ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 26.09.2024

Просмотров: 2745

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

Тема 1. Предмет и метод экономической теории

Тема 2. Общие проблемы экономического развития

1. Экономические ресурсы и материальные потребности

2. Кривая производственных возможностей.

4. Модели экономических систем.

Тема 3. Теория спроса и предложения

1. Спрос и факторы, его определяющие.

2. Предложение и факторы на него влияющие

4. Рыночное равновесие.

4. Понятие эластичности.

4. Применение показателей эластичности.

Тема 4. Теория потребительского поведения

Тема 5. Монополия и конкуренция

Тема 6 . Измерение затрат фирмы: анализ издержек.

Тема 7. Максимизация прибыли фирмы: условия и особенности.

Тема 8. Рынки факторов производства

Тема 9. Рынок труда.

Тема 12 . Рынок капитала. Процентные ставки и процесс инвестирования.

Тема 13. Рынок земли и рентные отношения

Тема 17. Национальная экономика и показатели ее развития

1. Система национальных счетов

2. Основные показатели снс

Тема 18. Инфляция и ее виды

1. Определение инфляции

2. Измерение инфляции. Индексы цен

3. Виды инфляции

4. Факторы, вызывающие инфляцию

5. Инфляция спроса и инфляция предложения (издержек производства)

6.Спираль “заработная плата - инфляция”

6. Последствия инфляции

7. Антиинфляционная политика.

Тема 19. Безработица и ее последствия. Социальная политика государства

1. Безработица и ее виды

2. Социальная политика государства

3. Уровень жизни и социальная обеспеченность

Тема 20. Экономические циклы

2. Типология экономических циклов.

3.Возникновение кризисных явлений и их развитие

Тема 21 . Совокупный спрос и совокупное предложение.

1. Совокупный спрос, его элементы, кривая совокупного спроса

2. Совокупное предложение и факторы, на него влияющие.

Тема 22.Потребление, сбережение, их влияние на национальное производство.

Тема 23 . Инвестиции в макроэкономике. Эффект мультипликатора.

Тема 24.Макроэкономическое равновесие и механизм его обеспечения.

Тема 25. Государственное регулирование экономики: теоретические концепции, необходимость и возможность регулирования.

Тема 26. Деньги: сущность и функции

2. Виды денег

Тема 27. Спрос и предложение денег. Понятие денежного рынка

Тема 28. Кредитная система и ее структура.

Тема 29. Банки и их роль в рыночной экономике.

Тема 30. Денежно-кредитная политика : сущность и инструменты.

Тема 31. Сущность финансов и финансовая политика

Тема 32. Финансовая система и ее структура

Тема 33. Государственный бюджет и внебюджетные фонды

2. Бюджетное устройство и бюджетная система Российской Федерации

3. Бюджетный процесс в Российской Федерации

Тема 7. Максимизация прибыли фирмы: условия и особенности.

1. Доход и прибыль фирмы.Прибыль представляет разницу между доходом и издержками про­изводства фирмы. Чтобы определить объем производства фирмы, которая стремится максимизировать прибыль, необходимо проанализировать доходы фирмы.

Совокупный доход /ТR/,получаемый конкурентной фирмой, равен цене продукта /Р/, умноженной на объем продаж /Q /.

TR= P хQ

Предельный доход /МR/ -приращение дохода в результате увеличения выпуска продукции на 1 единицу:

MR = Ù TR : ÙQ

Средний доход (AR) -доход, получаемый от продажи 1единицы произведенного продукта: AR = TR : Q

2. Динамика совокупного дохода и эластичность спроса на товар.Cовокупный доход увеличивается, когда спрос эластичен и предельный доход имеет положительное значение. Совокупный доход снижается, когда спрос неэластичен и предельный до­ход принимает отрицательное значение.

Так как на конкурентном рынке каждая фирма продает небольшую часть от реализации всей отрасли, то ее решение об объеме продаж не будет влиять на рыночную цену товара. Поэтому конкурентная фирма принимает цену как заданную извне. Конкурентная фирма может продавать допол­нительную единицу продукции без снижения цены. В результате сово­купный доход увеличивается на ве­личину цены товара. Средний доход, полученный фирмой также равен цене проданного товара

AR=Р

3. Максимизация прибыли фирмы в краткосрочном периоде. На коротком отрезке времени фирма оперирует постоянным разме­ром капитала (существует понятие постоянных издержек - FC) и должна выбирать такой объем переменных факторов (ма­териалов èтруда), который максимизировал бы прибыль или минимизировал бы убытки фирмы.

Прибыль, к которой стремится фирма, определяется как разность между валовым доходом и валовыми издержками:

Прибыль =ТR -ТС.

4. Сравнение валового дохода и валовых издержек; предельного дохода и предельных издержек.В микроэкономике используют названные два подхода к определению уровня производства, при котором фирма максимизирует прибыль или минимизиру­ет убытки

В каждом из этих подходов могут решаться три проблемы:

максимизация прибыли в процессе производства;

минимиза­ция убытков в процессе производства;

минимизация убытков путем прекращения производства и закры­тия предприятия.

5. Классическое условие максимизации прибылифирмы в краткосрочном периоде. На конкурентном рынке предельный доход фирмы равен среднему доходу фирмы и равен цене: М R =AR =Р.


В краткосрочном периоде конкурентная фирма выбирает объем выпуска продукции, а не цену, ко­торая задана извне (поскольку это конкурентная фирма). Тогда правило максимизации прибыли для конкурентной фирмы заключается в выборе такого объема производства, при котором цена (и, соответственно, предельный доход) равня­ется предельным издержкам: Р =М R = МС.

Объем производства, при котором предельный доход равен предельным издержкам будет оптимальным для данной фирмы. При меньшем объеме производства предельный доход больше предельных издержек, прибыль существует, но явно не достигает максимума. Прибыль можно увеличить за счет расширения произ­водства.

При большем, чем оптимальный, объеме выпуска предельные издержки выше предельного дохода.В этом случае сокращение объема выпуска продукции дает экономию издержек, превышающих предельный доход.

Точка критического объема производства фирмы”- объем производства, при котором предельные издержки равны предельному доходу и цене товара. Фирмы не получает ни прибыли, но и не несет убытки.

Почему фирма, терпящая убытки, не прекращает производство? На коротком отрезке времени фирма может работать с убытками, потому что она рассчитывает на получение прибыли в будущем по мере роста цены ее продукции или снижения издержек производства. Фактически в краткосрочном периоде перед фирмой стоит двоякий выбор: она может производить некоторое количество продукции, терпя убытки, или временно закрыть свое производство. Надо выбрать более эффективную из двух альтернатив. Фирма решит закрыть производство и ничего не выпускать, когда цена ее товара будет меньше ми­нимальных средних переменных издержек, В этой ситуации прибыль от производства не покроет пере­менных издержек, и убытки возрас­тут. При продолжении производства убытки фирмы будут только возрастать.

Таким образом, когда фирма производит продукцию, она максимизирует прибыль, выбирая такой объем производства, при котором цена равна предельным издержкам. При данном объеме выпуска продукции прибыль будет положительной ве­личиной, если цена выше средних валовых издержек. Фирма может дей­ствовать с убытками в краткосрочном периоде. Однако, конкурентная фирма не будет выпускать продукции, если цена меньше минимальных средних переменных издержек. Если фирма сталкивается с убытками и на долгосрочном этапе, она прекращает про­изводство.


Тема 8. Рынки факторов производства

1. Особенности рынка факторов производства.В целом здесь действуют те же законы спроса и предложения и тот же механизм конкурентного равновесия цен. Однако сами факторы производства как товарные группы, их присвоение, распределения и использование затрагивают более глубинные общественно-экономические отношения. Поэтому рынки факторов производства являются особым видом рынков в системе рыночной экономики. Рынки факторов производства - это сферы товарного оборота таких важнейших групп ресурсов хозяйственной деятельности, как земля, природные ископаемые и искусственные сырьевые ресурсы, ресурсы труда разнообразных специальностей и квалификации, капитально-технические ресурсы. Движение факторов производства опосредуется рынками денег и ценных бумаг, регулируется соответствующей экономической политикой государства.

2. Участники рынка факторов производства.В отличие от рынков конечных товаров и услуг, где фирмы являются продавцами, а потребители товаров и услуг - покупателями, на рынках факторов производства фирмы являются покупателями рабочей силы, природных ресурсов, земли, капитала в его различных формах - денежной, производительной, в форме ссудного или фиктивного капитала (капитала, представленного в форме ценных бумаг).

