ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 15.08.2024

Просмотров: 259

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

52 Пояснительная записка

Объем дисциплины и виды учебной работы

Тематический план лекций

Тематический план практических занятий

Содержание дисциплины

Раздел I. Россия в условиях революционного процесса 1917 г.

Тема 1. Февральская революция

Тема 2. Россия к осени 1917 г.: поиск путей дальнейшего

Тема 3. Октябрьский переворот и приход к власти большевиков

Тема 4. Становление большевистской диктатуры

Тема 5. Брестский мир и его последствия

Раздел II. Россия в годы Гражданской войны и интервенции

Тема 1. Концепция Гражданской войны

Тема 2. Характеристика основных этапов Гражданской войны и интервенции

Раздел III. Советская страна в послевоенный период

Тема 1. Новая экономическая политика

Тема 2. Образование ссср

Тема 3. Внешняя политика ссср в 1920-е гг.

Раздел IV. Советское общество в конце 1920-х – 1930-е гг.

Тема 1. Индустриализация в ссср

Тема 2. От кооперирования к сплошной коллективизации в деревне

Тема 3. Основные направления развития культуры (1917–1930-е гг.)

Тема 4. Общественно-политическая жизнь страны

Тема 5. Русское зарубежье (1917–1939 гг.)

Тема 6. Международное положение и внешняя политика ссср

Раздел V. 1 ссср в годы Великой Отечественной войны

Тема 1. Великая Отечественная война (1941 – 1945 гг.)

Раздел VI. Социально-экономическая, общественно-политическая и духовная жизнь в ссср и России (1946 – 2004 гг.)

Тема 1. Ссср в послевоенные годы. Дальнейшее укрепление

Тема 2. Советская страна в начале 1950-х – середина 1960-х гг.

Тема 3. Ссср во второй половине 1960-х – начале 1980-х гг.:

Тема 4. Кризис и упразднение ссср

Тема 5. Современная Россия (1990-е – 2004 гг.)

Источники

Литература

Тема 1. Россия 1917 года: через Февраль к Октябрю

Источники

Тема 2. Россия в годы Гражданской войны и интервенции

Тема 3. Новая экономическая политика

Тема 4. Индустриализация в ссср: теория и опыт

Тема 5. Деревня и крестьянство в условиях формирования

Тема 6. Ссср в условиях режима личной власти Сталина

Тема 7. Культурное строительство в ссср в 1920-е – 1930-е гг.

Самостоятельная работа

Методические рекомендации по организации самостоятельной работы студентов

Примерные темы контрольных работ

Вопросы и задания для самоконтроля

Методические рекомендации

Активные методы обучения

Материальное обеспечение

52 Пояснительная записка

Учебная программа составлена на основе государственного образовательного стандарта, развития современной исторической науки и предусматривает решение познавательных, интеллектуальных и воспитательных задач с учетом специфики специальности.

Цель курса – руководствуясь принципами объективности и историзма, проанализировать социально-экономическое, общественно-политическое, культурное развитие России, показать ее место в мире в ХХ в., выделить особенности, противоречия с точки зрения формационно-цивилизационного подхода.

В содержании предусматривается освещение основных направлений отечественной и зарубежной историографии ведущих проблем курса, работа с различными источниками (нормативные документы, периодическая печать, воспоминания и др.). Изучаются модернизация, революционный процесс 1917 г., Гражданская война и интервенция, новая экономическая политика, установление режима личной власти Сталина, утверждение советской политической и социально-экономической системы, индустриализация и коллективизация, Великая Отечественная война, послевоенный СССР, «хрущевская оттепель», Советский Союз в период застоя и перестройки, современная Россия в условиях коренных социально-экономических и политических преобразований, утверждения рыночных отношений; рассматриваются основные направления внешней политики; освещаются вопросы развития культуры. Даются портреты исторических деятелей. Все это помогает лучше представить специфику советской и постсоветской эпохи, психологию, повседневность и судьбы людей России в 1917 – 2004 гг.

Основными формами являются лекции, практические занятия (см. тематический план), контрольные и курсовые работы.

Лекционный курс содержит как постановку учебных проблем, так и информационный материал, необходимый для их разрешения; он призван определить основные направления и формы самостоятельной работы.

Практические занятия важны в плане углубления и закрепления знаний, проверки их качества, осуществления различных видов домашней и аудиторной самостоятельной работы, благодаря которой развиваются умения, навыки работы с источниками, исследованиями, краеведческим материалом, художественной литературой; студент отрабатывает технологию написания рефератов, подготовки сообщений, докладов, составления диаграмм и других творческих заданий.


В конце летней сессии по темам, изучаемым на практических занятиях, студенты сдают зачет.

Перед экзаменом в зимнюю сессию по всему курсу каждый студент выполняет одну письменную контрольную и курсовую работу по истории России (см. тематику контрольных работ и методических рекомендаций).

В помощь изучающим курс прилагается краткий список основных источников и литературы.

Основные требования, предъявляемые к студенту в процессе изучения курса, с учетом ранее приобретенных умений и навыков:

– анализировать научную литературу и источники;

– на основе обобщения фактического материала делать выводы;

– выделять общее и особенное, тенденции, противоречия;

– извлекать исторические уроки, видеть альтернативы развития;

  1. использовать при этом как общенаучные, так и специально-исторические методы исследования, различные инновационные технологии.


Объем дисциплины и виды учебной работы

Виды учебной работы

Всего часов

Семестры

6-й

7-й

8-й

Общая трудоемкость

350

350

Аудиторные занятия

70

70

Лекции

50

50

Практические занятия

20

20

Самостоятельная работа

280

280

Курсовая работа

х

Виды итогового контроля:

зачет

х

контрольная работа

х

экзамен

х

Тематический план лекций

п/п

Наименование темы

Кол-во часов

Введение

2

Раздел I. Россия в условиях революционного процесса

1917 г.

1

Февральская революция

4

2

Россия к осени 1917 г.: поиск путей дальнейшего развития

4

3

Октябрьский переворот и приход к власти большевиков

2

4

Становление большевистской диктатуры

2

Раздел II. Россия в годы Гражданской войны и

интервенции

1

Концепция Гражданской войны

2

2

Характеристика основных этапов Гражданской войны и интервенции

2

Раздел III. Советская страна в послевоенный период

1

Новая экономическая политика: сущность и противоречия

2

2

Образование СССР

2

3

Внешняя политика СССР в 1920-е гг.

2

Раздел IV. Советское общество в конце 1920-х – 1930-е гг.

1

Индустриализация в СССР

2

2

От кооперирования к сплошной коллективизации в деревне

2

3

Общественно-политическая жизнь страны в конце 1920-х–1930-е гг.

2

4

Культура России (1917-1930-е гг.)

4

5

Международное положение и внешняя политика СССР в 1930-е гг.

2

Раздел V. СССР в годы Великой Отечественной войны

1

Великая Отечественная война (1941-1945 гг.)

4

Раздел VI. Социально-экономическая, общественно-

политическая и духовная жизнь СССР и России

(1946-2004 гг.)

1

СССР в первые послевоенные годы. Дальнейшее укрепление

тоталитаризма

2

2

Советская страна в начале 1950-х – середине 1960-х гг. Поиск путей демократизации общественной жизни и повышения эффективности экономики

4

3

СССР во второй половине1960-х – начале 1980-х гг.: нарастание кризисных тенденций

2

4

Распад СССР. Современная Россия в условиях смены модели общественного развития

2

Заключение

Итого

50



Тематический план практических занятий

п/п

Наименование темы

Кол-во часов

1

Россия 1917 г.: через Февраль к Октябрю

4

2

Россия в годы Гражданской войны и интервенции

4

3

Новая экономическая политика

4

4

Индустриализация в СССР: теория и опыт

2

5

Деревня и крестьянство в условиях формирования тоталитарной системы

2

6

СССР в условиях режима личной власти Сталина

2

7

Культурное строительство в СССР в 1920–1930-е гг.

2

Итого

20

Содержание дисциплины

Введение

Актуальность. Предмет, методология, методы изучения курса. Историографический обзор советских, постсоветских, русских зарубежных, иностранных исследований. Краткая характеристика источников по основным проблемам курса. Значение изучения истории России ХХ в.

Раздел I. Россия в условиях революционного процесса 1917 г.

Тема 1. Февральская революция

Историография и источники по проблеме.

Россия к началу 1917 г. Население: демографическая структура и социальный состав, расселение, многонациональность, уровень образования, конфессиональность. Изменение условий труда и быта за годы войны. Причины роста социальной напряженности в провинции и столице. Общественные настроения.

Экономическое положение России. Финансы. Промышленность и транспорт. Сельскохозяйственное производство и продовольственная политика. Состояние внутреннего рынка и меры правительства по преодолению экономических трудностей, вызванных войной.