Файл: Корпоративная культура в организации (ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ УПРАВЛЕНИЯ КОРПОРАТИВНОЙ КУЛЬТУРОЙ В СФЕРЕ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 30.03.2023

Просмотров: 246

Скачиваний: 6

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

ВВЕДЕНИЕ

В последние годы отмечается рост внимания исследователей к проблеме эффективного использования нематериальных активов компаний, в том числе их корпоративной культуры. Необходимо отметить, что еще в 70-е гг. XX столетия возникло понимание корпоративной культуры как важнейшего фактора эффективности и успешности компаний. Так, исследователи (в бизнес-школах Гарварда, Стэнфорда и МТИ) и консультанты (прежде всего в компаниях McKinsey и MAC) пришли к выводу, что культура организации является мощной силой, формирующей многие аспекты поведения ее персонала. В дальнейшем различные аспекты корпоративной культуры и управления ею рассматривались в трудах таких известных авторов, как Т. Питере, Р. Уотермен, Дж. Коттер, Дж. Хескетт, Г. Даулинг и др.

Например, в книге Т. Питерса и Р. Уотермена в качестве одного из важнейших признаков успешных компаний было названо «ценностное руководство», означающее наличие в каждой из них определенной корпоративной культуры. В исследованиях Дж. Коттера и Дж. Хескетта была выявлена определенная связь между корпоративной культурой и долгосрочной прибыльностью компаний. Кроме того, они обнаружили, что компании, отличающиеся высокой рентабельностью, обладают корпоративной культурой, учитывающей интересы сотрудников, потребителей и акционеров.

Г. Даулинг в своем исследовании обращает внимание на воздействие корпоративной культуры на процессы формирования имиджа и репутации компании. Примечателен также вывод о том, что различные типы культур могут способствовать или препятствовать информационному обмену в рамках организации.

Различные аспекты формирования корпоративной культуры и ее влияния на результативность деятельности компаний и организаций получили отражение и в работах отечественньж специалистов, среди которых следует выделить труды В. А. Спивака, А. Л. Гапоненко, Т. М. Орловой, В. М. Попова, Т. Г. Мясоедовой, Н. И. Малышева и др.

Несмотря на активизацию теоретических исследований в указанной области, в отечественной управленческой практике отмечается недооценка влияния корпоративной культуры как на долгосрочную эффективность организации, так и на состояние ее ключевых маркетинговых активов (например, репутацию компании, лояльность персонала и потребителей).

Подобная ситуация имеет место и в сфере здравоохранения. Для многих лечебных заведений, в последние годы в значительной степени диверсифицировавших и коммерциализировавших свою деятельность, характерны относительная слабость и / или фрагментарность корпоративной культуры, чрезмерный акцент (de facto) на коммерческих принципах в ущерб социальным и академическим ценностям деятельности здравоохранения.


Цель курсовой работы - особенности формирования корпоративной культуры медицинских работников в организациях отрасли здравоохранения на примере ФГБУЗ 72 ЦП МЧС России.

Задачи курсовой работы:

- рассмотрение сущности и особенностей корпоративной культуры,

- изучение основных характеристик управления корпоративной культурой в сфере здравоохранения,

- изучение особенностей корпоративной культурой в сфере здравоохранения управления,

- провести анализ организационного управления ФГБУЗ 72 ЦП МЧС России,

- проанализировать и усовершенствовать управление корпоративной культуры в ФГБУЗ 72 ЦП МЧС России.

Объект курсовой работы - корпоративная культура в сфере здравоохранения.

Предмет курсовой работы - ФГБУЗ 72 ЦП МЧС России.

Методы исследования - в работе использованы методы анализа, обобщения, аналогии, систематизации и опрашивания.

ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ УПРАВЛЕНИЯ КОРПОРАТИВНОЙ КУЛЬТУРОЙ В СФЕРЕ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ

1.1 Сущность корпоративной культуры

Внутренняя культура каждой организации уникальна, имеет свою историю, традиции, ценности, нормы и правила поведения и др. Эдгар Шайн определил корпоративную культуру как «...совокупность основных убеждений, сформированных самостоятельно, усвоенных или разработанных определенной группой по мере того, как она учится разрешать проблемы адаптации к внешней среде и внутренней интеграции, которые оказались достаточно эффективными, чтобы считаться ценными, а потому передаваться новым членам в качестве правильного образа восприятия, мышления и отношения к конкретным проблемам» [1].

Многообразие корпоративных культур обусловлено многообразием отраслей производства и сфер человеческой деятельности. Существует большое количество подходов к типологии корпоративных культур. Деление организационной культуры на те или иные типы в определенной степени условно, так как они в чистом виде практически не встречаются. Но существуют некие схожие свойства и характеристики такой сложной категории, как корпоративная культура, по которым можно провести классификацию. На практике важность идентификации различных типов корпоративных культур состоит в следующем:


1) знание типа корпоративной культуры, ее специфики дает возможность спрогнозировать поведение компании, реакцию персонала на управленческие решения менеджмента, внешние изменения;

2) знание сильных и слабых аспектов действующей корпоративной культуры, правил и норм поведения работников, организационных ценностей позволяет определить направления изменения и усовершенствования корпоративной культуры.

Классификация корпоративной культуры чаще всего проводится для выделения преимуществ и недостатков каждого типа.

Характерным признаком современности является переход к хозяйственной культуре, соответствующей информационному обществу. Это, в первую очередь, прогресс науки и техники, широкое внедрение информационных и телекоммуникационных технологий, стремительное изменение производства и его социокультурной среды. Информационное общество - это новый социально - экономический и информационный феномен, исторически особый тип человеческой цивилизации, основанной на знаниях, опыте и новых стандартах информационной культуры.

