ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 15.08.2024
Просмотров: 261
Скачиваний: 0
СОДЕРЖАНИЕ
Объем дисциплины и виды учебной работы
Тематический план практических занятий
Раздел I. Россия в условиях революционного процесса 1917 г.
Тема 2. Россия к осени 1917 г.: поиск путей дальнейшего
Тема 3. Октябрьский переворот и приход к власти большевиков
Тема 4. Становление большевистской диктатуры
Тема 5. Брестский мир и его последствия
Раздел II. Россия в годы Гражданской войны и интервенции
Тема 1. Концепция Гражданской войны
Тема 2. Характеристика основных этапов Гражданской войны и интервенции
Раздел III. Советская страна в послевоенный период
Тема 1. Новая экономическая политика
Тема 3. Внешняя политика ссср в 1920-е гг.
Раздел IV. Советское общество в конце 1920-х – 1930-е гг.
Тема 1. Индустриализация в ссср
Тема 2. От кооперирования к сплошной коллективизации в деревне
Тема 3. Основные направления развития культуры (1917–1930-е гг.)
Тема 4. Общественно-политическая жизнь страны
Тема 5. Русское зарубежье (1917–1939 гг.)
Тема 6. Международное положение и внешняя политика ссср
Раздел V. 1 ссср в годы Великой Отечественной войны
Тема 1. Великая Отечественная война (1941 – 1945 гг.)
Тема 1. Ссср в послевоенные годы. Дальнейшее укрепление
Тема 2. Советская страна в начале 1950-х – середина 1960-х гг.
Тема 3. Ссср во второй половине 1960-х – начале 1980-х гг.:
Тема 4. Кризис и упразднение ссср
Тема 5. Современная Россия (1990-е – 2004 гг.)
Тема 1. Россия 1917 года: через Февраль к Октябрю
Тема 2. Россия в годы Гражданской войны и интервенции
Тема 3. Новая экономическая политика
Тема 4. Индустриализация в ссср: теория и опыт
Тема 5. Деревня и крестьянство в условиях формирования
Тема 6. Ссср в условиях режима личной власти Сталина
Тема 7. Культурное строительство в ссср в 1920-е – 1930-е гг.
Методические рекомендации по организации самостоятельной работы студентов
Примерные темы контрольных работ
Рокоссовский К.К. Солдатский долг. – М., 1997.
Секреты Гитлера на столе у Сталина: Разведка и контрразведка о подготовке германской агрессии против СССР: Документы и материалы. – М., 1995.
Совершенно секретно! Только для командования. Стратегия фашистской Германии о войне против СССР: Документы и материалы. – М., 1967.
Сталин И.В. О Великой Отечественной войне Советского Союза. – М., 1950.
Литература
Анисков В.Т. Подвиг советского крестьянства в Великой Отечественной войне: Историографический очерк. – М., 1979.
Вишлев О.В. 22 июня 1941 года: Документальные очерки. – М., 2001.
Всероссийская книга памяти. 1941 – 1945 гг. Обзорный том. – М., 1995.
Гареев М.А. Неоднозначные страницы войны: Очерки о проблемных вопросах Великой Отечественной войны. – М., 1995.
Книга памяти: В 8 т. ( Российская Федерация. Костромская область). Т. 1 –7. – Ярославль, 1994 – 1995; Т. 8. – Ярославль, 1997.
Россия и Германия в годы войны и мира. – 1945 – 1996. – М., 1995.
Сталинград. Событие. Воздействие. Символ. – М., 1995.
Чадаев Я.Е. Экономика СССР в годы Великой Отечественной войны. – М., 1985. и др.
Результаты самостоятельной работы должны быть отражены в рабочей тетради по истории России, в ответах на практических занятиях, в письменных контрольных работах, на зачете и на экзамене.
Еще одной формой самостоятельной работы является письменная контрольная работа, которая сдается студентами до выхода на экзамен.
Контрольная работа(см. тематику) предусматривает обращение к учебной, научной и, главным образом, документальной литературе. Основное содержание излагается по плану. Рассмотрение темы завершается выводом. В конце работы указывается использованная литература и источники. Сноски оформляются постранично, показывая, как и с какими материалами работал студент. В результате ставится зачет, и только при этом студент получает допуск к экзамену.
Примерные темы контрольных работ
Россия на рубеже XIX – XX вв.: особенности модернизации.
Россия весной – летом 1917 г.: страницы противоречивой истории.
Россия осени 1917 г. в воспоминаниях современников.
II съезд Советов рабочих и солдатских депутатов и его решения.
Советская государственность: противоречивый путь становления (октябрь 1917 – июль 1918 гг.).
Брестский мир и его последствия.
История Гражданской войны в воспоминаниях участников.
НЭП глазами современников.
Образование СССР: противоречивость теории и практики.
СССР в 1930-е гг.: утверждение тоталитаризма.
Индустриальное строительство в СССР: ход и результаты.
От кооперации к сплошной коллективизации: уроки пройденного пути.
Отечественная культура 20-30-х гг. XX в. (на выбор).
Они не молчали (из истории оппозиции сталинскому режиму).
СССР накануне Великой Отечественной войны (конец 1930-х – начало 1940-х гг.)
Из истории Великой Отечественной войны (на выбор, о жизни тыла или о положении на фронтах).
СССР в период «хрущевской оттепели».
СССР в 1970-е гг.: нарастание застойных тенденций.
Перестройка в СССР: от попытки модернизации системы к смене модели общественного развития.
Распад СССР и формирование новой государственности в России.
Социально-экономическая и политическая жизнь России на рубеже XX – XXI вв.
Вопросы и задания для самоконтроля
Выделите основные направления советских, постсоветских, зарубежных исследований:
Октябрьского переворота 1917 г.;
Гражданской войны и интервенции;
НЭПа;
коллективизации сельского хозяйства;
тоталитаризма в СССР.
2. Перечислите особенности монополистического развития России в нача-
ле ХХ века.
3. Охарактеризуйте причины, характер и особенности Февральской революции 1917 г.
4. Назовите причины и раскройте сущность двоевластия.
5. Сравните революционное движение весны-лета и осени 1917 г. в России.
6. Осень 1917 г. Был ли у России выбор пути общественного развития?
Ответ аргументируйте.
7. Покажите противоречивость установления советской власти в различных регионах страны.
Раскройте причины Гражданской войны и интервенции в России.
Дайте в сравнении основные черты «военного коммунизма» и НЭПа.
Определите следующие понятия:
– Кооперирование – это…
– Коллективизация – это…
Индустриализация – это…
Промышленная модернизация – это…
Сталинизм – это…
Тоталитаризм – это…
Командно-административная система – это...
11.Перечислите особенности развития отечественной культуры (1917-1930-е гг.).
12.Раскройте причины поражения Красной Армии в начале Великой Отечественной войны.
13.Подтвердите соответствующими аргументами и фактами, документами то, что после Великой Отечественной войны продолжалось дальнейшее укрепление тоталитарной системы в СССР.
14.Как Вы понимаете слова «хрущевская оттепель»?
15.Поясните следующее положение: «Перестройка в СССР: от попытки модернизации системы к смене модели общественного развития».
Примерные темы курсовых работ2
Октябрьский переворот 1917 г. и культура прошлого.
Истоки и судьбы российской эмиграции.
Страницы истории Белого движения.
Белое движение в лицах: А. Колчак, А. Деникин, П. Врангель (по выбору).
Н. Махно: правда и вымыслы.
Противоречивые взаимоотношения государства и Русской православной церкви в 20–30-е гг. ХХ в.
Деревня и крестьянство в годы сплошной коллективизации в свете новых исторических документов.
Раскулачивание в 1930-е гг.: причины, основные этапы и трагические последствия.
Н.Д. Кондратьев: ученый и общественно-политический деятель.
И. Сталин: человек и политик.
И. Сталин и его время глазами современников.
Проблемы советской истории в исследованиях зарубежных ученых.
Ликвидация неграмотности: достижения, перегибы, уроки.
Костромской драматический театр: история и современность.
Жизнь и быт рабочих России в 20-е гг. ХХ в. (из истории повседневности).
«Хрущевская оттепель» и ее противоречивость.
Методические рекомендации
Важнейшей составной частью учебного процесса является научно-исследовательская работа студентов, одной из форм которой является курсовой проект. В процессе его подготовки студент приобретает опыт самостоятельной работы над литературой и источниками, совершенствует свои знания по избранной специализации, учится применять на практике современную методологию, делать выводы.
Темы курсовых работ определены, с одной стороны, как актуальные значимые проблемы истории России, а с другой, наиболее обеспеченные литературой и источниками.
Работа предполагает введение (актуальность – обоснование научно-теоретического и научно-практического интереса к теме; историографический обзор советской и постсоветской научной литературы отечественных и зарубежных авторов; цель и задачи исследования; характеристика источников; практическая значимость), изложение основного содержания по плану, заключения, список источников и литературы, приложения. Сноски оформляются постранично. В итоге ставится оценка. Лучшие проекты могут стать базой для написания квалификационной работы, а полученные научные результаты опубликованы в сборниках материалов научных студенческих конференций и использованы в дальнейшем учебном процессе.
Более конкретные вопросы по написанию и оформлению курсовой работы решаются с научными руководителями в рабочем порядке на соответствующих консультациях.
Средства обучения и контроля с использованием компьютера
I.Студенческая группа (6-7 человек) ведет сбор информации в сети Интернет по следующим темам:
Февральская и Октябрьская революции 1917 г.;
Гражданская война и интервенция;
НЭП;
Коллективизация и раскулачивание;
Сталинизм.
На соответствующих практических занятиях сообщаются результаты поиска, который велся по таким направлениям:
новые отечественные и зарубежные исследования (новые аспекты, подходы, оценки);
новые документы;
дополнительная информация об исторических деятелях;
фото и другие наглядные материалы.
Собранный материал хранится на кафедре новейшей истории России и может быть использован другими студентами.