Файл: Бакланова Т.И., Новикова Г.П. Программа и пособия для дошкольников Музыкальный мир (на основе народной культуры).doc
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 29.10.2024
Просмотров: 252
Скачиваний: 0
СОДЕРЖАНИЕ
ББакланова т.И., Новикова г.П. «Музыкальный мир».
Раздел первый. «Музыкальные маршруты»
Тематические блоки Блок «Музыкальный мир природы»
Примерный материал для занятий2
Движения под музыку, музыкально-пластические импровизации
Блок «Музыкальный мир родного дома»
Движения под музыку, музыкально-пластические импровизации
Музыкально-логопедические упражнения
Блок « Музыкальный мир родного города (села)»
Примерный материал для занятий Слушание музыки
Движения под музыку, музыкально-пластические импровизации
Музыкально-логопедические упражнения
Блок «Музыкальный мир разных стран»
Движения под музыку, музыкально-пластические импровизации
Движения под музыку, музыкально-пластические импровизации
Раздел второй. Музыкальные находки
Примерный материал для занятий
Музыкально-пластические импровизации
Ёлочка. Муз. М. Красева, сл. З. Александровой
Что такое Новый год? Муз. Ю. Чичкова, сл. М. Пляцковского
Примерный материал для занятий Слушание музыки
Утренняя молитва. (Из «Детского альбома».) Муз. П. Чайковского
Веснянка .Украинская народная песня. Обр. Н. Метлова. Пер. С украинского н. Френкель
Птичка. Украинская народная песня. Обр. П. Чайковского
Движения под музыку, музыкально-пластические импровизации
Условия успешной реализации программы
Раздел первый. Музыкальные маршруты ( 3-5 лет)
Тема 1. В гостях у красавицы Осени
Тема 2. Музыка осени: листья шелестят и танцуют
Тема 3.Музыка осени: грустный дождик
Тема 4. У кого какой голос: в птичьем царстве-государстве
Тема 4. У кого какой голос? На птичьем дворе
Тема 5. У кого какой голос? в лесном царстве животных
Тема 7. У кого какой голос? в мире домашних животных
Тема 8. В гостях у красавицы Зимы
Тема 9. В гостях у красавицы Весны
Тема 10. В гостях у красавицы Лето.
Тема 3. Наши музыкальные инструменты
Тема 3. Музыкальные игры и игрушки
Тема 4. Праздники на улицах и площадях
Тема 1. Во что играют дети на всей планете?
Тема 6. Где хотим мы побывать?
Тема 1. О чём и о ком рассказывают музыкальные сказки?
Тема 2. Музыка и русские народные сказки
Тема 3. Музыка и сказки а.С. Пушкина
Раздел второй. Музыкальные находки
Дополнительно – ансамбль: барабан, гитара, скрипка (по иллюстрации к сказке «Три поросёнка»).
Тема 1. В гостях у красавицы Зимы
Тема 1. День защитников Отечества
Тема 1. В гостях у красавицы Весны
Тема 2. Музыкальные подарки для мамы и бабушки
Реченька. Муз. В. Костенко, сл. В. Болдыревой
Тема 1. Музыка и труд на родной земле
По малину в сад пойдём. Муз. А. Филиппенко, сл. Т. Волгиной
Тема 1. В гостях у красавицы Осени
Тема 1. Здравствуй, гостья Зима!
Тема 2. Музыкальные путешествия по соседним странам
Веснянка .Украинская народная песня. Обр. Н. Метлова. Пер. С украинского н. Френкель
Птичка. Украинская народная песня. Обр. П. Чайковского
Молвила золотая рыбка
Три сестрицы под окном…
Муха денежку нашла…
Айболит
Красная шапочка
Волк и семеро козлят
Пластические образы
Конёк-горбунок скачет.
Жар-птица летит.
Гуси-лебеди летят.
Избушка на курьих ножках.
Спящее царство.
Царевна Несмеяна.
Емеля едет на печи.
Сапоги-скороходы.
Ковёр-самолёт.
Жар-птица.
Три сестрицы под окном…
Лебедь белая плывёт.
Царевна-лягушка танцует.
Добрый молодец землю пашет.
Богатырь на заставе.
У Лукоморья.
Синяя птица.
Буратино на Поле чудес.
Золушка в карете.
Кот в сапогах.
Добрая фея.
Доверчивый Буратино.
Примерный материал для занятий
Слушание музыки
3–4 года
Белка. (Из оперы «Сказка о царе Салтане».) Муз. Н. Римского-Корсакова
Вечерняя сказка. Муз. А. Хачатуряна
Колобок. Муз. Г. Струве, сл. В. Татаринова
Колыбельная-сказочка. Муз. С. Майкапара
Сказка. Муз. Д. Кабалевского
Танец маленьких лебедей. (Из балета «Лебединое озеро».) Муз. П. Чайковского
Танец Феи Драже. (Из балета «Щелкунчик».) Муз. П. Чайковского
Танец эльфов. Муз. Э. Грига
4–5 лет
Гном. Из цикла «Картинки с выставки». Муз. М. Мусоргского
Мальчик с пальчик. Муз. А. Колесникова, сл. В. Жуковского
Нянина сказка. Муз. П. Чайковского
«Океан – море синее». Из оперы «Сказка о царе Салтане». Муз. Н. Римского-Корсакова
Песня о волшебном цветке. Из мультфильма «Шёлковая кисточка». Муз. Ю. Чичкова, сл. М. Пляцковского
Пёстрый колпачок. Муз. Г. Струве, сл. Н. Соловьёвой
Танец Феи Серебра. Из балета «Спящая красавица». Муз. П. Чайковского
Пение
3-5 лет
Вот какие чудеса! Муз. А. Филиппенко, сл. Н. Берендгофа
Добрый жук. Из кинофильма «Золушка». Муз. А Спадавеккиа, сл. Е. Шварца
Дон-дон. Русская народная прибаутка. Обр. А. Гречанинова
Песенка Чебурашки. (Из мультфильма «Чебурашка»). Муз. В. Шаинского, сл. Э. Успенского
Движения под музыку, музыкально-пластические импровизации
3–5 лет
Репка. Русская народная прибаутка
Музыкально-логопедические упражнения
«Динь-дан-дон!». Муз. Е.Теличеевой, сл. М. Долинова
Тридцать три трубача. Муз. Т. Зебряк, сл. народные
У боярина бобра. Муз. В. Усачёвой, сл. Т. Белозёрова
Показатели музыкального воспитания, обучения и развития детей.
К пяти годамребёнок :
внимательно, от начала до конца прослушивает небольшие музыкальные произведения, адекватно эмоционально реагируя на их настроение (смену настроений в различных частях);
рассказывает о своих музыкальных впечатлениях, чувствах и образах, возникших в процессе музыкального восприятия;
различает изображенные в музыке звуки природы, голоса животных и птиц;
рассказывает о своих музыкальных ассоциациях;
с удовольствием двигается под музыку, импровизируя и выражая пластикой настроение и характер музыки;
поёт выразительно, от начала до конца, в основном правильно артикулируя и распределяя дыхание, простые песни в удобном диапазоне, с аккомпанементом (под фонограмму, «караоке») или подпевая взрослым;
владеет элементарными приёмами игры на игрушечных и простейших народных музыкальных инструментах, может ритмически сопровождать мелодию с простым ритмическим рисунком, а также воспроизвести на шумовых музыкальных инструментах простейшие ритмические формулы ;
узнаёт и может воспроизвести названия нескольких предусмотренных программой музыкальных произведений, которые прослушивались или разучивались на музыкальных занятиях.
Раздел второй. Музыкальные находки
Для детей 5-7 лет
Задачи музыкального воспитания, обучения и развития детей:
- продолжать формирование у детей средствами музыки представлений об окружающем мире природы и людей, об искусстве и его роли в жизни, о взаимосвязи музыки с другими видами искусства;
формировать у детей средствами музыкального искусства духовно-нравственные ценности и идеалы;
развивать художественно-образное мышление, художественно-творческие способности, художественно-творческую активность и интуицию;
укреплять в процессе интегрированной музыкальной деятельности психическое и физическое здоровье детей, развивать их речь и пластику движений;
способствовать дальнейшему развитию музыкальных интересов детей и потребностей в музыкальной деятельности;
развивать музыкально-сенсорные способности детей;
формировать музыкальное восприятие – умение вслушиваться в звуки музыки, определять её настроение, смену музыкальных образов; развивать эмоциональные реакции детей на музыку, вызывать у них желание рассказывать о своих музыкальных впечатлениях, учиться выражать их в пластике движений, в рисунках и красках;
развивать навыки выразительного исполнения музыкальных произведений, певческий голос и певческое дыхание;
развивать умения и навыки саморегуляции своих эмоциональных состояний с помощью различных по настроению и характеру музыкальных произведений, в процессе музыкальной деятельности различных видов;
формировать у детей начальные представления о народной, классической и современной музыке, о музыке вокальной и инструментальной, о различных музыкальных инструментах;
- формировать у детей первоначальные представления о возможностях современной техники (компьютеров) в записи и воспроизведении музыки, о доступных им источниках и каналах музыкальной информации.
Тематические блоки этого раздела позволяют музыкальному руководителю организовать музыкально-образовательный процесс в игровой форме поиска в Музыкальном мире разных символических предметов –музыкальной азбуки, музыкального календаря, и других. Знакомство с такими находками повысит интерес детей к музыкальным занятиям и поможет им подготовиться к школе.
В содержание занятий по каждому из тематических блоков можно включать адекватные им зрительно-слуховые и пластические образы, которые представлены в первом разделе данной программы.
Блок «Музыкальная азбука»
Этот тематический блок знакомит детей с буквами с помощью музыкальных произведений, музыкальных инструментов и основ музыкальной грамоты. Музыкальные произведения, вошедшие в этот и последующие тематические блоки, обладают высоким духовно-нравственным воспитательным потенциалом. Основу их художественно-образного содержания составляют образы Родины, родной природы, семьи, традиционной народной культуры и русских народных сказок
Примерный материал для занятий
Слушание музыки
Алфавит. Муз. Г. Струве
Баба-яга. (Из «Детского альбома».) Муз. П. Чайковского
Балалайка. Муз. В. Агафонникова, сл. З. Петровой
Барабанщик. Муз. Д. Кабалевского
Болезнь куклы. (Из «Детского альбома».) Муз. П. Чайковского
В церкви. (Из «Детского альбома».) Муз. П. Чайковского
Вальс-шутка. (Из цикла «Танцы кукол».) Муз. Д. Шостаковича
Весёлая карусель. (Из одноимённого мультфильма.) Муз. В. Шаинского, сл. Ю. Энтина
Волк. (Из симфонической сказки «Петя и волк».) Муз. С. Прокофьева
Гармонь. Муз. В. Агафонникова, сл. З. Петровой
Дедушка. (Из симфонической сказки «Петя и волк».) Муз. С. Прокофьева
Дудочка. Муз. В. Агафонникова, сл. З. Петровой
Жаворонушки, прилетите-ка! Русская народная песня-закличка
Игра в лошадки. (Из «Детского альбома».) Муз. П. Чайковского
Избушка на курьих ножках. (Из цикла «Картинки с выставки».) Муз. М. Мусоргского
Камаринская. (Из «Детского альбома».) Муз. П. Чайковского
Кошка. (Из симфонической сказки «Петя и волк».) Муз. С. Прокофьева
Красная Шапочка и Волк. (Из балета «Спящая красавица».) Муз. П. Чайковского
Марш Черномора. (Из оперы «Руслан и Людмила».) Муз. М.И. Глинки
Мужик на гармонике играет. (Из «Детского альбома».) Муз. П. Чайковского
На гармонике. Муз. А. Гречанинова
Наш край. Муз. Д. Кабалевского, сл. А. Пришельца
Новая кукла. (Из «Детского альбома».) Муз. П. Чайковского
Облака. (Из мультфильма «Трям! Здравствуйте!».) Муз. В. Шаинского, сл. С. Козлова
Песня друзей. (Из мультфильма «Бременские музыканты».) Муз. Г. Гладкова, сл. Ю. Энтина
Песня жаворонка. (Из «Детского альбома».) Муз. П. Чайковского
Птичка. (Из симфонической сказки «Петя и волк».) Муз. С. Прокофьева
Славься!... (Хор из оперы «Иван Сусанин».) Муз. М.И. Глинки
Сцена сражения из балета «Щелкунчик». Муз. П. Чайковского
Труба и барабан. Муз. Д. Кабалевского
Улыбка. (Из мультфильма «Крошка Енот».) Муз. В. Шаинского, сл. М. Пляцковского
Утка. (Из симфонической сказки «Петя и волк».) Муз. С. Прокофьева
Шарманка. Муз. Д. Шостаковича
Шарманщик поёт. (Из «Детского альбома»). Муз. П. Чайковского
Этюд. Муз. К. Черни
Юмореска. Муз. А. Дворжака
Пение
А я по лугу гуляла. Русская народная песня. Обр. В. Агафонникова
Андрей-воробей. Русская народная попевка. Обр. Е. Теличеевой
Антошка. (Из мультфильма «Весёлая карусель».) Муз. В. Шаинского, сл. Ю. Энтина
Бубенчики. Муз. Е. Теличеевой, сл. М. Долинова
Во саду ли, в огороде. Русская народная песня
Ворон. Русская народная прибаутка. Обр. Е. Теличеевой.
Как под горкой, под горой. Русская народная песня
Ладушки. Русская народная потешка
Лиса («Уж как шла лиса…»). Русская народная попевка. Обр. В. Попова
На зелёном лугу. Русская народная песня. Обр. Н. Метлова
Небылица. Русская народная песня
Песенка крокодила Гены. (Из мультфильма «Чебурашка».) Муз. В. Шаинского, сл. Э. Успенского
Сорока. Русская народная прибаутка. Обр. И. Арсеева
Ходила младёшенька по борочку. Русская народная песня. Обр. Н. Римского-Корсакова
Движения под музыку,