Файл: Бакланова Т.И., Новикова Г.П. Программа и пособия для дошкольников Музыкальный мир (на основе народной культуры).doc
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 29.10.2024
Просмотров: 292
Скачиваний: 0
СОДЕРЖАНИЕ
ББакланова т.И., Новикова г.П. «Музыкальный мир».
Раздел первый. «Музыкальные маршруты»
Тематические блоки Блок «Музыкальный мир природы»
Примерный материал для занятий2
Движения под музыку, музыкально-пластические импровизации
Блок «Музыкальный мир родного дома»
Движения под музыку, музыкально-пластические импровизации
Музыкально-логопедические упражнения
Блок « Музыкальный мир родного города (села)»
Примерный материал для занятий Слушание музыки
Движения под музыку, музыкально-пластические импровизации
Музыкально-логопедические упражнения
Блок «Музыкальный мир разных стран»
Движения под музыку, музыкально-пластические импровизации
Движения под музыку, музыкально-пластические импровизации
Раздел второй. Музыкальные находки
Примерный материал для занятий
Музыкально-пластические импровизации
Ёлочка. Муз. М. Красева, сл. З. Александровой
Что такое Новый год? Муз. Ю. Чичкова, сл. М. Пляцковского
Примерный материал для занятий Слушание музыки
Утренняя молитва. (Из «Детского альбома».) Муз. П. Чайковского
Веснянка .Украинская народная песня. Обр. Н. Метлова. Пер. С украинского н. Френкель
Птичка. Украинская народная песня. Обр. П. Чайковского
Движения под музыку, музыкально-пластические импровизации
Условия успешной реализации программы
Раздел первый. Музыкальные маршруты ( 3-5 лет)
Тема 1. В гостях у красавицы Осени
Тема 2. Музыка осени: листья шелестят и танцуют
Тема 3.Музыка осени: грустный дождик
Тема 4. У кого какой голос: в птичьем царстве-государстве
Тема 4. У кого какой голос? На птичьем дворе
Тема 5. У кого какой голос? в лесном царстве животных
Тема 7. У кого какой голос? в мире домашних животных
Тема 8. В гостях у красавицы Зимы
Тема 9. В гостях у красавицы Весны
Тема 10. В гостях у красавицы Лето.
Тема 3. Наши музыкальные инструменты
Тема 3. Музыкальные игры и игрушки
Тема 4. Праздники на улицах и площадях
Тема 1. Во что играют дети на всей планете?
Тема 6. Где хотим мы побывать?
Тема 1. О чём и о ком рассказывают музыкальные сказки?
Тема 2. Музыка и русские народные сказки
Тема 3. Музыка и сказки а.С. Пушкина
Раздел второй. Музыкальные находки
Дополнительно – ансамбль: барабан, гитара, скрипка (по иллюстрации к сказке «Три поросёнка»).
Тема 1. В гостях у красавицы Зимы
Тема 1. День защитников Отечества
Тема 1. В гостях у красавицы Весны
Тема 2. Музыкальные подарки для мамы и бабушки
Реченька. Муз. В. Костенко, сл. В. Болдыревой
Тема 1. Музыка и труд на родной земле
По малину в сад пойдём. Муз. А. Филиппенко, сл. Т. Волгиной
Тема 1. В гостях у красавицы Осени
Тема 1. Здравствуй, гостья Зима!
Тема 2. Музыкальные путешествия по соседним странам
Веснянка .Украинская народная песня. Обр. Н. Метлова. Пер. С украинского н. Френкель
Птичка. Украинская народная песня. Обр. П. Чайковского
Тема 1. Буква а
Беседа
Музыка-это мир звуков. Звуки речи и музыки. Богатство и многообразие звуков, которые нас окружают. Первоначальное представление о сочетании в музыке звуков разной высоты (в аккорде, ансамбле, а также в речи и в пении).
«Звучащая картина»: И.Хохлов. Иллюстрация к английской народной сказке «Три поросенка».
Слушание
Алфавит. Муз. Г. Струве
Пение
Игры со звуками: «Доктор Айболит»,«В лесу».
Андрей-воробей. Русская народная песня (с ритмическим аккомпанементом на ложках, треугольнике и детском барабане).
Знакомство с музыкальными инструментами.
Арфа как струнный музыкальный инструмент; звучание арфы.
Аккордеон: способ образования звука, правая и левая клавиатуры; звучание.
Дополнительно – ансамбль: барабан, гитара, скрипка (по иллюстрации к сказке «Три поросёнка»).
Тема 2. Буква б
Беседа
Балалайка-«балаболка», весёлая спутница народной жизни. Баян и его история появления в России. Образы народных музыкантов и музыкальных инструментов в народных игрушках. Балет как музыкально-хореографический вид сценического искусства.
