Файл: Управление поведением в конфликтных ситуациях(Определения основных понятий управления конфликтами).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 30.03.2023

Просмотров: 85

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ

1. ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ УПРАВЛЕНИЯ КОНФЛИКТАМИ

1.1 Определения основных понятий управления конфликтами

1.2 Основное подходы к управлению конфликтами

1.3 Методы диагностики конфликтов

1.4 Стратегии разрешения конфликтов в организации

1.5 Мероприятия по совершенствованию управления конфликтами

2. АНАЛИЗ УПРАВЛЕНИЯ КОНФЛИКТАМИ В ООО «ДЕКС»

2.1 Характеристика объекта исследования

2.2 Анализ социально–экономических условий функционирования и развития ООО «Декс»

2.3 Анализ эффективности использования ресурсов организации

2.4 Анализ эффективности существующего процесса управления конфликтами в ООО «Декс»

3. МЕРОПРИЯТИЯ ПО СОВЕРШЕНСТВОВАНИЮ УПРАВЛЕНИЯ КОНФЛИКТАМИ В ООО «ДЕКС»

3.1 Пути и средства повышения эффективности управления конфликтами в ООО «Декс»

3.2 Разработка организационно–управленческого плана реализации предложенных мероприятий и проектов

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

ПРИЛОЖЕНИЯ

ВНИМАНИЕ К ЛЮДЯМ

5:5

3:3

1:1

ВНИМАНИЕ К ПРОИЗВОДСТВУ

Рисунок 6. – «Решетка» менеджмента директора «Декс», с определенной моделью управленческого поведения

Результаты данного исследования подтверждают результаты теста – опросника, в основу которого положена методика модели Л. Гринхелга.

Со слов самого руководителя, можно сказать, что конфликт от него происходит параллельно (то есть, безучастно), если же конфликт достигает масштабного размера, руководитель вступает в него и прибегает к компромиссным методам урегулирования (то есть вступает в него на стадии «пик»).

Прибегнув к статистике, подчеркивается некая особенность: если руководитель «входит и управляет конфликтом» в начальной фазе, он разрешает его на 92 %; если на фазе подъема – на 46 %, а если на стадии пик – менее 5 %, на стадии спада – около 2 %, на стадии вторичного периода роста – менее 7 %, на стадии вторичного пика – менее 2 %.

То есть, будет более эффективным, если оно будет осуществляться руководителем на ранних этапах возникновения противоречий. Чем раньше обнаружена проблемная ситуация, тем меньше усилий необходимо приложить для того, чтобы разрешить ее конструктивно.

Нужно иметь в виду, что руководитель в условиях конфликта в трудовом коллективе выступает, в двух положениях – либо субъекта, прямого участника конфликта, либо посредника, арбитра, выступающего и предлагающего компромисс (данное явление наблюдается значительно реже). Непосредственным участником конфликтного противостояния руководитель становится в тех ситуациях, когда нарушает служебную этику, отступает от норм трудового законодательства или допускает несправедливую оценку работы и поведения подчиненных.

В таблице 5 представлены действия руководителя по управлению конфликтов, приводящие к дисфункциональным конфликтам.

Таблица 5 – Действия руководителя по управлению конфликтами

К дисфункциональным конфликтам

К предупреждению конфликтов

Недостаточное внимание к доводам одной или всех сторон конфликта.

Не ставится четкая постановка целей

Не отлажен процесс планирования

Безосновательное обвинение сторон на основе прежних связей.

Причиной конфликта руководитель интересуется только в крайнем случае

Не применяется «правильная» расстановка персонала

Зависимость принятия решений в пользу одной из сторон из–за недостоверности информации; слухов; домыслов.

Не производится реальная оценка причин конфликта

Взваливание ответственности на одну из сторон из–за своих ошибок.

Припоминание старых обид и промахов подчиненных.


Из данных таблицы 5 можно сказать, что практически все действия, которые можно выполнять для управления конфликтами в деятельности директора «Декс» не только не производятся, но еще и направлены в обратную сторону, то есть он их совершает в прямо пропорциональном значении, а это приводит к столкновению взглядов и мнениям сотрудников. Руководитель, который изначально ставит нечеткие границы задач и целей, обрекает сотрудников на конфликт.

На рисунке 7 представлен вид руководителя и сотрудников в конфликтных ситуациях.

Как видно, из рисунка 7 руководитель находится в стороне от конфликтной ситуации, но его действия в той или иной степени направлены на конфликт.

РУКОВОДИТЕЛЬ

инцидент

Рисунок 7. – Вид руководителя и сотрудников в конфликтных ситуациях

Следовательно, директор «Декс» не может или не хочет заниматься конфликтами в трудовом коллективе, делает это не качественно, его политика, по данной проблеме, приводит к напряженному социально–психологическому климату и к увеличению текучести кадров.

Вывод по второй главе.

Объект исследование – рекламное агентство «Декс».

В ходе анализа процесса управления конфликтами в «Декс» были использованы следующие методы: количественно– качественный анализ персонала; анкетирование на наличие конфликта и частоты конфликтных ситуаций (модель Л.Гринхелга); методика диагностики предрасположенности личности к конфликтному поведению К. Томаса; исследование с помощью «Управленческий решетки» (Р.Блейк, Д.Мутон).

В исследовании были выявлены основные проблемы: не проводится политики по предупреждению конфликтов, отсутствует документ, регламентирующий данный процесс, не проводится никаких мероприятий по разрешению конфликтов. Данный факт приводит к повышению учащению конфликтов, текучести кадров, уменьшению производительности труда.

3. МЕРОПРИЯТИЯ ПО СОВЕРШЕНСТВОВАНИЮ УПРАВЛЕНИЯ КОНФЛИКТАМИ В ООО «ДЕКС»

3.1 Пути и средства повышения эффективности управления конфликтами в ООО «Декс»


Для устранения выявленных проблем предлагает следующие пути их решения:

1.Выделение сотрудника, который будет ответственным за диагностику и предупреждение конфликта между сотрудниками;

2. Проведение мониторинга среди сотрудников;

3. Разработка «Положения об управлении конфликтами».

В таблице 6 представлены мероприятия, для устранения недостатков.

Таблица 6 – Мероприятия для устранения недостатков

№ п/п

Выявленный недостаток

Мероприятие по устранению

1

Не проводится политика по предупреждению конфликтов

Совершенствование Положения о кадровой политике»

2

Не проводится никаких мероприятий по диагностике и разрешению конфликтов

Выделение сотрудника, который будет ответственным за диагностику и предупреждение конфликта между сотрудниками цеха;

Проведение мониторинга среди сотрудников

3

Отсутствует документ регламентирующий управление конфликтами

Разработка Положения «об управлении конфликтами»

Далее представлены мероприятия более подробно:

1. Внедрить новый раздел в Положение «о кадровой политике»;

В «Декс» существует Положение «о кадровой политике». Кадровая политика – целостная стратегически ориентированная политика работы с персоналом предприятия.

Предлагаем внедрить одну задачу – Создание и развитие политики управления конфликтами в организации. В связи с этим внедрить в Положение «о кадровой политике» раздел посвященной раскрытию данной задачи.

2. Выделение сотрудника, который будет ответственным за диагностику и предупреждение конфликта между сотрудниками.

В исследовании было выявлено, что руководитель не может или не хочет заниматься предупреждением конфликтов – именно куратор займется данным вопросом.

Проведение мониторинга среди сотрудников данным куратором. Предложенный мониторинг будет направлен на выявление и устранение основных причин конфликтов, а так же направлен на выявление скрытых конфликтов.

3. Положение «об управлении конфликтами».

Данный документ должен состоять из следующих пунктов:

1. Общие положения;

2. Основные принципы управления конфликтами;

3. Порядок раскрытия, разрешения конфликта, а так же порядок его урегулирования;

4. Обязанности работников в связи с раскрытием и урегулированием конфликтов.


Если воспользоваться предоставленными рекомендациями, то в «Декс» улучшится атмосфера, снизится уровень социально–психологической напряженности, улучшатся взаимоотношения среди сотрудников, уменьшится текучесть кадров, и сократится число конфликтов в организации. Все эти изменения повлекут за собой следующие изменения: у сотрудников появится желание работать, соответственно повысится производительность труда.

3.2 Разработка организационно–управленческого плана реализации предложенных мероприятий и проектов

Так же предложены результаты предприятия МУП «УЮТ» (г.Трехгорный). На опыте данной компании продемонстрирована эффективность ввода мероприятий. В данной организации были введены подобные мероприятия для совершенствования комплексом принципов управления конфликтов, результаты продемонстрированы в качестве показателей текучести кадров и показателей производительности сотрудников (представлены в Приложение Ж).

Коэффициент текучести кадров (Кт.к.) посчитан по формуле 1.

Кт.к.= Количество уволившихся работников по собственному желанию и за нарушение трудовой дисциплины/ Среднесписочная численность*100% (1)

Кт.к.2013= 8 / 115*100 = 7%

Кт.к.2014= 6 / 110*100 = 5%

Кт.к.2015= 5 / 114*100 = 4%

Показатели Приложения Ж доказывают, что мероприятия для совершенствование управления конфликтами, влияют на трудовой коллектив только с положительной стороны, уменьшается текучесть кадров, происходит повышения производительности и качества труда.

Вывод по третьей главе.

По устранению выявленных ранее недостатков были предложены мероприятия по управлению конфликтами в «Декс»: совершенствование Положения «о кадровой политике»; выделение ответственного сотрудника; проведение мониторинга среди сотрудников; разработка «Положения об управлении конфликтами».

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Противоречия во взглядах приводят к конфликтным ситуациям только, когда затронут социальный статус группы или отдельной личности, когда затронуты какие-либо ценности (материальные или духовные), когда затронуто нравственное достоинство личности. Данные противоречия приводят к эмоциональным аффектам, таким, например, как обида, гнев, презрение, страх, негодование. Эмоции нередко толкают сотрудника, да и просто отдельную личность, на борьбу, и в этом случае вместо противоречия возникает противоборство.


Конфликтом называют определенное столкновение идей, сил, ценностей, представлений, которое может привести к противоречиям и последующему возникновению конфликта. Конфликт способствует развитию, росту и эффективному продвижению вперед. И являясь своего рода источником глубокого противоречия, конфликт выступает как двигатель в развитии общества. И чем больше и обширнее конфликт – тем более широкое поле изменений он несет в результате своего влияния.

Причиной или источником любого конфликта может быть столкновение возникших противоречий. Противоречие складывается в различии установленных норм, правил с желанием иметь свободу деятельности и выполнять работу в соответствии с желанием самовыражения.

Как правило, несогласие с чем–либо порождает, напряженность в организации, где причиной возникновения конфликта может быть как руководитель, так и подчиненный. По представленным в работе аспектам возникновения конфликтов, можно сказать, что в большинстве случаев они возникают в результате не профессиональности руководителя, не соответствие структуры организации с выполняемыми ее действиями, не соответствии работников занимаемым должностям, а также нарушением доставки информации или искажение информации, не согласием с управленческим решением руководителя. Данные действия могут привести к длительным конфликтным ситуациям, которые не имеют положительного влияния на деятельность организации.

Управление конфликтами – специальное воздействие, направленное на минимизацию причин, зародивших конфликт, или на разработку мероприятий по профилактике конфликтных ситуаций. Существует три способа управления конфликтными ситуациями: уход от конфликта, подавление конфликта и собственно управление конфликтом.

На сегодняшний день методическая сторона изучения конфликта является мало разработанной областью. Поэтому различные научные и прикладные направления в изучении конфликта вынуждены использовать для диагностики конфликта методы, имеющиеся в других отраслях знаний, и прежде всего методы психологии. Для эффективного социального управления разрешением конфликта, необходим тщательный анализ условий, причин, изучение участников противостояния. Это можно сделать с помощью методик, например, диагностика организационных конфликтов по модели Л.Гринхелга.

Объект исследование – рекламное агентство «Декс».

В ходе анализа процесса управления конфликтами в «Декс» были использованы следующие методы: