ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 15.08.2024

Просмотров: 262

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

52 Пояснительная записка

Объем дисциплины и виды учебной работы

Тематический план лекций

Тематический план практических занятий

Содержание дисциплины

Раздел I. Россия в условиях революционного процесса 1917 г.

Тема 1. Февральская революция

Тема 2. Россия к осени 1917 г.: поиск путей дальнейшего

Тема 3. Октябрьский переворот и приход к власти большевиков

Тема 4. Становление большевистской диктатуры

Тема 5. Брестский мир и его последствия

Раздел II. Россия в годы Гражданской войны и интервенции

Тема 1. Концепция Гражданской войны

Тема 2. Характеристика основных этапов Гражданской войны и интервенции

Раздел III. Советская страна в послевоенный период

Тема 1. Новая экономическая политика

Тема 2. Образование ссср

Тема 3. Внешняя политика ссср в 1920-е гг.

Раздел IV. Советское общество в конце 1920-х – 1930-е гг.

Тема 1. Индустриализация в ссср

Тема 2. От кооперирования к сплошной коллективизации в деревне

Тема 3. Основные направления развития культуры (1917–1930-е гг.)

Тема 4. Общественно-политическая жизнь страны

Тема 5. Русское зарубежье (1917–1939 гг.)

Тема 6. Международное положение и внешняя политика ссср

Раздел V. 1 ссср в годы Великой Отечественной войны

Тема 1. Великая Отечественная война (1941 – 1945 гг.)

Раздел VI. Социально-экономическая, общественно-политическая и духовная жизнь в ссср и России (1946 – 2004 гг.)

Тема 1. Ссср в послевоенные годы. Дальнейшее укрепление

Тема 2. Советская страна в начале 1950-х – середина 1960-х гг.

Тема 3. Ссср во второй половине 1960-х – начале 1980-х гг.:

Тема 4. Кризис и упразднение ссср

Тема 5. Современная Россия (1990-е – 2004 гг.)

Источники

Литература

Тема 1. Россия 1917 года: через Февраль к Октябрю

Источники

Тема 2. Россия в годы Гражданской войны и интервенции

Тема 3. Новая экономическая политика

Тема 4. Индустриализация в ссср: теория и опыт

Тема 5. Деревня и крестьянство в условиях формирования

Тема 6. Ссср в условиях режима личной власти Сталина

Тема 7. Культурное строительство в ссср в 1920-е – 1930-е гг.

Самостоятельная работа

Методические рекомендации по организации самостоятельной работы студентов

Примерные темы контрольных работ

Вопросы и задания для самоконтроля

Методические рекомендации

Активные методы обучения

Материальное обеспечение

II. Для обучения и контроля (тестирование) за знаниями студентов рекомендуются следующие материалы:

История России. Конец XIX – начало ХХ вв.: Тесты: В 3-х кн. – Кн. 2. –

М., 1993.

История России: ХХ век. 30–90-е гг.: Тесты: В 3-х кн. – Кн. 3. – М., 1993.

Щепетев В.И. Государственно-правовое развитие России IX-XX вв.: Тесты. – М., 2001.

Активные методы обучения

Ситуационные (деловые) игры:

Практическое занятие на тему: « Россия 1917 г.: через Февраль к

Октябрю».

Для повторения ранее пройденного материала дается «экспромт-ситуация». Проигрываются силами малых групп студентов собрания членов совета директоров картеля, синдиката, треста, концерна. Цель – раскрыть общее и особенное монополистических объединений в России в начале ХХ в.

Практическое занятие на тему: «Россия в годы Гражданской

войны и интервенции».

Вы решили написать родным, близким, знакомым о своей жизни в годы Гражданской войны, находясь в тылу красных; белых; на фронте… Прошли годы. Ваши письма прочитали современные исследователи. В чем же ценность этих материалов по сравнению с официальными документами?

Практическое занятие на тему: «Новая экономическая политика».

Представьте, что Вы:

а) рабочий государственного предприятия, выступающий на рабочем собрании;

б) крестьянин-кооператор, рассказывающий о своей жизни присутствующим в избе-читальне или Доме крестьянина;

в) нэпман, выступающий на конференции членов открытого акционерного общества;

г) интеллигент, участвующий в разговоре с коллегами на заседании творческого объединения.

Тема дискуссии: «НЭП – это всерьез и надолго» или это краткосрочная антикризисная программа?».

Практические занятия на тему:

«Индустриализация в СССР: теория и опыт»,

«Деревня и крестьянство в условиях формирования

тоталитарной системы».

Представьте, что вы рабселькоры и вам надо написать в газету репортаж с одной из строек первой пятилетки, показав достижения и трудности, просчеты и огромный энтузиазм людей того времени. Вашему же коллеге предстоит побывать в деревне, может даже посетить сельский сход и постараться описать все увиденное: жизнь и быт крестьян колхозной деревни, отношение к зажиточному крестьянству, сумев отразить разные мнения на колхоз и сплошную коллективизацию, в целом. Все остальные студенты исполняют роль членов редколлегии и обсуждают, пойдут ли эти материалы в печать или что в них убавить, что прибавить. Возможно, пройдет дискуссия.


Игры предполагает предварительную домашнюю подготовку.


Материальное обеспечение

Карты:

Первая мировая война (1914–1918). – М., 1982.

Подготовка Великой Октябрьской социалистической революции (март – октябрь 1917). – М., 1980.

Великая Октябрьская социалистическая революция и триумфальное шествие советской власти (октябрь 1917 – март 1918). – М., 1980.

Иностранная интервенция и Гражданская война в СССР (1919–1920). – М., 1980.

Великая Отечественная война Советского Союза (1941 – 1945 гг.). – М., 1981.

Восстановление и развитие народного хозяйства в 1946 – 1958 гг. – М., 1981.

Видеофильмы:

Парадоксы истории: Заговор против императора. Действующие

лица:

А. Гучков, Н. Некрасов, М. Терещенко и их дальнейшая судьба.

(25 мин.)

Архив кинохроники. Страницы нашей истории. 1917 – 1937 гг.

(20 мин.).

Парадоксы истории: берегите новую свободу (I Всероссийский съезд Советов 3–4 июня 1917 г.) Комментирует передачу д-р ист. наук В.Старцев (27 мин.).

Россия. Забытые годы. Гражданская война. Ч.I. Гражданская война в России имеет долгую предысторию: две революции и Первую мировую войну (52 мин.).

Россия. Забытые годы. История Красной Армии. Ч.I. Роль Л.Троцкого в создании регулярной армии. Деятельность М.Фрунзе, К.Ворошилова, М.Тухачевского. Взгляды И.Сталина на армию

(52 мин.).

НЭП: уроки истории (20 мин.).

Начало коллективизации. 1928 – 1930 гг. (9 мин.).

Итоги коллективизации. Начало эпохи Тирана. 1930 – 1934 гг.

(10 мин.).

Смерть Н. Ежова. Программа В. Правдюк «Арена для сенсаций»

(25 мин.).

Восточный фронт (из истории Великой Отечественной войны):

фильм 1-ый (53 мин.)

фильм 2-ой (50 мин.)

фильм 3-ий (52 мин.).

Россия в космосе: неизвестные страницы (20 мин.).

Архив кинохроники. Оттепель. Перестройка. Путч. (20 мин.).

«Черная оттепель Н. Хрущева». В. Правдюк «Арена для сенсаций»

(25 мин.).

Программа и методические рекомендации утверждены на заседании кафедры новейшей истории России 19 января 2004 г.

1В связи с недостаточным обеспечением научной, учебно-методической литературой, источниками, противоречивостью оценок содержание программыV–VIразделов дается подробнее, чем в предшествующих. Такой подход, по нашему мнению, поможет студентам-заочникам в самостоятельном изучении курса.


2Учитывая возможности студентов – заочников, разрешается обращение к краеведческим темам с использованием поискового материала.