Файл: Бакланова Т.И., Новикова Г.П. Программа и пособия для дошкольников Музыкальный мир (на основе народной культуры).doc
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 29.10.2024
Просмотров: 269
Скачиваний: 0
СОДЕРЖАНИЕ
ББакланова т.И., Новикова г.П. «Музыкальный мир».
Раздел первый. «Музыкальные маршруты»
Тематические блоки Блок «Музыкальный мир природы»
Примерный материал для занятий2
Движения под музыку, музыкально-пластические импровизации
Блок «Музыкальный мир родного дома»
Движения под музыку, музыкально-пластические импровизации
Музыкально-логопедические упражнения
Блок « Музыкальный мир родного города (села)»
Примерный материал для занятий Слушание музыки
Движения под музыку, музыкально-пластические импровизации
Музыкально-логопедические упражнения
Блок «Музыкальный мир разных стран»
Движения под музыку, музыкально-пластические импровизации
Движения под музыку, музыкально-пластические импровизации
Раздел второй. Музыкальные находки
Примерный материал для занятий
Музыкально-пластические импровизации
Ёлочка. Муз. М. Красева, сл. З. Александровой
Что такое Новый год? Муз. Ю. Чичкова, сл. М. Пляцковского
Примерный материал для занятий Слушание музыки
Утренняя молитва. (Из «Детского альбома».) Муз. П. Чайковского
Веснянка .Украинская народная песня. Обр. Н. Метлова. Пер. С украинского н. Френкель
Птичка. Украинская народная песня. Обр. П. Чайковского
Движения под музыку, музыкально-пластические импровизации
Условия успешной реализации программы
Раздел первый. Музыкальные маршруты ( 3-5 лет)
Тема 1. В гостях у красавицы Осени
Тема 2. Музыка осени: листья шелестят и танцуют
Тема 3.Музыка осени: грустный дождик
Тема 4. У кого какой голос: в птичьем царстве-государстве
Тема 4. У кого какой голос? На птичьем дворе
Тема 5. У кого какой голос? в лесном царстве животных
Тема 7. У кого какой голос? в мире домашних животных
Тема 8. В гостях у красавицы Зимы
Тема 9. В гостях у красавицы Весны
Тема 10. В гостях у красавицы Лето.
Тема 3. Наши музыкальные инструменты
Тема 3. Музыкальные игры и игрушки
Тема 4. Праздники на улицах и площадях
Тема 1. Во что играют дети на всей планете?
Тема 6. Где хотим мы побывать?
Тема 1. О чём и о ком рассказывают музыкальные сказки?
Тема 2. Музыка и русские народные сказки
Тема 3. Музыка и сказки а.С. Пушкина
Раздел второй. Музыкальные находки
Дополнительно – ансамбль: барабан, гитара, скрипка (по иллюстрации к сказке «Три поросёнка»).
Тема 1. В гостях у красавицы Зимы
Тема 1. День защитников Отечества
Тема 1. В гостях у красавицы Весны
Тема 2. Музыкальные подарки для мамы и бабушки
Реченька. Муз. В. Костенко, сл. В. Болдыревой
Тема 1. Музыка и труд на родной земле
По малину в сад пойдём. Муз. А. Филиппенко, сл. Т. Волгиной
Тема 1. В гостях у красавицы Осени
Тема 1. Здравствуй, гостья Зима!
Тема 2. Музыкальные путешествия по соседним странам
Веснянка .Украинская народная песня. Обр. Н. Метлова. Пер. С украинского н. Френкель
Птичка. Украинская народная песня. Обр. П. Чайковского
Раздел первый. «Музыкальные маршруты»
Для детей 3-5 лет
Задачи музыкального обучения, воспитания и развития детей 3-5 лет:
формировать у детей средствами музыки представления об окружающем мире, об искусстве и его роли в жизни людей, а также духовно-нравственные ценности и идеалы;
укреплять в процессе интегрированных музыкальных занятий физическое и психическое здоровье детей, развивать речь;
развивать музыкально-сенсорные способности детей (звуковысотный, ритмический, тембровый и динамический слух);
формировать первоначальные умения и навыки музыкального восприятия, прослушивания небольших музыкальных произведений от начала до конца, определения настроения музыкальных произведений и их отдельных частей;
способствовать развитию эмоциональных реакций детей на музыку, адекватных её настроению, а также способности к музыкальному сопереживанию с исполнителем в процессе музыкального восприятия;
развивать способность передавать настроение музыкальных произведений в импровизированных пластических образах, формировать под музыку координацию движений и правильную осанку;
закладывать первоначальные умения выразительного пения детских песен и произведений детского фольклора (пестушек, потешек, закличек), добиваться чистоты интонирования, координации слуха и голоса, артикуляции, певческого дыхания;
развивать у детей интерес к различным музыкальным инструментам, а также потребность в музыкально-исполнительской деятельности в процессе формирования первоначальных умений и навыков игры на детских и народных музыкальных инструментах (металлофоне, игрушечном рояле или пианино, барабане, бубне, трещотке, ложках, свистульках), элементарного освоения клавиатуры фортепьяно (синтезатора);
выявлять и развивать музыкально-творческие способности и одаренность, способствовать развитию у детей творческой активности, интереса к музыкально-импровизационной деятельности и самостоятельному сочинению музыки.
