Файл: ИСТОРИЯ ОТЕЧЕСТВЕННОГО КИНО (ВГИК).doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 13.09.2024

Просмотров: 160

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

История отечественного кино как научная дисциплина

Периодизация истории отечественного кино

Цели и задачи курса

Методика преподавания

I курсах..Основные виды занятий - лекции, семинары, консультации, учебные просмотры

История отечественного кино и другие специальные дисциплины

Киноискусство 20-х годов

Украинское кино

Белорусское кино

Киноискусство в годы великой отечественной войны (1941-1945)

Советское киноискусство в послевоенный период

Советское киноискусство 1950-1960-х годов

Неореализма.

V съезд кинематографистов (май 1986 г.) - начало нового периода развития отечественного кино. Острая критика недостатков в развитии советского кино. Смена поколений в руководстве Союза.

V съезд кинематографистов (май 1986 г.) - начало нового периода развития отечественного кино. Острая критика недостатков в развитии советского кино. Смена поколений в руководстве Союза.

Новые тенденции в игровом кино второй половины 1990-х

Заключение

«Человек № 217» (1944, ВЭ - 1945, авт. сцен. Е.Габрилович и М.Ромм, реж. М.Ромм, опер. Б.Волчек, Э.Савельева). Тема душевной стойкости советских людей в фашистской неволе. Сатирическое обличение человеконенавистнической сущности «обыкновенных» немцев. Слаженность актерского ансамбля: Е.Кузьмина, В.Зайчиков, В.Владиславский,

23

24

Л.Сухаревская и др. Публицистичность и экспрессия изобразительного решения. Опыт фильма «Человек № 217» и фильм М.Ромма «Обыкновенный фашизм» (1965).

«Нашествие» (1944, ВЭ- 1945, по одноименной пьесе Л.Леонова, авт. сцен. Б.Чирсков, реж. А.Роом). Особенности драматургии Л.Леонова. Тема патриотизма и острота психологического конфликта. Необычная для фильмов военной поры внутренняя конфликтность образа Федора Таланова (О.Жаков). Сатирическая заостренность образов Фаюнина и Кокорышкина (актеры В.Ванин и Г.Шпигель).

«Однажды ночью» (1944, авт. сцен. Ф.Кнорре, реж Б.Барнет). Психологическая глубина г изображении подвига обычного, рядового человека. Образ Вари, созданный актрисой И.Радченко.

Последняя совместная работа братьев Васильевых «Фронт» (1943) по одноименной пьесе А.Корнейчука, опубликованной на страницах «Правды».. Профессионализм режиссеров и других создателей картины (опер. А.Дудко, худ. Б.Дубровский-Эшке, арт.: Б.Бабочкин, Б.Жуковский, Л.Свердлин, В.Ванин, Б.Чирков, Н.Крючков...) и, вместе с тем, неубедительное, поверхностное объяснение причин неудач нашей армии на первом этапе войны.

«Великий перелом» (1945, авт. сцен. Б.Чирсков, реж. Ф.Эрмлер). Попытка художественного проникновения в «лабораторию» полководческой мысли. Драматическая напряженность сюжетного развития. .Функциональность образов высших военачальников - Муравьева (М.Державин), Виноградова (П.Андриевский), Лаврова (Ю.Толубеев), Кривенко (А.Абрикосов), Пантелеева (А.Зражевский). М.Бернес в роли шофера Минутки. Стремление к документализму в изобразительной манере (опер. А.Кальцатый, худ. Н.Суворов). Влияние культа личности Сталина на общую концепцию фильма.

Тема воинского подвига народа в фильмах «Во имя Родины» (1943, реж. В.Пудовкин, по пьесе К.Симонова «Русские люди»), «Малахов курган» (1943, реж. А.Зархи и И.Хейфиц), «Небо Москвы» (1944, реж. Ю.Райзман), «Иван Никулин - русский матрос» (1945, реж.И.Савченко) и др. Отдельные режиссерские, актерские, операторские удачи и преобладание агитационно-пропагандистского пафоса, шаблонных, стереотипных решений над художественностью.


Фильм Л.Лукова «Два бойца» (1943, по повести Л.Славина «Мои земляки», авт. сцен. Е.Габрилович). Камерность сюжета. Образы фронтовых друзей, созданные Б.Андреевым и М.Бернесом. Юмор и лирика в образном строе фильма. Роль песен комп. Н.Богословского. Большой зрительский успех фильма.

Героические и комедийные мотивы в кинокомедиях «Антоша Рыбкин» (1942, реж. К.Юдин) и «Новые похождения Швейка» (1944, реж. С.Юткевич).

«В шесть часов вечера после войны» (1944, авт. сцен. В.Гусев, реж. И.Пырьев). Жанровое своеобразие фильма. Роль музыки Т.Хренникова. Актерский ансамбль: М.Ладынина, Е.Самойлов, И.Любезнов. Провидческий финал картины.

Тема единства фронта и тыла в фильмах «Большая земля» (1944, авт. сцен, и реж. С.Герасимов), «Родные поля» (1945, авт. сцен. М.Папава, реж. Б.Бабочкин и А.Босулаев).

Тема патриотизма и освободительной борьбы народа с иноземными захватчиками в историко-биографических фильмах.

«Иван Грозный» С.Эйзенштейна, 1-я (1945) и 2-я (1945, ВЭ- 1958) серии. Образ Ивана Грозного - собирателя московского государства в первой Серии фильма. Эволюция образа от первой ко второй серии. Трактовка опричнины. Органическая слитность драматургии, пластики (худ. И.Шпинель, опер. И.Москвин и Э.Тиссэ), музыки (комп. С.Прокофьев) и актерского исполнения. Психологическая глубина образов Ивана Грозного (Н.Черкасов), Ефросиньи Старицкой (С.Бирман), князя Владимира (П.Кадочников). Драматическая судьба второй серии фильма.

«Кутузов» (1944, авт. сцен. В.Соловьев, реж. В.Петров), «Георгий Саакадзе» (1942-1943, авт. сцен. А.Антоновская, Б.Черный, реж. М.Чиаурели), «Давид Бек» (1944, авт. сцен. А.Бек-Назаров, Я.Дукор, С.Арутюнян, В.Соловьев, реж. А.Бек-Назаров). Иллюстративность драматургии, идеализация образов полководцев и монархов. Актерская и пластическая выразительность отдельных решений.

Воплощение патриотической темы на материале гражданской войны в фильмах «Котовский» (1943, авт. сцен. Каплер, реж. А.Файнциммер),'«Александр Пархоменко»

(1942, авт, сцен. Вс. Иванов, реж. Л.Луков) и «Его зовут Сухе Батор» (1942, авт. сцен. Б.Лапин, З.Хацревин, АЗархи, И.Хейфиц, реж. А.Зархи, И.Хейфиц). Драматическая неразработанность характеров. Упрощенность сюжетных решений.

Фильмы для детей и юношества

Перестройка работы киножурнала «Пионерия». Документальный фильм «Повесть о наших детях» (1945, реж. А.Ованесова). Игровые фильмы: «Жила-была девочка» (1944, авт. сцен. В.Недоброво, реж. В.Эйсымонт), «Волшебное зерно» (1942, авт. сцен, А.Симуков, реж. В.Кадочников и Ф.Филиппов). Фильмы-сказки реж. А.Роу по сценариям В.Швейцера «Конек-Горбунок» (1941) и «Кащей Бессмертный» (1945).


Заключение

Особенности советского кино в годы Великой Отечественной войны и его вклад в общенародную борьбу против фашистских захватчиков. Ведущая роль кинохроники и документального кино. Отражение в кинодокументах и игровом кино агитационных задач времени, массового героизма и патриотизма советских людей. Влияние хроники на художественное кино.


Советское киноискусство в послевоенный период

Трудности развития советской кинематографии в первые послевоенные годы. Реэвакуация киностудий и восстановление киносети. Влияние на кинопроцесс установок тоталитарного режима, культа личности Сталина. Постановления ЦК ВКП(б) 1946-1948 годов по идеологическим вопросам. Сокращение кинопроизводства. Ориентация ведущих режиссеров на исторические и историко-биографические темы. Недостаточное внимание к проблемам современной жизни. Бесконфликтность, схематизм, парадность * художественном творчестве. Развитие позитивного опыта советского киноискусства в некоторых фильмах этого периода. Отсутствие притока в кино творческих сил. Урон, нанесенный «малокартиньем» развитию искусству кино. Непоследовательность и поверхностность критики «теории бесконфликтности» в редакционной статье «Правды» «Преодолеть отставание советской драматургии» (1952).

Фильмы о Великой Отечественной войне

Тема героизма и патриотизма в послевоенных фильмах о Великой Отечественной войне. Ориентация на изображение подвига как жертвы, прославление героев войны. Проблема художественной типизации документально-биографического материала. Издержки на этом пути.

«Молодая гвардия» (1948, по одноименному роману А.Фадеева, авт. сцен, и реж. С.Герасимов, опер. В.Рапопорт, комп. Д.Шостакович). История постановки фильма. Принципы экранизации романа. Образы молодогвардейцев - Олег Кошевой (В.Иванов), Уля Громова (Н.Мордюкова), Сергей Тюленин (С.Гурзо), Любовь Шевцова (И.Макарова). Документальная достоверность атмосферы военного времени и героико-романтический пафос фильма.

«Повесть о настоящем человеке» (1948, по одноименной повести Б.Полевого, авт. сцен. М.Смирнова, реж. А.Столпер). Образы Мересьева (П.Кадочников) и комиссара (Н.Охлопков). Особенности изобразительного решения фильма (опер. М.Магидсон, худ. И.Шпинель).

«Подвиг разведчика» (1947, авт. сцен. М.Блейман, К.Исаев, М.Маклярский, реж. Б.Барнет). Драматическая напряженность детективной фабулы и разработка характеров. Образ советского разведчика Федотова (П.Кадочников). Психологическая достоверность образов, созданных А.Бучмой, Д.Милютенко, П.Романовым, Б.Барнетом и другими актерами.

25

26

Лирико-драматическое воплощение военной темы в фильме «Звезда» (1949, ВЭ -1953, по одноименной повести Э.Казакевича, реж. А.Иванов). Камерность сюжета. Трагедийный финал. Лиризм в психологических характеристиках персонажей, достоверность среды действия, деталей фронтового быта (опер. В.Рапопорт, С.Иванов). Запрет фильма и его последующий выпуск с измененным финалом (ложно понятый оптимизм).


«Художественно-документальные» фильмы, воссоздаюЩие крупнейшие стратегиче­ские операции Великой Отечественной войны. Противоречивость исходных посылок -стремление к развитию опыта советского эпического кинематографа 1920-1930-х годов и оценка событий войны в духе культа личности Сталина.

«Третий удар» (1948, авт. сцен. А.Первенцев, реж. И.Савченко, опер. М.Кириллов). Драматизм и кинематографическая выразительность батальных эпизодов. Реалистические образы участников битвы за Крым - матрос Чмыга (М.Бернес), генерал Захаров (С.Блинников) и др. Влияние культа личности в изображении деятельности Генштаба, в трактовке образа Сталина (А.Дикий).

«Сталинградская битва» (1949, авт. сцен. Н.Вирта, реж" В.Петров, опер. Ю.Екельчик). Пространственная масштабность изображения основных событий Сталинградской битвы. Документальность стиля. Схематизм образов участников сражения. Ошибочность общей концепции фильма.

«Падение Берлина» (1950, авт. сцен. П.Павленко, М.Чиаурели, реж. М.Чиаурели, опер. Л. Косматое). Постановочный размах, иллюстративность, и схематизм драматургии, помпезность стиля. Утверждение культа личности Сталина, искажение исторической правды. Воплощение той же идейной концепции и стилистики в фильмах М.Чиаурели «Клятва» (1946) и «Незабываемый 1919-й» (1952), Мифологизированная трактовка ис­тории страны и личности Сталина (М.Геловани) в фильмах М.Чиаурели.

Идеология «холодной войны» и фильмы «о борьбе за мир»: «Русский вопрос» (1947, ВЭ - 1948, по одноименной пьесе К.Симонова, реж. М.Ромм, опер. Б.Волчек), «Секретная миссия» (1950, авт. сцен. К.Исаев и М.Маклярский, реж. М.Ромм, опер. Б.Волчек), «Встреча на Эльбе» (1949, реж. Г.Александров, авт. сцен. бр. Тур и Л.Шейнин, опер. Э.Тиссэ), «Заговор обреченных» (1950, авт. сцен. Н.Вирта, реж. М.Калатозов, опер. М.Магидсон). Выразительность рада изобразительных и актерских решений. Политическая предвзятость и схематизм драматургии.

Фильмы о современности

«Сельская учительница» (1947, авт. сцен. М.Смирнова, реж. М.Донской, опер. С.Урусевский). Особенности драматургии. Учительница Мартынова в исполнении В.Марецкой. Гуманизм и лиризм фильма. Изобразительное решение (опер. С.Урусевский). Иллюстративность ряда эпизодов. Широкий общественный резонанс фильма.

«Сельский врач» (1952, авт. сцен. М.Смирнова, реж. С.Герасимов). Образы Тани Казаковой (Т.Макарова) и Арсеньева (Г.Белов). Ослабленность конфликта в фильме.

«Донецкие шахтеры» (1951, авт. сцен. Б.Горбатов и В.Алексеев, реж. Л.Луков), «Кавалер Золотой Звезды» (1952, по одноименному роману С.Бабаевского, авт. сцен. Б.Чирсков, реж. Ю.Райзман). Влияние теории бесконфликтности на драматургию фильмов. Поверхностное, парадное изображение послевоенной жизни советских людей.