Файл: Организация бухгалтерского учета на предприятии (ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ОРГАНИЗАЦИИ БУХГАЛТЕРСКОГО УЧЁТА НА ПРЕДПРИЯТИИ).pdf
Добавлен: 29.03.2023
Просмотров: 64
Скачиваний: 1
СОДЕРЖАНИЕ
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ОРГАНИЗАЦИИ БУХГАЛТЕРСКОГО УЧЁТА НА ПРЕДПРИЯТИИ
1.1 Развитие законодательства о бухгалтерском учёте
1.2 Организация бухгалтерского учёта в современных условиях
2. ИССЛЕДОВАНИЕ ОРГАНИЗАЦИИ БУХГАЛТЕРСКОГО УЧЁТА В ООО КОМПАНИЯ «МАК-ДОМ ПЛЮС»
2.1 Краткая экономическая характеристика организации
2.2. Организация системы бухгалтерского учёта в ООО Компания «Мак-Дом плюс»
3. ПУТИ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ОРГАНИЗАЦИИ УЧЁТА В ООО «КОМПАНИЯ «МАК-ДОМ ПЛЮС»
Кроме того, важную роль играет сохранившийся с советских времен менталитет российских бухгалтеров, привыкших к тому, что вся их деятельность полностью регламентирована законодательно-нормативными документами. Они готовы скорее следовать правилам, нежели брать на себя хотя бы минимальную ответственность и применять творческий подход к решению учётных проблем. [16, c.204]
Международный опыт говорит нам о том, что государство не может эффективно осуществлять регулирование бухгалтерского учёта, исходя из информационных потребностей конкретных субъектов экономики, поэтому в большинстве стран применяется двухуровневое регулирование бухгалтерского учёта: на первом уровне - положения законодательства по бухгалтерскому учёту, на втором - учётные стандарты и документы конкретных хозяйствующих субъектов. Регулирование бухгалтерского учёта проводится в интересах заинтересованных пользователей, главными из которых в таких странах, как США, Англия, Голландия и др., являются инвесторы и кредиторы.
К наиболее значимым факторам организации бухгалтерского учёта бухгалтера относят следующие:
1) внешние факторы организации бухгалтерского учёта:
- требования законодательно-нормативных документов к организации бухгалтерского учёта, к порядку ведения бухгалтерского учёта активов, капитала и обязательств, а также к составлению финансовой отчетности;
- содержание этических норм в бухгалтерской профессии;
- информационные потребности внешних пользователей;
2) внутренние факторы организации бухгалтерского учёта:
- миссия бухгалтерского учёта на предприятии;
- требования руководства и финансовой службы к структуре и содержанию бухгалтерской информации;
- требования службы внутреннего аудита к совершенствованию учётной работы на предприятии;
- экономическая целесообразность затрат на подготовку и представление бухгалтерской информации пользователям.
Исходя из положений Федерального закона от 6 декабря 2011 г. № 402-ФЗ «О бухгалтерском учёте», в Российской Федерации законодательно установлено рамочное регулирование ведения бухгалтерского учёта на предприятии. Установлено требование наличия бухгалтерии в одной из перечисленных в законе форм. Кроме этого, предъявляются требования к лицу, ведущему учёт в акционерном обществе, ценные бумаги которого допущены к обращению на торгах фондовых бирж, а также к порядку разрешения разногласий с директором по поводу информации, предоставляемой в регистрах бухгалтерского учёта, о достоверности движения денежных средств и финансового результата на отчетную дату.
Принципы и правила формирования бухгалтерской информации приведены в Положениях по бухгалтерскому учёту. Следует сказать, что они носят рекомендательный характер, допуская вариантность в выборе оценок и способов учёта. Планом счетов регламентируется порядок ведения бухгалтерского учёта активов, имущества и капитала.
Построение рыночной экономики привело к изменению роли бухгалтерского учёта в общественной жизни. В результате бухгалтерская информация стала влиять на информационную и экономическую безопасность, как самого предприятия, так и пользователей его информации в масштабах всего общества. В этих условиях стали предъявляться особые этические требования к лицам, ведущим бухгалтерский учёт. Информация об этих требованиях сведена в Кодекс этики, значение которого состоит в поддержании высокой моральной репутации профессии. [14, c.182]
В настоящее время известно, что бухгалтерская информация предназначена для оказания всем ее пользователям помощи в принятии эффективных управленческих решений. Но одновременно удовлетворить информационные интересы внешних пользователей сейчас не представляется возможным. Поэтому можно согласиться с мнением профессионального сообщества бухгалтеров, что основными пользователями отчетности сегодня являются инвесторы.
Рассмотрим основные элементы, влияющие на требования рациональной организации учётной работы на предприятии.
Положение о бухгалтерской службе предприятия. К сожалению, нормативного документа, который бы четко определял требования к организации бухгалтерской службы в организации, сегодня нет. Отдельные положения есть в законе «О бухгалтерском учёте», но их явно недостаточно для создания бухгалтерской службы. Поэтому организации необходимо создать внутренний нормативный документ, определяющий следующие основные элементы:
- миссия бухгалтерского учёта на предприятии;
- структура главной бухгалтерии и подчиненность ее руководству организации;
- функции и порядок взаимодействия бухгалтерской службы и других подразделений организации;
- должностные обязанности бухгалтеров и главных бухгалтеров;
-внутренний распорядок и ответственность работников бухгалтерии, и др.
В целом этот документ имеет немалое значение для организаций, так как устанавливает порядок работы бухгалтерской службы в конкретных рабочих условиях организации и обусловливает ее ответственность за информационное обеспечение отдельных подразделений организации. В результате результативно работающая бухгалтерия позволяет высшему и среднему менеджменту оперировать качественной информацией и получать соответственно действенные управленческие решения.
Учётная политика предприятия. Потребность в учётной политике появилась с внедрением в нашей стране нового режима регулирования бухгалтерского учёта, принятого в экономически развитых странах. Она регулируется Положением по бухгалтерскому учёту ПБУ 1/2008 «Учётная политика организации» (утв. приказом Минфина РФ 6 октября 2008 г. № 106н). Учётная политика формируется лицом, на которое возложено ведение бухгалтерского учёта. Приказом руководителя утверждается следующее:
- рабочий план счетов бухгалтерского учёта, необходимый для ведения бухгалтерского учёта организации;
- формы регистров и первичных документов бухгалтерского учёта;
- документы для внутренней бухгалтерской отчетности;
- способы проведения инвентаризации;
- порядок оценки активов и обязательств;
- правила проведения документооборота;
- способы контроля операций хозяйствующего субъекта и др.
Следует отметить, что при формировании бухгалтерской информации и отражении ее в отчетности необходимо учитывать действие бухгалтерских рисков, соответствующих конкретным условиям хозяйственной жизни.
Перечень параметров учётной политики является открытым, что позволяет организации определять ее состав и структуру в соответствии с требованиями, делающие её полезной и достоверной для внешних и внутренних пользователей.
Содержание, порядок формирования и представления финансовой отчетности. Бухгалтерская отчетность регулируется ПБУ 4/99 «Бухгалтерская отчетность организации» (утв. приказом Минфина РФ от 6 июля 1999 г. № 43н) и приказом № 66н «О формах бухгалтерской отчетности организаций» (утв. приказом Минфина РФ от 2 июля 2010 г.). Современная система представления финансовой отчетности не ограничивает объем информации, которую организация хочет предоставить заинтересованным внешним пользователям. Поэтому организация должна оптимизировать информацию и предоставлять ее с максимальной выгодой для предприятия. Очевидно, что организация будет заниматься вопросами качества отчетности, если у нее будут внешние пользователи отчетности, принимающие управленческие решения, например, по поводу инвестиций, предоставления кредитов и займов, продажи товаров и т. д. Присутствие реальных внешних пользователей стимулирует появление заинтересованности у руководства предприятия в формировании достоверной и уместной для этих пользователей финансовой отчетности.
Система внутреннего контроля. Данная система предназначена для внутреннего контроля деятельности организации. Она является формой обратной связи и предусматривает поддержание организации в системе непрерывной деятельности.
В дальнейшем для совершенствования организации бухгалтерского учёта в нашей стране предлагается разработать ряд документов, включающий Положение о бухгалтерской службе организации, Учётную политику организации в целях бухгалтерского учёта, Учётную политику организации в целях налогового учёта, Учётную политику организации в
целях управленческого учёта и Положение о системе внутреннего контроля организации. Эти документы должны разрабатываться в зависимости от цели предприятия, характера действия, масштабов бизнеса, наличия конкретных объектов учёта, характерных рисков его деятельности и т. д.
Для широкого внедрения в практическую деятельность бухгалтеров современных методов организации бухгалтерского учёта необходимо коренное переосмысление традиционной методологии ведения бухгалтерского учёта и составления отчетности.
1.3 Организация бухгалтерского учёта в системе управления деятельностью производственного предприятия
Организация бухгалтерского учёта в системе управления предполагает:
- понимание и использование основополагающих принципов, методов учёта;
- соблюдение всех требований, предъявляемых к нему в современных условиях;
- достаточно полное применение научных способов и методических приемов учёта для осуществления предписанных функций и решения поставленных перед ним задач в информационном обеспечении управления;
- умелый выбор нужных форм и методов ведения учёта, чтобы не упускать из виду ни содержательную, ни формальную сторону его организации;
- адекватное применение, использование механизмов (законодательных, нормативных, программных, методических, организационных и др.) учёта в управлении;
- совершенствование формы (структурных связей, состава элементов) как способа организации содержания бухгалтерского учёта.
При организации учёта в системе управления производством следует учитывать уровень профессиональной подготовки кадров аппарата бухгалтерского учёта, уметь подбирать и принимать на работу высококвалифицированных специалистов.
На данной стадии организации необходимо разработать и внедрить оптимальную функциональную структуру бухгалтерии, его аппарата.
При этом следует учитывать организационно-правовую форму, организационную структуру и структуру управления хозяйствующего субъекта, его видов деятельности, степень централизации и децентрализации управления, формы организации структурных подразделений, производства, труда и его оплаты и др.
При организации бухгалтерского учёта в системе управления важное значение имеет правильное установление последовательности включения в процесс учёта взаимосвязанных этапов организации. Важно при этом опираться на организационные принципы, на законодательные, нормативные и методические материалы.
Кроме того, необходимо учитывать или установить наиболее рациональное взаимоотношение всех структурных и функциональных подразделений с аппаратом бухгалтерии, а также определить необходимый объем и характер формирования необходимой информации для системы эффективного управления производством.
Следующим аспектом (стадией) организации учёта должны быть:
- научная организация труда работников бухгалтерии;
- организация обучения и повышения квалификации бухгалтеров и оснащение их работы современными средствами оргтехники.
Особо важное значение при рациональной организации учёта имеет достойная оплата труда работников бухгалтерии, которая должна регулироваться не административно-командными методами, а экономическими методами управления.
Таким образом, организация учёта в управлении представляет собой комплексный процесс взаимосвязанных этапов, которые можно группировать на содержательно-структурные, функциональные, технические, форменные, методические и видовые аспекты.
Разработанная концептуальная схема организации учёта в системе управления деятельностью производственных экономических субъектах приведена на рис. 1.
Рис. 1. Концептуальная модель организации бухгалтерского учёта в системе управления деятельностью производственного предприятия
Практическое осуществление разработанной концептуальной модели организации учёта в управлении будет способствовать гармоничному функционированию его формы и содержания в системе управления производством, что обеспечит в конечном счете:
- повышение эффективности управления производством продукции;
- усиление всех функций управления и укрепление их взаимосвязей в процессе воспроизводства;
- повышение эффективности коммуникации информации в системе управления, интеграции деятельности всех экономических служб организации;
- обеспечение обратных и прямых связей между управляющей и управляемой системами данного экономического субъекта;
- совершенствование системы управления производством, отвечающей современным условиям рыночной экономики. Совокупность организационных, методических и технических приемов, осуществляемых с помощью определенных процедур, составляет процесс бухгалтерского учёта в системе управления производством продукции.
Для эффективного функционирования процесса бухгалтерского учёта в системе управления деятельностью производственной организации необходимо соблюдать следующие принципы:
- процесс учёта должен быть непрерывным;
- все виды учётных работ должны осуществляться с четко заданной ритмичностью в определенных временных границах;
- все работники бухгалтерии должны координировать свою деятельность с другими функциональными отделами и специалистами организации;