ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 15.08.2024

Просмотров: 288

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

52 Пояснительная записка

Объем дисциплины и виды учебной работы

Тематический план лекций

Тематический план практических занятий

Содержание дисциплины

Раздел I. Россия в условиях революционного процесса 1917 г.

Тема 1. Февральская революция

Тема 2. Россия к осени 1917 г.: поиск путей дальнейшего

Тема 3. Октябрьский переворот и приход к власти большевиков

Тема 4. Становление большевистской диктатуры

Тема 5. Брестский мир и его последствия

Раздел II. Россия в годы Гражданской войны и интервенции

Тема 1. Концепция Гражданской войны

Тема 2. Характеристика основных этапов Гражданской войны и интервенции

Раздел III. Советская страна в послевоенный период

Тема 1. Новая экономическая политика

Тема 2. Образование ссср

Тема 3. Внешняя политика ссср в 1920-е гг.

Раздел IV. Советское общество в конце 1920-х – 1930-е гг.

Тема 1. Индустриализация в ссср

Тема 2. От кооперирования к сплошной коллективизации в деревне

Тема 3. Основные направления развития культуры (1917–1930-е гг.)

Тема 4. Общественно-политическая жизнь страны

Тема 5. Русское зарубежье (1917–1939 гг.)

Тема 6. Международное положение и внешняя политика ссср

Раздел V. 1 ссср в годы Великой Отечественной войны

Тема 1. Великая Отечественная война (1941 – 1945 гг.)

Раздел VI. Социально-экономическая, общественно-политическая и духовная жизнь в ссср и России (1946 – 2004 гг.)

Тема 1. Ссср в послевоенные годы. Дальнейшее укрепление

Тема 2. Советская страна в начале 1950-х – середина 1960-х гг.

Тема 3. Ссср во второй половине 1960-х – начале 1980-х гг.:

Тема 4. Кризис и упразднение ссср

Тема 5. Современная Россия (1990-е – 2004 гг.)

Источники

Литература

Тема 1. Россия 1917 года: через Февраль к Октябрю

Источники

Тема 2. Россия в годы Гражданской войны и интервенции

Тема 3. Новая экономическая политика

Тема 4. Индустриализация в ссср: теория и опыт

Тема 5. Деревня и крестьянство в условиях формирования

Тема 6. Ссср в условиях режима личной власти Сталина

Тема 7. Культурное строительство в ссср в 1920-е – 1930-е гг.

Самостоятельная работа

Методические рекомендации по организации самостоятельной работы студентов

Примерные темы контрольных работ

Вопросы и задания для самоконтроля

Методические рекомендации

Активные методы обучения

Материальное обеспечение

Раздел II. Россия в годы Гражданской войны и интервенции

Тема 1. Концепция Гражданской войны

Понятие гражданской войны. Причины, характеристика противоборствующих сторон, периодизации Гражданской войны. Советская, постсоветская, русская зарубежная и иностранная историография и источники по проблеме.

Тема 2. Характеристика основных этапов Гражданской войны и интервенции

Военная интервенция на Севере, Дальнем Востоке, в Средней Азии, Закавказье и ее влияние на обострение Гражданской войны.

Мятеж белочехов и ликвидация советской власти в Поволжье, на Урале, в Сибири, на Дальнем Востоке. Приход к власти эсеро-меньшевистских правительств.

Организация антисоветских заговоров, мятежей, диверсий, покушений на вождей революции. Красный террор.

Советская Россия в кольце фронтов. Оформление Восточного, Южного, Северного фронтов. Объявление РСФСР единым военным лагерем. Создание Реввоенсовета республики (Л.Д.Троцкий), Совета Рабочей и Крестьянской обороны (В.И.Ленин). Мобилизации. Дальнейшее строительство Красной армии. Использование старых специалистов (И.И.Вацетис, С.С.Каменев, М.Н.Тухачевский и др.) и подготовка красных командиров. Первые сражения с контрреволюцией на Волге.

Оформление Белого движения. От «Алексеевской организации», Добровольческой армии к «Вооруженным силам юга России»: социально-классовый состав, цели, лидеры (М.Алексеев, Л.Корнилов, А.Деникин) и их деятельность. Белая Россия: жизнь тыла. Режим диктатуры А. Колчака. Деникинщина. Попытки решения аграрного вопроса. Рабочее законодательство. Белый террор.

