Файл: Бакланова Т.И., Новикова Г.П. Программа и пособия для дошкольников Музыкальный мир (на основе народной культуры).doc
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 29.10.2024
Просмотров: 283
Скачиваний: 0
СОДЕРЖАНИЕ
ББакланова т.И., Новикова г.П. «Музыкальный мир».
Раздел первый. «Музыкальные маршруты»
Тематические блоки Блок «Музыкальный мир природы»
Примерный материал для занятий2
Движения под музыку, музыкально-пластические импровизации
Блок «Музыкальный мир родного дома»
Движения под музыку, музыкально-пластические импровизации
Музыкально-логопедические упражнения
Блок « Музыкальный мир родного города (села)»
Примерный материал для занятий Слушание музыки
Движения под музыку, музыкально-пластические импровизации
Музыкально-логопедические упражнения
Блок «Музыкальный мир разных стран»
Движения под музыку, музыкально-пластические импровизации
Движения под музыку, музыкально-пластические импровизации
Раздел второй. Музыкальные находки
Примерный материал для занятий
Музыкально-пластические импровизации
Ёлочка. Муз. М. Красева, сл. З. Александровой
Что такое Новый год? Муз. Ю. Чичкова, сл. М. Пляцковского
Примерный материал для занятий Слушание музыки
Утренняя молитва. (Из «Детского альбома».) Муз. П. Чайковского
Веснянка .Украинская народная песня. Обр. Н. Метлова. Пер. С украинского н. Френкель
Птичка. Украинская народная песня. Обр. П. Чайковского
Движения под музыку, музыкально-пластические импровизации
Условия успешной реализации программы
Раздел первый. Музыкальные маршруты ( 3-5 лет)
Тема 1. В гостях у красавицы Осени
Тема 2. Музыка осени: листья шелестят и танцуют
Тема 3.Музыка осени: грустный дождик
Тема 4. У кого какой голос: в птичьем царстве-государстве
Тема 4. У кого какой голос? На птичьем дворе
Тема 5. У кого какой голос? в лесном царстве животных
Тема 7. У кого какой голос? в мире домашних животных
Тема 8. В гостях у красавицы Зимы
Тема 9. В гостях у красавицы Весны
Тема 10. В гостях у красавицы Лето.
Тема 3. Наши музыкальные инструменты
Тема 3. Музыкальные игры и игрушки
Тема 4. Праздники на улицах и площадях
Тема 1. Во что играют дети на всей планете?
Тема 6. Где хотим мы побывать?
Тема 1. О чём и о ком рассказывают музыкальные сказки?
Тема 2. Музыка и русские народные сказки
Тема 3. Музыка и сказки а.С. Пушкина
Раздел второй. Музыкальные находки
Дополнительно – ансамбль: барабан, гитара, скрипка (по иллюстрации к сказке «Три поросёнка»).
Тема 1. В гостях у красавицы Зимы
Тема 1. День защитников Отечества
Тема 1. В гостях у красавицы Весны
Тема 2. Музыкальные подарки для мамы и бабушки
Реченька. Муз. В. Костенко, сл. В. Болдыревой
Тема 1. Музыка и труд на родной земле
По малину в сад пойдём. Муз. А. Филиппенко, сл. Т. Волгиной
Тема 1. В гостях у красавицы Осени
Тема 1. Здравствуй, гостья Зима!
Тема 2. Музыкальные путешествия по соседним странам
Веснянка .Украинская народная песня. Обр. Н. Метлова. Пер. С украинского н. Френкель
Птичка. Украинская народная песня. Обр. П. Чайковского
Слушание
Камаринская. (Из цикла «Детский альбом») -мажорный лад.
Пение
Упражнения на распевание:
«Ля-ля-ля», «Ля, ле, ли, ле, лю».
Ладушки. Русская народная песня - потешка.
Ходила младешенька по борочку. Русская народная песня. Обраб. Н. Римского-Корсакова. – минорный лад.
Знакомство с музыкальными инструментами. Ложки. Деревянные расписные ложки как ударный музыкальный инструмент и произведение декоративно-прикладного творчества.
