Файл: Организация бухгалтерского учета на предприятии (ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ОРГАНИЗАЦИИ БУХГАЛТЕРСКОГО УЧЁТА НА ПРЕДПРИЯТИИ).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 29.03.2023

Просмотров: 75

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Бухгалтер-кассир осуществляет ведение и учёт кассовых операций, учёт расчетов с подотчетными лицами, учёт движения материально-производственных запасов, учёт движения основных средств, учёт и выдачу доверенностей, выдачу путевых листов на автомобили.

Бухгалтер осуществляет учёт расчетов с персоналом по оплате труда, оформление справок сотрудникам о заработной плате по месту требования, учёт выдачи специальной одежды, ведет работу по заполнению и отправлению платежных поручений в системе «Банк-Клиент», составление и представление деклараций по взносам на социальное обеспечение, взносам на обязательное пенсионное страхование, составление и представление расчетной ведомости по средствам Фонда социального страхования, сведений о доходах физических лиц, индивидуальных сведений на работников о начисленных страховых взносах в Пенсионный фонд, оформление и сдача индивидуальных сведений для назначения пенсии работникам предприятия, оформление выдачи и замены страховых свидетельств.

Эффективная организационная структура в свою очередь предполагает оправданное разделение ответственности и полномочий сотрудников. Следует отметить, что для каждого бухгалтера на ООО Компания «Мак-Дом плюс» разработана должностная инструкция, в которой определяются обязанности и права, и самое важное - ответственность. Следовательно, есть возможность препятствовать попыткам отдельных лиц нарушать требования контроля. Функции сотрудника считаются несовместимыми, если их сосредоточение у одного лица может способствовать совершению случайных или умышленных ошибок и нарушений и затруднять обнаружение таких ошибок и нарушений.

На предприятии ООО Компания «Мак-Дом плюс» разработана и утверждена учётная политика приказом № 88 от 31.12.2012 г.

Этим приказом утверждены:

  • рабочий план счетов бухгалтерского учёта, содержащий систематические и аналитические счета, необходимые для ведения бухгалтерского учёта в соответствии с требованиями своевременности и полноты учёта и отчетности;
  • формы первичных учётных документов, применяемых для оформления хозяйственных операций;
  • порядок проведения инвентаризации методы оценки видов имущества и обязательств;
  • метод учёта материалов, метод списания;
  • другие решения необходимые для организации бухгалтерского учёта.

Учётная политика на предприятии составлена отдельно для целей бухгалтерского учёта и отдельно для целей налогообложения. За формирование учётной политики на предприятии ответственным является главный бухгалтер. Учётная политика составляется ежегодно. Учётная политика подлежит утверждению руководителя предприятия, который издает приказ об утверждении положения об учётной политики предприятия на будущий год.


По приказу директора ООО Компания «Мак-Дом плюс» «О принятии учётной политики на 2017 год», по вопросам определения себестоимости в бухгалтерском учёте предприятия обеспечено следующее:

  • утвержден план счетов и субсчетов бухгалтерского учёта, применяемых на предприятии;
  • разграничение текущих затрат на производство (издержек обращения) и капитальных вложений, а также иных финансовых вложений предприятия;
  • списание материалов в производство происходит по средней стоимости материала на момент расхода;
  • предметы, которые по всем характеристикам можно отнести к малоценным и быстроизнашивающимся предметам, учитываются на счете 10, и при передаче их в эксплуатацию их стоимость полностью списывается на затраты;
  • порядок списания накладных расходов: указанные расходы, собранные в течение отчетного периода на счетах бухгалтерского учёта 25 «Общепроизводственные расходы» и 26 «Общехозяйственные расходы», подлежат списанию в конце периода в дебет счета 20 «Основное производство» по принадлежности с последующим их распределением между объектами калькулирования;
  • порядок распределения косвенных расходов при необходимости раздельного учёта затрат на различные виды деятельности: указанные затраты распределяются пропорционально заработной плате;
  • готовая продукция отражается в балансе по фактической себестоимости;
  • отгруженные товары, сданные работы и оказанные услуги отражаются в балансе по полной фактической себестоимости;
  • продукция (работы), не прошедшая всех стадий (фаз, переделов), предусмотренных технологическим процессом, а также изделия неукомплектованные, не прошедшие испытаний и технической приемки, относятся к незавершенному производству, отражаемому в балансе по прямым статьям расходов, а также по стоимости сырья, материалов и полуфабрикатов. При единичном производстве продукции незавершенное производство отражается в балансе по фактическим производственным затратам.

