ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 17.10.2024
Просмотров: 212
Скачиваний: 0
СОДЕРЖАНИЕ
Факторный анализ прибыли от продажи продукции
Сводка влияния факторов на прирост прибыли
Анализ прибыли от других источников получения
Характеристика имущественного положения предприятия
Состав и структура внеоборотных (долгосрочных) активов
Состав и структура оборотных активов
Оценка капитала, вложенного в имущество предприятия
Обеспеченность предприятия собственными оборотными средствами
Эффективность использования оборотных средств
3. Диагностика финансового состояния предприятия
3.1 Диагностика показателей финансовой устойчивости
Анализ коэффициентов финансовой устойчивости предприятия
3.2 Диагностика платежеспособности и ликвидности
Показатели платежеспособности и ликвидности предприятия
3.3 Диагностика банкротства предприятия
4. Оценка эффективности работы предприятия
4.1 Анализ доходности продаж продукции
Оценка доходности продаж продукции
4.2 Анализ рентабельности использования капитала
Анализ показателей рентабельности использования капитала
4.3 Диагностика рентабельности использования ресурсов
4.4 Диагностика показателей деловой активности
Динамика показателей деловой активности
4.5 Количественная оценка факторов деловой активности предприятия
Уровни факторов деловой активности зао «Змиёвский пищекомбинат»
Анализируя таблицу 3.3, можно сделать следующие выводы: рассматриваемое предприятие не располагает абсолютно ликвидными активами (А1), т.е. денежными средствами и краткосрочными финансовыми вложениями, в значительной степени. Доля их в оборотном капитале невелика, о чем свидетельствует значение коэффициента абсолютной ликвидности, которое намного меньше нормативного значения (). Но это еще не является показателем плохой или хорошей платежеспособности предприятия. При этом следует отметить, что в отчетном году величина денежных средств возросла на 2 337 тыс. рублей, что говорит о положительной тенденции.
Большую часть оборотного капитала акционерного общества составляет краткосрочная дебиторская задолженность, которая составляет активы второй группы (А2) и относится к быстро реализуемым активам. Значительное увеличение денежных средств в отчетном году на 2 337 тыс. рублей, а также увеличение краткосрочной дебиторской задолженности и прочих оборотных активов на 5 570 тыс. рублей поспособствовало увеличению значения коэффициента быстрой ликвидности на 0,26 пункта в отчетном году. Однако, значения коэффициента и в базисном, и в отчетном году не соответствуют установленному оптимальному пределу (0,8<<1,0).
Увеличение кратковременных долговых обязательств на 30,8 % [(5 239 : 17 009)100] при сокращении медленно реализуемых активов, в основном запасов и налога на добавленную стоимость по приобретенным ценностям, на 17,7 % [(-1 457 : 8 226) 100] привело к повышению коэффициента текущей ликвидности на 0,09 пункта. Однако значения данного коэффициента ниже 1,0 при нормативе – не ниже 2,0. Установленная тенденция не указывает на повышение общей платежеспособности предприятия и говорит о низкой ликвидности его текущих активов.
3.3 Диагностика банкротства предприятия
При удовлетворительной структуре баланса для проверки устойчивости финансового положения предприятия рассчитывается коэффициент утраты платежеспособности на срок три месяца. Если его значение меньше единицы (Куп < 1), может быть сделан вывод о том, что предприятие в ближайшее время не сможет выполнить свои обязательства перед кредиторами, и в этой связи оно может быть поставлено на соответствующий учет.
Если формально следовать действующему положению, то структуру баланса следует признать удовлетворительной, так как коэффициент обеспеченности собственными оборотными средствами превышает нормативное значение (). Оценим возможности предприятия по утрате платежеспособности в течение ближайших трех месяцев. Для этого определим расчетное значение коэффициента утраты платежеспособности:
.
Полученная величина Куп < 1 свидетельствует, что в ближайшие три месяца возможна утрата предприятием своей платежеспособности.
4. Оценка эффективности работы предприятия
4.1 Анализ доходности продаж продукции
Для общей оценки эффективности работы предприятия используют показатели рентабельности и показатели интенсивности использования производственных ресурсов предприятия. Понятие рентабельности означает прибыльность, доходность и в аналитической практике относится к эффективности. Предприятие является рентабельным, если результаты от реализации продукции покрывают издержки производства и, кроме того, образуют прибыль, достаточную для расширенного воспроизводства.
Показатели рентабельности являются относительными и рассчитываются как отношение прибыли к стоимости использованных предприятием ресурсов.
Показателем рентабельности продукции является размер прибыли на рубль затрат реализованной продукции:
Rn=Пр/Ср*100,
где – прибыль от продаж продукции;– затраты на производство продукции (полная себестоимость с учетом коммерческих и управленческих расходов).
