Файл: Развитие воображения в дошкольном возрасте (Теоретические основы проблемы развития творческого воображения у детей дошкольного возраста).pdf
Добавлен: 30.03.2023
Просмотров: 329
Скачиваний: 5
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1. Теоретические основы проблемы развития творческого воображения у детей дошкольного возраста
1.1 Психолого-педагогические аспекты развития творческого воображения у детей дошкольного возраста
2.1 Выявление уровня развития творческого воображения у детей 4-5 лет
2.3.Динамика уровня развития творческого воображения у детей 4-5 лет
Результаты диагностики показали, что 4 детей (50 %) (Артем Е., Зоя И., Миша Б., Миша С.) экспериментальной группы имеют низкий уровень способности самостоятельно создавать образы воображения при наличии внешней опоры. В ходе проведения диагностики дети рисовали рядом с заданным контуром что-то своё, не олицетворяющее ничего.
Средний уровень был выявлен у 3 детей (37,5 %) (Света К., Влад С., Илья С.). Дети рисовали простые рисунки. Например, Илья С. рисовали с применением контуров геометрических фигур, а Влад. С. и Света К. рисовали с добавлением схематических деталей.
Высокий уровень развития творческого воображения и способности создавать оригинальные образы был выявлен у 1 ребенка (12,5 %) (Саша А.). Саша А. нарисовал достаточно оригинальные рисунки, детализированные.
Результаты диагностики показали, что 1 ребенок (12,5 %) (Витя Е.) контрольной группы имеет низкий уровень способности самостоятельно создавать образы воображения при наличии внешней опоры.
Средний уровень показали, что 4 детей (50 %) (Полина К., Дима К., Дима С., Соня У.). Дети нарисовали простые рисунки либо с применением контуров геометрических фигур, либо с добавлением нескольких схематических деталей.
Высокий уровень был выявлен у 3 детей (37,5 %) (Маша Б., Слава Щ., Ваня К.). Славой Щ. и Ваней К. сделаны схематичные, детализированные, с небольшой оригинальностью, рисунки, а Машей Б. сделаны оригинальные детализированные рисунки, которые отличаются хорошим художественным вкусом.
Диагностическое задание 3. «Нарисуй что-нибудь» (автор: Р.С. Немов).
Цель: выявить способность создавать оригинальные, необычные образы.
Материал: бумаги, цветные карандаши.
Задание заключалось в том, что ребенку необходимо было нарисовать всё, что он захочет. На выполнение задания отводится 4-5 минут.
Критерии оценки результатов:
Низкий уровень: ребенок за отведенное время не сумел ничего придумать и нарисовал всего лишь штрихи и линии (0-2 балла).
Ребенком было нарисовано нечто простое и неоригинальное, при этом на рисунке слабо просматривается фантазия и не очень хорошо проработаны детали (3-4 балла).
Средний уровень: ребёнком придумано и нарисовано нечто такое, что в целом является не новым, но несёт в себе явные элементы творческой фантазии и оказывает на зрителя определённое эмоциональное впечатление. Детали и образы рисунка проработаны средне (5-7 балла).
Высокий уровень: ребёнком придумано и нарисовано что-то достаточно оригинальное, с фантазией, эмоциональное и красочное, хотя изображение не является совершенно новым. Детали картины проработаны неплохо (8-9 балла).
Ребёнком за отведённое время придумано и нарисовано нечто оригинальное, необычное, явно свидетельствующее о богатом воображении. Рисунок оказывает большое впечатление на зрителя, его образы и детали тщательно проработаны (10 баллов).
Результаты диагностического задания позволили определить следующее: высокий уровень способности создавать оригинальные, необычные образы показали 6 детей. Средний уровень показали 7 детей, а низкий - 3 ребенка.
Протоколы диагностического задания 3 «Нарисуй что-нибудь» представлены в приложение Б.
Количественные результаты диагностического задания 3 «Нарисуй что- нибудь» представлен в таблице 4.
Таблица 4 - Количественные результаты диагностического задания 3
«Нарисуй что-нибудь» на констатирующем этапе
Группа |
Низкий уровень |
Средний уровень |
Высокий уровень |
Контрольная группа |
1 (12,5 %) |
3 (37,5 %) |
4 (50 %) |
Экспериментальная группа |
2 (25 %) |
4 (50 %) |
2 (25 %) |
Результаты диагностики показали, что 2 детей (25 %) (Зоя И., Миша С.) экспериментальной группы имеют низкий уровень способности создавать оригинальные, необычные образы. Детьми было нарисовано нечто простое и неоригинальное, при этом на рисунке слабо просматривается фантазия и не очень хорошо проработаны детали.
Средний уровень имеют 4 детей (50 %) (Артем Е., Миша Б., Света К., Илья С.). Детьми придумано и нарисовано нечто такое, что в целом является не новым, но несёт в себе явные элементы творческой фантазии. Детали и образы рисунка проработаны средне.
Высокий уровень способности создавать оригинальные, необычные образы был выявлен у 2 детей (25 %) (Саша А., Влад С.). Владом С. придумано и нарисовано достаточно оригинальный рисунок, с фантазией, эмоциональный и красочный. Детали картины проработаны неплохо. Саша А. за отведённое время придумал и нарисовал оригинальный, необычный рисунок, его образы и детали тщательно проработаны.
Результаты диагностики в контрольной группе показали, что 1 ребенок (12,5 %) (Витя Е.) имеет низкий уровень способности создавать оригинальные, необычные образы. Витей Е. придуман и нарисован рисунок который в целом не является новым, но несёт в себе явные элементы творческой фантазии. Детали и образы рисунка проработаны средне.
Средний уровень имеют 3 детей (37,5 %) (Дима К., Дима С., Соня У.). Детьми придуманы и нарисованы рисунок, который в целом не является новым, но несёт в себе явные элементы творческой фантазии. Детали и образы рисунка проработаны средне.
Высокий уровень способности создавать оригинальные, необычные образы был выявлен у 4 детей (50 %) (Маша Б., Слава Щ., Полина К., Ваня К.). Славой Щ., Полиной К., Димой К., придуман и нарисован достаточно оригинальный рисунок, с фантазией, хотя он не является совершенно новым. Маша Б., Ваня К. придумали и нарисовали нечто оригинальное, необычное, образы и детали рисунка тщательно проработаны.
Диагностическое задание 4. «Заполнение отсутствующих деталей в изображение» (модифицированная автор: Л.Ю. Субботина).
Цель: выявить уровень количественной продуктивности творческого воображения.
Материал: 5 рисунков, на каждом из которых изображен орнамент с пропущенным участком, а ниже 6 видов недостающих частей орнамента.
Процедура проведения диагностической пробы такова, ребенку предлагалось 5 рисунков, на каждом из которых изображен орнамент с пропущенным участком, а ниже 6 видов недостающих частей орнамента. Ребенку предлагалось заполнить отсутствующую деталь в изображении. На выполнение задания отводится 2-3 минуты.
Критерии оценки результатов:
Количество ошибок, допущенных детьми, соотносится с одним из трех уровней:
Низкий уровень развития продуктивности и вариативности созданных образов - 3-5 ошибок.
Средний уровень развития продуктивности и вариативности созданных образов - 1-2 ошибки.
Высокий уровень развития продуктивности и вариативности созданных образов - 0 ошибок
Результаты диагностического задания позволили определить следующее: высокий уровень развития продуктивности и вариативности создаваемых образов на основе запаса представлений об окружающем был выявлен у 6 детей. Средний уровень показали 7 детей, а 3 детей низкий.
Протоколы диагностического задания 4 «Заполнение отсутствующих деталей в изображение» представлены в приложение Б.
Количественные результаты диагностического задания 4 «Заполнение отсутствующих деталей в изображение» представлен в таблице 5.
Таблица 5 - Количественные результаты диагностического задания 4 «Заполнение отсутствующих деталей в изображение» на констатирующем этапе
Группа |
Низкий уровень |
Средний уровень |
Высокий уровень |
Контрольная группа |
0 (0 %) |
3 (37,5 %) |
5 (62,5 %) |
Экспериментальная группа |
3 (37,5 %) |
4 (50 %) |
1 (12,5 %) |
Результаты диагностики показали, что 3 ребенка (37,5 %) (Артем Е., Зоя И., Миша С.) экспериментальной группы имеют низкий уровень количественной продуктивности творческого воображения. В ходе проведения диагностики Артемом Е. и Мишей С. было допущено 3 ошибки, а Зоей И. - 4 ошибки.
Средний уровень был выявлен у 4 детей (50 %) (Миша Б., Света К., Влад С., Илья С.). Мишей Б., Ильей С. допущено 2 ошибки, а Светой К., Владом С. допущена 1 ошибка.
Высокий уровень количественной продуктивности творческого воображения был выявлен у 1 ребенка (12,5 %) (Саша А.). Им не было допущено ни одной ошибки.
Результаты диагностики в контрольной группе показали, что 3 детей (37,5 %) (Витя Е., Дима К., Соня У.) имеют средний уровень количественной продуктивности творческого воображения. Витя Е. и Соня У. допустили 2 ошибки, а Дима К. - 1 ошибку.
Высокий уровень развития был выявлен у 5 детей (62,5 %) (Маша Б., Слава Щ., Полина К., Ваня К., Дима С.). Дети не допустили ошибок.Итоговые результаты констатирующего этапа представлены в приложение Б.
После проведения всех диагностических заданий на констатирующем этапе исследования были выделены уровни развития творческого воображения у детей 4-5 лет.
Приведем качественную характеристику каждого уровня.
Низкий уровень. Ребенок выбирает предметы, с помощью которых можно зайку поднять со дна, выбирается простой примитивный метод; он пробует применять предметы в таком виде, как они есть, механически переносит их свойства в новую ситуацию. Ребенком практически не понята задача, он рисует рядом с заданным контуром что-то своё или рисует хаотические узоры, ничего не олицетворяющие. Им нарисовано нечто простое и неоригинальное, при этом на рисунке слабо просматривается фантазия и не очень хорошо проработаны детали. Имеет низкий уровень развития продуктивности и вариативности созданных образов, допускает 3-5 ошибок.
Средний уровень. Ребенок использует деревянную палочку в качестве бревна, на котором зайка сможет добраться до берега. В данном случае ребенок не включает свое воображение, а действует механически. Ребёнком придумано и нарисовано нечто такое, что в целом является не новым, но несёт в себе явные элементы творческой фантазии и оказывает на зрителя определённое эмоциональное впечатление. Детали и образы рисунка проработаны средне. Имеет средний уровень развития продуктивности и вариативности созданных образов, допускает 1-2 ошибки.
Высокий уровень. Ребенок предлагает надуть воздушный шарик или использовать лист бумаги для изготовления кораблика. На данном уровне ребенок преобразовывает наличие предметного материала. Первоначальная задача по выбору самостоятельно переходит в задачу на преобразование, что говорит о творческом подходе к ней ребенка. Ребенком сделаны схематичные, детализированные, с небольшой оригинальностью, рисунки или же сделаны оригинальные детализированные рисунки, отличающиеся хорошим художественным вкусом. Детали картины проработаны неплохо. Ребёнком за отведённое время придумано и нарисовано нечто оригинальное, необычное, явно свидетельствующее о богатом воображении. Рисунок оказывает большое впечатление на зрителя, его образы и детали тщательно проработаны.
Итоговые количественные результаты констатирующего этапа представлен в таблице 6, на рисунке 1.
Таблица 6 - Результаты констатирующего эксперимента
Уровни |
Экспериментальная группа |
Контрольная группа |
||
человек |
% |
человек |
% |
|
низкий |
4 |
50 |
1 |
12,5 |
средний |
3 |
37,5 |
3 |
37,5 |
высокий |
1 |
12,5 |
4 |
50 |
Рисунок 1 - Уровень развития творческого воображения у детей 4-5 лет на
констатирующем этапе
Как видим по результатам констатирующего этапа уровень развития творческого воображения у детей 4-5 лет контрольной группы 1 (12,5 %) ребенок имеет низкий уровень, 3 (37,5 %) детей находится на среднем уровне и 4 (50 %) детей высокий уровень; а у детей 4-5 лет экспериментальной группы 4 (50 %) детей имеют низкий уровень развития творческого воображения, 3 (37,5 %) детей средний уровень и 1 (12,5 %) высокий уровень. Также мы можем сделать вывод о том, что полученные данные в контрольной группе свидетельствуют о сравнительно лучших результатах, чем в экспериментальной группе.
Таким образом, исходя из полученных данных проведенного констатирующего этапа, мы приходим к выводу, что уровень развития творческого воображения у детей 4-5 лет необходимо повышать. С данной целью нами разработано содержание работы клуба «Легоша», направленное на развитие творческого воображения детей 4-5 лет посредствам Lego- конструктора.
2.2.Содержание работы по развитию творческого воображения у детей 4-5 лет посредством Lego-конструктора
С целью повышения уровня развития творческого воображения у детей 4-5 лет посредствам Lego-конструктора нами был организован формирующий эксперимент.
На формирующем этапе работы принимала участие экспериментальная группа детей.
Целью формирующего эксперимента: разработать и апробировать содержание работы по развитию творческого воображения у детей 4-5 лет посредствам Lego-конструктора.