Файл: Бакланова Т.И., Новикова Г.П. Программа и пособия для дошкольников Музыкальный мир (на основе народной культуры).doc
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 29.10.2024
Просмотров: 289
Скачиваний: 0
СОДЕРЖАНИЕ
ББакланова т.И., Новикова г.П. «Музыкальный мир».
Раздел первый. «Музыкальные маршруты»
Тематические блоки Блок «Музыкальный мир природы»
Примерный материал для занятий2
Движения под музыку, музыкально-пластические импровизации
Блок «Музыкальный мир родного дома»
Движения под музыку, музыкально-пластические импровизации
Музыкально-логопедические упражнения
Блок « Музыкальный мир родного города (села)»
Примерный материал для занятий Слушание музыки
Движения под музыку, музыкально-пластические импровизации
Музыкально-логопедические упражнения
Блок «Музыкальный мир разных стран»
Движения под музыку, музыкально-пластические импровизации
Движения под музыку, музыкально-пластические импровизации
Раздел второй. Музыкальные находки
Примерный материал для занятий
Музыкально-пластические импровизации
Ёлочка. Муз. М. Красева, сл. З. Александровой
Что такое Новый год? Муз. Ю. Чичкова, сл. М. Пляцковского
Примерный материал для занятий Слушание музыки
Утренняя молитва. (Из «Детского альбома».) Муз. П. Чайковского
Веснянка .Украинская народная песня. Обр. Н. Метлова. Пер. С украинского н. Френкель
Птичка. Украинская народная песня. Обр. П. Чайковского
Движения под музыку, музыкально-пластические импровизации
Условия успешной реализации программы
Раздел первый. Музыкальные маршруты ( 3-5 лет)
Тема 1. В гостях у красавицы Осени
Тема 2. Музыка осени: листья шелестят и танцуют
Тема 3.Музыка осени: грустный дождик
Тема 4. У кого какой голос: в птичьем царстве-государстве
Тема 4. У кого какой голос? На птичьем дворе
Тема 5. У кого какой голос? в лесном царстве животных
Тема 7. У кого какой голос? в мире домашних животных
Тема 8. В гостях у красавицы Зимы
Тема 9. В гостях у красавицы Весны
Тема 10. В гостях у красавицы Лето.
Тема 3. Наши музыкальные инструменты
Тема 3. Музыкальные игры и игрушки
Тема 4. Праздники на улицах и площадях
Тема 1. Во что играют дети на всей планете?
Тема 6. Где хотим мы побывать?
Тема 1. О чём и о ком рассказывают музыкальные сказки?
Тема 2. Музыка и русские народные сказки
Тема 3. Музыка и сказки а.С. Пушкина
Раздел второй. Музыкальные находки
Дополнительно – ансамбль: барабан, гитара, скрипка (по иллюстрации к сказке «Три поросёнка»).
Тема 1. В гостях у красавицы Зимы
Тема 1. День защитников Отечества
Тема 1. В гостях у красавицы Весны
Тема 2. Музыкальные подарки для мамы и бабушки
Реченька. Муз. В. Костенко, сл. В. Болдыревой
Тема 1. Музыка и труд на родной земле
По малину в сад пойдём. Муз. А. Филиппенко, сл. Т. Волгиной
Тема 1. В гостях у красавицы Осени
Тема 1. Здравствуй, гостья Зима!
Тема 2. Музыкальные путешествия по соседним странам
Веснянка .Украинская народная песня. Обр. Н. Метлова. Пер. С украинского н. Френкель
Птичка. Украинская народная песня. Обр. П. Чайковского
Движения под музыку, музыкально-пластические импровизации
3–4 года
Заинька. Русская народная мелодия. Обр. Ю. Слонова, сл. И. Черницкой
Заинька, попляши. Русская народная песня. Обр. Н. Римского-Корсакова
Зайка танец танцевал. Муз. и сл. Н. Мурычевой
Зайка. Русская народная мелодия. Обр. А. Александрова, сл. Т. Бабаджан
Скачет зайка маленький. Муз. В. Агафонникова, сл. народные
Марш медведя. Муз. и сл. Н. Мурычевой
Ходит зайка по саду. Русская народная песня
Музыкальные картинки («Зайчик пляшет», «Медведь», «Лиса», «Пляска медведей»). Муз. Т.Ломовой.