Тыл Красной России: политика «военного коммунизма». Продразверстка, дальнейшая национализация промышленности, чрезмерная централизация экономики (главкизм), милитаризация труда, всеобщая трудовая повинность, натурализация хозяйственных отношений. Широкое использование командно-административных методов руководства. Противоречия «военного коммунизма» и дальнейшая эскалация Гражданской войны. Чрезвычайный, вынужденный характер «военно-коммунистических» мер. Жизнь народа в годы войны. А. Богданов и критика «военно-коммунистической» модели социализма. Нарастание недовольства политикой «военного коммунизма». Крестьянские восстания. Махновщина. «Зеленые».

Разгром основных сил контрреволюции на Восточном и Южном фронтах. Борьба за Петроград летом и осенью 1919 г., причины неудач Северо-Западной армии Н.Юденича. Ликвидация Северного фронта.


Советско-польская война 1920 г.: причины, силы, планы сторон, боевые действия. Оккупация Правобережной Украины и Белоруссии. Контрнаступление Западного фронта (М.Тухачевский). Причины поражения Красной Армии под Варшавой. Провал польской кампании. Временный отказ от идеи мировой революции.

Завершающий этап Гражданской войны в России. П.Врангель и его реформы. Прорыв Красной Армией обороны в Крыму (М.Фрунзе). Эвакуация войск Врангеля.

РКП(б) и советские партии: от конфронтации к противоречивому сотрудничеству.

Красная Армия и установление советской власти в Средней Азии, Закавказье. Создание «буферной» Дальневосточной республики.

Поражение Белого движения. Причины и цена победы Советской России. Трагические последствия и уроки Гражданской войны и интервенции. Оценка этих событий современниками и потомками.


Раздел III. Советская страна в послевоенный период

Тема 1. Новая экономическая политика

Советская, постсоветская, русская зарубежная и иностранная историография НЭПа. Источники по проблеме.

Обострение экономического и политического кризиса к концу Гражданской войны. Рост инфляции, безработицы. Забастовочное движение в городах. Кризис крестьянского хозяйства. Крестьянские восстания. Антоновщина. Восстание в Кронштадте. Басмачество. Необходимость перехода к новой экономической политике. Выработка положений антикризисной программы.

Основные черты НЭПа. Особенности развития сельского хозяйства к началу 20-х гг. Продналог, разрешение наемного труда. Развитие кооперации. Вклад А.В.Чаянова и Н.Д.Кондратьева в учение о кооперации. Земельный кодекс РСФСР 1922 г., проведение землеустроительной политики. Денационализация и децентрализация промышленности. Создание государственных трестов и синдикатов. Хозрасчет. Концессии и аренда. Развитие государственной, кооперативной, частной торговли. Проведение финансовой реформы 1922–1924 гг. (Г.Я.Сокольников, Л.Н.Юровский, В.В.Тарновский). Изменения в социально-классовой структуре общества. Нэпманы. Дальнейшее расслоение крестьянства. Рост середняцких хозяйств. Биржи труда. Жизнь и быт людей.

Попытки изменения хозяйственной политики при сохранении политического режима. Ликвидация оппозиционных партий. Усиление политической монополии большевиков. Внутрипартийная борьба. Оппозиции. Борьба за власть.

От плюрализма к борьбе с буржуазной идеологией. Наступление на интеллигенцию («Философский пароход»), церковь («Шуйское дело») и верующих. Сменовеховство. Оживление общественно-политической жизни.

Рост преступности. Переход от революционной чрезвычайщины к соблюдению законности. Судебная реформа.

Кризисы, противоречия, причины свертывания, альтернативы НЭПа. Итоги, значение, уроки, опыт проведения новой экономической политики.

Тема 2. Образование ссср

Положение народов советской страны в начале 1920-х гг. Разнотипность цивилизаций на окраинах России. Классовые и национальные столкновения интересов. Причины и этапы объединительного движения. Проекты создания советского многонационального государства: конфедерация, «автономизация» (И.В.Сталин), федерация суверенных республик (В.И.Ленин). Проявление национализма, сепаратизма, великодержавного шовинизма и нарастающего централизма. «Грузинское дело». I Всесоюзный съезд Советов. Принятие Договора и Декларации об образовании СССР. Национально-государственное строительство в 20-е гг. Конституция СССР 1924 г. Взаимоотношения народов и республик. Усиление унитарных тенденций в национальной политике. Образование СССР в контексте теорий модернизации и имперской эволюции. Противоречивость опыта решения национального вопроса в СССР.


