ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 26.09.2024

Просмотров: 2750

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

Тема 1. Предмет и метод экономической теории

Тема 2. Общие проблемы экономического развития

1. Экономические ресурсы и материальные потребности

2. Кривая производственных возможностей.

4. Модели экономических систем.

Тема 3. Теория спроса и предложения

1. Спрос и факторы, его определяющие.

2. Предложение и факторы на него влияющие

4. Рыночное равновесие.

4. Понятие эластичности.

4. Применение показателей эластичности.

Тема 4. Теория потребительского поведения

Тема 5. Монополия и конкуренция

Тема 6 . Измерение затрат фирмы: анализ издержек.

Тема 7. Максимизация прибыли фирмы: условия и особенности.

Тема 8. Рынки факторов производства

Тема 9. Рынок труда.

Тема 12 . Рынок капитала. Процентные ставки и процесс инвестирования.

Тема 13. Рынок земли и рентные отношения

Тема 17. Национальная экономика и показатели ее развития

1. Система национальных счетов

2. Основные показатели снс

Тема 18. Инфляция и ее виды

1. Определение инфляции

2. Измерение инфляции. Индексы цен

3. Виды инфляции

4. Факторы, вызывающие инфляцию

5. Инфляция спроса и инфляция предложения (издержек производства)

6.Спираль “заработная плата - инфляция”

6. Последствия инфляции

7. Антиинфляционная политика.

Тема 19. Безработица и ее последствия. Социальная политика государства

1. Безработица и ее виды

2. Социальная политика государства

3. Уровень жизни и социальная обеспеченность

Тема 20. Экономические циклы

2. Типология экономических циклов.

3.Возникновение кризисных явлений и их развитие

Тема 21 . Совокупный спрос и совокупное предложение.

1. Совокупный спрос, его элементы, кривая совокупного спроса

2. Совокупное предложение и факторы, на него влияющие.

Тема 22.Потребление, сбережение, их влияние на национальное производство.

Тема 23 . Инвестиции в макроэкономике. Эффект мультипликатора.

Тема 24.Макроэкономическое равновесие и механизм его обеспечения.

Тема 25. Государственное регулирование экономики: теоретические концепции, необходимость и возможность регулирования.

Тема 26. Деньги: сущность и функции

2. Виды денег

Тема 27. Спрос и предложение денег. Понятие денежного рынка

Тема 28. Кредитная система и ее структура.

Тема 29. Банки и их роль в рыночной экономике.

Тема 30. Денежно-кредитная политика : сущность и инструменты.

Тема 31. Сущность финансов и финансовая политика

Тема 32. Финансовая система и ее структура

Тема 33. Государственный бюджет и внебюджетные фонды

2. Бюджетное устройство и бюджетная система Российской Федерации

3. Бюджетный процесс в Российской Федерации

3. В России появился акционерный капитал и рынок ценных бумаг (как первичный, так и вторичный), позволяющий изыскивать финансовые ресурсы путем эмиссии ценных бумаг и размещения их среди юридических и физических лиц;

4. Обозначилось встречное движение - интеграция частного капитала в различных формах для предоставления всевозможных финансовых услуг субъектам экономики:

а) финансово-промышленные группы, в состав которых могут входить производственные, научные, опытно-конструкторские организации, банки, страховые компании и т.д.

б) инвестиционные организации: холдинги, финансовые группы и финансовые компании.

в) биржевая система, которая состоит из совокупности товарных и фондовых бирж;

г) соответствующая среда для функционирования финансов современного уровня, т.е. обеспечивающие элементы - информационные сети (телефоны, факсы, радио, телевидение, печать), поддерживающие элементы (образовательные, юридические, аудиторские учреждения).

3. Финансовая политика государства - мероприятия государства по мобилизации финансовых ресурсов, их распределению и использованию на основе финансового законодательства страны называются финансовой политикой. Финансовая политика складывается из двух взаимосвязанных направлений: фискальной политики и бюджетной.

Фискальная политика - политика в области налогообложения и расходов бюджета с целью регулирования уровня деловой активности, решения различных социальных задач.

Бюджетная политика- политика регулирования доходов и расходов бюджета. перспективные и эффективные направления.

Реализация финансовой политики как цели управления финансами осуществляется посредством государственного регулирования финансовых отношений - доходов, налогов, амортизации и пр.

В сферу непосредственного государственного управления входят лишь государственные финансы. Это отношения по формированию той части финансовых ресурсов, которые мобилизуются государством в государственном и территориальных бюджетах, специальных правительственных фондах и государственных предприятиях.

Управление государственными финансами осуществляют высшие органы власти - Дума, Совет Федерации, Президент РФ, Правительство. Конституция РФ устанавливает, что в ведении РФ находится установление правовых основ единого рынка, финансовое, валютное, кредитное регулирование, денежная эмиссия, основы ценовой политики, а также Федеральные экономические службы, включая федеральные банки. К ведению РФ отнесены федеральный бюджет, федеральные налоги и сборы.


Финансовый контроль- форма реализации контрольной функции финансов. Его содержание и назначение сводится к проверке финансовой деятельности хозяйствующих субъектов и субъектов отраслевого и территориального управления. Объектом финансового контроля являются распределительные отношения на стадии образования и в процессе использования финансовых ресурсов, централизованных и децентрализованных денежных фондов. Контролю подвергаются стоимостные показатели - выручка от реализации товаров и услуг, себестоимость, оплата труда, амортизационные отчисления, издержки обращения, цены, тарифы, прибыль и др.

Финансовый менеджмент- система управления финансовыми ресурсами, сочетающими в себе финансовую политику, методы, инструменты, а также людей, принимающих управленческие решения и претворяющих эти решения в жизнь с целью достижения поставленных целей обеспечения финансовой стабильности и роста.

Целями эффективного финансового менеджмента являются: максимизация полезного экономического результата деятельности компании, повышение ее экономического потенциала, максимизация прибыли при минимизации расходов, обеспечение конкурентоспособности на рынке, наилучшее использование источников финансирования и привлечение новых для достижения поставленных задач, оптимизация структуры активов компании, обеспечение финансовой стабильности компании в обозримом будущем.

Финансовый механизм. С помощью финансов оказывается действенное влияние на производственный, коммерческий процесс хозяйствующей единицы, на ее платежные операции. Этому служит финансовый механизм, в который входят пять основных элементов: финансовые методы; финансовые рычаги; правовое обеспечение; нормативное обеспечение; информационное обеспечение.

Управление финансовыми ресурсами предприятия занимается финансовый менеджер. Его основные функции: управление ликвидностью активов предприятия; организация эффективных взаимоотношений с банками и другими инвесторами; управление заемными средствами и финансовыми рисками; формирование оптимальной структуры капитала; поиск новых источников финансирования; оценка и реализация инвестиционных проектов; контроль за валютными операциями; проведение операций с ценными бумагами и формирование портфеля ценных бумаг; проведение обоснованной дивидендной политики; диверсификация инвестиционной деятельности.


Тема 32. Финансовая система и ее структура

Финансовая система. Совокупность финансовых отношений в рамках национальной экономики представляет собой финансовую систему, которая включает в себя государственные финансы (централизованные финансы), финансы хозяйствующих субъектов и финансы граждан. Каждое звено финансовой системы выполняет свои конкретные задачи и обслуживает определенную группу финансовых отношений.

Задачей государственных финансов является концентрация финансовых ресурсов в распоряжении государства или территориальных органов власти и направление их на финансирование общественных нужд.

Задачей финансов хозяйствующего субъекта является формирование этим субъектом своих денежных фондов и использование их на основе эффективного управления денежным потоком в целях осуществления своей производственно - торговой и финансовой деятельности, обеспечение финансовой устойчивости. Финансы хозяйствующих субъектов являются ведущим звеном в финансовой системе, так как именно на уровне финансов предприятий происходит формирование источников финансовых ресурсов.

Задачей финансов граждан является формирование доходов и использование их на текущие расходы, приобретение имущества, создание финансового портфеля.

Структура централизованных финансов. Важнейшим звеном финансовой системы являются государственные и муниципальные финансы, обеспечивающие органы государственной власти и местного самоуправления денежными средствами для осуществления функций, предусмотренных Конституцией РФ и другими законодательными актами.

Общность трехуровневой системы государственных и муниципальных финансов заключается в единстве источников их доходов и взаимодействии по поводу достижения сбалансированности с расходами. Финансы каждого уровня включают в себя бюджет, внебюджетные фонды, государственный кредит, финансы предприятий того или иного уровня подчинения.

В структуре централизованных финансов главным элементом выступают взаимосвязанные бюджеты трех уровней - федерального, регионального и местного. Эти взаимосвязи обусловлены недостаточностью территориальных бюджетов для финансового обеспечения функций, осуществляемых субъектами Российской Федерации на местах и местными органами власти. Межбюджетные отношения носят односторонний характер - от федерального к региональному и от регионального к местному. Это обусловлено тем, что в большинстве случаев региональные и местные бюджеты не имеют достаточных источников доходов, среди которых главными являются налоги.


Финансовые отношения центральной и территориальных властей в России строятся на принципе бюджетного федерализма.Он означает финансовое самообеспечение административных единиц за счет соответствующих налогов с тем, чтобы на местах стремились к развитию своего производства и услуг, торговли, кредитной сферы и т.п., поскольку именно эти структуры являются основными плательщиками налога на прибыль, а занятые на них лица - налога на доходы.

Роль централизованных финансов. Для нормального социально-экономического и политического развития страны требуется эффективное государство. Основными его функциями являются:

  1. разработка, принятие, реализация и совершенствование законодательных актов, формирующих институциональные основы рыночного хозяйства;

  2. поддержание макроэкономической и социально - политической стабильности, эффективное регулирование и промышленная политика;

  3. финансирование основных социальных услуг, поддержка слабо защищенных групп населения;

  4. регулирование интеграции в мировую экономику с учетом защиты национальных интересов;

  5. осуществление мер по охране окружающей среды.


Тема 33. Государственный бюджет и внебюджетные фонды

1. Государственный бюджетпредставляет собой основной финансовый план государства на текущий год и имеет силу закона. Он утверждается законодательными органами власти

Методы формирования бюджета. Существует два метода формирования и использования бюджетных средств - бюджетный и кредитный. Бюджетный метод заключается в изъятии части денежных доходов предприятий и населения для предоставления этих финансовых ресурсов на безвозмездной основе. Значительная часть бюджета (около 80%) формируется именно бюджетным методом. Другая часть бюджета формируется и используется на основе кредитного метода- это поступления в бюджет в виде внутренних и внешних займов и кредитов иностранным государствам.

Функции государственного бюджета. Государственный бюджет выполняет следующие функции: перераспределение национального дохода; государственное регулирование и стимулирование экономики; финансовое обеспечение социальной политики; контроль за образованием и использованием централизованного фонда денежных средств.

Государственный бюджет обеспечивает формирование, распределение и использование централизованного фонда денежных средств как обязательного условия функционирования любого государства. С помощью бюджета осуществляется межсекторальное, межотраслевое и межтерриториальное перераспределение валового внутреннего продукта, государственное регулирование и стимулирование экономики, финансирование социальной политики.

Доходы бюджета- часть централизованных финансовых ресурсов государства, необходимые для выполнения его функций. Они выражают экономические отношения, возникающие в процессе формирования фондов денежных средств, и поступают в распоряжение органов власти.

Бюджеты в странах с развитой рыночной экономикой формируются в основном за счет налоговых поступлений. На протяжении последних столетий менялась роль тех или иных налогов в формировании бюджета капиталистических стран. Если для 19 века главными были косвенные налоги, включаемые в цену товара, то на протяжении 20 века постепенно происходило увеличение доли прямых налогов, особенно подоходного налога с физических лиц и налога на прибыль с корпораций. В доходах центрального бюджета различных государств налоги составляют 80 - 90%. Доля налогов в доходах членов федерации и местных бюджетов значительно меньше. Они формируются за счет закрепленных и регулирующих доходов.