Добавлен: 29.03.2023
Просмотров: 123
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
1. Теоретические основы управления конфликтами в организации
1.1 Понятие конфликта в организации
1.2 Отечественный и зарубежный опыт управления конфликтами
1.3 Способы разрешения конфликтов
2. Исследование проектной среды в ООО «ДВ-Упак Сервис»
2.1 Общая характеристика ООО «ДВ-Упак Сервис»
2.2 Анализ кадрового состава ООО «ДВ-Упак Сервис»
2.3 Характеристика конфликтных ситуаций в ООО «ДВ-Упак Сервис»
3. Мероприятия, направленные на урегулирование конфликта в проектной среде ООО «ДВ-Упак Сервис»
3.1 Проблемы разрешения межличностных инновационных конфликтов в проектной среде
3.2 Способы разрешения конфликтов в проектной среде ООО «ДВ-Упак Сервис»
Существует и благоприятная форма разрешения конфликтов в виде компромисса, когда уровень взаимоотношений позволяет одной из сторон принять мнение другой стороны и согласиться с ее доводами за счет его замены на общий компромиссный интерес. Неантагонистический компромиссный конфликт предполагает возможность поиска сознательного компромисса между конфликтными целями, а следовательно, и компромисса между группами, пытающимися достичь этих целей [7].
В конфликте важное место занимает эмоциональность. Эмоциональное состояние оппонентов в значительной степени определяют ту стратегию, которую они избирают в преодолении конфликта. Участники конфликта могут быть более или менее активными, а также в большей или меньшей степени отстаивать собственные интересы. Кроме того, оппоненты могут стремиться или не стремиться к совместным с противоположной стороной действиям. Выходами из эмоционального конфликта могут быть: а) эмоциональная разрядка оппонентов – возможность выплеснуть «до дна» своих эмоций, открытое выражение своего мнения; б) шоковая терапия, когда резко изменяется предмет конфликта, условия протекания конфликта и разведение его сторон. Когда конфликт протекает без эмоциональной окраски – он проходит в скрытой форме [6].
Главная задача руководителя по предупреждению конфликта – прояснение предмета конфликта, его участников, механизмов, закономерностей развития, а не активное участие в нем. В этом плане руководитель должен освободиться от чувственного восприятия конфликта настолько, насколько это возможно. Для создания творческой обстановки в коллективе предприятия позволяющей добиться выполнения поставленных перед предприятием целей, требуется постоянно знать обстановку в коллективе и уметь предвидеть и вовремя предупредить возникающие конфликты, принять правильную позицию с точки зрения задач предприятия, определить пути выхода из конфликтной ситуации и добиться их неукоснительного исполнения. Конфликт можно «заморозить», то есть приостановить [9].
Завершить конфликт можно институционализированным способом (спорт, соревнование), а также договором, относительно норм и правил поведения. Сама технология разрешения конфликта предполагает четыре этапа.
Первый этап. Изучение параметров конфликта: а) исследование степени остроты конфликта; б) определение стадии развития конфликта; в) определение основных действующих сил; г) выявление стереотипов восприятия и механизмов конфликтного поведения [8].
Второй этап требует: а) установить его действительных участников; б) изучить их характеристики; в) выявить их отношения в предконфликтной фазе; г) выявить главные различия интересов, которые привели к конфликту; д) узнать намерения участников и приемлемые для них способы преодоления конфликта; е) разобраться во всех возможных путях преодоления конфликта; ж) оценить тип конфликта и составить план действий по его разрешению [8].
Третий этап предполагает: а) создание атмосферы диалога; б) снижение психологической напряженности; в) рефлексия социальных и психологических мифов, предрассудков и стереотипов; г) создание у оппонентов позитивных установок; д) преодоление явлений «замкнутости» сознания; е) освоение оппонентами эмпатического видения позиции другого оппонента; ж) помощь в разработке договора между оппонентами; з) удаление (увольнение) из коллектива одного или обоих оппонентов [21].
Четвертый этап технологии разрешения конфликта включает: а) диалог с бывшими оппонентами по заключению договора; б) оценка результатов воздействия; в) принятие решения о новом изучении ситуации, если поставленные цели недостигнуты [21].
В практике производственной деятельности важно понимать, что конфликт такая же форма взаимодействия между людьми, как и любая другая. Следует только заметить, что конфликт обладает как отрицательными, так и положительными качествами. Из них и стоит исходить, решая начинать конфликт или нет, участвовать в уже существующем конфликте в качестве оппонента или нет, принимать на себя функции посредника или нет.
При разрешении конфликтов имеют место типичные ошибки. Среди них [17]:
1. Попытки разрешить конфликт без выяснения его истинных причин, то есть без проведения диагностики. Администрация гасит конфликт на личном уровне, добиваясь примирения оппонентов, что не приводит к положительным результатам, так как не решена базовая проблема, приведшая к конфликту. Вынужденные взаимодействовать оппоненты каждый раз все вновь «спотыкаются» о базовую проблему и воспроизводят конфликт.
