ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 26.09.2024
Просмотров: 2764
Скачиваний: 0
СОДЕРЖАНИЕ
Тема 1. Предмет и метод экономической теории
Тема 2. Общие проблемы экономического развития
1. Экономические ресурсы и материальные потребности
2. Кривая производственных возможностей.
4. Модели экономических систем.
Тема 3. Теория спроса и предложения
1. Спрос и факторы, его определяющие.
2. Предложение и факторы на него влияющие
4. Применение показателей эластичности.
Тема 4. Теория потребительского поведения
Тема 5. Монополия и конкуренция
Тема 6 . Измерение затрат фирмы: анализ издержек.
Тема 7. Максимизация прибыли фирмы: условия и особенности.
Тема 8. Рынки факторов производства
Тема 12 . Рынок капитала. Процентные ставки и процесс инвестирования.
Тема 13. Рынок земли и рентные отношения
Тема 17. Национальная экономика и показатели ее развития
1. Система национальных счетов
2. Измерение инфляции. Индексы цен
4. Факторы, вызывающие инфляцию
5. Инфляция спроса и инфляция предложения (издержек производства)
6.Спираль “заработная плата - инфляция”
Тема 19. Безработица и ее последствия. Социальная политика государства
2. Социальная политика государства
3. Уровень жизни и социальная обеспеченность
2. Типология экономических циклов.
3.Возникновение кризисных явлений и их развитие
Тема 21 . Совокупный спрос и совокупное предложение.
1. Совокупный спрос, его элементы, кривая совокупного спроса
2. Совокупное предложение и факторы, на него влияющие.
Тема 22.Потребление, сбережение, их влияние на национальное производство.
Тема 23 . Инвестиции в макроэкономике. Эффект мультипликатора.
Тема 24.Макроэкономическое равновесие и механизм его обеспечения.
Тема 26. Деньги: сущность и функции
Тема 27. Спрос и предложение денег. Понятие денежного рынка
Тема 28. Кредитная система и ее структура.
Тема 29. Банки и их роль в рыночной экономике.
Тема 30. Денежно-кредитная политика : сущность и инструменты.
Тема 31. Сущность финансов и финансовая политика
Тема 32. Финансовая система и ее структура
Тема 33. Государственный бюджет и внебюджетные фонды
2. Бюджетное устройство и бюджетная система Российской Федерации
Опираясь на выводы Л.Вальраса и Д.Патинкина можно дать определение общего равновесия совершенной рыночной экономики - устойчивое состояние конкурентной экономики, при котором потребители максимизируют значение функции полезности, а конкурирующие предприятия максимизируют получение прибыли при ценах, обеспечивающих равенство спроса и предложения при эффективном распределении ресурсов. Таким образом доказывается, что конкурентная экономика способна к саморегулированию.
В условиях несовершенной рыночной экономики разработаны иные модели макроэкономического равновесия, учитывающие необходимость и возможность государственного регулирования экономики.
Современные модели макроэкономического равновесия в условиях несовершенной экономики представлены в основном как:
1. Модель совокупного спроса- совокупного предложения (AD-AS)
2.Модель “сбережения-инвестиции” или модель “изъятия-инъекции”.
3. Модель “расходы-доходы” или кейнсианский крест.
4. Модель IS-LM (модель Хикса-Хансена)
Модель совокупного спроса- совокупного предложения (AD-AS)Условия достижения равновесия в модели: равенство совокупного спроса и совокупного предложения. Модель показывает равновесный объем производства и равновесный уровень цен в национальной экономике. Графическая интерпретация этой модели представлена на рис. 24.1.:
Уровень цен(P)
AS
P*
AD
Y* Реальный объем производства(Y)
Рис. 24.1. Модель АD - AS, где AD - совокупный спрос,AS - совокупное предложение, P* - равновесный уровень цен, Y* - равновесный объем производства.
Тема 25. Государственное регулирование экономики: теоретические концепции, необходимость и возможность регулирования.