Слушание
Балалайка. Муз. В. Агафонникова, сл. З. Петровой
Барабанщик. Муз. Д. Кабалевского
Бубенчики. Муз. Е. Тиличеевой, сл. М. Долинова
Пение
Упражнение на распевание «Баю-бай»
Барабанщик. Муз. Ю.Литова. (С ритмическим аккомпанементом на барабане).
Знакомство с музыкальными инструментами.
Балалайка, её устройство и звучание. Баян, его устройство (в сравнении с аккордеоном) и звучание. Барабан, бубен, бубенцы – ударные музыкальные инструменты.
Движения под музыку, музыкально-пластические импровизации
Маршировка с песней «Барабанщик». Муз. и сл. Ю. Литова
Тема 3. Буква в
Беседа
Высота звука и высота в пространстве (по картине В. Васнецова «Ковёр-самолёт»). Меняющаяся высота звучания мелодии.
Вальс. Звучащая картина: В. Гауде, «Вальсирующая пара».
Слушание
Волк (из симфонической сказки «Петя и волк») Муз. С Прокоьева. – звучание трех валторн.
Облака. Муз. В. Шаинского, сл. С. Козлова.
Пение
Игра со звуками «Ветер воет».
Упражнения на распевание «Звуковые волны» и «Полёт звука».
Во саду ли, в огороде. Русская народная песня
Знакомство с музыкальными инструментами.
Виолончель – струнный музыкальный инструмент; её устройство (элементы конструкции – головка, колки, шейка, струны, деки; смычок).
Валторна («лесной рог») – духовой музыкальный инструмент. Ее происхождение от охотничьего рога.
Движения под музыку, музыкально-пластические импровизации
Вальс. (Из «Детского альбома»). Муз. П. Чайковского
Упражнение «Облачка». Дети импровизированными движениями под музыку должны изобразить облачка, которые плывут по небу легко, плавно, свободно.
Упражнение «Полёт». Дети берут в каждую руку по газовому платку и «летят» по кругу, совершая мягкие, плавные взмахи. Затем они опускают руки, расслабляются и «отпускают» усталость, напряжённость, тяжесть.
Тема 4. Буква г
Беседа
Образы народных инструментов (гусли и гармоника) в изобразительном искусстве (картины: В. Васнецов «Гусляры»;Е. Честняков «Сцена на улице»).
Громкость звука.
Знакомство с музыкальными инструментами.
Гусли – старинный струнный народный музыкальный инструмент. Разновидности гуслей – шлемовидные, крыловидные, трапециевидные; звучание гуслей.
Гармонь – старинный народный музыкальный инструмент; её устройство (в сравнении с аккордеоном и баяном), разные виды гармоник (например, тульская и саратовская). Современная жизнь гармони (например, в телевизионной передаче «Играй, гармонь!»).
Гудок – старинный народный струнный смычковый инструмент, его внешний вид и устройство.
Гитара – старинный струнный музыкальный инструмент, пришедший в Россию из Испании. Шестиструнные и семиструнные гитары. Городская традиция пения под гитару. Электрогитара.
Гобой как духовой музыкальный инструмент, его внешний вид и звучание (в сравнении с валторной).
Дыхательное упражнение «Гармошка».
Пение
Упражнение на распевание «Гуси».
Песенка крокодила Гены. (Из мультфильма «Чебурашка») . Муз. В. Шаинского, сл. Э. Успенского
Слушание
Гармонь. Муз. В .Агафонникова, сл. З. Петровой
Мужик на гармонике играет. (Из "Детского альбома"). Муз. П. Чайковского
На гармонике. Муз. А. Гречанинова
Утка (из симфонической сказки «Петя и волк») Муз. С.Прокофьева. – звучание гобоя.
Тема 5. Буква д
Беседа
Длительность (время, продолжительность звучания одного звука) – на примере колокола. Длина в пространстве. Иллюстрация к пьесе-сказке С. Маршака «Кошкин дом».
Звуки разной длины (в окружающем мире и в музыке). Изображение длительностей с помощью нотных знаков (целая, половинная, четверть, восьмая).
Слушание
Дудочка. Муз. В. Агафонникова, сл. З. Петровой
Дыхательные упражнения
«Раз, два, три…»
«Дудочка»
Пение
Упражнение на распевание : «Ди, де, да, до, ду».
Скороговорки (произнесение на распев).
Дудка («На зелёном лугу…»). Русская народная песня.
Дон-дон. Русская народная песня с ритмическим сопровождением на треугольнике, колокольчиках, бубенцах.
Знакомство с музыкальными инструментами
Дудка, домра (внешний вид, звучание).
Движения под музыку, музыкально-пластические импровизации
Дон-дон. Русская народная песня
Тема 6. Буквы е и ё
Беседа
Настроение в музыке. Музыка, которая учит доброте и дружелюбию.