Тема 3. Внешняя политика ссср в 1920-е гг.

Внешнеполитическая и военная доктрины советского государства. Поддержка революционных движений за рубежом.

Прорыв Советской Россией экономической блокады и преодоление международной изоляции. Признание независимости Польши, Финляндии, Литвы, Латвии, Эстонии и заключение с ними договоров.

Борьба за признание Советского Союза. Заключение первых договоров с Афганистаном, Ираном, Турцией, Монголией. Участие советской делегации в Генуэзской (Г.В.Чичерин, Л.Б.Красин, М.М.Литвинов и др.), Гаагской и других конференциях. Взаимоотношения с Германией: Рапалльский, Берлинский договоры. Дипломатическое признание СССР странами Запада. Борьба СССР за разоружение. Московская и Женевская конференции.

Проблема внешнеэкономических связей СССР: монополия государства на внешнюю торговлю, концессионная политика, вопрос о внешней задолженности и реституции иностранной собственности. Расширение торговых связей. Объем и структура внешней торговли, ее роль в экономике СССР.

Установление и развитие международных связей с трудящимися различных стран.

Нарастание антисоветизма в конце 20-х гг. Разрыв дипломатических и других отношений с Великобританией, Францией. Террористические акты в отношении советских дипломатов. Конфликт на КВЖД.

Необходимость дальнейшего укрепления обороноспособности СССР.


Раздел IV. Советское общество в конце 1920-х – 1930-е гг.

Тема 1. Индустриализация в ссср

Состояние промышленности во второй половине 20-х гг. и необходимость ее модернизации. Два подхода к осуществлению индустриализации: план Г.Кржижановского (Госплан) и В.Куйбышева (ВСНХ). Система жесткой централизации управления экономикой (С.Орджоникидзе). Отправной (минимальный) и оптимальный проекты первого пятилетнего плана. Форсирование темпов индустриализации, «большой скачок»: успехи и поражения. Возникновение диспропорций в народном хозяйстве, развитие тяжелой промышленности за счет легкой. Перекачка средств из сельского хозяйства. Утверждение господства государственной собственности. Противоречивые итоги выполнения первых пятилетних планов развития народного хозяйства. Стройки первых пятилеток. Оборонный аспект индустриализации.

Интенсивный рост рабочего класса. Трудности его жизни и быта. Преодоление безработицы. Массовый энтузиазм. Трудовой подвиг ударников и стахановцев. Процессы над «вредителями» («Шахтинское дело», дело «Промпартии»).

Экономические, социальные, культурные последствия индустриализации.

Тема 2. От кооперирования к сплошной коллективизации в деревне

Историография и источники по проблеме.

Социально-экономическое положение крестьянства, деревни в середине 20-х гг. Падение товарности сельского хозяйства. Кризис хлебозаготовок 1927/28 г., отказ от принципов кооперации и НЭПа, начало применения чрезвычайных мер. Курс на революцию «сверху» в деревне. Методы проведения коллективизации: изменения в законодательстве, налоговой политике, репрессии. Создание районов «сплошной коллективизации». Раскулачивание. Спецпереселенцы. Перегибы, отток крестьян из колхозов. Сопротивление крестьян. Дальнейшее маневрирование власти: осуждение «перегибов», агитация, материальная заинтересованность при сохранении принуждения. Очередное ужесточение курса. Голод в деревне, его причины и последствия. Техническое оснащение колхозов. Роль МТС. Двадцатипятитысячники. Поиски форм оплаты труда колхозников. Личное подсобное хозяйство. Совхозы. Нормализация положения в области хлебозаготовок.

Драматические итоги сплошной коллективизации.

Изменения в жизни и быте колхозников.

Тема 3. Основные направления развития культуры (1917–1930-е гг.)

Уровень грамотности в России накануне революции 1917 г. Система светского и религиозного образования, переход к светской единой трудовой политехнической школе. Осуществление ликбеза. Расширение сети средних и высших учебных заведений.