Классическая и кейнсианская концепции регулирования национальной экономики. В мировой экономической литературе можно выделить два основных направления в вопросе механизма регулирования национального воспроизводства в условиях рынка. Первое - это неоклассическое направление, которое стоит на позициях автоматического саморегулирования рыночной системы и второе - кейнсианское, отстаивающее необходимость государственного вмешательства в экономические процессы, что связано с регулированием инфляции и занятости.
Неоклассики - исходят из того, что заработная плата, цены могут изменяться вверх и вниз, отражая при этом баланс между спросом и предложением. По их мнению совокупное предложение имеет вид вертикальной прямой, которая отражает потенциальный ВВП. Снижение цены ведет за собой снижение заработной платы, полная занятость сохраняется, а ВВП не уменьшается.
Отсюда следует вывод, что снижение совокупного спроса ведет не к снижению ВВП, а к снижению цен. Значит экономическая политика государства может воздействовать только на цены, а не на объем производства и занятость.
Кейнсианцы же утверждают, государство может регулировать развитие экономики, воздействуя на совокупный спрос (объем производства). Главный недостатком теории классиков кейнсианцы считают их неспособность объяснить, каким образом можно уменьшить безработицу.
Горизонтальная кривая совокупного предложения в краткосрочном периоде отражает негибкий характер цен и заработной платы. Если спрос возрастет, и график совокупного спроса переместится вправо, то цены практически не изменятся, но будет увеличен объем производства. Кейнсианцы считают, что правительство может способствовать росту ВВП и росту занятости, увеличивая правительственные расходы, так как это повышает совокупный спрос.
Можно отметить и третье направление, получившее название неоклассического синтеза, представленное в учебнике П.Самуэльсона “Экономикс". Основная идея концепции - использование положительных моментов классической и кейнсианской теории, а именно: в долгосрочном периоде государство должно быть наблюдателем по отношению к экономике, в то же время в период кризисов и депрессий необходимо использовать активные кейнсианские методы воздействия на экономику
Необходимость и возможность государственного регулирования рынка. Необходимость выполнения государством определенных функций в сфере экономики сегодня не отрицает никто. Однако, по вопросам: в каких пропорциях должно сочетаться государственное и рыночное регулирование, каковы границы и направления государственного вмешательства, существует достаточно широкий спектр теоретических воззрений и соответствующих им практических подходов - от полного государственного монополизма в управлении национальным хозяйством, до крайнего экономического либерализма, когда утверждается, что эффективной может быть только экономика в условиях ничем не ограниченного частного предпринимательства. Между этими крайними вариантами есть ряд промежуточных, например, китайский вариант сочетания рыночных и государственных регуляторов, так называемое социально ориентированное рыночное хозяйство Германии и Австрии, шведская модель смешанной экономики и т.д.
В общем виде целью государственного регулирования экономики является достижение макроэкономического равновесия при оптимальных для данной страны темпах экономического роста. Иногда говорят, что целью государственного регулирования экономики является одновременное достижение всех поставленных целей в “магическом четырехугольнике”.
Формы государственного регулирования экономики.Выделим главные формы и методы вмешательства государства в экономику. Прежде всего, важно различать две основные формы: прямое вмешательство через расширение государственной собственности на материальные ресурсы, законотворчество и управление производственными предприятиями, и косвенное вмешательство с помощью различных мер экономической политики.
Прямое вмешательство.Во всех промышленно развитых странах существуют более или менее значительный по своим масштабам государственный сектор экономики.
Прямое вмешательство государства осуществляется и через принятие законодательных актов, призванных упорядочить и развивать отношения между всеми элементами рыночной системы.
Косвенное регулированиеэкономики со стороны государства осуществляется через экономическую политику. Под экономической политикой понимают совокупность проводимых государством мероприятий, посредством которых, используя соответствующие инструменты, государство воздействует на экономический процесс для достижения поставленных целей.
В зависимости от цели вмешательства меры экономической политики могут быть непосредственно направлены на:
- регулирование инвестиционного процесса, достижение равновесия между сбережениями и инвестициями;
- стимулирование спроса;
- регулирование рынка труда, обеспечение высокого уровня занятости;
- воздействие на общий уровень цен в целях его стабилизации и цены на некоторые специфические товары;
- поддержку устойчивого экономического роста;
- перераспределение доходов
- стимулирование экспорта и импорта товаров, капиталов и рабочей силы.