2. «Замораживание» конфликта. Простое разведение сторон и разграничение областей их деятельности может иметь определенный положительный эффект. Но даже замена действующих субъектов, осуществленная при сохранении объективных причин конфликта, приведет к его возобновлению с другим действующим составом.
3. Неверное определение предмета конфликта и реальных оппонентов. Иногда активно действующие в конфликте оппоненты на самом деле не являются самостоятельными игроками и действуют по наводке реальных оппонентов, предпочитающих по тем или иным причинам находиться в «тени». Для избежания ошибки диагностика должна производиться по максимально развернутой схеме, в которой ведущим вопросом, является «Кому это выгодно?»
4. Запаздывание в принятии мер. Даже если конфликт был задан объективными причинами, он имеет тенденцию к распространению на межличностные отношения и переходит в хроническую форму [6].
5. Бессистемность и односторонность мер: силовых или дипломатических.
6. Неудачный выбор посредника, ведущего переговоры с обеими сторонами. Он не может быть случайным, а равноудаленным от оппонентов и одновременно равно приближен к ним [2].
7. Попытки посредника разыграть свою собственную «карту», в то время как оппоненты должны быть уверены в том, что помыслы посредника направлены исключительно в сторону разрешения конфликта.
8. Пассивность оппонентов. Оппоненты не достигнут желаемого компромисса, если будут ограничивать свою активность в его поисках.
9. Нет работы с эмоциями и напряжением, между тем конфликту всегда сопутствуют большое напряжение и эмоциональные переживания. Очень опасно, если эмоции возьмут верх над разумом.
10. Нет работы со стереотипами. Эмоциональные перегрузки могут приводить к активизации стереотипного восприятия, упрощающего картину мира и социальных отношений. Проявляется так называемый эффект «туннельного» видения, при котором из поля зрения оппонентов выпадают целые области реальности, видимое лишается оттенков, становится черно-белым [14].
11. Завершение конфликтов – должно находить отражение в изменениях и дополнениях в свод корпоративных правил, корпоративной культуры.
12. Генерализация конфликта (неприменение мер по его ограничению и локализации). Естественное стремление конфликтующих сторон состоит в усилении своих позиций. Одно из направлений такого усиления – привлечение на свою сторону сильных сторонников. Если не остановить этого явления, может произойти качественное расширение зоны конфликта, привлечение в него все новых оппонентов. Поэтому одной из первых договоренностей должна стать договоренность об ограничении зоны конфликта и его оппонентов [12].
Таким образом, проведя анализ научной литературы по выбранной теме исследования, можно сделать следующие выводы.
Конфликт – возникновение напряженности в межличностных отношениях внутри коллектива между его членами и группами или с руководством. Причины конфликтов в коллективе предприятия кроются в неправильной организации предприятия и управлении со стороны менеджмента. Периоды становления конфликтологии в России наиболее полно представлены в творчестве А.Я. Анцупов, С.Л. Прошанова. Многие западные теоретики и практики менеджмента считают, что с точки зрения эффективного управления организациями некоторые конфликты могут быть не только полезными, но и желательными. Антагонистический конфликт бескомпромиссен и развивается по принципу «все или ничего». Его разрешение возможно только в том случае, если все противники откажутся от своих целей в пользу одной. Также существует благоприятная форма разрешения конфликта в виде компромисса.
2. Исследование проектной среды в ООО «ДВ-Упак Сервис»
2.1 Общая характеристика ООО «ДВ-Упак Сервис»
Общество с ограниченной ответственностью «ДВ – Упак Сервис» является юридическим лицом, обладает обособленным имуществом, которое учитывается на его самостоятельном балансе. ООО «ДВ – Упак Сервис» расположено по адресу: ЕАО, г. Биробиджан, ул. Косникова, д. 48 – Б.
ООО «ДВ – Упак Сервис» вправе осуществлять любые виды экономической деятельности,кроме запрещенных действующим российским законодательством.
На рисунке 1 представлена организационная структура управления ООО «ДВ – Упак Сервис».
Генеральный директор
Бухгалтерия
Отдел управления персоналом
Финансовый отдел
Отдел логистики
Технический отдел
Производственный отдел
Отдел материально-технического снабжения
Рисунок 1 – Организационная структура управления
ООО «ДВ – Упак Сервис»
В таблице 1 представлены основные технико-экономические показатели деятельности ООО «ДВ – Упак Сервис» за 2017 – 2019 гг. [24].
В 2018 году выручка увеличилась на 2626 тыс. руб., а в 2019 году увеличилась на 2972 тыс. руб. Среднесписочная численность персонала увеличивается в 2018 году на 5 человек, а в 2019 году сокращается на 7 человек и составляет на конец 2019 года 81 человек. Под влиянием этих изменений в 2018 году производительность труда сократилась, а в 2019 году увеличилась.
Таблица 1 – Основные технико – экономические показатели деятельности ООО «ДВ – Упак Сервис» за 2017 – 2019 гг. [24]
Показатель |
2017 год |
2018 год |
2019 год |
Изменение 2018/2017 (+; -) |
Изменение 2019/2018 (+; -) |
||
абсол. |
относ. |
абсол. |
относ. |
||||
Выручка, тыс. руб. |
57256 |
59882 |
62854 |
2626 |
4,6 |
2972 |
5,0 |
Среднесписочная численность персонала, чел. |
83 |
88 |
81 |
5 |
6,0 |
-7 |
-8,0 |
Среднегодовая выработка одного работающего, тыс. руб. |
689,83 |
680,48 |
775,98 |
-9,35 |
-1,4 |
95,5 |
14,0 |
Среднегодовая стоимость ОПФ, тыс. руб. |
2312 |
2345 |
2404 |
33 |
1,4 |
59 |
2,5 |
Фондоотдача, руб. |
24,8 |
25,5 |
26,1 |
0,7 |
2,8 |
0,6 |
2,4 |
Себестоимость продаж, тыс. руб. |
50855 |
52486 |
56160 |
1631 |
3,2 |
3674 |
7,0 |
Затраты на 1 рубль реализованной продукции, руб. |
0,89 |
0,88 |
0,89 |
-0,01 |
-1,1 |
0,01 |
1,1 |
Среднегодовая стоимость оборотных средств, тыс. руб. |
2071 |
2082 |
2157 |
11 |
0,5 |
75 |
3,6 |
Коэффициент оборачиваемости, обороты |
27,6 |
28,8 |
29,1 |
1,2 |
4,3 |
0,3 |
1,0 |
Продолжительность одного оборота, дни |
13,0 |
12,5 |
12,4 |
-0,5 |
-3,8 |
-0,01 |
-0,01 |
Прибыль от продаж, тыс. руб. |
6401 |
7396 |
6694 |
995 |
15,5 |
-702 |
-9,5 |
Прибыль до налогообложения, тыс. руб. |
6401 |
7396 |
6694 |
995 |
15,5 |
-702 |
-93,5 |
Рентабельность продукции, % |
12,6 |
14,1 |
11,9 |
1,5 |
11,9 |
-2,2 |
-15,6 |
Рентабельность продаж, % |
11,2 |
12,4 |
10,7 |
1,2 |
10,7 |
-1,7 |
-13,7 |
В организации ежегодно увеличивается среднегодовая стоимость ОПФ и фондоотдача, следовательно, основные производственные фонды используются эффективно.
Себестоимость продаж увеличивается ежегодно, но так как в 2018 году себестоимость продаж увеличивалась медленными темпами по сравнению с выручкой, то в 2018 году наблюдается сокращение затрат на 1 рубль продукции, а в 2019 год – рост.
Среднегодовая стоимость оборотных средств увеличивается в течение всего периода исследования. За счет роста выручки и среднегодовой стоимости оборотных средств, увеличивается коэффициент оборачиваемости оборотных средств и, соответственно, сокращается период их оборота.
Прибыль от продаж и прибыль до налогообложения в 2018 году увеличились на 995 тыс. руб., а в 2019 году – сократились на 702 тыс. руб.
Показатели рентабельности продукции и рентабельности продаж в 2018 году увеличиваются, а в 2019 году сокращаются – на 2,2% и на 1,7% соответственно.
2.2 Анализ кадрового состава ООО «ДВ-Упак Сервис»
В таблице 2 приведена динамика численности и состава сотрудников ООО «ДВ-Упак Сервис» в 2017 – 2019 годах.
Таблица 2 – Анализ численности персонала ООО «ДВ-Упак Сервис», чел. [24]
Персонал |
2017 |
2018 |
2019 |
Отклонение (+; -) |
Темп роста, % |
||
2018/2017 |
2019/2018 |
2018/2017 |
2019/2018 |
||||
Общая численность |
83 |
88 |
81 |
5 |
-7 |
106,0 |
92,0 |
- управленческий персонал |
14 |
14 |
13 |
- |
-1 |
- |
92,9 |
- специалисты |
26 |
26 |
26 |
- |
- |
100,0 |
100,0 |
- служащие |
17 |
19 |
16 |
2 |
-3 |
111,8 |
84,2 |
- рабочие |
19 |
21 |
18 |
2 |
-3 |
110,5 |
85,7 |
- вспомогательный персонал |
7 |
8 |
8 |
1 |
- |
114,3 |
100,0 |