ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 15.08.2024
Просмотров: 268
Скачиваний: 0
СОДЕРЖАНИЕ
Объем дисциплины и виды учебной работы
Тематический план практических занятий
Раздел I. Россия в условиях революционного процесса 1917 г.
Тема 2. Россия к осени 1917 г.: поиск путей дальнейшего
Тема 3. Октябрьский переворот и приход к власти большевиков
Тема 4. Становление большевистской диктатуры
Тема 5. Брестский мир и его последствия
Раздел II. Россия в годы Гражданской войны и интервенции
Тема 1. Концепция Гражданской войны
Тема 2. Характеристика основных этапов Гражданской войны и интервенции
Раздел III. Советская страна в послевоенный период
Тема 1. Новая экономическая политика
Тема 3. Внешняя политика ссср в 1920-е гг.
Раздел IV. Советское общество в конце 1920-х – 1930-е гг.
Тема 1. Индустриализация в ссср
Тема 2. От кооперирования к сплошной коллективизации в деревне
Тема 3. Основные направления развития культуры (1917–1930-е гг.)
Тема 4. Общественно-политическая жизнь страны
Тема 5. Русское зарубежье (1917–1939 гг.)
Тема 6. Международное положение и внешняя политика ссср
Раздел V. 1 ссср в годы Великой Отечественной войны
Тема 1. Великая Отечественная война (1941 – 1945 гг.)
Тема 1. Ссср в послевоенные годы. Дальнейшее укрепление
Тема 2. Советская страна в начале 1950-х – середина 1960-х гг.
Тема 3. Ссср во второй половине 1960-х – начале 1980-х гг.:
Тема 4. Кризис и упразднение ссср
Тема 5. Современная Россия (1990-е – 2004 гг.)
Тема 1. Россия 1917 года: через Февраль к Октябрю
Тема 2. Россия в годы Гражданской войны и интервенции
Тема 3. Новая экономическая политика
Тема 4. Индустриализация в ссср: теория и опыт
Тема 5. Деревня и крестьянство в условиях формирования
Тема 6. Ссср в условиях режима личной власти Сталина
Тема 7. Культурное строительство в ссср в 1920-е – 1930-е гг.
Методические рекомендации по организации самостоятельной работы студентов
Примерные темы контрольных работ
II. Для обучения и контроля (тестирование) за знаниями студентов рекомендуются следующие материалы:
История России. Конец XIX – начало ХХ вв.: Тесты: В 3-х кн. – Кн. 2. –
М., 1993.
История России: ХХ век. 30–90-е гг.: Тесты: В 3-х кн. – Кн. 3. – М., 1993.
Щепетев В.И. Государственно-правовое развитие России IX-XX вв.: Тесты. – М., 2001.
Активные методы обучения
Ситуационные (деловые) игры:
Практическое занятие на тему: « Россия 1917 г.: через Февраль к
Октябрю».
Для повторения ранее пройденного материала дается «экспромт-ситуация». Проигрываются силами малых групп студентов собрания членов совета директоров картеля, синдиката, треста, концерна. Цель – раскрыть общее и особенное монополистических объединений в России в начале ХХ в.
Практическое занятие на тему: «Россия в годы Гражданской
войны и интервенции».
Вы решили написать родным, близким, знакомым о своей жизни в годы Гражданской войны, находясь в тылу красных; белых; на фронте… Прошли годы. Ваши письма прочитали современные исследователи. В чем же ценность этих материалов по сравнению с официальными документами?
Практическое занятие на тему: «Новая экономическая политика».
Представьте, что Вы:
а) рабочий государственного предприятия, выступающий на рабочем собрании;
б) крестьянин-кооператор, рассказывающий о своей жизни присутствующим в избе-читальне или Доме крестьянина;
в) нэпман, выступающий на конференции членов открытого акционерного общества;
г) интеллигент, участвующий в разговоре с коллегами на заседании творческого объединения.
Тема дискуссии: «НЭП – это всерьез и надолго» или это краткосрочная антикризисная программа?».
Практические занятия на тему:
«Индустриализация в СССР: теория и опыт»,
«Деревня и крестьянство в условиях формирования
тоталитарной системы».
Представьте, что вы рабселькоры и вам надо написать в газету репортаж с одной из строек первой пятилетки, показав достижения и трудности, просчеты и огромный энтузиазм людей того времени. Вашему же коллеге предстоит побывать в деревне, может даже посетить сельский сход и постараться описать все увиденное: жизнь и быт крестьян колхозной деревни, отношение к зажиточному крестьянству, сумев отразить разные мнения на колхоз и сплошную коллективизацию, в целом. Все остальные студенты исполняют роль членов редколлегии и обсуждают, пойдут ли эти материалы в печать или что в них убавить, что прибавить. Возможно, пройдет дискуссия.
Игры предполагает предварительную домашнюю подготовку.
Материальное обеспечение
Карты:
Первая мировая война (1914–1918). – М., 1982.
Подготовка Великой Октябрьской социалистической революции (март – октябрь 1917). – М., 1980.
Великая Октябрьская социалистическая революция и триумфальное шествие советской власти (октябрь 1917 – март 1918). – М., 1980.
Иностранная интервенция и Гражданская война в СССР (1919–1920). – М., 1980.
Великая Отечественная война Советского Союза (1941 – 1945 гг.). – М., 1981.
Восстановление и развитие народного хозяйства в 1946 – 1958 гг. – М., 1981.
Видеофильмы:
Парадоксы истории: Заговор против императора. Действующие
лица:
А. Гучков, Н. Некрасов, М. Терещенко и их дальнейшая судьба.
(25 мин.)
Архив кинохроники. Страницы нашей истории. 1917 – 1937 гг.
(20 мин.).
Парадоксы истории: берегите новую свободу (I Всероссийский съезд Советов 3–4 июня 1917 г.) Комментирует передачу д-р ист. наук В.Старцев (27 мин.).
Россия. Забытые годы. Гражданская война. Ч.I. Гражданская война в России имеет долгую предысторию: две революции и Первую мировую войну (52 мин.).
Россия. Забытые годы. История Красной Армии. Ч.I. Роль Л.Троцкого в создании регулярной армии. Деятельность М.Фрунзе, К.Ворошилова, М.Тухачевского. Взгляды И.Сталина на армию
(52 мин.).
НЭП: уроки истории (20 мин.).
Начало коллективизации. 1928 – 1930 гг. (9 мин.).
Итоги коллективизации. Начало эпохи Тирана. 1930 – 1934 гг.
(10 мин.).
Смерть Н. Ежова. Программа В. Правдюк «Арена для сенсаций»
(25 мин.).
Восточный фронт (из истории Великой Отечественной войны):
фильм 1-ый (53 мин.)
фильм 2-ой (50 мин.)
фильм 3-ий (52 мин.).
Россия в космосе: неизвестные страницы (20 мин.).
Архив кинохроники. Оттепель. Перестройка. Путч. (20 мин.).
«Черная оттепель Н. Хрущева». В. Правдюк «Арена для сенсаций»
(25 мин.).
Программа и методические рекомендации утверждены на заседании кафедры новейшей истории России 19 января 2004 г.
1В связи с недостаточным обеспечением научной, учебно-методической литературой, источниками, противоречивостью оценок содержание программыV–VIразделов дается подробнее, чем в предшествующих. Такой подход, по нашему мнению, поможет студентам-заочникам в самостоятельном изучении курса.
2Учитывая возможности студентов – заочников, разрешается обращение к краеведческим темам с использованием поискового материала.