Медведь. Муз. В. Ребикова
4 - 5 лет
В мороз (Воробушки). Муз. М. Красева, перелож. Н. Метлова, сл. А. Барто
Ворон. Русская народная прибаутка. Обр. Е.Теличеевой, автор движений
М. Кремянская
Горелки. Русская народная игра
Качели. Муз. и сл. Н. Ветлугиной
Курочки и Петушок. Русская народная мелодия. Обр. Г. Фрида. Автор движений С. Мерзлякова
Пляска зайки. Муз. и сл. Н. Мурычевой
Подсолнухи. Муз. К. Дебюсси («Арабеска № 1»)
Радужные брызги. Муз. К. Сен-Санса («Аквариум» из сюиты «Карнавал животных»); муз. П. Чайковского («Танец Феи Бриллиантов» из балета «Спящая красавица»)
Кошечка. Муз. Т.Ломовой
«Цок-цок, лошадка…». Муз. Е.Теличеевой
Музыкально-логопедические упражнения
3 - 5 лет
Ишак. Муз. и сл. О. Боромыковой
Окунь. Муз. и сл. О. Боромыковой
Птенчики. Муз. и сл. Н. Ветлугиной
Удод. Муз. и сл. О. Боромыковой
Блок «Музыкальный мир родного дома»
Психолого-педагогические основания отбора программного содержания.С младенчества на человека оказывают огромное влияние семейные традиции, стиль взаимоотношений домашних, весь духовно-нравственный и предметный мир родного дома. Жизненно важно научить ребёнка любить свой дом и своих близких, взаимодействовать с родителями и другими членами семьи, поддерживать культуру быта. С раннего детства закладываются качества, необходимые в будущей семейной жизни, усваиваются модели поведения будущего отца / матери, домашней хозяйки / хозяина дома.
Семантические «узлы» данного блока – архетипические образы (термин К.-Г. Юнга)матери и очага.
Не забудем, что в личностном становлении и развитии дошкольников большую роль играет «звуковая палитра» родного дома. От того, какие краски в ней доминируют, во многом зависят не только уровень музыкально-эстетического развития детей, но и их психосоматическое состояние, а также процессы социализации и социальной адаптации. Известно, как остро стоят проблемы психологического климата современной семьи. И нельзя недооценивать такие средства «семейной терапии», как старинные российские традиции домашнего музицирования. Возродить их возможно при заинтересованном участии родителей в музыкальном воспитании и образовании детей. Результатом даже небольших усилий, несомненно, станет создание благоприятного для здоровья и эмоционального развития детей звукового фона, благотворной художественно-эстетической среды.
Изображения музыкальных инструментов, картины играющих на них и поющих членов семьи, домашние альбомы с репродукциями, семейные фотографии и видеофильмы – всё это станет вам хорошим подспорьем при проведении занятий. Пригодятся также бумага для рисования, цветные карандаши, краски, пластилин. Используйте доступные детям ассоциации для движений под музыку, музыкально-пластических и музыкальных импровизаций, звукоподражания, а также для интегрированных занятий музыкой и изобразительным искусством.
.
Зрительно-слуховые образы
Огонь в печи трещит.
Ветер в трубе гудит.
Часы тикают.
Погремушки гремят.
Юла гудит.
Посуда звенит.
Вода из крана капает.
Дождь стучит по крыше.
Деревянный пол скрипит.
Мама у колыбели поёт.
Ребёнок играет на музыкальных инструментах.
У меня зазвонил телефон
Пластические образы
Любимые игрушки:
плюшевый мишка;
кукла Маша;
матрешки;
Ванька-встанька;
Петрушка;
Паровоз;
заинька серенький;
мячик;
деревянная лошадка;
игрушечные солдатики;
игрушечная машина;
воздушные шарики;
глиняные свистульки;
игрушечный рояль;
детская гармошка;
губная гармошка.
На праздник гости в дом пришли:
музыкальные подарки;
мы танцуем;
хоровод;
маски;
именины.
Домашний электронный мир:
включаем магнитофон (записи детского пения, любимых детьми музыкальных произведений);
включаем телевизор, видеомагнитофон (музыка в мультфильмах, детских музыкальных программах, музыкальных клипах и рекламных роликах);
включаем радио (музыка в детских передачах);
включаем компьютер (музыка на компакт-дисках, виртуальная реальность).
