Файл: Организация бухгалтерского учета на предприятии (ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ОРГАНИЗАЦИИ БУХГАЛТЕРСКОГО УЧЁТА НА ПРЕДПРИЯТИИ).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 29.03.2023

Просмотров: 63

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Кроме того, важную роль играет сохранившийся с советских времен менталитет российских бухгалтеров, привыкших к тому, что вся их деятельность полностью регламентирована законодательно-нормативными документами. Они готовы скорее следовать правилам, нежели брать на себя хотя бы минимальную ответственность и применять творческий подход к решению учётных проблем. [16, c.204]

Международный опыт говорит нам о том, что государство не может эффективно осуществлять регулирование бухгалтерского учёта, исходя из информационных потребностей конкретных субъектов экономики, поэтому в большинстве стран применяется двухуровневое регулирование бухгалтерского учёта: на первом уровне - положения законодательства по бухгалтерскому учёту, на втором - учётные стандарты и документы конкретных хозяйствующих субъектов. Регулирование бухгалтерского учёта проводится в интересах заинтересованных пользователей, главными из которых в таких странах, как США, Англия, Голландия и др., являются инвесторы и кредиторы. 

К наиболее значимым факторам организации бухгалтерского учёта бухгалтера относят следующие: 

1) внешние факторы организации бухгалтерского учёта: 

- требования законодательно-нормативных документов к организации бухгалтерского учёта, к порядку ведения бухгалтерского учёта активов, капитала и обязательств, а также к составлению финансовой отчетности; 

- содержание этических норм в бухгалтерской профессии; 

- информационные потребности внешних пользователей; 

2) внутренние факторы организации бухгалтерского учёта: 

- миссия бухгалтерского учёта на предприятии; 

- требования руководства и финансовой службы к структуре и содержанию бухгалтерской информации; 

- требования службы внутреннего аудита к совершенствованию учётной работы на предприятии; 

- экономическая целесообразность затрат на подготовку и представление бухгалтерской информации пользователям. 

Исходя из положений Федерального закона от 6 декабря 2011 г. № 402-ФЗ «О бухгалтерском учёте», в Российской Федерации законодательно установлено рамочное регулирование ведения бухгалтерского учёта на предприятии. Установлено требование наличия бухгалтерии в одной из перечисленных в законе форм. Кроме этого, предъявляются требования к лицу, ведущему учёт в акционерном обществе, ценные бумаги которого допущены к обращению на торгах фондовых бирж, а также к порядку разрешения разногласий с директором по поводу информации, предоставляемой в регистрах бухгалтерского учёта, о достоверности движения денежных средств и финансового результата на отчетную дату. 
Принципы и правила формирования бухгалтерской информации приведены в Положениях по бухгалтерскому учёту. Следует сказать, что они носят рекомендательный характер, допуская вариантность в выборе оценок и способов учёта. Планом счетов регламентируется порядок ведения бухгалтерского учёта активов, имущества и капитала. 


Построение рыночной экономики привело к изменению роли бухгалтерского учёта в общественной жизни. В результате бухгалтерская информация стала влиять на информационную и экономическую безопасность, как самого предприятия, так и пользователей его информации в масштабах всего общества. В этих условиях стали предъявляться особые этические требования к лицам, ведущим бухгалтерский учёт. Информация об этих требованиях сведена в Кодекс этики, значение которого состоит в поддержании высокой моральной репутации профессии. [14, c.182] 

В настоящее время известно, что бухгалтерская информация предназначена для оказания всем ее пользователям помощи в принятии эффективных управленческих решений. Но одновременно удовлетворить информационные интересы внешних пользователей сейчас не представляется возможным. Поэтому можно согласиться с мнением профессионального сообщества бухгалтеров, что основными пользователями отчетности сегодня являются инвесторы. 

Рассмотрим основные элементы, влияющие на требования рациональной организации учётной работы на предприятии. 