Доходность реализованной продукции может быть определена по формуле, которая показывает размер прибыли, получаемой с одного рубля реализованной продукции:
Дп = Пр/Вр*100,
где – выручка от реализации продукции.
Анализ проводится по данным таблицы 4.1.
Таблица 4.1
Оценка доходности продаж продукции
Показатели |
Номер строки |
Базисный год |
Отчетный год |
Отклонение (+,-) |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
Выручка от продаж товаров, продукции, работ, услуг (), тыс. руб. |
01 |
65 003 |
73 867 |
+8 864 |
Полная себестоимость проданных товаров, продукции, работ и услуг (), тыс. руб. |
02 |
63 592 |
72 358 |
+8 766 |
Прибыль от продаж (), тыс. руб. (стр. 01 – стр. 02) |
03 |
1 411 |
1 509 |
+98 |
Рентабельность продукции, % (стр. 03 : стр. 02) 100 |
04 |
2,22 |
2,09 |
-0,13 |
Доходность продаж (),% (стр. 03 : стр. 01) 100 |
05 |
2,17 |
2,04 |
-0,13 |
Величина активов (А), тыс. руб. |
06 |
22 041 |
28 088 |
+6 047 |
Оборачиваемость активов (Коб), обороты (стр.01 : стр.06) |
07 |
2,95 |
2,63 |
-0,32 |
Рентабельность активов (), % (стр. 03 : стр. 06) 100 |
08 |
6,40 |
5,37 |
-1,03 |
Как видим, доходность продаж в отчетном году снизилась на 0,13 пункта. Данное снижение дохода с одного рубля проданной продукции может быть одним из сигналов рынка по сокращению спроса на нее или появлению более сильных конкурентов.
Влияние изменения себестоимости, а, следовательно, и цены продукции на объем полученной прибыли от реализации можно оценить методом цепных подстановок.
Изменение доходности продаж за счет изменения цен реализации:
(р) =
= 0,1391 – 0,0217 = +0,1174,
где индексы «о» и «б» – соответственно отчетный и базисный годы.
Изменение доходности продаж за счет увеличения себестоимости проданной продукции:
()=
= 0,0204 – 0,1391 = -0,1187.
Полученные результаты свидетельствуют о том, что в условиях роста объема продаж на 8 864 тыс. руб. увеличение цен на продукцию не способствовало поддержанию доходности продаж, при этом повышение себестоимости продукции незначительно усугубило негативную для предприятия тенденцию, по этой причине оно имело снижение доходности и рентабельности продукции на 0,13 %.
Точность выполненных расчетов подтверждается проверкой совокупного влияния факторов:
0,1174 + (-0,1187) = -0,0013, или 0,13 пункта.
4.2 Анализ рентабельности использования капитала
Кроме коэффициентов рентабельности продукции и ее доходности, различают рентабельность капитала собственных средств, производственных фондов, финансовых вложений и рентабельность перманентного капитала.
Рентабельность активов (иногда ее называют экономической рентабельностью) является общим показателем и отвечает на вопрос, сколько прибыли предприятие получает в расчете на рубль используемого имущества. От его величины, в частности, зависит размер дивидендов по акциям в акционерных обществах.
Используя данные бухгалтерского баланса и формы «Отчет о прибылях и убытках», определяют показатели эффективности функционирования капитала предприятия по следующим аналитическим зависимостям:
рентабельность капитала ():
= Пчист/А*100;
рентабельность текущих активов (Rта):
Rта = Пчист/Атек*100;
где Пчист – прибыль, остающаяся в распоряжении предприятия;
А, Атек – средняя величина – соответственно задействованного капитала и всех видов текущих активов, рассчитанная по данным баланса предприятия.
В процессе анализа необходимо выяснить зависимость между величиной прибыли и эффективностью использования собственных и заемных средств, принимавших участие в ее получении. Для этих целей определяются показатели рентабельности собственного капитала (Rск) и заемного капитала (Rинв):
Rск = Пчист/Ксоб*100;
Rинв = Пв/(Ксоб+Кдолг)*100,
где Пв – валовая прибыль предприятия;
Ксоб – средняя величина источников собственных средств предприятия;
Кдолг – долгосрочные обязательства предприятия (итог четвертого раздела баланса).
Для обоснования привлечения заемных источников финансирования необходимо сопоставить рентабельность использования капитала в целом с рентабельностью собственного капитала. Если Rск > Rинв , то использование заемных средств менее эффективно, чем собственного капитала, но при Rинв > Rск привлечение заемных источников финансирования может быть выгодным.