Тематические блоки Блок «Музыкальный мир природы»
Психолого-педагогические основания отбора программного содержания. У любого дошкольника уже есть некоторый опыт общения с природой, наблюдения за природными явлениями, взаимодействия с животными. У него складываются первые понятия о звуках и красках природы, голосах и образах зверей, птиц, насекомых. На основе актуализации таких знаний и ощущений возможно формирование художественно-образных, эмоционально окрашенных первоначальных представлений о мире природы, а также о взаимосвязи природы с искусством, о звуках природы как источнике музыкального творчества.
Решение этих задач важно не только для музыкально-эстетического, но и для экологического воспитания. Кроме того, подражание звукам естественной среды, голосам животных и птиц способствует развитию голоса, дыхания и речи детей, преодоления их логопедических трудностей. Через восприятие звуков и музыкальных картин природы можно успешно решать проблемы психологической адаптации и релаксации детей. Эффект достигается, в частности, при прослушивании так называемой «медитативной музыки», основанной на использовании реальных звуков природы в музыкальных композициях, а также на имитации естественных шумов с помощью синтезаторов.
Для ребёнка подражание звукам природы в процессе музыкально-творческой деятельности (пения, элементарного музицирования на свистульках, дудочках, трещотках, бубнах, ложках, металлофоне, треугольнике, сочинения простейших ритмических рисунков и мелодий) становится важным источником и каналом информации об изначальной взаимосвязи человека и различных видов его деятельности, в том числе музыкальной, с миром природы. Он убеждается в богатстве и разнообразии отражённых в музыкальном искусстве образов природы.
В процессе занятий по этой тематике важную роль играет интеграция звука, цвета, света, запахов и движения. Постарайтесь принести на занятия, например, веточки хвои или охапку душистых трав; варьируйте освещение зала, включайте цветомузыкальные установки, разноцветные лампочки, фонарики. Кроме того, можно использовать ткани разных цветов и тонов, домашние растения, букеты цветов и осенних листьев, воду (маленькие фонтанчики) и т. д.
Образы для данного блока «черпались» из программных произведений музыкального и изобразительного искусства, а также из художественной литературы (например, стихотворений и сказок А. С. Пушкина). Они рассчитаны на движения под музыку, музыкально-пластические и музыкальные импровизации, звукоподражание, а также на интегрированные занятий музыкой и изобразительным искусством.
Зрительно-слуховые образы
Журчит ручей. Собачка лает.
Звенит капель. Котик мяукает.
Листья шуршат. Петушок кукарекает.
Ветер свистит. Кукушечка кукует.
Дождь стучит в окошко. Ёжик шипит.
Гром грохочет. Медведь рычит.
Камушки стучат. Птичка свистит.
Волны плещут. Коровка мычит.
Снег скрипит. Цыплёнок пищит.
Жук жужжит.
Буря воет, «как зверь». Дятел стучит.
Буря «плачет, как дитя». «Жаворонок звонкий».
Лёд трещит. «Голосистый соловей».
Пластические образы
Листья жёлтые летят.
Кружатся белые снежинки.
Расцветает подснежник.
Растёт подсолнух.
Ветки деревьев качаются.
Колоски гнутся от ветра на ржаном поле.
Молния сверкнула.
Хлынул ливень.
«Ветер по морю гуляет».
Слетаются птицы певчие.
Летит журавлиная стая.
Солнышко светит всё ярче.
Мы по камушкам идём.
Мы плаваем в озере (речке, море).
Убегаем от грозы.
Гуляем в лесу.
Идём по полю ржи.
Катаемся на лошадке.
Примерный материал для занятий2
Слушание музыки
3–4 года
Звуки природы (аудиозаписи)
Воробышкам холодно. Муз. Ж. Металлиди
Косолапый мишка. Муз. М. Жербина
Кот и мышь. Муз. Ф. Рыбицкого
Летний дождик. Муз. Т. Назаровой
Песня жаворонка. Муз. П. Чайковского (Из «Детского альбома»)
Петух-драчун. Муз. Ю. Щуровского
Медведь. Муз. В.Ребикова
Музыкальные картинки («Зайчик пляшет», «Медведь», «Лиса», «Волк», «Белка», «Пляска медведей», « Кошечка»). Муз. Т. Ломовой.
Сорока. Муз.А. Лядова , сл. народные
Птичка. Муз. Э. Грига
Петушок. Муз. А. Лядова, сл. народные
«Цок-цок, лошадка». Муз. Е. Теличеевой
4–5 лет
Звуки природы (аудиозаписи)
Дождик, дождик. Муз. А. Лядова, сл. народные
Дятел. Муз. В. Цагарейшвили
Колокольчики мои. Муз. П. Булахова, сл. А. Толстого
Кукуют кукушки. Муз. Э. Тамберга
Куры и петухи. Муз. К. Сен-Санса (Из сюиты «Карнавал животных»)
Мишка. Муз. В. Калинникова, сл. неизвестного автора
Мотылёк. Муз. С. Майкапара
Осенние листья. Муз. М. Красева, сл. А. Майкова
Осень. Муз. Ц. Кюи, сл. А. Плещеева
Осенью. Муз. С. Майкапара
Птичка. Муз. Э. Грига
Ручеёк. Муз. Э. Грига
Ходит месяц над лугами. Муз. С. Прокофьева
Эхо в горах. Муз. С. Майкапара
Зимнее утро. Муз. П. Чайковского (Из «Детского альбома»)
Балет невылупившихся птенцов (из цикла «Картинки с выставки») Муз. М. Мусоргского
Весной. Муз. С. Майкапара
Грустный дождик. Муз. Д. Кабалевского
Жёлтый листик. Муз. М. Вериковского
Пение
3–4 года
Василёк. Русская народная попевка
Воробей. Муз. В. Герчик, сл. А. Чельцова
Гули, мои гули.Русская прибаутка
Дождик. Народный напев.обр. Ю. Слонова
Дождик («Дождик, дождик, посильней…»). Русская народная попевка
Дождик («Дождик, дождик, пуще…»). Русская народная песня-закличка
Жук. Муз. Н. Потоловского, сл. народные
Коровушка. Русская народная песня. Обр. М. Красева
Кукушка. Русская народная песня
Курочка-рябушечка. Русская народная песня. Обр. Г. Лобачёва
Лягушка. Муз. А. Колесникова, сл. народные
Лягушки. Русская народная песня
«Осень, осень…» Русская народная песня - закличка
Петушок. Русская народная прибаутка
Птичка. Муз. М. Раухвергера, сл. А. Барто
Радуга-дуга. Русская народная песня-закличка
Рыбка. Муз. М. Красева, сл. М. Клоковой
Скок, скок, поскок. Русская народная песня. Обр. И. Арсеева
Солнышко. Русская народная песня-закличка
У кота-воркота. Русская народная песня
Вышла курочка гулять. Русская народная песня
Заинька. Русская народная песня
«Поёт, поёт соловушка…» Русская народная песня. Обр. Г.Лобачёва
Птенчики. Муз. и сл. Е.Теличеевой
Осенняя песенка. Муз А. Александрова, сл.Н.Френкель
Тучка. Русская народная песня-закличка
4–5 лет
Белочка. Муз. О. Буйновской, сл. З. Петровой
Белые гуси. Муз. М. Красева, сл. М. Клоковой
Берёзка. Муз. Е. Теличеевой, сл. П. Воронько, пер. с украинского
Г. Абрамова
Весёлая дудочка. Муз. М. Красева, сл. Н. Френкель
Веснянка («Весна, весняночка!..»). Русская народная песня-закличка
Во поле берёза стояла. Русская народная песня. Обр. Н. Римского-Корсакова
Ёжик. Муз. О. Буйновской, сл. И. Пивоваровой
Есть у солнышка друзья. Муз. Е. Теличеевой, сл. Е. Каргановой
Жучка. Муз. Н. Кукловской, сл. С. Федорченко
Игра с лошадкой. Муз. И. Кишко, сл. В. Кукловской
Как на тоненький ледок. Русская народная песня. Обр. М. Иорданского
Котя, котенька-коток. Русская народная песня. Обр. Т. Попатенко
Кошка. Муз. А. Александрова, сл. Н. Френкель
Курочка. Муз. Т. Попатенко, сл. И. Лешкевич
Лиса. Русская народная песня. Обр. В. Попова
Листопад. Муз. Т. Попатенко, сл. Е. Авдиенко
На мосточке. Муз. А. Филиппенко, сл. Г. Бойко, пер. с украинского
М. Ивенсен
Осенняя песенка. Муз. Д. Васильева-Буглая, сл. А. Плещеева
Осень. Муз. В. Герчик, сл. Е. Авдиенко
Падают листья. Муз. М. Красева, сл. М. Ивенсен
Песенка про козлика. Муз. и сл. народные, обр. А. Колесникова
Пчела жужжит. Муз. Т. Ломовой, сл. А. Гангова
Солнышко ясное. Муз. и сл. Н. Мурычевой
Солнышко. Русская народная попевка. Обр. Г. Левкодимова
Там, вдали за рекой. Муз. А. Аренского, сл. А. Плещеева
Цыплята. Муз. А. Филиппенко, сл. Т. Волгиной
Шёл козлёнок. Муз. В. Иванникова, сл. Н. Френкель