Файл: Организация бухгалтерского учета на предприятии (ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ОРГАНИЗАЦИИ БУХГАЛТЕРСКОГО УЧЁТА НА ПРЕДПРИЯТИИ).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 29.03.2023

Просмотров: 72

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

ВВЕДЕНИЕ

В условиях развивающихся рыночных отношений в нашей стране предприятие становится юридически и экономически самостоятельным. Эффективное управление производственной деятельностью предприятия все более зависит от уровня информационного обеспечения его отдельных подразделений и служб.

В современных условиях для эффективного функционирования каждое предприятие должно поддерживать необходимый уровень конкурентоспособности. Этого можно добиться только качественным управлением и эффективным контролем за финансовыми потоками предприятия.

В настоящее время немногие российские организации имеют таким образом поставленный бухгалтерский учёт, чтобы содержащаяся в нем информация была пригодна для оперативного управления и анализа.

Для экономически обоснованного управления финансово-хозяйственной деятельностью любого экономического субъекта необходимо соответствующее информационное обеспечение. Одной из составных частей такого обеспечения являются данные о доходах и расходах деятельности организации. В связи с этим должным образом организованный бухгалтерский учёт доходов и расходов и знание порядка их формирования в современных условиях хозяйствования являются необходимым условием принятия рациональных управленческих решений тактического и стратегического характера, адекватных конкретной экономической ситуации. Сегодня требуются новые подходы к получению информации о производственных расходах, исчислении себестоимости готовой продукции (выполненных работ, оказанных услуг), признании доходов, подсчете финансовых результатов, методах их анализа и принятию на этой основе соответствующих управленческих решений.

Це‏̣лью данно‏̣й курсовой ‏̣‏̣рабо‏̣ты являе‏̣тся исследование организации бухгалтерского учёта в организации, а также разработка мероприятий по совершенствованию их учёта.

Указанная це‏̣ль обусловила решение следующих задач:

- раскрыть нормативное регулирование бухгалтерского учёта в организации;

- исследовать организацию учёта в ООО Компания «Мак-Дом плюс»;

- разрабо‏̣тать ме‏̣ро‏̣приятия по совершенствованию учёта в ООО Компания «Мак-Дом плюс».

О‏̣бъе‏̣кто‏̣м насто‏̣яще‏̣го‏̣ иссле‏̣до‏̣вания являе‏̣тся ООО Компания «Мак-Дом плюс.

Пре‏̣дме‏̣то‏̣м данно‏̣го‏̣ иссле‏̣до‏̣вания являе‏̣тся организация бухгалтерского учёта на предприятии.


Методологической основой данной курсовой работы послужили научно-правовые акты всех уровней; работы ученых в области экономики, учёта, анализа доходов и расходов.

Информационной основной послужили первичные и отчетные документы объекта наблюдения.

Период исследования – 2015-2017 гг.

Для написания курсовой работы использованы следующие методы: сравнения, наблюдения, анализа, синтеза, обобщения.

Курсовая работа состоит из введения, трех глав, заключения и библиографического списка.

Во введении показана актуальность темы, определены цель и задачи работы.

В первой главе рассмотрены теоретические аспекты организации бухгалтерского учёта в организации.

Во второй главе анализируется организация бухгалтерского учёта на примере объекта исследования.

В третьей главе предложены мероприятия по совершенствованию учёта доходов и расходов организации.

В заключении сделаны выводы по результатам исследования.

1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ОРГАНИЗАЦИИ БУХГАЛТЕРСКОГО УЧЁТА НА ПРЕДПРИЯТИИ

1.1 Развитие законодательства о бухгалтерском учёте

Как известно, основой организации бухгалтерского учёта экономического субъекта являются законодательные и нормативные акты, исполнять которые обязаны все юридические и физические лица, зарегистрированные в качестве предпринимателей [5, c.99]. При этом, соглашаясь с мнением Л.К. Никандровой, стоит подчеркнуть, что качество функционирования любой учётной системы определяется ее основными документами: методологией, методикой, организацией, технологией. Каждый элемент - отдельный объект моделирования. В части организации бухгалтерского учёта подразумевается структура учётного аппарата, состав элементов учётного процесса, распределение обязанностей.

Более того, по мнению того же автора, а также В.Ф. Палия [18, c.12], одним из ключевых критериев различия самих систем учёта является их организационное построение. В макроэкономическом контексте организация бухгалтерского учёта в Российской Федерации, ориентируясь на требования рыночной экономики и отвечая международным стандартам учёта и отчетности, предполагает четырехуровневую систему документации, регулирующей и регламентирующей учёт. В числе таких документов основными являются Федеральный закон N 402-ФЗ «О бухгалтерском учёте», который фактически определил организацию бухгалтерского учёта как обязанность и ответственность руководителя экономического субъекта, а также бухгалтерский стандарт ПБУ 1/2008 «Учётная политика организации», который впервые четко, на законодательном уровне выстроил логическую последовательность - организация и ведение, то есть учёт должен быть сначала организован в определенном порядке, а при ведении учёта бухгалтер (специалист) следует заведенному порядку.


Роль бухгалтерского учёта в современное время сложно недооценить, он выступает инструментом рыночных отношений. Конституционным Судом РФ неоднократно подчеркивались публичность, императивность, необходимость единообразных требований к бухгалтерскому учёту. В пункте 4 Постановления от 01.04.2003 № 4-П Конституционный Суд РФ подчеркнул, что из статьи 71 (пункты «ж», «р») Конституции Российской Федерации во взаимосвязи с ее статьями 8 (часть 1), 29 (часть 4), 34 и 114 (пункт «б» части 1) следует, что в Российской Федерации официальный бухгалтерский учёт служит инструментом финансового регулирования и проведения единой финансовой (в том числе налоговой) политики; обеспечивая реализацию конституционного права на информацию в сфере предпринимательской деятельности и экономики, основанной на принципах юридического равенства сторон и договорных отношениях, конкуренции и риске, бухгалтерский учёт является одной из конституционных гарантий единого рынка, единства экономического пространства как одной из основ конституционного строя Российской Федерации. Данная правовая позиция Конституционного Суда РФ подтверждается также Постановлением от 18.07.2003 № 14-П и Определением от 13.06.2006 № 319-О.

В связи с этим отечественные законодатели стремятся сблизить российский бухгалтерский учёт и международный, более прогрессивный, отвечающий современным тенденциям.

По сути, проект Закона № 402-ФЗ представляет собой новую редакцию Закона № 129-ФЗ, на что указывает Комитет по бюджету и налогам в решении от 15.12.2010 «О проекте Федерального закона № 385329-5 «О бухгалтерском учёте» (первое чтение) (далее - решение от 15.12.2010). Он является альтернативным по отношению к проекту Федерального закона № 247813-4 «О регулировании бухгалтерского учёта и финансовой отчетности», внесенному А.В. Бурениным в период исполнения им полномочий депутата Государственной Думы.

Рассмотрев проект Закона № 402-ФЗ, Комитет по бюджету и налогам отмечал наличие в нем целого ряда концептуально важных, отвечающих интересам государства и бизнеса положений, направленных на реальное совершенствование системы бухгалтерского учёта и отчетности.

Закон о бухгалтерском учёте устанавливает самые общие требования к нему. Эти требования конкретизируются в подзаконных нормативных актах. Такими документами являются федеральные и отраслевые стандарты бухгалтерского учёта. Они вводятся федеральными органами исполнительной власти. К ним относится Минфин России.

Бухгалтерский учёт обеспечивает формирование информации о специальных объектах. Они перечислены в ст. 5 Закона № 402-ФЗ. А субъекты закона - это лица, на которых распространяется его действие. Они перечислены в ст. 2 Закона № 402-ФЗ. Объекты бухучёта возникают в процессе экономической деятельности субъектов. [19, c.65]


На основе информации об объектах бухгалтерского учёта субъекты составляют свою бухгалтерскую отчетность. В Законе № 402-ФЗ фигурирует составной термин - «бухгалтерская (финансовая) отчетность». Поэтому термины «бухгалтерская отчетность» и «финансовая отчетность» можно считать синонимами.

Информация об объектах бухгалтерского учёта сосредоточена в первичных учётных документах и систематизируется по определенным правилам.

Современный бухгалтерский учёт - это информационная технология (п. 2 ст. 2 Закона от 27 июля 2006 г. № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации»). Бухгалтерский учёт подразумевает не только накопление информации о своих объектах, но и ее обобщение в форме бухгалтерской отчетности.

На основе данных бухгалтерского учёта ведутся:

- налоговый учёт;

- управленческий (оперативный) учёт;

- статистический учёт.

Каждый из этих видов учёта включает свою отчетность, которая имеет определенных пользователей.

Закон № 402-ФЗ устанавливает требования к официальному бухгалтерскому учёту (п. «р» ст. 71 Конституции РФ).

Лица, на которых распространяется Закон № 402-ФЗ, именуются экономическими субъектами. К ним относятся, в частности:

- коммерческие и некоммерческие организации (созданные в соответствии с законодательством РФ);

- индивидуальные предприниматели;

- находящиеся на территории РФ структурные подразделения организаций, созданных в соответствии с законодательством иностранных государств.

Но не все экономические субъекты непременно должны вести бухгалтерский учёт. Об этом сказано в ст. 6 Закона № 402-ФЗ.

Закон № 402-ФЗ применяется также в связи с:

- доверительным управлением имуществом;

- исполнением договоров простого товарищества;

- выполнением соглашений о разделе продукции.

Информация, формирующаяся в бухгалтерском учёте, рассчитана на пользователей, которые обладают достаточными познаниями и навыками для того, чтобы понять, оценить и использовать ее. Между тем интересы пользователей существенно различаются. Бухгалтерский учёт не может удовлетворить все информационные потребности в полном объеме. Законодательство обеспечивает лишь потребности, общие для всех пользователей.

Отдельные пользователи отчетности могут выдвигать дополнительные требования к информации, выходящие за рамки Закона № 402-ФЗ и подзаконных актов, обеспечивающих его применение.

Основным минусом Закона № 402-ФЗ является необходимость ведения бухгалтерского учёта компаниями, применяющим упрощенную систему налогообложения. Теперь малые предприятия должны привлекать бухгалтеров для ведения учёта, что приводит к дополнительным расходам. Кроме того, законодатели фактически уравняли в обязанностях большие фирмы, имеющие в штате несколько бухгалтеров, и малые организации, у которых весьма скромные доходы и которым накладно содержать в штате специалиста учёта или аналитика по налогам.


Правда, законодатель учел некоторые нюансы работы «малышей» и дал ряд послаблений: субъект малого предпринимательства вправе существенно сократить количество счетов в принимаемом им рабочем плане счетов бухгалтерского учёта по сравнению с обычным.

Сложности в части необходимости смены главных бухгалтеров возникли у акционерных обществ. Согласно Закону № 402-ФЗ установлен целый ряд требований к главбуху. Этот специалист обязан: иметь высшее профессиональное образование, отработать бухгалтером или аудитором не менее трех лет из последних пяти, а без диплома - не менее пяти лет из последних семи. Есть и еще одно требование: он не может иметь неснятую или непогашенную судимость за преступления в сфере экономики.

Согласно Закону № 402-ФЗ вся ответственность за ведение бухучёта на предприятии ложится на его директора. Предусмотрена единственная обязательная подпись руководителя организации, главный бухгалтер теперь отвечает только за само ведение учёта. Фактически, даже если директор не владеет тонкостями учёта, его могут привлечь к ответственности.

На основании действующего Закона № 402-ФЗ планируется кардинальным образом пересмотреть ныне существующие правила бухгалтерского учёта. В заключение следует отметить, что, возможно, в Закон еще будут вноситься многочисленные изменения. Однако за прошедший год изучаемый нормативный акт показал свою жизнеспособность, что, безусловно, радует.

1.2 Организация бухгалтерского учёта в современных условиях 

Проблемы организации бухгалтерского учёта в нашей стране начали наиболее активно обсуждаться в конце 90-х годов прошлого века. Построение рыночной экономики потребовало существенных изменений в методологии бухгалтерского учёта. Так, в отношении бухгалтерского учёта государство стало устанавливать лишь общий порядок его ведения, обеспечивая всем предприятиям равные условия на рынке. Вопросы же, связанные с конкретными условиями бухгалтерского учёта, были переданы непосредственно организациям. В результате сложилась противоречивая ситуация. С одной стороны, организации заинтересованы в раскрытии высококачественной информации о своей деятельности, с другой стороны, большинство коммерческих предприятий практически не имеют возможности формировать документированную систематизированную информацию об объектах бухгалтерского учёта. Отчасти это объясняется тем, что с исторической точки зрения довольно часто вопросы экономии ресурсов не считались приоритетными.