Страны, которые на современном этапе имеют преимущества в развитии информационной среды и большой потенциал информационного рынка, достигают радикальных изменений в экономических, политических, социальных отношениях. Закономерность современности такова, что информация превращается в важный экономический ресурс, который становится одним из главных факторов производства, основой эффективного использования других видов ресурсов и предпосылкой эффективности всех видов деятельности [2]. "В индустриальном обществе стратегическим ресурсом является капитал. В новом информационном обществе этим ключевым ресурсом становится информация, знания, творчество... " [51]. Американский ученый Э.Тоффлер также отмечает, что в индустриальном обществе главным натурально - вещественным элементом в структуре собственности была собственность на землю, сооружения, заводы, машины, средства промышленного производства, а в условиях перехода к информационному обществу основой собственности в США становится нематериальная субстанция - принципиально новая форма собственности [3].

То есть, формирование знаний можно определить как основную цель информационного общества. А средством накопления и распространения этих сформированных знаний и должны стать именно современные организации различных сфер.

В России с переходом к рыночным отношениям, расширением деятельности за пределами страны, информатизацией всех звеньев жизни наблюдается стремительный рост спроса на различную информацию, а также повышение требований к содержанию и форм его предоставления, что значительно повышает роль предприятий, работающих на информационных рынках. При этом проявляется недостаточная зрелость рыночных структур и медлительность их развития, что обуславливает неготовность многих объектов к восприятию информационных систем как составной рыночного механизма, недооценку роли и значения информации и отсутствие культуры работы с ней.


Но при этом есть и другая, положительная тенденция. Многие предприниматели, руководители высшего и среднего звена осознают, что успешное осуществление хозяйственной деятельности невозможно без постоянного анализа и учета потоков информации, знаний и активного использования информационных стандартов, оценки процессов, опосредующих актов купли -продажи информационных продуктов и услуг [2].

Единое информационное пространство Российской Федерации является не только необходимым условием гибкого и эффективного управления хозяйственной деятельностью на основе мобильного использования информационных ресурсов и целостной, демократически ориентированной системы социально - политического информирования населения страны - он является инструментом эффективного использования информации и знаний о развитии рыночных отношений и формирования новых рынков.

Основной формой обобществления информационного ресурса является рынок, ведь информационный продукт, как и любой другой товар, имеет потребительную стоимость, становится общественно признанным на основе соотношения спроса и предложения. При этом на информационный продукт и услуги распространяются механизмы и законы рынка и рыночной конкуренции, формирующих структуру информационного комплекса, влияющих на ценообразование, которые определяют основные тенденции в совершенствовании информационной техники и технологии [2].

Сегодня информационный рынок в России еще находится в состоянии становления. Россия теряет информационную независимость и нарушает безопасность, насыщая рынки информационными продуктами и услугами иностранных компаний. Это негативно влияет на конкурентоспособность многих отечественных предприятий и выливается в потерю рыночных ниш или целых рынков как в самой стране, так и за ее пределами. 

Информационный рынок, его развитие и совершенствование - это стратегическое направление для всей России. Формирование и ускоренное развитие рыночных отношений требуют постоянного наблюдения, анализа и систематизации состояния и процессов. Все это требует умения предвидеть дальнейшее развитие в обществе ситуации и быть готовым к изменению или корректировке стратегии, стиля деятельности, принятию управленческих решений в системе сложных рисков для скорейшего приспособления к новым внешним и внутренним условиям хозяйствования [2]. Информационный рынок формирует совокупность условий и рычагов будущего оточественного информационного общества.


Успех деятельности любой организации, действующей в рыночной среде, в значительной степени определяется уровнем ответных реакций на вызовы внешнего мира. Состояние такой активной позиции зависит от перманентных изменений форм и методов своей деятельности. В мировой практике используют такие направления изменения деятельности организации: введение менеджмента всеобщего качества (TQM), сокращение размеров организации и реинжиниринг. Однако масштабные исследования состояния организаций, работающих в различных сферах человеческой деятельности, показывают, что значительные усилия, как интеллектуальные, так и материальные, по реализации приведенных выше направлений изменений оказываются в большинстве случаев безрезультатными. Анализ причин такого положения вещей показывает, что отсутствие результатов однозначно определяется отсутствием необходимых изменений в действующей корпоративной культуре [1].

В данном контексте наиболее основательным и корректным является определение культуры группы (организации) как паттерна коллективных базовых представлений, проявляющихся группой при решении проблем адаптации к изменениям внешней среды и внутренней интеграции. Эффективность последнего оказывается достаточной для того, чтобы считать его ценным и передавать новым членам группы как правильную систему восприятия и рассмотрения названных проблем (паттерн - схема, образец, модель, пример, рамки) [4]. Хотя сущностью корпоративной культуры является система коллективных базовых представлений, которые считаются самоочевидными, культура проявляется прежде всего на уровне доступных для наблюдений артефактов (эмблемы, стиль одежды и др..) И на уровне принятых членами организации ценностей, норм и правил поведения.

Осложнения современного мира приводят к пониманию, что линейные модели управления организацией себя исчерпали, эффективность может быть повышена только путем отказа от линейной логики в пользу более сложных и гибких моделей. Переход к нелинейным моделям управления предполагает использование совокупности других способов воздействия на работников чем методы прямого материального стимулирования. Вклад влияния корпоративной культуры в такой интерпретации на эффективную деятельность работников иногда можно соотнести с влиянием материальных факторов. Хотя сущность и назначение формирования корпоративной культуры связаны с наличием многочисленных проблем. Это, в частности, проблема конкурентоспособности и обеспечения внутренней интеграции для достижения поставленных целей, ее решение не только обеспечивает высокий престиж организации, но и способствует повышению эффективности, улучшению качества продукции и услуг и, следовательно, увеличению прибыли.