и упразднение ссср

Тема 5. Современная Россия (1990-е – 2004 гг.)

Источники

Литература

Тема 1. Россия 1917 года: через Февраль к Октябрю

Источники

Тема 2. Россия в годы Гражданской войны и интервенции

Тема 3. Новая экономическая политика

Тема 4. Индустриализация в ссср: теория и опыт

Тема 5. Деревня и крестьянство в условиях формирования

Тема 6. Ссср в условиях режима личной власти Сталина

Тема 7. Культурное строительство в ссср в 1920-е – 1930-е гг.

Самостоятельная работа

Методические рекомендации по организации самостоятельной работы студентов

Примерные темы контрольных работ

Вопросы и задания для самоконтроля

Методические рекомендации

Активные методы обучения

Материальное обеспечение

Рокоссовский К.К. Солдатский долг. – М., 1997.

Секреты Гитлера на столе у Сталина: Разведка и контрразведка о подготовке германской агрессии против СССР: Документы и материалы. – М., 1995.

Совершенно секретно! Только для командования. Стратегия фашистской Германии о войне против СССР: Документы и материалы. – М., 1967.

Сталин И.В. О Великой Отечественной войне Советского Союза. – М., 1950.

Литература

Анисков В.Т. Подвиг советского крестьянства в Великой Отечественной войне: Историографический очерк. – М., 1979.

Вишлев О.В. 22 июня 1941 года: Документальные очерки. – М., 2001.

Всероссийская книга памяти. 1941 – 1945 гг. Обзорный том. – М., 1995.

Гареев М.А. Неоднозначные страницы войны: Очерки о проблемных вопросах Великой Отечественной войны. – М., 1995.

Книга памяти: В 8 т. ( Российская Федерация. Костромская область). Т. 1 –7. – Ярославль, 1994 – 1995; Т. 8. – Ярославль, 1997.

Россия и Германия в годы войны и мира. – 1945 – 1996. – М., 1995.

Сталинград. Событие. Воздействие. Символ. – М., 1995.

Чадаев Я.Е. Экономика СССР в годы Великой Отечественной войны. – М., 1985. и др.

Результаты самостоятельной работы должны быть отражены в рабочей тетради по истории России, в ответах на практических занятиях, в письменных контрольных работах, на зачете и на экзамене.

Еще одной формой самостоятельной работы является письменная контрольная работа, которая сдается студентами до выхода на экзамен.

Контрольная работа(см. тематику) предусматривает обращение к учебной, научной и, главным образом, документальной литературе. Основное содержание излагается по плану. Рассмотрение темы завершается выводом. В конце работы указывается использованная литература и источники. Сноски оформляются постранично, показывая, как и с какими материалами работал студент. В результате ставится зачет, и только при этом студент получает допуск к экзамену.


Примерные темы контрольных работ

  1. Россия на рубеже XIX – XX вв.: особенности модернизации.

  2. Россия весной – летом 1917 г.: страницы противоречивой истории.

  3. Россия осени 1917 г. в воспоминаниях современников.

  4. II съезд Советов рабочих и солдатских депутатов и его решения.

  5. Советская государственность: противоречивый путь становления (октябрь 1917 – июль 1918 гг.).

  6. Брестский мир и его последствия.

  7. История Гражданской войны в воспоминаниях участников.

  8. НЭП глазами современников.

  9. Образование СССР: противоречивость теории и практики.

  10. СССР в 1930-е гг.: утверждение тоталитаризма.

  11. Индустриальное строительство в СССР: ход и результаты.

  12. От кооперации к сплошной коллективизации: уроки пройденного пути.

  13. Отечественная культура 20-30-х гг. XX в. (на выбор).

  14. Они не молчали (из истории оппозиции сталинскому режиму).

  15. СССР накануне Великой Отечественной войны (конец 1930-х – начало 1940-х гг.)

  16. Из истории Великой Отечественной войны (на выбор, о жизни тыла или о положении на фронтах).

  17. СССР в период «хрущевской оттепели».

  18. СССР в 1970-е гг.: нарастание застойных тенденций.

  19. Перестройка в СССР: от попытки модернизации системы к смене модели общественного развития.

  20. Распад СССР и формирование новой государственности в России.

  21. Социально-экономическая и политическая жизнь России на рубеже XX – XXI вв.

Вопросы и задания для самоконтроля

  1. Выделите основные направления советских, постсоветских, зарубежных исследований:

  1. Октябрьского переворота 1917 г.;

  2. Гражданской войны и интервенции;

  3. НЭПа;

  4. коллективизации сельского хозяйства;

  5. тоталитаризма в СССР.

2. Перечислите особенности монополистического развития России в нача-

ле ХХ века.

3. Охарактеризуйте причины, характер и особенности Февральской революции 1917 г.

4. Назовите причины и раскройте сущность двоевластия.

5. Сравните революционное движение весны-лета и осени 1917 г. в России.


6. Осень 1917 г. Был ли у России выбор пути общественного развития?

Ответ аргументируйте.

7. Покажите противоречивость установления советской власти в различных регионах страны.

  1. Раскройте причины Гражданской войны и интервенции в России.

  2. Дайте в сравнении основные черты «военного коммунизма» и НЭПа.

  3. Определите следующие понятия:

– Кооперирование – это…

– Коллективизация – это…

  1. Индустриализация – это…

  2. Промышленная модернизация – это…

  3. Сталинизм – это…

  4. Тоталитаризм – это…

  5. Командно-административная система – это...

11.Перечислите особенности развития отечественной культуры (1917-1930-е гг.).

12.Раскройте причины поражения Красной Армии в начале Великой Отечественной войны.

13.Подтвердите соответствующими аргументами и фактами, документами то, что после Великой Отечественной войны продолжалось дальнейшее укрепление тоталитарной системы в СССР.

14.Как Вы понимаете слова «хрущевская оттепель»?

15.Поясните следующее положение: «Перестройка в СССР: от попытки модернизации системы к смене модели общественного развития».

Примерные темы курсовых работ2

  1. Октябрьский переворот 1917 г. и культура прошлого.

  2. Истоки и судьбы российской эмиграции.

  3. Страницы истории Белого движения.

  4. Белое движение в лицах: А. Колчак, А. Деникин, П. Врангель (по выбору).

  5. Н. Махно: правда и вымыслы.

  6. Противоречивые взаимоотношения государства и Русской православной церкви в 20–30-е гг. ХХ в.

  7. Деревня и крестьянство в годы сплошной коллективизации в свете новых исторических документов.

  8. Раскулачивание в 1930-е гг.: причины, основные этапы и трагические последствия.

  9. Н.Д. Кондратьев: ученый и общественно-политический деятель.

  10. И. Сталин: человек и политик.

  11. И. Сталин и его время глазами современников.

  12. Проблемы советской истории в исследованиях зарубежных ученых.

  13. Ликвидация неграмотности: достижения, перегибы, уроки.

  14. Костромской драматический театр: история и современность.

  15. Жизнь и быт рабочих России в 20-е гг. ХХ в. (из истории повседневности).

  16. «Хрущевская оттепель» и ее противоречивость.



Методические рекомендации

Важнейшей составной частью учебного процесса является научно-исследовательская работа студентов, одной из форм которой является курсовой проект. В процессе его подготовки студент приобретает опыт самостоятельной работы над литературой и источниками, совершенствует свои знания по избранной специализации, учится применять на практике современную методологию, делать выводы.

Темы курсовых работ определены, с одной стороны, как актуальные значимые проблемы истории России, а с другой, наиболее обеспеченные литературой и источниками.

Работа предполагает введение (актуальность – обоснование научно-теоретического и научно-практического интереса к теме; историографический обзор советской и постсоветской научной литературы отечественных и зарубежных авторов; цель и задачи исследования; характеристика источников; практическая значимость), изложение основного содержания по плану, заключения, список источников и литературы, приложения. Сноски оформляются постранично. В итоге ставится оценка. Лучшие проекты могут стать базой для написания квалификационной работы, а полученные научные результаты опубликованы в сборниках материалов научных студенческих конференций и использованы в дальнейшем учебном процессе.

Более конкретные вопросы по написанию и оформлению курсовой работы решаются с научными руководителями в рабочем порядке на соответствующих консультациях.

Средства обучения и контроля с использованием компьютера

I.Студенческая группа (6-7 человек) ведет сбор информации в сети Интернет по следующим темам:

  • Февральская и Октябрьская революции 1917 г.;

  • Гражданская война и интервенция;

  • НЭП;

  • Коллективизация и раскулачивание;

  • Сталинизм.

На соответствующих практических занятиях сообщаются результаты поиска, который велся по таким направлениям:

  • новые отечественные и зарубежные исследования (новые аспекты, подходы, оценки);

  • новые документы;

  • дополнительная информация об исторических деятелях;

  • фото и другие наглядные материалы.

Собранный материал хранится на кафедре новейшей истории России и может быть использован другими студентами.