ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 21.09.2024
Просмотров: 130
Скачиваний: 0
СОДЕРЖАНИЕ
II. Учебно-материальное обеспечение:
IV. Литература для самостоятельной работы обучающихся
2. Законодательные и нормативные документы:
3. Рекомендуемая литература (дополнительная)
«Место курса «Безопасность жизнедеятельности» (бжд) в профессиональной подготовке»
1.1. Цель и задачи учебного курса «Безопасность жизнедеятельности» (бжд).
1.1.1. Основные требования гос
1.1.2. Основная цель курса «Безопасность жизнедеятельности»
1.1.3. Основные задачи курса бжд
1.1.4. Место курса в профессиональной подготовке выпускника
1.1.5. Требования к уровню освоения содержания дисциплины
1.2. Организация учебного процесса и порядок изучения дисциплины бжд
«Особенности современного комплекса проблем безопасности»
2.1. Общие сведения об опасностях для личности, общества и государства.
2.2. Значение человеческого фактора в системе безопасности.
2.3. Роль курса бжд в формировании культуры личности безопасного типа.
Тема 1. Глобальные угрозы от жизнедеятельности - новая эпоха
Тема 2. Безопасность и жизнедеятельность
Тема 3. Безопасность жизнедеятельности на национальном уровне
1.1.2. Основная цель курса «Безопасность жизнедеятельности»
Актуальность введения курса БЖД в вузах Российской Федерации обоснована наличием проблемы, заключающейся в необходимости преодоления противоречий между имеющимся и прогнозируемым уровнем угроз среде обитания и развитию цивилизации и недостаточным современным уровнем обеспечения их безопасности.
Сегодняшняя статистика аварий, катастроф и эпидемий делает очевидным большинству граждан тот факт, что количество и масштабы угроз человеку непрерывно возрастают в результате преобразовательной деятельности людей. Возникшие новые опасности достигли уровня, угрожающего даже существованию жизни на Земле. Однако большая часть населения России, озабоченная привычными будничными бытовыми или служебно-производственными делами, надеется, что имеющиеся опасности обойдут ее стороной и не желает активно участвовать в устранении противоречия между имеющимся и требуемым уровнем обеспечения безопасности. Надеются «на авось» и многие руководители органов управления и организаций, непосредственно ответственные за поддержание систем обеспечения безопасности на уровне равном или превышающем уровень опасности.
В создавшихся условиях благоприятный выход по преодолению возникших противоречий заключается в переходе от прежней культуры безопасности, сформированной на основе готовности к ликвидации уже возникших угроз, к новой культуре безопасности, формируемой на основе готовности к реагированию и эффективного предотвращения опасностей. Для этого необходимо максимально знать широкий спектр источников опасностей, риски их возникновения и перечень возможных последствий. Это станет основой для определения состава мер защиты, а также – для определения состава сил и средств, необходимых для реализации этих мер.
Основным путем внедрения современной культуры безопасности должно стать обучение всех категорий населения, включая изучение дисциплины БЖД, введенной в российских вузах с 1995 г. За это время в содержании дисциплины БЖД определены разделы, относящиеся к охране труда, к защите окружающей среды и к безопасности учреждений и предприятий в чрезвычайных ситуациях.
Исходя из сказанного, актуальность введения курса БЖД в театральных вузах Российской Федерации также обоснована наличием проблемы, заключающейся в необходимости преодоления противоречий между имеющимся и прогнозируемым уровнем угроз театральной среде и недостаточным современным уровнем обеспечения безопасности театра. Нами выделены объект и предмет изучения дисциплины.
Объект изучения БЖД в театральных вузах – состояние защищенности системы «человек – театральная среда» от внутренних и внешних угроз.
Предметом изучения БЖД в театральных вузах – совокупность мер обеспечения безопасности системы «человек – театральная среда» как элемента системы «человек – среда обитания».
Основной целью дисциплины «БЖД» для специальностей «Театральное искусство» и «Актерское искусство», согласно Примерной программы дисциплины, рекомендованной Учебно-методическим объединением по образованию в области театрального искусства и утвержденной Департаментом содержания высшего профессионального образования Минобрнауки России, является формирование у студентов театральных вузов представлений о неразрывном единстве эффективной профессиональной деятельности с требованиями к безопасности человека. Реализация этих требований гарантирует сохранение работоспособности и здоровья человека, готовит его к действиям в условиях опасности
Достижение этой цели позволит утверждению в театральных коллективах современной культуры безопасности, отвечающей современным особенностям обеспечения безопасности театральной деятельности.
1.1.3. Основные задачи курса бжд
В интересах достижения целей дисциплины БЖД сформулированы задачи этой дисциплины.
Согласно Примерной программы дисциплины БЖД, основная задача дисциплины - вооружить обучаемых теоретическими знаниями и практическими навыками, необходимыми для:
создания комфортного (нормативного) состояния среды обитания в зонах трудовой деятельности и отдыха человека;
идентификации негативных воздействий среды обитания естественного, техногенного и антропогенного происхождения;
реализации мер защиты человека и среды обитания от негативных воздействий;
обеспечения устойчивости функционирования организаций культуры и искусств в обычных условиях и при чрезвычайных ситуациях;
принятие решений по защите персонала и населения от возможных воздействий аварий, катастроф, стихийных бедствий и применения современных средств поражения, а также принятия мер по ликвидации их последствий;
прогнозирования развития негативных воздействий и оценки последствий их действия.
Методы, используемые при изучении и выявлении закономерностей во взаимосвязях человека и его деятельности с окружающей средой разнообразны от математических анализов и моделирования до социальных опросов и анкетирования.
1.1.4. Место курса в профессиональной подготовке выпускника
Наряду с другими дисциплинами курс «Безопасность жизнедеятельности» ориентирован на повышение гуманистической составляющей при подготовке специалистов в области театрального искусства.
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования в области культуры и искусства (специальность: 050100 «Актерское искусство») включает учебную дисциплину «Безопасность жизнедеятельности» в состав федеральной компоненты блока общепрофессиональных дисциплин, наравне с «Историей театра», «Сценической речью», «Пластическим воспитанием», «Организация театрального дела в России» и «Гримом». Указанный ФГОС определяет основное содержание дисциплины БЖД:
1) Современный комплекс проблем безопасности. Человек и среда обитания. Защита населения в чрезвычайных ситуациях;
2) Безопасность в организациях культуры и искусства;
3) Правила техники безопасности. Ответственность работника за их соблюдение. Инструктаж по технике безопасности;
4) Должностные лица, ответственные за технику безопасности, их обязанности;
5) Требования безопасности к техническому и санитарному оснащению театров, концертных залов, цирков, кино- и телестудий;
6) Требования безопасности и санитарные требования к декорационным конструкциям, сценическим костюмам, реквизиту, пастижерным изделиям;
7) Трюковые сцены (номера), сцены боя и ответственность за безопасность. Условия безопасности при использовании животных;
8) Расследование несчастных случаев. Последствия несчастных случаев для работника. Страхование. Социальное обеспечение;
9) Противопожарная защита.
1.1.5. Требования к уровню освоения содержания дисциплины
Содержание дисциплины определено Примерной программой дисциплины БЖД, в которой учитывались требования Постановления Правительства Российской Федерации от 2 ноября 2000 г. № 841, приказа МЧС России и Минобразования России от 16 мая 2000 г. № 1435/266, указаний Минобразования России «Об изучении БЖД в вузах» от 4 сентября 2000 г. № 38-55-40/38-02», предложениями Всероссийской научно-практической конференции «Преподавание дисциплины БЖД в вузах культуры и искусства» 2000 г., а также положения следующих методических документов:
примерной программы «Безопасность жизнедеятельности» Минобразования России для всех направлений и специальностей высшего профессионального образования (2000 г.);
примерной программы дисциплины «Безопасность жизнедеятельности» для специальностей высшего профессионального образования Минкультуры России (2002 г.).
В Примерной программой дисциплины БЖД в ходе занятий рассматриваются:
современное состояние и негативные факторы среды обитания;
принципы обеспечения безопасности взаимодействия человека со средой обитания;
рациональные условия жизнедеятельности;
последствия воздействия на человека травмирующих, вредных и поражающих факторов;
принципы их идентификации; средства и методы повышения безопасности,
экологичности и устойчивости организаций культуры и искусств в чрезвычайных ситуациях;
прогнозирование чрезвычайных ситуаций;
разработка мероприятий по защите населения и персонала организаций культуры и искусств в чрезвычайных ситуациях, в том числе и в условиях ведения военных действий;
ликвидация последствий аварий, катастроф и стихийных бедствий;
правовые, нормативно-технические, санитарные и организационные основы безопасности жизнедеятельности.
В результате изучения дисциплины «Безопасность жизнедеятельности» специалист должен знать:
теоретические основы безопасности жизнедеятельности в системе «человек - среда обитания»;
правовые, нормативно-технические и организационные основы безопасности жизнедеятельности;
рациональные условия деятельности;
последствия воздействия на человека травмирующих, вредных и поражающих факторов;
идентификацию травмирующих, вредных и поражающих факторов чрезвычайных ситуаций;
средства и методы повышения безопасности, экологичности и устойчивости организаций культуры и искусств;
методы прогнозирования чрезвычайных ситуаций.
Специалист должен уметь:
проводить контроль параметров и уровня негативных воздействий на их соответствие нормативным требованиям;
эффективно применять средства защиты от негативных воздействий;
разрабатывать мероприятия по повышению безопасности производственной деятельности;
планировать мероприятия по защите персонала и населения в чрезвычайных ситуациях и при необходимости принимать участие в проведении спасательных и других неотложных работ по ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций;
уметь оказывать первую медицинскую помощь пострадавшим.