ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 13.09.2024
Просмотров: 158
Скачиваний: 0
СОДЕРЖАНИЕ
История отечественного кино как научная дисциплина
Периодизация истории отечественного кино
I курсах..Основные виды занятий - лекции, семинары, консультации, учебные просмотры
История отечественного кино и другие специальные дисциплины
Киноискусство в годы великой отечественной войны (1941-1945)
Советское киноискусство в послевоенный период
Советское киноискусство 1950-1960-х годов
Музыкальные комедии А.Ивановского (1881-1968): «Музыкальная история» (1940, авт. сцен. Е.Петров и Г.Мунблит) и «Антон Иванович сердится» (1941, авт. сцен. Е.Петров и Г.Мунблит). Популяризация классической музыки средствами кино. С.Лемешев, Э.Гарин, С.Мартинсон, З.Федорова, Л.Целиковская, П.Кадочников в фильмах А.Ивановского.
Лирико-комедийные фильмы: «Подкидыш» (1940, реж. Т.Лукашевич, авт. сцен. А.Барто и Р.Зеленая), «Девушка с характером» (1939, авт. сцен. Г.Фиш, И.Склют) и «Сердца четырех» (1941, ВЭ - 1945, авт. сцен. А.Файко, А.Гранберг) режиссера К.Юдина. Образы, созданные в этих фильмах Ф.Раневской, Р.Пляттом, П.Репниным, Р.Зеленой, В.Серовой.
Исторический Фильм Экранизация литературной классики
Активизация общественного интереса к историческому прошлому, к героико-патриотическим страницам национальной истории во второй половине 1930-х годов. Модернизация образов исторических деятелей, искажение исторической правды в ряде фильмов в духе установок официальной историографии, политической злобы дня. Содружество кинематографистов и писателей (А.Толстой, А.Корнейчук, П.Павленко,
В.Шкловский) в работе над исторической темой в кино.
Возможности творческого претворения литературной и театральной классики в звуковом кино. Проблема соотношения истории и современности.
«Петр Первый» (1 и 2 серии, 1937-1939, авт. сцен. А.Толстой, В.Петров, реж. В.Петров). Трактовка личности и эпохи Петра в одноименном романе А.Толстого и в фильме. «Романность» сюжетной композиции фильма. Соотношение исторической правды и художественного вымысла. Петр в исполнении Н.Симонова - одна из крупнейших актерских работ того времени. Выразительность, психологическая объемность образов Меньшикова (М.Жаров), царевича Алексея (Н.Черкасов), Екатерины (А.Тарасова) и других персонажей фильма. Сочность в изображении среды, быта петровской эпохи (опер. В.Горданов, В.Яковлев, худ. Н.Суворов).
В.Пудовкин. Работа над фильмом «Минин и Пожарский» (1939, авт. сцен. В.Шкловский). Тема народа в фильме. Образ крепостного Романа (Б.Чирков). Иллюстративность образов Минина и Пожарского. Монтажно-пластическая выразительность фильма.
«Суворов» (1941, авт. сцен. Г.Гребнер и Н.Равич). Особенности драматургии. Образ Суворова в исполнении актера Н.Черкасова (Сергеева). Исторический портрет и интерьер в работе операторов А.Головни и Т.Лобовой, художника В.Егорова.
Теоретические исследования и критические работы Пудовкина 30-х годов о взаимоотношении литературы и экрана, о воспитании киноактера и системе Станиславского в кино.
С.Эйзенштейн. Работа С.Эйзенштейна, Г.Александрова и Э.Тиссэ в Западной Европе и Америке. Судьба фильма «Да здравствует Мексика!». История замысла и постановки фильма «Бежин луг» (1935-1937, авт. сцен. А.Ржешевский). Статья С.Эйзенштейна «Ошибки "Бежина луга"». Фотофильм «Бежин луг» (1967) С.Юткевича и Н.Клеймана.
«Александр Невский» (1938, авт. сцен. П.Павленко и С.Эйзенштейн). Патриотический пафос фильма. Образ Невского, созданный Н.Черкасовым. Народные герои в исполнении Н.Охлоокова, А.Абрикосова, Д.Орлова. Жанровое и стилевое своеобразие фильма. Обращение к художественным традициям былинного эпоса. Изобразительная форма (опер. Э.Тиссэ, худ. И.Шпинель). Значение музыки С.Прокофьева в раскрытии идеи и образов фильма.
Эйзенштейн о работе над исторической темой в кино (выступление на творческом совещании по вопррсам исторического и историко-революционного фильма в 1940 г.). Исследования Эйзенштейна 30-х годов, посвященные проблемам внутреннего монолога в кино, драматургической функции цвета в фильме, выразительным возможностям звукозрительного монтажа. Значение этих исследований в развитии кинотеории.
