ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 26.09.2024

Просмотров: 2759

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

Тема 1. Предмет и метод экономической теории

Тема 2. Общие проблемы экономического развития

1. Экономические ресурсы и материальные потребности

2. Кривая производственных возможностей.

4. Модели экономических систем.

Тема 3. Теория спроса и предложения

1. Спрос и факторы, его определяющие.

2. Предложение и факторы на него влияющие

4. Рыночное равновесие.

4. Понятие эластичности.

4. Применение показателей эластичности.

Тема 4. Теория потребительского поведения

Тема 5. Монополия и конкуренция

Тема 6 . Измерение затрат фирмы: анализ издержек.

Тема 7. Максимизация прибыли фирмы: условия и особенности.

Тема 8. Рынки факторов производства

Тема 9. Рынок труда.

Тема 12 . Рынок капитала. Процентные ставки и процесс инвестирования.

Тема 13. Рынок земли и рентные отношения

Тема 17. Национальная экономика и показатели ее развития

1. Система национальных счетов

2. Основные показатели снс

Тема 18. Инфляция и ее виды

1. Определение инфляции

2. Измерение инфляции. Индексы цен

3. Виды инфляции

4. Факторы, вызывающие инфляцию

5. Инфляция спроса и инфляция предложения (издержек производства)

6.Спираль “заработная плата - инфляция”

6. Последствия инфляции

7. Антиинфляционная политика.

Тема 19. Безработица и ее последствия. Социальная политика государства

1. Безработица и ее виды

2. Социальная политика государства

3. Уровень жизни и социальная обеспеченность

Тема 20. Экономические циклы

2. Типология экономических циклов.

3.Возникновение кризисных явлений и их развитие

Тема 21 . Совокупный спрос и совокупное предложение.

1. Совокупный спрос, его элементы, кривая совокупного спроса

2. Совокупное предложение и факторы, на него влияющие.

Тема 22.Потребление, сбережение, их влияние на национальное производство.

Тема 23 . Инвестиции в макроэкономике. Эффект мультипликатора.

Тема 24.Макроэкономическое равновесие и механизм его обеспечения.

Тема 25. Государственное регулирование экономики: теоретические концепции, необходимость и возможность регулирования.

Тема 26. Деньги: сущность и функции

2. Виды денег

Тема 27. Спрос и предложение денег. Понятие денежного рынка

Тема 28. Кредитная система и ее структура.

Тема 29. Банки и их роль в рыночной экономике.

Тема 30. Денежно-кредитная политика : сущность и инструменты.

Тема 31. Сущность финансов и финансовая политика

Тема 32. Финансовая система и ее структура

Тема 33. Государственный бюджет и внебюджетные фонды

2. Бюджетное устройство и бюджетная система Российской Федерации

3. Бюджетный процесс в Российской Федерации

Тема 3. Теория спроса и предложения

1. Спрос и факторы, его определяющие.

Спросопределяет количество продукта, которое потребители готовы и в состоянии купить на рынке по некоторой цене в течение определенного промежутка времени.

Согласно законуспросапри неизменности всех прочих параметров, снижение цены ведет к соответствующему возрастанию величины спроса и, наоборот, при повышении цены, величина спроса снижается.

Кривая спроса - какое количество товара потребитель готов приобрести по каждой данной цене.

P

D

Q

Неценовые факторы спроса:

1. Изменение доходов покупателей.

2. Изменение цен на товары - субституты и комплементарные товары.

3. Инфляционные ожидания.

4. Изменение вкусов и предпочтений покупателей.

5. Изменение числа покупателей.

6. Спрос на некоторые товары изменяется в зависимости от сезона.

2. Предложение и факторы на него влияющие

Предложение- возможность и желание производителей предлагать для продажи на рынке определенное количество продукции по каждой данной цене.

Закон предложения: существует прямая зависимость между ценой и количеством предлагаемого товара. Производители готовы предложить на рынок большее количество товаров при повышении цены и наоборот.

Кривая предложенияпоказывает, какое количество товара производитель готовы предложить на рынок по той или иной цене.

P

S

Q

Неценовые факторы предложения:

1. Изменение цен на ресурсы.

2. Изменение технологии.

3. Изменение налогов и дотаций.

4. Изменение цен на другие товары.

5. Инфляционные ожидания.

6. Изменение числа поставщиков.


7. Неэкономические факторы.

4. Рыночное равновесие.

PDS

излишек

E

дефицит

Q

4. Понятие эластичности.

Эластичность спроса по цене показывает как реагируют покупатели на изменение цены.

процентное изменение объема покупок

Ед = -------------------------------------------------------

процентное изменение цены товара

P

D5

D4

D1D2D3

Q

D1 - абсолютно неэлестичный спрос Еd = 0

D2 - неэластичный спрос Еd от 0 до 1

D3 - единичная эластичность Ed = 1

D4 - эластичный спрос Еd от 1 до бесконечности

D5 - абсолютно эластичный спрос Еd= бесконечности

Эластичность предложения (Еs) показывает как реагируют производители на изменение цены.

Понятие эластичности применяется и при определении реакции производителей на изменение цен. Эластичность предложения товара определяется как отношение процентного изменения величины предлагаемого товара к процентному изменению цены этого товара.

Процентное изменение объема предложения товара

Еs= ---------------------------------------------------------------------

Процентное изменение цены товара

PРис.3-5

S4


S3

S1

S2

Q

S1 - абсолютно неэластичное предложение Еs= 0

S2 - неэластичное предложение Еsот 0 до 1

S3 - эластичное предложение Еsбольше 1

S4 - абсолютно эластичное предложение Еs= бесконечности

Эластичность спроса по доходупоказывает реакцию покупателей на изменение их дохода.


4. Применение показателей эластичности.

Представим случай введения акцизного налога на товар. Эффект от введения акцизного налога может быть изображен посредством сдвига вверх - влево кривой предложения. В результате введения налога устанавливается новая равновесная цена, которая включает налог.

P D D S2 S1

S2 E2

P2 E2 P2

E1

P1

P1 E1

P3

P3

Q Q

Q2Q1Q2Q1

а\ б\

Эластичность и выручка производителя

Выручка производителя определяется при умножении цены товара на объем продаж.

P

MN

P2

P1K

D1D2

0Q3Q2Q1Q


Тема 4. Теория потребительского поведения

1. Концепция полезности. Каждый потребитель самостоятельно принимает решение о том, что покупать, а что нет. Обратимся к поведению потребителя и опишем механизм потребительского выбора.

Полезность- это способность удовлетворять какую - либо потребность человека. Причем полезность не является объективным свойством товара, а выражает субъективное отношение людей к тем или иным благам. Поэтому полезность одного и того же товара для разных людей может быть различной.

Предельная полезность- добавочная полезность или удовлетворение, извлекаемое потребителем из одной дополнительной единицы конкретного товара. Это объясняется тем, что потребитель будет постепенно удовлетворяться в этом конкретном продукте. Падение предельной полезности по мере потребления потребителем дополнительных единиц блага известно как закон убывающей предельной полезности.

2. Кривые безразличия. Потребительские предпочтения можно представить графически, используя кривую безразличия.

Кривая безразличия представляет собой совокупность потребительских наборов, которые обеспечивают одинаковый уровень удовлетворения потребностей, т.е. потребитель безразличен к выбору наборов, представленными точками на кривой.

Х Рис.4-1

У

В любой точке кривой потребитель получает одинаковую полезность.

Для описания предпочтений человека по всем наборам двух товаров, изображают карту кривых безразличия для разных уровней удовлетворения потребностей.

Чем дальше находится кривая безразличия, тем выше степень удовлетворения потребностей. Карта кривых безразличия позволяет показать на одном графике взаимосвязь трех переменных: уровень полезности, количество товара Х и количество товара У.

Свойства кривых безразличия:

Кривая безразличия имеет отрицательный наклон.

Кривые безразличия не могут пересекаться.

Кривая безразличия выпукла к началу координат.

Кривая безразличия может быть проведена через каждую точку в пространстве.

Кривая безразличия воплощает в себе “субъективную” информацию о предпочтениях товару Х или У.