ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 15.08.2024
Просмотров: 266
Скачиваний: 0
СОДЕРЖАНИЕ
Объем дисциплины и виды учебной работы
Тематический план практических занятий
Раздел I. Россия в условиях революционного процесса 1917 г.
Тема 2. Россия к осени 1917 г.: поиск путей дальнейшего
Тема 3. Октябрьский переворот и приход к власти большевиков
Тема 4. Становление большевистской диктатуры
Тема 5. Брестский мир и его последствия
Раздел II. Россия в годы Гражданской войны и интервенции
Тема 1. Концепция Гражданской войны
Тема 2. Характеристика основных этапов Гражданской войны и интервенции
Раздел III. Советская страна в послевоенный период
Тема 1. Новая экономическая политика
Тема 3. Внешняя политика ссср в 1920-е гг.
Раздел IV. Советское общество в конце 1920-х – 1930-е гг.
Тема 1. Индустриализация в ссср
Тема 2. От кооперирования к сплошной коллективизации в деревне
Тема 3. Основные направления развития культуры (1917–1930-е гг.)
Тема 4. Общественно-политическая жизнь страны
Тема 5. Русское зарубежье (1917–1939 гг.)
Тема 6. Международное положение и внешняя политика ссср
Раздел V. 1 ссср в годы Великой Отечественной войны
Тема 1. Великая Отечественная война (1941 – 1945 гг.)
Тема 1. Ссср в послевоенные годы. Дальнейшее укрепление
Тема 2. Советская страна в начале 1950-х – середина 1960-х гг.
Тема 3. Ссср во второй половине 1960-х – начале 1980-х гг.:
Тема 4. Кризис и упразднение ссср
Тема 5. Современная Россия (1990-е – 2004 гг.)
Тема 1. Россия 1917 года: через Февраль к Октябрю
Тема 2. Россия в годы Гражданской войны и интервенции
Тема 3. Новая экономическая политика
Тема 4. Индустриализация в ссср: теория и опыт
Тема 5. Деревня и крестьянство в условиях формирования
Тема 6. Ссср в условиях режима личной власти Сталина
Тема 7. Культурное строительство в ссср в 1920-е – 1930-е гг.
Методические рекомендации по организации самостоятельной работы студентов
Примерные темы контрольных работ
История русского советского театра: В 2-х кн. – М., 1987.
Куманёв В.А. Социализм и всенародная грамотность. – М., 1967.
Куманёв В.А. 30-е гг. в судьбах отечественной интеллигенции. – М., 1991.
Курбатов В.В. Советская архитектура. – М., 1988.
Малевич К. Художник и время. – М., 1990.
Никитина Л.Д. Советская музыка. История и современность. – М., 1991.
Новейшая история Отечества ХХ века: Учеб. для студентов вузов: В 2-х т. – М., 1998.
О'Коннор Т. А.Луначарский и советская политика в области культуры. – М., 1992.
Первый век кино: Популяр. энцикл. – М., 1996.
РАН: История и современность: Краткий очерк. – М., 1999.
Рапацкая Л.А. Искусство «серебряного века». – М., 1996.
Рапацкая Л.А. Русская художественная культура: Учеб. пособие. – М., 1998.
Ремизова Т.А. Культпросветработа в РСФСР (1921 – 1925). – М., 1962.
Репрессированная наука. – Л., 1991.
Советское искусство 20–30-х гг.: Живопись. Графика. Скульптура. Декоративно-прикладное искусство: Каталог временной выставки «АХРР». – Л., 1988.
Советская культура в реконструктивный период. 1928 – 1941. – М., 1988.
Суровая драма народа. – М., 1989.
Филонов П. – Л., 1988.
Шагал М. Возвращение мастера: Альбом. – М., 1988.
Самостоятельная работа
№ п/п |
Наименование темы |
Кол-во часов |
Форма контроля |
1 |
Февральская революция 1917 г. |
6 |
семинар, док-ты в рабочей тетради, контр. работа, зачет |
2 |
Основные политические партии и общественные организации накануне и в ходе Февральской революции |
6 |
семинар по Февральской революции – сообщения о деятелях различных партий (на выбор) |
3 |
Октябрьский переворот и приход к власти большевиков |
6 |
зачет, контр. работа |
4 |
Становление большевистской диктатуры |
6 |
инф-я о большевистских и левоэсеровских деятелях в рабочей тетради, зачет |
5 |
Брестский мир и его последствия |
6 |
контр. работа, зачет |
6 |
Россия в годы Гражданской войны и интервенции |
10 |
док-ты в рабочей тетради, дискуссия на семинаре, контр. работа, зачет, экзамен |
7 |
Страницы истории Белого движения |
8 |
док-ты в рабочей тетради, дискуссия на семинаре, контр. работа, зачет, экзамен |
8 |
Тыл Красной России: политика «военного коммунизма» |
8 |
док-ты в рабочей тетради, дискуссия на семинаре, контр. работа, зачет, экзамен |
9 |
НЭП |
10 |
док-ты в рабочей тетради, дискуссия на семинаре, контр. работа, зачет, экзамен |
10 |
Россия: от войны к миру: жизнь и быт людей (из истории повседневности) |
12 |
док-ты и рассказы о жизни крестьян, рабочих, нэпманов, чиновников в рабочей тетради, семинар, зачет |
11 |
Образование СССР |
8 |
контр. работа, экзамен |
12 |
Внешняя политика СССР в 20-е годы ХХ в. Борьба за признание |
8 |
док-ты в рабочей тетради, экзамен |
13 |
Индустриализация в СССР |
8 |
сообщения на семинаре о стройках первых пятилеток, контр. работа, экзамен |
14 |
От кооперирования к сплошной коллективизации в деревне |
10 |
док-ты в рабочей тетради, зачет, контр. работа, экзамен |
15 |
Основные направления развития культуры (1917-1930-е гг.) |
10 |
собеседование, контр. работа |
16 |
Общественно-политическая жизнь страны в конце 20-х – 30-е гг. ХХ в. |
8 |
дискуссия на семинаре, зачет, контр. работа, экзамен |
17 |
Русское зарубежье (1917-1939 гг.) |
12 |
док-ты, сообщение (на выбор) об одном из писателей, художников, политиков – эмигрантов в рабочей тетради |
18 |
Международное положение и внешняя политика СССР в 30-е годы ХХ в. |
10 |
контр. работа, экзамен |
19 |
СССР в годы Великой Отечественной войны (1941-1945 гг.) |
10 |
собеседование, контр. работа, экзамен |
20 |
Советская культура в годы войны |
8 |
собеседование |
21 |
СССР в первом послевоенном десятилетии. Дальнейшее укрепление тоталитаризма |
10 |
док-ты в рабочей тетради, экзамен |
22 |
Внешнеполитическая доктрина И. Сталина и ее реализация в 1945-1953 гг. |
8 |
экзамен |
23 |
Советская страна в середине 50-х – середине 60-х годов ХХ в. Поиск путей демократизации общественной жизни и повышения эффективности экономики |
10 |
контр. работа, экзамен |
24 |
Внешняя политика Советского Союза в 50-е – начале 60-х гг. |
8 |
экзамен |
25 |
Внешняя политика СССР в 1965-1982 гг. |
8 |
экзамен |
26 |
СССР в 1970-е годы : нарастание застойных тенденций |
8 |
контр. работа, экзамен |
27 |
Советская культура в послевоенные годы. Усиление идеологического контроля |
10 |
собеседование |
28 |
Основные направления развития отечественной культуры (середина 50-х – начало 90-х гг. ХХ в) |
10 |
собеседование |
29 |
Культура России на современном этапе |
8 |
собеседование |
30 |
Перестройка в СССР: от попытки модернизации системы к смене модели общественного развития |
8 |
контр. работа, экзамен |
31 |
Распад СССР и формирование новой государственности в России |
8 |
контр. работа, экзамен |
32 |
Современная России на рубеже ХХ-XXI вв. |
8 |
контр. работа, экзамен |
33 |
Россия в системе международных отношений (1990-е – 2004 гг.) |
6 |
контр. работа, экзамен |
|
Итого |
280 |
|
Методические рекомендации по организации самостоятельной работы студентов
Самостоятельная работа предполагает изучение
научных статей и монографий отечественных и зарубежных авторов по ведущим проблемам курса. В связи с этим, в них студентам необходимо обратить внимание на причины, сущность, противоречия, подходы и оценки различных событий, явлений, изучаемых по программе;
анализ источников (например, нормативно-законодательные акты, документы исполнительного характера, периодическую печать, статистические материалы, воспоминания и др.). Для полноты картины изучать надо разные документы, не только с точки зрения их классификации, но и социально-классовой, партийной принадлежности;
поиск и использование на практических занятиях краеведческих мате-
риалов, данных из Интернета; а также:
подготовку докладов и сообщений об исторических деятелях, включающих известные и малоизвестные биографические данные, информацию об их партийной, государственной, хозяйственной, военной, научной и других видах деятельности, характеристику оставленных трудов, воспоминаний о времени и себе, в т.ч. современников. В ходе осуществления этого задания студенты отрабатывают умения отбирать и излагать материал;
составление хроник революционных событий, военных действий, общественно-политической и культурной жизни общества.
Темы №№ 15, 17, 20, 27, 28, 29, посвященные рассмотрению основных направлений развития отечественной культуры (1917 –2004 гг.), выносятся на собеседование. В ходе подготовки студентам необходимо обратиться к соответствующим разделам не только этой программы, но и программы и методическим рекомендациям по дисциплине "История мировой и отечественной культуры" («История отечественной культуры») по специальности 020700 – «История» / Сост. Н.Н. Бобков, Н.В. Миловидова. – Кострома: КГУ им. Н.А. Некрасова, 2003. – С.11–19.
Кроме этого надо изучить соответствующую литературу (см. список источников и литературы в двух указанных программах). Особенно обратите внимание на такие книги:
Ильина Т.В. История искусств: Русское и советское искусство. – М., 1994.
Кондаков И.В. Культурология: история культуры России – М., 2003.
Новейшая история Отечества ХХ в.: Учеб. для студ. вузов: В 2-х т. – М., 1998.
Раев М. Россия за рубежом. – М., 1994.
Рапацкая Л.А. Русская художественная культура: Учеб. пособие. – М., 1998.
Рапацкая Л.А. Искусство «серебряного века». – М., 1996.
Сарабьянов Д.В. История русского искусства конца XIX – начала ХХ вв.: Учеб.
пособие. – М., 1993.
Для собеседования предлагаются следующие вопросы:
влияние социально-экономической и политической обстановки в стране на развитие культуры;
анализ особенностей развития графики, живописи, скульптуры, архитектуры, театра, музыки, кинематографа, науки в разные периоды;
характеристика наиболее значимых художественных произведений и их авторов.
По теме «СССР в годы Великой Отечественной войны» тоже предполагается собеседование по следующим вопросам:
причины, цели и характер Великой Отечественной войны;
расстановка сил;
характеристика военных действий;
причины неудач Красной Армии в начале войны;
перестройка тыла на военный лад;
разгром фашистской Германии;
война с Японией;
источники победы СССР в войне, значение, уроки. Героическое и трагическое.
Для того, чтобы ответить на эти вопросы, необходимо поработать с
литературой. (См. список источников и литературы).
В связи с тем, что в обществе, современной исторической науке наметились разные подходы к оценке многих проблем и событий Великой Отечественной войны, выводы могут быть неоднозначными, но при этом основанными на документах, а не на публицистических материалах.
Источники
Василевский А.М. Дело всей жизни. Кн. 1,2. – М.,1988 – 1989.
Великая Отечественная война 1941– 1945 гг. События. Люди. Документы: Краткая историческая справка. – М., 1990.
Великая Отечественная война 1941– 1945: Энциклопедия. – М., 1985.
В грозном 41 – м…: Сб. документов и материалов. – Кострома, 2001.
Жуков Г.К. Воспоминания и размышления. – М., 1991. – Т. 1 – 3.
Канун и начало войны: Документы и материалы. – Л., 1991.
Кожурин В.С. Народ и власть. 1941 – 1945: Новые документы. – М.,1995.
Кострома – фронту: Сб. документов. – Ярославль, 1975.
Народное хозяйство в СССР в годы Великой Отечественной войны 1941 – 1945 гг.: Статистический сб. – М., 1990.