И.Савченко (1906-1950). Фильм «Богдан Хмельницкий» (1941, авт. сцен. А.Корнейчук). Героико-романтическое раскрытие темы национально-освободительной борьбы украинского народа. Укорененность образного строя фильма в национальном фольклоре. Богдан Хмельницкий в исполнении Н.Мордвинова. Образы народных героев -дьяк Таврило (М.Жаров), Максим Кривонос (И.Ильченко), Иван Богун (Б.Безгин), Тур (Р.Ивицкий) и др. Экспрессивность изобразительной стилистики (опер. Ю.Екельчик, худ Я.Ривош). Музыкальный строй фильма (комп. С.Потоцкий). Традиции А.Довженко.
Историческая тема в фильмах: «Пугачев» (1937, реж. П.Петров-Бытов), «Степан Разин» (1939, реж. О.Преображенская, И.Правов), «Салават Юлаев» (1941, реж. Я.Протазанов).
Я.Протазанов. Фильм «Бесприданница» (1936, по пьесе А.Островского, авт. сцен. Я.Протазанов и В.Швейцер). Жанровое переосмысление пьесы. Актерские работы Н.Алисовой, А.Кторова, Б.Тенина, В.Рыжовой и других. Использование музыки П.Чайковского и русских народных песен. Изобразительное решение среды, атмосферы действия (опер. М.Магидсон, худ. А.Арапов и С.Кузнецов).
М.Донской. Экранизация автобиографической трилогии М.Горького (авт. сцен. И.Груздев и М.Донской): «Детство Горького» (1938), «В людях» (1939), «Мои университеты» (1940). Изображение «свинцовых мерзостей жизни» и утверждение добрых, светлых начал человеческой натуры. Драматургическая и актерская выразительность образов бабушки (В.Массалитинова), деда (М.Трояновский), Цыганка (Д.Сагал) и ряда других персонажей. Алексей Пешков в исполнении А.Лярского и
21
22
Н.Вальберта. Эмоциональность режиссерского почерка, звуко-зрительного строя трилогии (опер. П.Ермолов, худ. И.Степанов, комп. Л.Шварц).
Фильмы для детей и юношества
Организация ежемесячного киножурнала «Пионерия». Первый звуковой детский фильм «Рваные башмаки» (1933, авт. сцен, и реж. М.Барская).
Основание киностудии «Союздетфильм» (1936). Участие известных писателей и драматургов в создании фильмов для детей (А.Гайдар, В.Катаев, Е.Шварц, Л.Кассиль).
Фильмы А.Разумного «Личное дело» (1939) и «Тимур и его команда» (1940)
Фильмы-сказки «По щучьему велению» (1938) и «Василиса Прекрасная» (1940) режиссера А. Роу.
Историко-революционные фильмы для детей. «Дума про казака Голоту» (1937, по А.Гайдару, авт. сцен, и реж. И.Савченко), «Белеет парус одинокий» (1937, авт. сцен. В.Катаев, реж. В.Легошин).
Фильмы режиссера В.Вайнштока «Дети капитана Гранта» (1936) и «Остров сокровищ» (1938).
Героико-романтические черты детского кино 30-х годов. Проявление идеологического схематизма и назидательности.
Заключение
Укрепление материально-технической базы кинематографа, развитие киносети, строительство новых киностудий в центре и в национальных республиках. Организация производства отечественной киноаппаратуры и пленки.
Достижения киноискусства в области звуко-зрительной выразительности экрана. Эволюция повествовательно-драматургических форм. Негативное влияние на развитие киноискусства партийно-государственного идеологического контроля, нормативной эстетики и поэтики. Закрепление в массовом сознании мифов тоталитарного режима с помощью кино.
Киноискусство в годы великой отечественной войны (1941-1945)
Нападение фашистской Германии на СССР. Перестройка работы киностудий в связи с требованиями военного времени. Организация фронтовых групп кинохроники. Кинопериодика и фронтовой кинорепортаж. Новые задачи научно-популярного кино. Выпуск военно-инструктивных фильмов для всеобщего военного обучения Организация производства военно-учебных фильмов для армии. Перестройка художественной кинематографии. Выпуск киноплакатов и короткометражных фильмов. «Боевые киносборники». Эвакуация киностудий на восток страны. Организация ЦОКС (Центральной Объединенной Киностудии) в Алма-Ате.
Документальное кино в годы Великой Отечественной войны
Первые фронтовые кинорепортажи. Производственно-творческая организация работы фронтовых киногрупп. Героический труд фронтовых кинооператоров В.Сущинского, В.Орлянкина, Р.Кармена, В.Микоши и др. Освещение военных событий в киножурналах, спецвыпусках и документальных фильмах.