Бухгалтерский учёт ведется с использованием Плана счетов, с применением регистров журнально-ордерной формы учёта и инструкции по его применению, утвержденной Приказом Минфина России от 31 октября 2000 г. № 94н.

Бухгалтерский учёт ведется автоматизировано с применением программы 1С 8.2 Предприятие.

Компьютерные сети обеспечивают идентификацию, хранение и обмен информацией своевременно в ООО Компания «Мак-Дом плюс».

Информационная система, относящаяся к целям представления финансовой отчетности, состоит из процедур (как автоматических, так и ручных) и учётных записей, разработанных для инициирования, записи, обработки и учёта операций предприятия, событий и условий, а также ведения бухгалтерского учёта соответствующих активов, обязательств и капитала. Она охватывает систему бухгалтерского учёта, а также другие методы и записи, которые:


  • идентифицируют и отражают все действительные операции;
  • описывают операции в своевременной манере и с достаточной детализацией для целей правильной классификации;
  • оценивают и учитывают реальную денежную стоимость операций;
  • определяют и гарантируют надлежащий учёт операций и событий за соответствующий период времени;
  • представляют операции и соответствующие раскрытия в финансовой отчетности.

Компьютерные сети обеспечивают понимание каждой роли и обязанностей, имеющих отношение к системе внутреннего контроля при подготовке финансовой отчетности. В ООО Компания «Мак-Дом плюс» различают как письменные средства коммуникации (руководства по политике и процедурам, руководства по подготовке финансовой отчетности и меморандумы), так и устные.

В компании ООО Компания «Мак-Дом плюс» отсутствует общая схема документооборота, не назначены ответственные лица за подготовку документов. Единственный график сдачи документов, который имеется в компании, связан со сроками сдачи отчетности в налоговую инспекцию.

В компании ООО Компания «Мак-Дом плюс» организован своевременный учёт всех операций и прочих событий в точных суммах на надлежащих счетах бухгалтерского учёта и в должные отчетные периоды с тем, чтобы сделать возможной подготовку финансовой (бухгалтерской) отчетности в соответствии с установленным порядком. Но при этом возможность доступа, как к имуществу организации, так и к программе 1С 8.2 Предприятие помимо бухгалтеров имеют продавцы и менеджеры по закупу, поэтому существует вероятность искажения учётных данных путем преднамеренных или непреднамеренных неверных операций в системе. Т.е. в компании ООО Компания «Мак-Дом плюс» отсутствует авторизованный доступ к активам и записям (например, использование электронных кодов доступа, нумерация документов, а также требуемые подписи на документах по выбытию или движению активов);

В ООО Компания «Мак-Дом плюс» используется общая система налогообложения, уплачиваются такие налоги как налог на прибыль организации, налог на добавленную стоимость (НДС), транспортный налог, взносы на социальное обеспечение, в соответствии с законодательством РФ.

ООО Компания «Мак-Дом плюс» строит свои отношения с предприятиями, организациями и гражданами во всех сферах хозяйственной деятельности на основе договоров, соглашений, контрактов.

Подводя итог вышесказанному следует отметить, что для торговых организаций в целях внутреннего контроля важными являются такие аспекты бухгалтерского учёта как соответствие ведения учёта законодательным актам, одобрение руководством всех хозяйственных операций, достоверность всех бухгалтерских записей первичным документам по сумме, периоду, контрагенту; контроль за сохранностью имущества организации.


В частности ООО Компания «Мак-Дом плюс» занимается только той деятельностью, которая указана в его Уставе. Организационная структура предприятия в целом оптимальна. Бухгалтерский учёт ведется в соответствии с законодательными и нормативными актами.

3. ПУТИ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ОРГАНИЗАЦИИ УЧЁТА В ООО «КОМПАНИЯ «МАК-ДОМ ПЛЮС»

Фактический контроль в системе бухгалтерского учёта - один из основных элементов, необходимый для фактического контроля сохранности имущества.

Планово-экономическая служба проводит анализ плановых показателей, их сравнение с фактическими; выявляет отклонения плана от факта; вводит какие либо совершенствования и др.

Исходя из анализа организационной структуры можно сделать вывод, что в организации отсутствует подразделение, ответственное за организацию системы внутреннего контроля. Кроме того, в имеющихся подразделениях компании также нет специалистов, которым были бы вменены функции по организации внутреннего контроля не только всей системы, но и отдельных ее участков. В должностных инструкциях сотрудников не прописана обязанность по организации внутреннего контроля, сохранности ТМЦ, имущества компании. Также отсутствуют материально ответственные лица.

В компании также отсутствует положение о проведении инвентаризации, нет инвентаризационной комиссии, каких-либо других внутренних положений, направленных на сохранность имущества организации.

В ООО «Компания Мак-Дом плюс» анализ не проводится на регулярной основе, а осуществляется время от времени по необходимости или в случае, когда компания берет кредиты в банке. Таким образом, данный элемент системы внутреннего контроля используется компанией ООО «Компания Мак-Дом плюс» не в полную силу.

Рассмотрим, какие контрольные мероприятия реализованы в ООО «Компания Мак-Дом плюс».

1. В ООО «Компания Мак-Дом плюс» раз в квартал проводятся своевременные и соответствующие проверки по выполнению сравнения фактических данных по продажам продукции и величиной издержек обращения с бюджетами, прогнозами и предыдущими периодами.

Физические средства контроля по сохранности активов в ООО «Компания Мак-Дом плюс» включают физическое разделение и охрану активов, средства защиты, связанные и независимые хранители (сейфы для хранения документации, независимые склады).


Теперь рассмотрим, какие контрольные мероприятия в компании отсутствуют.

В ООО «Компания Мак-Дом плюс» не проводится обработка информации по общим и определенным средствам контроля для гарантии того, что операции правомерны, соответствующим образом санкционированы, в полной мере и аккуратно отражены;

В ООО «Компания Мак-Дом плюс» отсутствует распределение обязанностей по санкционированию операций, их учёту и поддержание сохранности соответствующих активов для целей сокращения возможностей у определенного служащего, на определенной должности, совершать или скрывать ошибки или мошенничать при нормальном ходе дел.

Таким образом, анализ системы внутреннего контроля позволил автору выявить следующие проблемы:

- в организации отсутствуют материально ответственные лица, соответственно не заключены договоры о полной материальной ответственности;

- в организации отсутствует график проведения инвентаризации, также отсутствует инвентаризационная комиссия, инвентаризации не проводятся. Соответственно нельзя говорить о достоверности данных бухгалтерского учёта;

- в компании ООО «Компания Мак-Дом плюс» отсутствует авторизованный доступ к активам и записям бухгалтерской программы (например, использование электронных кодов доступа, нумерация документов, а также требуемые подписи на документах по выбытию или движению активов), вследствие чего возможно как преднамеренное, так и непреднамеренное искажение учётных данных.

Таким образом, в процессе исследования систем внутреннего контроля автор пришел к выводу, что в силу небольших размеров большинства торговых организаций системе внутреннего контроля в них не уделено должно внимания, часть его элементов и вовсе отсутствует, что угрожает как финансовым результатам деятельности торговых организаций, так и корректности отчетности. Поэтому существует необходимость совершенствования системы внутреннего контроля в организациях торговли, в частности в ООО «Компания «Мак-Дом плюс».

С учётом вступления в силу Закона № 402-ФЗ целесообразно разработать в торговых организациях следующие локальные акты:

- Положение «О внутреннем контроле предприятия» (обязательный документ) (приложение 2);

- Положение «Об управлении рисками» (обязательный документ);

- Положение «О службе внутреннего контроля» (в случае целесообразности создания службы);

- План действий в чрезвычайных ситуациях (желательный документ) (приложение 3).

Положение «О внутреннем контроле предприятия» должно содержать следующие основные разделы: