Файл: Организация общественной власти в первобытном обществе (Понятие и сущность власти).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 30.03.2023

Просмотров: 86

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Только при наличии этих перечисленных характеристик-требований можно говорить о власти и наблюдать отношения власти в самых разных сферах социальных отношений.

В настоящее время, в целом, понятие власти может охватывать следующие аспекты социальной реальности:

  1. социальные отношения, в которых одни субъекты добиваются подчинения других;
  2. сферу социального контроля и управления институционального характера;
  3. сферу социальной стратификации (область проблемы неравенства и т. д.);
  4. проблему ответственности носителя власти с позиций моральной оценки человеческих действий и социальных событий;
  5. проблему анализа социальных изменений.

В современной литературе выделяют три аспекта понимания сущности власти: директивный, функциональный и коммуникативный.

Директивный аспект. В рамках этого аспекта власть следует понимать в качестве господства, обеспечивающего выполнение приказа, директивы. В данном контексте говорят о высшей для социальной группы или индивида властной инстанции, которая вправе отдавать обязательные для выполнения указания. Трактуемая таким образом власть представляет собой возможность осуществлять свою волю власть имущим путем введения в общественные и межличностные отношения различного рода средств и властных ресурсов. По весьма спорному мнению ряда исследователей, директивность власти является основной и крайне важной ее характеристикой: «директивный аспект, то есть власть в качестве при- нужденияк исполнению воли власть имущего, чаще всего является основополагающим» [10, c.140].

Функциональный аспект предполагает понимание власти как способность и умение реализовывать на практике функцию общественного управления. Данный аспект обусловлен ролью власти, которую она имеет и выполняет в процессе структурирования и функционирования различных систем общественных и межличностных отношений.

Коммуникативный аспект власти характеризуется тем, что власть, в той или иной степени, осуществляется через общение, через определенный язык, понятный всем участникам отношений.

В целом, все сказанное в этом параграфе позволяет сформулировать наиболее общее определение власти следующим образом: власть представляет собой формальные и неформальные отношения между, как минимум, двумя общественными субъектами, в рамках которых один общественный субъект с помощью властных ресурсов и средств оказывает подчиняющее воздействие, изменяющее поведение и деятельность другого общественного субъекта, занимающего в момент властного воздействия подчиненную позицию.


1.2. Предпосылки возникновения государственности в первобытном обществе

Возникновение государственности - это очень сложный, не до конца изученный процесс. Представляется, что понятие «государственность» включает в себя и правовое содержание, так как, на наш взгляд, государство без права или право без государства автономно развиваться не могли. Тем самым снимается известная полемика о первичности государства или права.

Проблема становления регулятивной системы права в первобытном обществе остается актуальной на протяжении очень долгого времени. Ученые из разных стран мира на протяжении значительного периода разрабатывают концепции, объясняющие процесс появления, развития и функционирования социальных норм, упорядочивающих отношения между членами первобытного общества.

Первобытное (догосударственное) общество хронологически связано с так называемым «доисторическим периодом» (иногда употребляется термин «праистория». Но, в научных русскоязычных источниках такой термин употребляется реже, чем в иностранной научной литературе, например, «prehistory” или «urgeschichte».

Для обозначения доисторической эпохи какой-либо культуры в финальной стадии, когда ещё не создана своя письменности, но эпоха уже упоминается в письменных памятниках других народов, в научной иностранной литературе зачастую применяется термин «протоистория», например, «protohistory» или «frühgeschichte».

Для замены термина первобытное государство, некоторые историки используют термины «первобытный коммунизм», «доцивилизационное государство» и другое. В научной отечественной литературе эти термины не прижились.

В теории марксизма используется термин первобытнообщинный строй, как обозначающий «доцивилизационное государство».

Становление и развитие первобытного общества состоит из нескольких периодов [2, c.71]:

  1. Ранний период - это период начало социального развития, где происходит завершение биологического развития. Этот период также называют эпохой праобщины. Именно в этот период люди жили малыми родственными группами примерно по 20-30 человек и занимались в основном охотой и собирательством.
  2. Средний период - это период, где происходит постепенное укрупнение общества и формирование родовых общин. Родовая община представляла собой общину, которая основана на кровнородственных связях, где каждый член выполняет определенную социальную функцию. Здесь также появились межродовые связи. Другими словами, это коллектив родственников. Этот период соответственно можно назвать периодом родовой общины. В эту эпоху появилась новая форма власти, которая называлась вождеством. Она представляла собой социальную организацию, состоящая из множества общинных поселений.
  3. Поздний период - это период дальнейшего усложнения социальной жизни. Здесь появляются новые формы земледелия, скотоводства и ремесла. В этот период также формируются предпосылки образования государства и появляются новые зачатки производящей экономики, а также появляются обменные отношения.

Общеизвестным фактом является то, что общество возникло гораздо раньше государства. В период зарождения самого общества еще не существовало привычного государственно-организованного социума. Жизнь людей того периода включала в себя такие аспекты, как социальная организация первобытных коллективов, своего рода экономическая база, зарождение определенных предпосылок к организации власти и нормативному регулированию отношений в обществе. При этом все вышеперечисленные аспекты изменялись и эволюционировали с течением времени. В существующих условиях люди были вынуждены жить и трудиться коллективно, в виду невозможности существования поодиночке.

Карл Маркс отмечал, что первобытный тип коллективного производства был результатом слабости отдельной личности [13, c.681], однако потребность в появлении определенных норм и правил, регулирующих отношения между членами общества, безусловно, существовала. Нам известно, что в первобытных племенах регулирование отношений между индивидами осуществлялось посредством соблюдения различных ритуалов, обрядов, обычаев, с помощью религиозных норм, существующих в сознании и поведении людей и обеспечивающихся, в первую очередь, силой привычки, а также соответствующими мерами убеждения и принуждения. Обычаи выражали интересы всех членов рода и племени, были преимущественно неписаными, устно передавались из поколения в поколение. Далее, с развитием общества, постепенно возникала острая необходимость в появлении законодательства, которое могло бы системным образом регламентировать отношения между людьми в обществе. Профессор А.Б. Венгеров считает, что нормы поведения в таком обществе не могут быть отнесены ни к категории правовых, ни к категории моральных норм. Они имеют характер «мононорм», то есть норм, соединяющих в себе все правила поведения общесоциального, религиозного и правового характера - специфические для первобытного общества [3, c.157].

Важнейшим институтом первобытного общества являлись брачно-семейные отношения, регулирование которых было очень сложным и многоэтапным процессом. Безусловно, существовало множество факторов, влияющих на данный процесс, как объективных (территориальная расположенность и социальная обстановка), так и субъективных (самобытность народов). Брачно-семейным отношениям того периода было посвящено несколько работ различных ученых. Одним из самых подробных является исследование Льюиса Моргана, который полагал, что последовательно возникло пять форм семьи - одна выходящая из другой, которые и сформировали развитие идеи семьи [14, c.15] - кровнородственная семья, пуналуальная семья, парная семья, патриархальная семья и моногамная семья. Указанный период охватывает первые три выведенных Льюисом Морганом формы семьи и частично четвертую. Пуналуальная семья сформировалась постепенно под воздействием факторов, которые имели характер естественного отбора. В кровнородственной семье групповой брак имел место между людьми примерно одного возраста, что постепенно привело к исключению браков между родителями и детьми. Потомство, произведенное от сожительства близких родственников, было менее жизнеспособным, что постепенно и стало причиной вытеснения групповых браков между сестрами и братьями. Этот переход происходил труднее и дольше ввиду примерно одинакового возраста сожительствующих. Все вышеуказанные факторы привели к образованию рода, в котором были запрещены браки между родственниками и приветствовалось парное сожительство.


Регулирование брачно-семейных отношений в первобытном обществе сформировалось под влиянием объективных и субъективных причин. К объективным причинам относились естественный отбор, благодаря которому состав участников группового брака стал сужаться путем запрета половых связей между родственниками, а также возникновение и развитие собственности, принадлежавшей роду, которая передавалась по наследству детям главы рода. К субъективным причинам следует отнести возникновение моральных обычаев и традиций, обусловленных желанием установления отцовства, где женщина должна была хранить верность только одному мужчине. Сказанное означает, что для рассматриваемого периода характерно формирование институтов семейного права, по крайней мере таких его положений, как запрет инцеста, регулирование имущественных отношений и многое другое [17, c.657].

С течением времени развитие властных отношений в первобытном обществе, нормативное закрепление трудовых и брачно-семейных отношений между членами первобытной общины позволяют нам сделать вывод о формировании предпосылок возникновения государственности и первых элементов правовой политики государства [18, c.385], ведь, как мы знаем, правовая политика государства содержит в себе основные принципы, на которых осуществляется взаимодействие личности и власти с точки зрения существующих законов, она отражает властные указания и правовые предписания.

Таким образом, можно сделать вывод, что эволюция социально-экономических связей, существующих в первобытном обществе и приведших к образованию первых государств, сыграла большую роль в становлении человеческого общества как такового. Первобытно-общинный строй является отправной точкой в истории человечества. Это самая продолжительная общественно-экономическая формация, которая существовала у всех народов на ранней стадии развития общества и государства.

2. Особенности организации общественной власти в первобытном обществе

2.1. Анализ организации общественной власти в первобытном обществе


Первобытный строй - это самый длительный период в истории развития человечества. Это начало истории развития социального общества - от появления разумного человека и до появления государств и цивилизаций.

В истории человеческого общества первобытное общество занимает довольно важное место. Говорить о первобытном обществе можно с момента появления разумного человека, т.е. около 2000 тысяч лет назад. Ученые считают, что древнейший человек возник около 1-1,5 млн. лет назад, а другие относят его появление к более позднему периоду.

Первобытное общество представляет собой начальный этап в истории человечества. В то время люди жили общинами, вместе трудились, владели землей и распределяли имущество поровну [15, c.110]. Первыми орудиями труда человека были оббитый камень и палка. Основным способом добывания средств жизни были охота, собирательство и рыболовство. Люди добывали пищу при помощи изготовленных ими орудий труда, но производством пищи они не занимались, а лишь присваивали ее как дары природы. Сначала первобытные люди пользовались огнем. Поскольку добывать огонь они еще не умели, то приходилось постоянно поддерживать. Но со временем первобытные люди научились добывать огонь сами. С точки зрения экономической истории, основными чертами первобытного общества являлись:

  1. коллективный труд;
  2. сильная зависимость от окружающей среды;
  3. низкий уровень развития производительных сил;
  4. общинная собственность на орудия и средства производства;
  5. равное распределение продуктов производства.

С развитием общественного разделения труда было связано возникновение частной формы собственности на средства производства, которая сосредотачивалась в руках патриархальной знати. Многие исследователи считают, что появление частной собственности оказало важное влияние на человеческую нравственность.

В эту эпоху не было государства и права, бытие которых исчисляется лишь несколькими тысячелетиями. Но их история берёт своё начало именно в сравнительно развитых социальных структурах первобытности. В нашей стране было принято делить первобытные общества на раннепервобытные, позднепервобытные и предклассовые. Рассмотрим две стадии в политической эволюции: социальная организация, основанная на родах, фратриях и племенах; организация политическая, основанная на территориальных отношениях и частной собственности [5, c.140].

Функционалисты предлагали очевидную классификацию обществ на кефальные (безгосударственные) и «государственные» (иерархические). Политическая антропология выделила три уровня управления: отсутствие власти, но с институтом посредников между кланами; наличие авторитетных лидеров вроде вождя; система возрастных классов. Эволюция политических форм включает пять следующих типов общества: локальная группа, община, вождество, архаическое государство, государство-нация. Первой формой объединения людей, по его мнению, были локальные группы. Они имели эгалитарную общественную структуру, аморфное руководство наиболее авторитетных лиц. С переходом к производящему хозяйству возникают общины и племена, появляются институт межобщинного лидерства, возможно, ранние формы системы возрастных классов. Следующая стадия - вождество. В вождестве возникает социальная стратификация, отстранение масс от процесса принятия решений. Позиции правителей вождеств основываются на контролировании ресурсов и перераспределении прибавочного продукта. На этой стадии появляются письменность, цивилизация, города. Существует другая концепция, которая включает четыре уровня ивыделяет следующие стадии развития общества: эгалитарное, ранжированное, стратифицированное, государственное.