Положение о бухгалтерской службе предприятия. К сожалению, нормативного документа, который бы четко определял требования к организации бухгалтерской службы в организации, сегодня нет. Отдельные положения есть в законе «О бухгалтерском учёте», но их явно недостаточно для создания бухгалтерской службы. Поэтому организации необходимо создать внутренний нормативный документ, определяющий следующие основные элементы: 

- миссия бухгалтерского учёта на предприятии; 

- структура главной бухгалтерии и подчиненность ее руководству организации; 

- функции и порядок взаимодействия бухгалтерской службы и других подразделений организации; 

- должностные обязанности бухгалтеров и главных бухгалтеров; 

-внутренний распорядок и ответственность работников бухгалтерии, и др. 

В целом этот документ имеет немалое значение для организаций, так как устанавливает порядок работы бухгалтерской службы в конкретных рабочих условиях организации и обусловливает ее ответственность за информационное обеспечение отдельных подразделений организации. В результате результативно работающая бухгалтерия позволяет высшему и среднему менеджменту оперировать качественной информацией и получать соответственно действенные управленческие решения. 

Учётная политика предприятия. Потребность в учётной политике появилась с внедрением в нашей стране нового режима регулирования бухгалтерского учёта, принятого в экономически развитых странах. Она регулируется Положением по бухгалтерскому учёту ПБУ 1/2008 «Учётная политика организации» (утв. приказом Минфина РФ 6 октября 2008 г. № 106н). Учётная политика формируется лицом, на которое возложено ведение бухгалтерского учёта. Приказом руководителя утверждается следующее: 


- рабочий план счетов бухгалтерского учёта, необходимый для ведения бухгалтерского учёта организации; 

- формы регистров и первичных документов бухгалтерского учёта; 

- документы для внутренней бухгалтерской отчетности; 

- способы проведения инвентаризации; 

- порядок оценки активов и обязательств; 

- правила проведения документооборота; 

- способы контроля операций хозяйствующего субъекта и др. 

Следует отметить, что при формировании бухгалтерской информации и отражении ее в отчетности необходимо учитывать действие бухгалтерских рисков, соответствующих конкретным условиям хозяйственной жизни. 
Перечень параметров учётной политики является открытым, что позволяет организации определять ее состав и структуру в соответствии с требованиями, делающие её полезной и достоверной для внешних и внутренних пользователей. 

Содержание, порядок формирования и представления финансовой отчетности. Бухгалтерская отчетность регулируется ПБУ 4/99 «Бухгалтерская отчетность организации» (утв. приказом Минфина РФ от 6 июля 1999 г. № 43н) и приказом № 66н «О формах бухгалтерской отчетности организаций» (утв. приказом Минфина РФ от 2 июля 2010 г.). Современная система представления финансовой отчетности не ограничивает объем информации, которую организация хочет предоставить заинтересованным внешним пользователям. Поэтому организация должна оптимизировать информацию и предоставлять ее с максимальной выгодой для предприятия. Очевидно, что организация будет заниматься вопросами качества отчетности, если у нее будут внешние пользователи отчетности, принимающие управленческие решения, например, по поводу инвестиций, предоставления кредитов и займов, продажи товаров и т. д. Присутствие реальных внешних пользователей стимулирует появление заинтересованности у руководства предприятия в формировании достоверной и уместной для этих пользователей финансовой отчетности. 

Система внутреннего контроля. Данная система предназначена для внутреннего контроля деятельности организации. Она является формой обратной связи и предусматривает поддержание организации в системе непрерывной деятельности. 

В дальнейшем для совершенствования организации бухгалтерского учёта в нашей стране предлагается разработать ряд документов, включающий Положение о бухгалтерской службе организации, Учётную политику организации в целях бухгалтерского учёта, Учётную политику организации в целях налогового учёта, Учётную политику организации в 
целях управленческого учёта и Положение о системе внутреннего контроля организации. Эти документы должны разрабатываться в зависимости от цели предприятия, характера действия, масштабов бизнеса, наличия конкретных объектов учёта, характерных рисков его деятельности и т. д. 
Для широкого внедрения в практическую деятельность бухгалтеров современных методов организации бухгалтерского учёта необходимо коренное переосмысление традиционной методологии ведения бухгалтерского учёта и составления отчетности. 


1.3 Организация бухгалтерского учёта в системе управления деятельностью производственного предприятия

Организация бухгалтерского учёта в системе управления предполагает:

- понимание и использование основополагающих принципов, методов учёта;

- соблюдение всех требований, предъявляемых к нему в современных условиях;

- достаточно полное применение научных способов и методических приемов учёта для осуществления предписанных функций и решения поставленных перед ним задач в информационном обеспечении управления;

- умелый выбор нужных форм и методов ведения учёта, чтобы не упускать из виду ни содержательную, ни формальную сторону его организации;

- адекватное применение, использование механизмов (законодательных, нормативных, программных, методических, организационных и др.) учёта в управлении;

- совершенствование формы (структурных связей, состава элементов) как способа организации содержания бухгалтерского учёта.

При организации учёта в системе управления производством следует учитывать уровень профессиональной подготовки кадров аппарата бухгалтерского учёта, уметь подбирать и принимать на работу высококвалифицированных специалистов.

На данной стадии организации необходимо разработать и внедрить оптимальную функциональную структуру бухгалтерии, его аппарата.

При этом следует учитывать организационно-правовую форму, организационную структуру и структуру управления хозяйствующего субъекта, его видов деятельности, степень централизации и децентрализации управления, формы организации структурных подразделений, производства, труда и его оплаты и др.

При организации бухгалтерского учёта в системе управления важное значение имеет правильное установление последовательности включения в процесс учёта взаимосвязанных этапов организации. Важно при этом опираться на организационные принципы, на законодательные, нормативные и методические материалы.

Кроме того, необходимо учитывать или установить наиболее рациональное взаимоотношение всех структурных и функциональных подразделений с аппаратом бухгалтерии, а также определить необходимый объем и характер формирования необходимой информации для системы эффективного управления производством.


Следующим аспектом (стадией) организации учёта должны быть:

- научная организация труда работников бухгалтерии;

- организация обучения и повышения квалификации бухгалтеров и оснащение их работы современными средствами оргтехники.

Особо важное значение при рациональной организации учёта имеет достойная оплата труда работников бухгалтерии, которая должна регулироваться не административно-командными методами, а экономическими методами управления.

Таким образом, организация учёта в управлении представляет собой комплексный процесс взаимосвязанных этапов, которые можно группировать на содержательно-структурные, функциональные, технические, форменные, методические и видовые аспекты.

Разработанная концептуальная схема организации учёта в системе управления деятельностью производственных экономических субъектах приведена на рис. 1.

Рис. 1. Концептуальная модель организации бухгалтерского учёта в системе управления деятельностью производственного предприятия

Практическое осуществление разработанной концептуальной модели организации учёта в управлении будет способствовать гармоничному функционированию его формы и содержания в системе управления производством, что обеспечит в конечном счете:

- повышение эффективности управления производством продукции;

- усиление всех функций управления и укрепление их взаимосвязей в процессе воспроизводства;

- повышение эффективности коммуникации информации в системе управления, интеграции деятельности всех экономических служб организации;

- обеспечение обратных и прямых связей между управляющей и управляемой системами данного экономического субъекта;

- совершенствование системы управления производством, отвечающей современным условиям рыночной экономики. Совокупность организационных, методических и технических приемов, осуществляемых с помощью определенных процедур, составляет процесс бухгалтерского учёта в системе управления производством продукции.

Для эффективного функционирования процесса бухгалтерского учёта в системе управления деятельностью производственной организации необходимо соблюдать следующие принципы:

- процесс учёта должен быть непрерывным;

- все виды учётных работ должны осуществляться с четко заданной ритмичностью в определенных временных границах;

- все работники бухгалтерии должны координировать свою деятельность с другими функциональными отделами и специалистами организации;