Примерный материал для занятий
Слушание музыки
3 – 4 года
Баю-бай. Муз. В. Витлина, сл. П. Кагановой
Болезнь куклы. Муз. П. Чайковского (Из «Детского альбома»)
Колыбельная. Рус. народный напев. Обр. Ю. Слонова, сл. Л. Башковой
Кукла в сарафане. Муз. В. Ребикова
Кукольный вальс. Муз. И. Хуторянского
Мама. Муз. Л. Бакалова, сл. С. Вигдорова
Новая кукла. Муз. П. Чайковского (из «Детского альбома»)
Пятнашки. Муз. С. Прокофьева
4–5 лет
Барабанщик. Муз. Д. Кабалевского
Верхом на лошадке. Муз. А. Гречанинова
Игра в лошадки. Муз. П. Чайковского (из «Детского альбома»)
Игра в мяч. Муз. Д. Кабалевского
Игра в солдатики. Муз. В. Ребикова
Лошадка. Муз. Н. Потоловского
Марш деревянных солдатиков. Муз. П. Чайковского (из «Детского альбома»)
Спокойной ночи. Муз. Т. Попатенко, сл. А. Кузнецовой
Пение
3 – 4 года
Ёлочка. Муз. М. Красева, сл. З. Александровой
Коровушка. Русская народная песня. Обр. М. Красева (повторение)
Ладушки. Русская народная потешка
По малину в сад пойдём. Муз. А. Филиппенко, сл. Т. Волгиной
Сорока-сорока. Русская народная прибаутка
4 – 5 лет
Ах вы, сени мои, сени. Русская народная песня
Барабан. Муз. Р. Хейфа, сл. А. Барто
Блины. Русская народная песня.обр. А. Абрамского
Будет горка во дворе. Муз. Т. Попатенко, сл. Е. Авдиенко
Голубые санки. Муз. М. Иорданского, сл. М. Клоковой
Дудочка. Муз. М. Парцхаладзе, сл. П. Синявского
Кукла. Муз. М. Старокадомского, сл. О. Высотской
Лошадка. Муз. Т. Ломовой, сл. М. Ивенсен
Мишка с куклой пляшут полечку. Муз и сл. М. Качурбиной
Мяч. Муз. О. Буйновской, сл. А. Якушева
Песня про ёлочку. Муз. Е.Теличеевой, сл. М. Булатова
Петина лошадка. Муз. Т. Шутенко, сл. В. Болдыревой
Пирожки. Муз. А. Филиппенко, сл. Н. Кукловской
Про зарядку. Муз. Д. Львова-Компанейца, сл. В. Викторова
Труба. Муз. Е. Теличеевой, сл. М. Долинова
У меня сестрёнок семь. Муз. Е.Теличеевой, сл. народные
Движения под музыку, музыкально-пластические импровизации
3 – 5 лет
Бубен или погремушка. Муз. Е.Теличеевой, сл. А. Гангова
Весёлая девочка Таня. Муз. А. Филиппенко, сл. Н. Кукловской и Р. Борисовой
Весёлые матрешки. Муз. Ю. Слонова, сл. Л. Некрасовой
Дудочка. Муз. А. Лепина, сл. Н. Френкель
К деткам ёлочка пришла. Муз. А. Филиппенко, сл. Я. Чарноцкой
Каравай. Русская народная песня. Обр. Т. Попатенко
Кто у нас хороший? Русская народная игровая песня
Мишкин марш. Муз. и слова Н. Мурычевой
Не опоздай. Русская народная мелодия. Обр. М. Раухвергера, автор движений М. Кремянская
Передача платочка. Муз. Т. Ломовой, автор движений Т. Ломова
«Тяги-тяги-потягушеньки…» Русская народная пестушка
Шаг и бег. Муз. Ф. Надёненко
Репка. Русская народная прибаутка
Сорока-сорока. Русская народная прибаутка (Точечный массаж ладошек)
Музыкально-логопедические упражнения
3 – 5 лет
Антошка. (Из мультфильма «Весёлая карусель».) Муз. В. Шаинского, сл. Ю. Энтина
Арина грибы мариновала. Муз. В. Усачёвой, сл. народные
Везёт Сенька Саньку. Муз. В. Усачёвой, сл. народные
Дали Клаше кашу. Муз. А. Серпера, сл. народные
Зыбка поскрипывает. Муз. В. Усачёвой, сл. народные
Начинается на «а». Муз. и сл. О. Боромыковой
Ой, качи, качи, качи… Муз. В. Усачёвой, сл. народные
Расскажу я. Муз. В. Усачёвой, сл. народные
Блок « Музыкальный мир родного города (села)»
Психолого-педагогические основания отбора программного содержания. Процесс социализации и социальной адаптации ребенка в дошкольном возрасте непосредственно связан с первоначальным освоением им локальной среды. Смыслообразующий центр этой среды– родной дом, семья. Пространство за пределами этого центра с каждым годом для ребёнка всё больше расширяется, открываются новые горизонты. Все важнее становится для ребёнка среда его дошкольного учреждения, двор, улица, город (село). Осваивая эту среду, в том числе мир её звуков, дошкольник получает первый опыт взаимодействия со сверстниками и с педагогами, а также с людьми на улице, в транспорте, в магазине и т.д.
«Звуковая палитра» локальной социокультурной среды, как часть общей её картины, складывается у ребёнка постепенно, по мере её освоения. С раннего детства он слышит техногенные и природные звуки: шум моторов, гудки машин, вой сирен, голоса людей, лай собак, щебетанье воробушков, а иногда и звон колоколов, пение праздничной толпы либо игру духового оркестра. Одни звуки тревожат, другие веселят или успокаивают.