«Звучащие картины»: пейзаж.
Слушание
Песня друзей. Из мультфильма «Бременские музыканты». Муз. Г. Гладкова, сл. Ю. Энтина
Пение
Упражнение на распевание: «Едем, едем, не спешим».
Когда мои друзья со мной. Муз.В. Шаинского, сл. М. Танича.
Тема 7. Буква ж
Беседа
Выражение разных чувств человека (жалости, грусти, радости) в музыке. Жалобный голос жалейки. «Звучащая картина»: И. Хохлов. Иллюстрация к русской народной сказке «Лиса, заяц и петух». Народные обрядовые песни (закличка птиц и весны «Жаворонушки» и др.).
Слушание
Песня жаворонка. Муз. П.Чайковского (из цикла «Детский альбом»)
Пение
Упражнение на распевание «Жук».
Жаворонушки, прилетите -ка! Русская народная песня – закличка.
Знакомство с музыкальными инструментами
Жалейка: внешний вид, тембр звучания.
Основы музыкальной композиции
Сочинение грустной, «жалобной» мелодии к стихотворению А. Барто «Зайку бросила хозяйка». Перед этим музыкальный руководитель просит нескольких детей выразительно прочитать друг за другом стихотворение нараспев, стараясь голосом передать свои чувства.
Тема 8. Буква з
Беседа
Звоны: в природе (например, капель), на улице (звон трамвая), в доме (звон будильника, звон стеклянной чашки), в музыке. Колокольные звоны; звоны разной высоты и длины, (благовест, трезвон). Одновременное звучание нескольких колоколов. Колокольные звоны и колокольная музыка. Царь-колокол, колокольня Ивана Великого.
Звукозапись: как записывают звучание музыки.
Слушание
Записи колокольных звонов.
Звонили звоны. Муз.Г.Свиридова.
Пение
Игры со звуками: «Звоны» и «Комар».
Ой, звоны звонят. Украинская народная песня.
Около кола бьют в колокола. Русская народная попевка - скороговорка
Знакомство с музыкальными инструментами
Колокола на колокольне и в симфоническом оркестре.
Тема 9. Буква и
Беседа
Игра в жизни детей и в музыке. Игра на музыкальных инструментах. Игрушечные музыкальные инструменты (например, пианино). Образы детских игр и игрушек в «Детском альбоме» П. Чайковского и в балете П. Чайковского «Щелкунчик».
Слушание
Болезнь куклы. (Из «Детского альбома»). Муз. П. Чайковского
Вальс-шутка. (Из цикла «Танцы кукол»). Муз. Д. Шостаковича
Веселая карусель. (Из мультфильма «Веселая карусель»). Муз. В. Шаинского, сл. Ю. Энтина
Игра в лошадки. (Из «Детского альбома»). Муз. П. Чайковского
Карусель. Муз.Д.Кабалевского
Новая кукла. (Из «Детского альбома»). Муз. П. Чайковского
Сцена сражения из балета «Щелкунчик». Муз. П. Чайковского
Пение
Упражнение на распевание: звук «И».
Каравай. Русская народная игровая песня.
Движения под музыку, музыкально-пластические импровизации
Русская народная игра «Каравай». Музыкально-двигательные игры «Карусель»,«Качели»,«Юла».
Дополнительно. Посещение балета «Щелкунчик» или просмотр видеозаписи этого балета.
Тема 10. Буква к
Беседа
Композитор как создатель музыкальных произведений. Знакомые детям композиторы. Концерт, концертный зал, сцена, зрительный зал. Концертный зал им. П.И. Чайковского и Большой зал консерватории в Москве. Правила поведения на концерте.
Квартет (по иллюстрации к басне И. Крылова «Квартет»)
Слушание
Камаринская. (Из «Детского альбома»). Муз. П. Чайковского
Кошка. (Из симфонической сказки «Петя и волк»). Муз. С.Прокофьева. - тему кошки исполняет кларнет.
Пение
Упражнения на распевание:
«Ворона»: резкие, отрывистые звуки «Кар-кар» на выдохе.
«Кукушка»: «Ку-ку» (большая терция вниз).
«Лягушка»: «Ква-ква-ква-ква» (чистая кварта вверх).
«Петушок»: «Ку-ка-ре-ку».
У каждого свой музыкальный инструмент. Эстонская народная песня.
Знакомство с музыкальными инструментами.
Контрабас, кларнет, ксилофон, кастаньеты.
Дополнительно. Посещение концерта в концертном зале.
Тема 11. Буква л
Беседа
Лад в жизни и в музыке. Мажорный и минорный лады. Отражение настроений человека в его голосе, в выражении лица и в движениях.