Файл: Развитие воображения в дошкольном возрасте (Теоретические основы проблемы развития творческого воображения у детей дошкольного возраста).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 30.03.2023

Просмотров: 329

Скачиваний: 5

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Результаты диагностики показали, что 4 детей (50 %) (Артем Е., Зоя И., Миша Б., Миша С.) экспериментальной группы имеют низкий уровень способности самостоятельно создавать образы воображения при наличии внешней опоры. В ходе проведения диагностики дети рисовали рядом с заданным контуром что-то своё, не олицетворяющее ничего.

Средний уровень был выявлен у 3 детей (37,5 %) (Света К., Влад С., Илья С.). Дети рисовали простые рисунки. Например, Илья С. рисовали с применением контуров геометрических фигур, а Влад. С. и Света К. рисовали с добавлением схематических деталей.

Высокий уровень развития творческого воображения и способности создавать оригинальные образы был выявлен у 1 ребенка (12,5 %) (Саша А.). Саша А. нарисовал достаточно оригинальные рисунки, детализированные.

Результаты диагностики показали, что 1 ребенок (12,5 %) (Витя Е.) контрольной группы имеет низкий уровень способности самостоятельно создавать образы воображения при наличии внешней опоры.

Средний уровень показали, что 4 детей (50 %) (Полина К., Дима К., Дима С., Соня У.). Дети нарисовали простые рисунки либо с применением контуров геометрических фигур, либо с добавлением нескольких схематических деталей.

Высокий уровень был выявлен у 3 детей (37,5 %) (Маша Б., Слава Щ., Ваня К.). Славой Щ. и Ваней К. сделаны схематичные, детализированные, с небольшой оригинальностью, рисунки, а Машей Б. сделаны оригинальные детализированные рисунки, которые отличаются хорошим художественным вкусом.

Диагностическое задание 3. «Нарисуй что-нибудь» (автор: Р.С. Немов).

Цель: выявить способность создавать оригинальные, необычные образы.

Материал: бумаги, цветные карандаши.

Задание заключалось в том, что ребенку необходимо было нарисовать всё, что он захочет. На выполнение задания отводится 4-5 минут.

Критерии оценки результатов:

Низкий уровень: ребенок за отведенное время не сумел ничего придумать и нарисовал всего лишь штрихи и линии (0-2 балла).

Ребенком было нарисовано нечто простое и неоригинальное, при этом на рисунке слабо просматривается фантазия и не очень хорошо проработаны детали (3-4 балла).

Средний уровень: ребёнком придумано и нарисовано нечто такое, что в целом является не новым, но несёт в себе явные элементы творческой фантазии и оказывает на зрителя определённое эмоциональное впечатление. Детали и образы рисунка проработаны средне (5-7 балла).

Высокий уровень: ребёнком придумано и нарисовано что-то достаточно оригинальное, с фантазией, эмоциональное и красочное, хотя изображение не является совершенно новым. Детали картины проработаны неплохо (8-9 балла).


Ребёнком за отведённое время придумано и нарисовано нечто оригинальное, необычное, явно свидетельствующее о богатом воображении. Рисунок оказывает большое впечатление на зрителя, его образы и детали тщательно проработаны (10 баллов).

Результаты диагностического задания позволили определить следующее: высокий уровень способности создавать оригинальные, необычные образы показали 6 детей. Средний уровень показали 7 детей, а низкий - 3 ребенка.

Протоколы диагностического задания 3 «Нарисуй что-нибудь» представлены в приложение Б.

Количественные результаты диагностического задания 3 «Нарисуй что- нибудь» представлен в таблице 4.

Таблица 4 - Количественные результаты диагностического задания 3

«Нарисуй что-нибудь» на констатирующем этапе

Группа

Низкий уровень

Средний уровень

Высокий уровень

Контрольная группа

1 (12,5 %)

3 (37,5 %)

4 (50 %)

Экспериментальная

группа

2 (25 %)

4 (50 %)

2 (25 %)

Результаты диагностики показали, что 2 детей (25 %) (Зоя И., Миша С.) экспериментальной группы имеют низкий уровень способности создавать оригинальные, необычные образы. Детьми было нарисовано нечто простое и неоригинальное, при этом на рисунке слабо просматривается фантазия и не очень хорошо проработаны детали.

Средний уровень имеют 4 детей (50 %) (Артем Е., Миша Б., Света К., Илья С.). Детьми придумано и нарисовано нечто такое, что в целом является не новым, но несёт в себе явные элементы творческой фантазии. Детали и образы рисунка проработаны средне.

Высокий уровень способности создавать оригинальные, необычные образы был выявлен у 2 детей (25 %) (Саша А., Влад С.). Владом С. придумано и нарисовано достаточно оригинальный рисунок, с фантазией, эмоциональный и красочный. Детали картины проработаны неплохо. Саша А. за отведённое время придумал и нарисовал оригинальный, необычный рисунок, его образы и детали тщательно проработаны.

Результаты диагностики в контрольной группе показали, что 1 ребенок (12,5 %) (Витя Е.) имеет низкий уровень способности создавать оригинальные, необычные образы. Витей Е. придуман и нарисован рисунок который в целом не является новым, но несёт в себе явные элементы творческой фантазии. Детали и образы рисунка проработаны средне.

Средний уровень имеют 3 детей (37,5 %) (Дима К., Дима С., Соня У.). Детьми придуманы и нарисованы рисунок, который в целом не является новым, но несёт в себе явные элементы творческой фантазии. Детали и образы рисунка проработаны средне.


Высокий уровень способности создавать оригинальные, необычные образы был выявлен у 4 детей (50 %) (Маша Б., Слава Щ., Полина К., Ваня К.). Славой Щ., Полиной К., Димой К., придуман и нарисован достаточно оригинальный рисунок, с фантазией, хотя он не является совершенно новым. Маша Б., Ваня К. придумали и нарисовали нечто оригинальное, необычное, образы и детали рисунка тщательно проработаны.

Диагностическое задание 4. «Заполнение отсутствующих деталей в изображение» (модифицированная автор: Л.Ю. Субботина).

Цель: выявить уровень количественной продуктивности творческого воображения.

Материал: 5 рисунков, на каждом из которых изображен орнамент с пропущенным участком, а ниже 6 видов недостающих частей орнамента.

Процедура проведения диагностической пробы такова, ребенку предлагалось 5 рисунков, на каждом из которых изображен орнамент с пропущенным участком, а ниже 6 видов недостающих частей орнамента. Ребенку предлагалось заполнить отсутствующую деталь в изображении. На выполнение задания отводится 2-3 минуты.

Критерии оценки результатов:

Количество ошибок, допущенных детьми, соотносится с одним из трех уровней:

Низкий уровень развития продуктивности и вариативности созданных образов - 3-5 ошибок.

Средний уровень развития продуктивности и вариативности созданных образов - 1-2 ошибки.

Высокий уровень развития продуктивности и вариативности созданных образов - 0 ошибок

Результаты диагностического задания позволили определить следующее: высокий уровень развития продуктивности и вариативности создаваемых образов на основе запаса представлений об окружающем был выявлен у 6 детей. Средний уровень показали 7 детей, а 3 детей низкий.

Протоколы диагностического задания 4 «Заполнение отсутствующих деталей в изображение» представлены в приложение Б.

Количественные результаты диагностического задания 4 «Заполнение отсутствующих деталей в изображение» представлен в таблице 5.

Таблица 5 - Количественные результаты диагностического задания 4 «Заполнение отсутствующих деталей в изображение» на констатирующем этапе

Группа

Низкий уровень

Средний уровень

Высокий уровень

Контрольная группа

0 (0 %)

3 (37,5 %)

5 (62,5 %)

Экспериментальная группа

3 (37,5 %)

4 (50 %)

1 (12,5 %)

Результаты диагностики показали, что 3 ребенка (37,5 %) (Артем Е., Зоя И., Миша С.) экспериментальной группы имеют низкий уровень количественной продуктивности творческого воображения. В ходе проведения диагностики Артемом Е. и Мишей С. было допущено 3 ошибки, а Зоей И. - 4 ошибки.


Средний уровень был выявлен у 4 детей (50 %) (Миша Б., Света К., Влад С., Илья С.). Мишей Б., Ильей С. допущено 2 ошибки, а Светой К., Владом С. допущена 1 ошибка.

Высокий уровень количественной продуктивности творческого воображения был выявлен у 1 ребенка (12,5 %) (Саша А.). Им не было допущено ни одной ошибки.