Стабилизационная политика государства:
1. Регулирование инвестиционного процесса.
2. Стимулирование спроса.
3. Регулирование рынка труда. Регулирование рынка труда, обеспечение высокого уровня занятости осуществляется государством по ряду направлений.
4. Воздействие на общий уровень цен в целях его стабилизации.
5. Регулирование внешнеторгового обмена путем стимулирования экспорта и импорта товаров, услуг, капиталов, рабочей силы. Равновесный внешнеторговый обмен предполагает наличие положительного внешнеторгового сальдо в размере 1-2% от объема ВВП в расчете по рыночным ценам. При положительном сальдо внешнеторгового баланса (разность между экспортом и импортом больше нуля) имеется чистый экспорт товаров и услуг. При этом на внутреннем рынке производится товаров больше, чем потребляется. При отрицательном сальдо внешнеторгового баланса имеется чистый импорт (импорт больше экспорта). Национальная экономика потребляет товаров и инвестирует больше, чем производится на внутреннем рынке, но в этом случае платежи по импорту превышают поступления по экспорту.
Равновесие внешнеторгового обмена достигается в ходе проведения внешнеторговой политики государства. Внешнеторговая политика - система мероприятий, направленных на защиту внутреннего рынка, или на стимулирование роста объема внешней торговли, изменения ее структуры и направления товарных потоков.
6. Денежно-кредитная или монетарная политика
7. Политика регулирования доходов и социальная политика государства - это политика регулирования доходов населения и уровня жизни, воздействия на неравенство доходов, а также проведение государственной политики занятости. Направлена на регулирование спроса и предложения на рынке труда в рамках национальной экономики.
Тема 26. Деньги: сущность и функции
Возникновение денег.Развитие товарного обмена происходило путем смены следующих форм стоимости:
1/ простая или случайная форма стоимости
2/ полная или развернутая форма стоимости
3/ всеобщая форма стоимости
4/ денежная форма стоимости
Переход от одной формы стоимости к другой связан с развитием товарного производства и сопровождается снижением издержек обращения, что стимулировало, в свою очередь, развитие специализации и торговли.
Деньги – это всеобщий эквивалент, их сущность проявляется в выполняемых ими функциях.
Функции денег.
1. мера стоимости
2. средства обращения
3. средства платежа
4. средства накопления
5. мировые деньги.
2. Виды денег
Бумажные деньги. Деньги в функции средства обращения выступают мимолетным посредником в товарообмене. В связи с этим появилась и стала пробивать себе дорогу идея об удешевлении денежного материала. Бумажные деньги являются знаками, представителями полноценных денег. Они выражают обязательство государственной власти и наделяются государством принудительным курсом.
Кредитные деньги - в обращении выступают обязательствами, например, центрального банка. Эти обязательства, обладая силой законного платежного средства, эмитируются в двух формах - наличных денег и денег на счетах коммерческих банков и других учреждений в центральном банке.
Банкнота- разновидность кредитных денег появилась в конце ХУП века. Основными признаками классической банкноты являются следующие: во-первых, она выпускается центральным банком взамен коммерческих векселей и, во-вторых, банкнота разменна на золото по первому требованию.
Деньги безналичного оборота. Их движение происходит в виде записей по счетам клиентов в банке с использованием, например, чеков, пластиковых карточек и т.д.
Чек - денежный документ установленной формы, содержащий безусловный приказ чекодержателя кредитному учреждению о выплате держателю чека указанной в нем суммы. Развитие обращения чеков вызвало ряд проблем, связанных с их оплатой и множеством подписей на чековых книжках. Поэтому возникла тенденция к замене чеков другими средствами использования текущих счетов, в частности пластиковыми карточками. Пластиковая карточка- именной документ, выпущенный банком или торговой фирмой, удостоверяющий личность владельца счета в банке и дающий ему право на приобретение товаров и услуг в розничной торговле без оплаты наличными.