3. Производство и спрос на экономические ресурсы.Фирмы используют различные виды затрат (производственные фак­торы) для производства товаров и услуг. Одни из них представляют со­бой сырье и материалы, вторые -товары, производимые другими фир­мами, третьи -разные типы труда различной классификации, четвер­тые являются капитальными благами (произведенное средство производства, например, машина или здание), пятые представ­ляют собой различные формы предпринимательской деятельности, шес­тые - информацию.

Особенности спроса на основные факторы производства. отличие от спроса на обычные потребительские товары индивидуального назначения, т. е. продукты конечного потребления, спрос на факторы производства имеет свою специфику. Особенностью, специфической чертой спроса на любые факторы производства является то, что он имеет производный, вторичный характер по сравнению со спросом на конечные потребительские блага. Производный характер спроса на факторы производства объясняется тем, что потребность в них возникает лишь в том случае, если с их помощью могут быть произведены пользующиеся спросом конечные потребительские блага, т. е. товары или услуги обычного потребительского назначения.


Спрос на любой фактор производства может возрастать или снижаться в зависимости от того, возрастает или снижается спрос на потребительские товары, изготовленные с помощью данного фактора производства. Спрос на факторы производства предъявляют лишь предприниматели, т. е. та часть общества, которая способна организовать и осуществить выпуск продуктов и услуг, необходимых для конечного потребления. Предприниматели стремятся обнаружить возможности получения дохода, не замеченные конкурентами. Рынки факторов производства сообщают предпринимателям информацию о ценах, технико-экономических характеристиках товаров, уровне издержек производства, объемах предложения и т. д.

4. Факторы изменения спроса на ресурсы. Тот факт, что спрос на любой ресурс является производным от производимого с его помощью продукта, означает, что спрос на ресурс будет зависеть от его производительности и рыночной стоимости (цены) товара, который производится с его использованием.

Таким образом, спрос на ресурс будет изменяться, т.е. кривая спроса на ресурс будет перемещаться, в результате:

а/ изменения в спросе, а соответственно и в цене на продукт, который производится с помощью данного ресурса;

б/ изменений в производительности ресурса в силу либо роста количества и повышения качества иных ресурсов, в сочетании с которыми используется данный ресурс, либо в связи с повышением качества самого указанного ресурса;

в/ изменений в цене самих ресурсов.

На спрос на факторы производства влияет также то обстоятельство, что факторы производства могут использоваться их потребителями только во взаимодействии и взаимодополнении. Для организации производственного процесса требуются многие факторы: труд, земля, техника, сырье, энергия. Все они в большей или меньшей степени могут быть взаимодополняемыми и взаимозаменяемыми: живой труд может быть частично заменен техникой, и, наоборот, природные сырьевые материалы могут быть заменены искусственными и т.д. Однако и труд, и техника, и сырье сопряжены, взаимодополняемы лишь в едином производственном процессе. По отдельности каждый из них бесполезен. Но при прочих равных условиях изменение цен на один из этих факторов вызывает изменение привлекаемого количества не только этого, но и сопряженных с ним факторов производства. Например, более высокая заработная плата и относительно низкие цены на технику способны вызвать снижение спроса на труд и повышение его на машины, заменяющие рабочую силу, и наоборот.


Следовательно, спрос на факторы производства - это взаимозависимый процесс, где объем каждого привлекаемого в производство ресурса зависит от уровня цен не только на каждый из них, но и на все остальные сопряженные с ними ресурсы и факторы.

5. Эластичность спроса на факторы производства. Цена – одно из важнейших условий изменения эластичности спроса по каждому фактору производства. Спрос более эластичен на те факторы, которые при прочих равных условиях имеют более низкую цену. Это позволяет осуществлять взаимозамещение, вытеснять дорогостоящие факторы производства, снижать издержки производства. Высокие рыночные цены вызывают снижение спроса и переключение его на альтернативные факторы производства, имеющие относительно низкие цены.

Эластичность спроса по каждому конкретному фактору производства может изменяться в зависимости от: уровня доходов фирмы и спроса на выпускаемую ею продукцию; возможностей взаимозамещения применяемых в производстве ресурсов и факторов; наличия рынков взаимозаменяемых и взаимодополняемых факторов производства по приемлемым ценам; стремления к новациям и т. д.

Эластичность спроса на ресурс будет тем выше: чем больше число имеющихся в наличии подходящих ресурсозаменителей; чем выше эластичность спроса на продукт; чем больше доля данного ресурса в совокупных издержках производства.