Тема 12. Буква м
Беседа
Значение и происхождение слова «музыка». Древнегреческие музы. Мелодия в музыке. Музыкальный театр.
Марш как шествие и музыкальное произведение. Разный характер маршей (марш военного духового оркестра, марш игрушечных солдатиков, марш сказочного персонажа – злодея и колдуна Черномора). Менуэт и мазурка – старинные бальные танцы.
Слушание
Марш деревянных солдатиков. (Из цикла «Детский альбом»). Муз. П.Чайковского.
Марш Черномора. (Из оперы «Руслан и Людмила»). Муз. М.Глинки.
Прощание славянки. Муз. В. Агапкина.
Пение
Упражнение на распевание: «Ма, мэ, ми, мо, му».
Упражнение-игра «Милая мама моя».
Движения под музыку, музыкально-пластические импровизации
Марш деревянных солдатиков. (Из «Детского альбома»). Муз. П. Чайковского
Дополнительно. Посещение музыкального театра и Музея музыкальной культуры им. М.И. Глинки в Москве.
Тема 13. Буква н
Беседа
Буквы и ноты. Буквы как знаки, предназначенные для записи слов, и нотные знаки, необходимые для записи музыкальных произведений. Первоначальное представление о чтении нот (по аналогии с чтением слов). Игра «Музыкальные бусы».
Наглядное представление о старинных и современных нотных записях. Знакомство с изображениями скрипичного ключа, нотного стана, нот первой октавы. Нота изображённая и звучащая. Музыка и народное декоративно-прикладное творчество (по иллюстрации в пособии).
Пение
Гамма до-мажор (по нотам).
Музыкальная игра «Живые нотки».
Как под горкой. Русская народная песня.- пение по нотам.
Основы музыкальной композиции
Сочинение мелодии к стихам И. Пивоваровой:
Мы всегда поём с охотой,
Нас об этом не проси,
Потому что все мы – ноты:
До, ре, ми, фа, соль, ля, си!
И на тоненьких линейках
Вам станцует как никто
Музыкальная семейка:
Си, ля, соль, фа, ми, ре, до.
Тема 13. Буква о
Беседа
Оркестр. Знакомство с изображениями разных оркестров (симфонического, духового, народных инструментов).
Известные детям музыкальные инструменты, входящие в состав разных оркестров.
Слушание
Записи различных оркестров и органной музыки (по выбору учителя).
Облака. (Из мультфильма «Трям! Здравствуйте!»). Муз. В. Шаинского, сл. С. Козлова
Пение
Упражнение на распевание «Доктор Айболит» (на слова «Ой!» и «Ох!»).
Знакомство с музыкальными инструментами.
Орган.
Дополнительно. Посещение концерта оркестровой и (или) органной музыки.
Тема 14. Буква п
Беседа
Пляска, её весёлый, жизнерадостный характер (по картине В. Васнецова «Царевна- лягушка»). Плясовые наигрыши и песни. Полонез и полька – бальные танцы.
Прибаутка и потешка. Песня. Древние предания (мифы) о певчих птицах и их волшебных голосах (по картине В. Васнецова «Сирин и Алконост») В песне – душа народа. Запев, припев, куплет.
Слушание
Камаринская (Тема народной плясовой песни «Камаринская). Муз. М.Глинки
Пойду ль я, выйду ль я. Русская народная плясовая песня. Обраб. А. Лядова
Пение
Ворон. Русская народная прибаутка. Обраб. Е. Тиличеевой.
Ладушки. Русская народная потешка
Сорока. Русская народная прибаутка
Знакомство с музыкальными инструментами
Пианино – внешний вид, устройство, звучание. Клавиатура.
Движения под музыку, музыкально-пластические импровизации
Пойду ль я, выйду ль я. Русская народная плясовая песня.
Тема 15. Буква р
Беседа.
Ритм. Ритм в музыке и в изобразительном искусстве (орнамент).
Романс.
Слушание
Аудиозапись наигрыша на рожках.
Пастушок. Муз. С.Майкапара
Романс черепахи Тортилы. (Из кинофильма «Приключения Буратино»). Муз.А. Рыбникова, сл. Ю. Энтина.
Пение
Игра со звуком «Р».
Звуковая игра «Мотор самолёта».
Знакомство с музыкальными инструментами
Рожок – старинный пастуший музыкальный инструмент.»Звучащая картина»: А. Венецианов «Пастушок с рожком». Разновидности рожков: визгунки, альтовые и др. Звучание рожка.
Рояль, его устройство, сравнение с пианино.
Основы музыкальной композиции
-Сочинение мелодии к словам:
Пастушок, пастушок,
Заиграй скорей в рожок!
-Сочинение различных ритмических рисунков и их исполнение на ударных музыкальных инструментах (ложках, треугольнике, барабане и др.).
Тема 16. Буква с
Беседа
Свирель. Свирель в старинных преданиях и сказках. Лель и волшебные звуки его свирели (по сказке Н. Островского «Снегурочка»).Свистульки – народные музыкальные игрушки. Дымковские, филимоновские и другие свистульки. Свистульки на народных праздниках и в обрядах закликания птиц. Скрипка.
Дыхательное упражнение «Воздушный шарик».
Пение
Вот взяла лисичка скрипку. Муз. А.Филиппенко , сл. ???
Основы музыкальной композиции
Сочинение мелодии к словам:
Барашеньки, крутороженьки,
По лесам ходили,
По дворам бродили,
В скрипочку играли,
Ваню потешали.
Знакомство с музыкальными инструментами.
Свирель и свистульки (элементарное музицирование). Скрипка, её устройство и способ игры (в сравнении с виолончелью).
Тема 17. Буква т
Беседа
Темп. Быстрый, умеренный и медленный темп игры на музыкальном инструменте, пения, движения. Такт. Трио. Танец.
Слушание
Труба и барабан. Муз. Д. Кабалевского
Пение
Упражнение на распевание «Дятел».
Пойду ль я, выйду ль я. Русская народная песня. – пение в разном темпе, с ритмическим аккомпанементом на трещотке.
Сидит ворон на дубу. Русская народная песня.
Знакомство с музыкальными инструментами
Разнообразие материалов, из которых делают музыкальные инструменты (дерево, глина, металл, конский волос, пластмасса и др.).
Трещотка – старинный народный деревянный инструмент. Разные конструкции старинных трещоток.
Металлические музыкальные инструменты (тарелки, тромбон, туба, труба, треугольник и др.).
Трещотка, треугольник, тарелки – ударные музыкальные инструменты.
Тромбон, туба, труба – духовые музыкальные инструменты .
Движения под музыку, музыкально-пластические импровизации
Музыкальная игра «Сапоги-скороходы».
Тема 18. Буква у
Беседа
Увертюра. Увертюра как инструментальное вступление к опере, балету, спектаклю. Унисон. Унисон в ансамбле и в хоре.
Слушание
Аудиозапись фрагмента увертюры (по выбору музыкального руководителя)
Пение
Упражнение на распевание «Филин».
Лиса («Уж как шла лиса…»). Русская народная попевка. Обраб. В. Попова
Знакомство с музыкальными инструментами
Ударные инструменты разных стран, выполненные из природных материалов. Ударная установка.
Движения под музыку, музыкально-пластические импровизации
Музыкальная игра «Филин и зайцы».
Тема 19. Буква ф
Беседа
Фольклор. Музыкальный фольклор разных народов. Собирание народных песен, танцев, наигрышей и народных музыкальных инструментов в фольклорных экспедициях. Современные фольклорные ансамбли, исполняющие старинные народные песни, наигрыши, танцы.
Слушание
Записи фольклорной музыки.
Дедушка. (Из симфонической сказки «Петя и волк»). Муз. С.Прокофьева. – звучание фагота.
Птичка (Из симфонической сказки «Петя и волк»). Муз. С.Прокофьева. – звучание флейты.
Дыхательное упражнение «Воздушный шарик»: надувание воображаемого шарика, сопровождаемое звуком «Фффф».
Пение
Музыкальная игра «Живое пианино».
Повторение народных песен, разученных на предыдущих занятиях (по выбору детей).
Знакомство с музыкальными инструментами
Фортепьяно как общее название пианино и рояля.
Фагот и флейта (сравнение высоты и характера звучания).