Результаты диагностики в контрольной группе показали, что 3 детей (37,5 %) (Витя Е., Дима К., Соня У.) имеют средний уровень количественной продуктивности творческого воображения. Витя Е. и Соня У. допустили 2 ошибки, а Дима К. - 1 ошибку.

Высокий уровень развития был выявлен у 5 детей (62,5 %) (Маша Б., Слава Щ., Полина К., Ваня К., Дима С.). Дети не допустили ошибок.Итоговые результаты констатирующего этапа представлены в приложение Б.

После проведения всех диагностических заданий на констатирующем этапе исследования были выделены уровни развития творческого воображения у детей 4-5 лет.

Приведем качественную характеристику каждого уровня.

Низкий уровень. Ребенок выбирает предметы, с помощью которых можно зайку поднять со дна, выбирается простой примитивный метод; он пробует применять предметы в таком виде, как они есть, механически переносит их свойства в новую ситуацию. Ребенком практически не понята задача, он рисует рядом с заданным контуром что-то своё или рисует хаотические узоры, ничего не олицетворяющие. Им нарисовано нечто простое и неоригинальное, при этом на рисунке слабо просматривается фантазия и не очень хорошо проработаны детали. Имеет низкий уровень развития продуктивности и вариативности созданных образов, допускает 3-5 ошибок.

Средний уровень. Ребенок использует деревянную палочку в качестве бревна, на котором зайка сможет добраться до берега. В данном случае ребенок не включает свое воображение, а действует механически. Ребёнком придумано и нарисовано нечто такое, что в целом является не новым, но несёт в себе явные элементы творческой фантазии и оказывает на зрителя определённое эмоциональное впечатление. Детали и образы рисунка проработаны средне. Имеет средний уровень развития продуктивности и вариативности созданных образов, допускает 1-2 ошибки.

Высокий уровень. Ребенок предлагает надуть воздушный шарик или использовать лист бумаги для изготовления кораблика. На данном уровне ребенок преобразовывает наличие предметного материала. Первоначальная задача по выбору самостоятельно переходит в задачу на преобразование, что говорит о творческом подходе к ней ребенка. Ребенком сделаны схематичные, детализированные, с небольшой оригинальностью, рисунки или же сделаны оригинальные детализированные рисунки, отличающиеся хорошим художественным вкусом. Детали картины проработаны неплохо. Ребёнком за отведённое время придумано и нарисовано нечто оригинальное, необычное, явно свидетельствующее о богатом воображении. Рисунок оказывает большое впечатление на зрителя, его образы и детали тщательно проработаны.


Итоговые количественные результаты констатирующего этапа представлен в таблице 6, на рисунке 1.

Таблица 6 - Результаты констатирующего эксперимента

Уровни

Экспериментальная группа

Контрольная группа

человек

%

человек

%

низкий

4

50

1

12,5

средний

3

37,5

3

37,5

высокий

1

12,5

4

50

Рисунок 1 - Уровень развития творческого воображения у детей 4-5 лет на

констатирующем этапе

Как видим по результатам констатирующего этапа уровень развития творческого воображения у детей 4-5 лет контрольной группы 1 (12,5 %) ребенок имеет низкий уровень, 3 (37,5 %) детей находится на среднем уровне и 4 (50 %) детей высокий уровень; а у детей 4-5 лет экспериментальной группы 4 (50 %) детей имеют низкий уровень развития творческого воображения, 3 (37,5 %) детей средний уровень и 1 (12,5 %) высокий уровень. Также мы можем сделать вывод о том, что полученные данные в контрольной группе свидетельствуют о сравнительно лучших результатах, чем в экспериментальной группе.

Таким образом, исходя из полученных данных проведенного констатирующего этапа, мы приходим к выводу, что уровень развития творческого воображения у детей 4-5 лет необходимо повышать. С данной целью нами разработано содержание работы клуба «Легоша», направленное на развитие творческого воображения детей 4-5 лет посредствам Lego- конструктора.

2.2.Содержание работы по развитию творческого воображения у детей 4-5 лет посредством Lego-конструктора

С целью повышения уровня развития творческого воображения у детей 4-5 лет посредствам Lego-конструктора нами был организован формирующий эксперимент.

На формирующем этапе работы принимала участие экспериментальная группа детей.

Целью формирующего эксперимента: разработать и апробировать содержание работы по развитию творческого воображения у детей 4-5 лет посредствам Lego-конструктора.