Хроникально-документальные фильмы о важнейших этапах войны, о партизанском движении, о жизни тыла: «Разгром немецких войск под Москвой» (1942, реж. И.Копалин и Л.Варламов), «Ленинград в борьбе» (1942, реж. Р.Кармен, И.Комарцев, В.Соловцов, Е.Учитель), «Народные мстители» (1943, реж. В.Беляев), «День войны» (1942, реж. М.Слуцкий), «Сталинград» (1943, реж. Л.Варламов), «Битва за нашу Советскую Украину» (1943, реж. А.Довженко, Я.Авдеенко, Ю.Солнцева), «Освобожденная Франция» (1944, реж. С.Юткевич), «Берлин» (1945, реж. Ю.Райзман) и др. Приход в документальное кино
мастеров игрового фильма. Художественно-публицистическое начало в образном строе документальных фильмов о войне. Развитие приемов фронтового репортажа, повышение мастерства операторов. Влияние опыта кинодокументалистики на игровой кинематограф. Историческое значение материалов документальной кинолетописи Великой Отечественной войны.
Игровые фильмы о Великой Отечественной войне
«Боевые киносборники». Возрождение традиций киноплаката и агитфильма. Участие в создании киносборников крупнейших писателей, режиссеров, актеров, операторов. Жанровое многообразие. Использование образов популярных героев довоенного экрана. Киноновеллы: «У старой няни» (БКС № 1), реж. Е.Червяков, «Антоша Рыбкин» (БКС № 2), реж. К.Юдин, «Ночь над Белградом» (БКС «№ 8), реж. Л.Луков, «Пир в Жирмунке» (БКС № 6), авт. сцен. Л.Леонов, реж. В.Пудовкин и др.
Фильм В.Пудовкина и Ю.Тарича «Убийцы выходят на дорогу» (1942, по мотивам пьесы Б.Брехта «Страх и отчаяние в Третьей империи», авт. сцен. М.Большинцов и В.Пудовкин). Тема античеловеческой сущности тоталитаризма и фашизма. Особенности сюжетной композиции. Элементы сатирического гротеска и психологизма в образном строе фильма. Экспрессивность изобразительного решения (опёр. Б.Волчек, Э.Савельева, худ. А.Бергер). Драматическая судьба фильма.
«Машенька» (1942, авт. сцен. Е.Габрилович, реж. Ю.Райзман, опер. Е.Андриканис). Морально-этическая коллизия фильма. Психологически убедительные портреты современников. Образы Маши Степановой (В.Караваева) и Алеши (М.Кузнецов). Достоверность и художественная выразительность в изображении быта предвоенной поры. Камерность сюжета и образ времени в фильме. Значительный зрительский успех «Машеньки».
«Парень из нашего города» (1942, по одноименной пьесе К.Симонова, авт. сцен. К.Симонов, реж. А.Столпер, Б.Иванов). Злободневность темы и схематичность образов предвоенной пьесы. Образ «героя нашего времени» Сергея Луконина, созданный Н.Крючковым. Поверхностное решение ряда сюжетных линий: Продолжение творческого содружества К.Симонова и А.Столпера в фильмах «Жди меня» (1943) и «Дни и ночи» (1945). Камерная, лирико-драматическая трактовка будней войны.
Всенародный характер патриотического сопротивления захватчикам - основная тема киноискусства военной поры. Эволюция мастеров кино от умозрительного, поверхностно-агитационного раскрытия темы к реалистическому постижению страданий и мужества народа.
«Секретарь райкома» (1942, авт. сцен. И.Прут, реж. И.Пырьев). Романтический образ командира партизанского отряда Кочета (В.Ванин). Сатирическая трактовка образа врача (М.Астангов). Использование в изобразительной структуре фильма приемов политического плаката (опер. В.Павлов, худ. А.Уткин). Облегченность драматургических и режиссерских решений.
«Она защищает Родину» (1943, авт. сцен. А.Каплер, реж. Ф, Эрмлер, опер. В.Рапопорт). Образ Прасковьи Лукьяновой в исполнении В.Марецкой. Документализм и публицистическая страстность образного языка картины. Традиции кино 30-х годов в сюжетно-психологической повествовательности и плакатность в изображении войны.
«Радуга» (1944, по одноименному роману В.Василевской, авт. сцен. В.Василевская, реж. М.Донской). Обнаженная правда и острый драматизм в изображении народных страданий под гнетом оккупантов. Тема народного сопротивления. Драматическая выразительность образов Олены (Н.Ужвий), Малючихи (А.Лисянская), Федосьи (Е.Тяпкина). Образы Курта Вернера (Г.Клеринг) и Пуси (Н.Алйсова). Эмоциональная напряженность образного строя фильма. Символический образ радуги. Особенности изобразительного решения (опер. Б.Монастырский, худ. В.Хмелева). Международный успех фильма, его влияние на зачинателей итальянского неореализма.