Файл: ИСТОРИЯ ОТЕЧЕСТВЕННОГО КИНО (ВГИК).doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 13.09.2024

Просмотров: 165

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

История отечественного кино как научная дисциплина

Периодизация истории отечественного кино

Цели и задачи курса

Методика преподавания

I курсах..Основные виды занятий - лекции, семинары, консультации, учебные просмотры

История отечественного кино и другие специальные дисциплины

Киноискусство 20-х годов

Украинское кино

Белорусское кино

Киноискусство в годы великой отечественной войны (1941-1945)

Советское киноискусство в послевоенный период

Советское киноискусство 1950-1960-х годов

Неореализма.

V съезд кинематографистов (май 1986 г.) - начало нового периода развития отечественного кино. Острая критика недостатков в развитии советского кино. Смена поколений в руководстве Союза.

V съезд кинематографистов (май 1986 г.) - начало нового периода развития отечественного кино. Острая критика недостатков в развитии советского кино. Смена поколений в руководстве Союза.

Новые тенденции в игровом кино второй половины 1990-х

Заключение

Третий раздел курса «История отечественного кино» охватывает постсоветский период его развития: процессы и явления в киноискусстве последних полутора десятилетий двадцатого века (1986-й -1990-е годы).

На состоявшемся в мае 1986 года V съезде Союза кинематографистов СССР, ставшем началом нового периода, резкой критике подверглись бюрократическая централизация кинопроизводства, идеологический контроль за процессом творчества и другие пороки системы государственной кинематографии. Этому периоду свойственны черты переходности, неустойчивости. Позже с достаточной определенностью проявились его негативные тенденции. В 1991 году прекратил свое существование СССР и, соответственно, советское многонациональное кино. Реформирующийся российский кинематограф начинает с активной конфронтации с наследием советского кино, его

5

6

идеологией и его приоритетами. Экран почти безразличен к зрительскому отклику, решает полемические внутрикинематографические задачи, ведет борьбу с прошлым на своей территории. Происходит разгосударствление кинопроизводства и проката При сохранении определенной государственной поддержки кинематограф в России пытается идти по пути частного и кооперативного предпринимательства. Это оборачивается сначала коротким период «многокартинья» за счет продукции многочисленных кооперативных студий, а затем - общим сокращением кинопроизводства вследствие сокращения государственного финансирования. Со всей остротой встает проблема выживания отечественного кино. Предпринимаются попытки преодолеть производственный и творческий кризис. К концу 1990-х годов появляются признаки возрождения отечественного кинопроизводства. На экраны выходят картины, вызывающие широкий зрительский интерес. Со второй половины 90-х годов происходит становление продюсерского кинематографа, что привело к смене образной выразительности, традиционной для отечественного фильма. Усилилось влияние других экранных искусств.

Явления и тенденции, наблюдаемые в начале нового века, истоки которых уходят в 1990-е годы, еще далеки от завершения, они не стали историей - это сегодняшний и завтрашний день отечественного кино. Поэтому киноискусство данного периода пока целесообразно рассматривать не в курсе истории отечественного кино, а в рамках курса «Мастерство кинокритика» и семинара «Современный фильм», опирающихся на материалы текущего кинопроцесса.


Изложенная выше периодизация лежит в основе курса «История отечественного кино», читаемого во ВГИКе, она, в основном, принята также во многих других учебных и научно-исследовательских учреждениях, отражена в исследованиях по истории кино


Цели и задачи курса

По окончании курса студенты должны обладать конкретными знаниями об основных закономерностях и тенденциях исторического развития отечественного киноискусства и его отдельных периодах, о своеобразии и творческой эволюции ведущих мастеров. Студенты должны уметь квалифицированно анализировать и оценивать явления и процессы, характеризующие развитие отечественного киноискусства на протяжении его истории. Знания, полученные в процессе изучения курса, студенты должны использовать в своей будущей профессиональной деятельности в качестве киноведа, критика, редактора киностудий и телеканалов, методиста в системе кинофикации и проката, лектора и т.п.

Методика преподавания

В обобщенном виде методологические и теоретические основы курса истории отечественного кино представлены во Введении. Проблемно-тематический анализ кинопроцесса в рамках отдельных периодов истории отечественного кино сочетается в курсе с исследованием творчества наиболее значительных мастеров кино, их теоретических взглядов и созданных ими фильмов. Синтетическая природа кино и коллективный характер кинотворчества предопределяют необходимость анализировать при этом не только работу режиссера, но и других ведущих участников создания кинопроизведения.

В курсе рассматривается главным образом история игрового кино. Лишь в разделах «Рождение советского кино», «Киноискусство 20-х годов», «Киноискусство в годы Великой Отечественной войны» речь идет также и о развитии хроникально-документального кино, которое в эти периоды оказывало особое влияние на художественно-игровой кинематограф. Более полно развитие документального и научно-популярного кино изучается в рамках курса «История и теория неигровых видов кино» История отечественного анимационного фильма изучается в рамках курса «История и

теория художественной мультипликации».

«История отечественного кино» читается на киноведческом отделении ВГИКа на I-V

I курсах..Основные виды занятий - лекции, семинары, консультации, учебные просмотры

фильмов, индивидуальная работа студентов.

j В лекциях освещаются важнейшие проблемы истории кино, характеризуются

отдельные периоды его развития, особенности и эволюция творчества ведущих мастеров, идейно-художественное своеобразие фильмов.

На семинарских занятиях закрепляется пройденный материал, обсуждаются подготовленные студентами учебные и курсовые работы.


Учебные просмотры знакомят студентов с наиболее значительными и характерными произведениями отечественного кино. Просмотры предваряются вступительным словом педагога.

) Кроме аудиторных занятий по истории кино, учебным планом предусмотрены также

индивидуальные консультации, в процессе которых педагог может оказать методическую помощь студентам в подготовке к семинарским занятиям, дополнительно разъяснить материал курса, ориентировать студентов в выборе темы курсовых работ, консультировать в процессе их написания. Индивидуальные консультации, так же, как и семинарские занятия, являются одной из форм контроля за усвоением студентами материала курса и их самостоятельной работой.

В процессе обучения студенты пишут курсовые работы по истории отечественного кино. Эти работы имеют целью самостоятельное научно-творческое осмысление конкретных вопросов истории отечественного киноискусства, развитие навыков научного исследования в области киноведения. Они являются необходимым этапом, предваряющим работу студентов над дипломными сочинениями. Курсовая работа должна быть написана на основе просмотренных фильмов, изучения соответствующей киноведческой, общеэстетической литературы и архивных материалов. Темы курсовых

| работ утверждаются педагогом, исходя из содержания программы курса и с учетом

индивидуальных возможностей и научных интересов студента. Курсовые работы, как правило, оцениваются зачетом с дифференцированной оценкой. В конце каждого семестра студенты сдают зачеты или экзамены.


История отечественного кино и другие специальные дисциплины

Являясь одним из ключевых в системе профессиональной подготовки будущих киноведов, курс «История отечественного кино» тесно связан с другими предметами киноведческого цикла. Параллельно курсу истории отечественного кино читается курс истории зарубежного кинематографа. Внутренней связью между этими дисциплинами является изучение проблем мирового киноискусства, места и значения отечественной кинематографии в мировом кинопроцессе. Параллельно с курсами истории отечественного и зарубежного кино ведется другая важнейшая профилирующая киноведческая дисциплина - семинар «Мастерство кинокритики», знакомящий студентов с историей и теорией предмета и дающий практические навыки в этой области. Студенты киноведческого факультета изучают также и такие специальные дисциплины, как «Теоретический анализ фильма», «Фильмоведение», «Литературное редактирование», «Редактирование сценария и фильма», «История и теория телевидения» и др. Теоретической базой истории кино и других киноведческих дисциплин являются курсы «Введение в киноведение» и «История теорий кино», дающие студентам знание сущностных принципов и закономерностей киноискусства.

Помимо киноведческого отделения, курс «История отечественного кино» читается на всех отделениях и факультетах института: сценарном, режиссерском, актерском, операторском, художественном и экономическом. Но, в отличие от киноведческого отделения, объем курса здесь значительно меньше. Преподавая «Историю отечественного кино» на этих факультетах, педагоги руководствуются настоящей ( программой, сокращая количество часов на изучение каждого раздела в соответствии с

учебными планами данного факультета. При этом объем курса «История отечественного кино» не может быть меньше двух семестров.

7

8

Учебные просмотры по курсу проводятся потоком для всех студентов этих факультетов и включают наиболее значительные и представительные для данного периода или творчества данного режиссера фильмы. Форма занятий по курсу - лекции, семинары и учебные просмотры. Завершается изучение курса экзаменом

ОТЕЧЕСТВЕНННОЕ КИНО. ЭТАПЫ РАЗИВИТИЯ

Введение

История кино как научная дисциплина, как один из разделов киноведения. Взаимосвязь истории кино с теорией кино и кинокритикой.