Файл: Корпоративная культура в организации (ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ УПРАВЛЕНИЯ КОРПОРАТИВНОЙ КУЛЬТУРОЙ В СФЕРЕ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ).pdf
Добавлен: 30.03.2023
Просмотров: 243
Скачиваний: 6
СОДЕРЖАНИЕ
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ УПРАВЛЕНИЯ КОРПОРАТИВНОЙ КУЛЬТУРОЙ В СФЕРЕ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ
1.1 Сущность корпоративной культуры
ГЛАВА 2 АНАЛИЗ И СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ КОРПОРАТИВНОЙ КУЛЬТУРЫ В ФГБУЗ 72 ЦП МЧС РОССИИ
2.1 Общая характеристика организационного управления ФГБУЗ 72 ЦП МЧС России
ГЛАВА 3 СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ КОРПОРАТИВНОЙ КУЛЬТУРЫ В ФГБУЗ 72 ЦП МЧС РОССИИ
ГЛАВА 3 СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ КОРПОРАТИВНОЙ КУЛЬТУРЫ В ФГБУЗ 72 ЦП МЧС РОССИИ
Исследование корпоративной культуры в ФГБУЗ 72 ЦП МЧС России позволило детально изучить проблемы и особенности культуры конкретного учреждения здравоохранения.
Диагностика корпоративной культуры ФГБУЗ 72 ЦП МЧС России была проведена согласно следующему алгоритму.
Рис. 3.1 - Алгоритм диагностики корпоративной культуры
Главной целью мониторинга корпоративной культуры является создание инструментария и базы для принятия управленческих решений в сфере текущих и стратегических задач, а также для прогнозирования потенциала организации в ситуации изменений. Руководство учреждения четко осознает, что сильная корпоративная культура является уже сама по себе чем-то ценным для каждого работника, удовлетворяющим его потребности в уважении, признании, причастности, успехе, творчестве и сотрудничестве, обеспечивающим внутреннее вознаграждение сотрудников.
Диагностика корпоративной культуры базируется на положениях методик К). Д. Красовского РОИ (рыночные ориентации персонала) и КРАБ (ключевая разработка - аттестационный барометр). Суть методики заключается в том, что оценка корпоративной культуры организации производится в зависимости от того, к какому типу в наибольшей степени приближены нормы, ценности и образцы поведения сотрудников данной организации. Данная методика разработана на основе модели Камерона - Куина, но является более уточненной.
Методика построена на основе принципа конкурирующих ценностей, в соответствии с которым оценка корпоративной культуры производится в зависимости от того, к какому типу в наибольшей степени приближены нормы, ценности и образцы поведения сотрудников данной организации. Соответственно определяется преимущественный тип корпоративной культуры: автократический-демократический; бюрократический - инновационный; технократический - гуманистический (табл. 1). В опросе участвовали руководители медицинских и немедицинских структурных подразделений ФГБУЗ 72 ЦП МЧС России, а также несколько специалистов. Всего опрошено 32 человека, из них 20 - руководители подразделений. Структура выборки отражает структуру генеральной совокупности работников диагностического центра, поэтому полученные результаты можно считать репрезентативными. Методом исследования корпоративной культуры был выбран анкетный опрос, в рамках которого автором использовался унифицированный инструментарий, обеспечивший широкий охват респондентов. Анкетирование проводилось по специальным оценочным таблицам. Оценка производилась по показателям, сведенным в два раздела: в первом разделе дается оценка наличия того или иного признака, а во втором разделе оценивается интенсивность проявления признака во времени. Также одновременно для каждого признака (типа организационной культуры) предлагается по 10-балльной шкале оценить, насколько такая ситуация помогает или мешает эффективной работе сотрудников и организации в целом.
Рис. 3.2 - Характеристики типов корпоративной культуры [3]
По итогам анкетирования ФГБУЗ 72 ЦП МЧС России были получены следующие результаты (табл. 2.5).
Таблица 2 - Результаты диагностики корпоративной культуры ФГБУЗ 72 ЦП МЧС России
Преимущественный тип корпоративной культуры |
Средняя оценка выраженности типа КК |
Полезность КК для работы |
Негативное влияние КК на работу |
Автократический |
0,60 |
5,9 |
4,0 |
Демократический |
0,61 |
6,2 |
3,4 |
Бюрократический |
0,64 |
6,1 |
4,2 |
Инновационный |
0,53 |
6,8 |
2,9 |
Технократический |
0.60 |
5.8 |
4.0 |
Гуманистический |
0.52 |
7.1 |
3.2 |
На основании анализа полученных результатов нами были сделаны следующие выводы:
1) во-первых, отсутствует ярко выраженный профиль корпоративной культуры, при этом показатели средние, следовательно, сотрудники не могут дать точную оценку культуры; причины этого могут заключаться в следующем: учитывая масштабы организации, необходимо иметь в виду наличие большого количества субкультур (в рамках подразделений), которые взаимосвязаны сложной системой отношений; в тех или иных ситуациях проявляются характеристики различных типов культур, поэтому сложно дать общую оценку;
2) во-вторых, в большей степени в диагностическом центре проявляются черты «бюрократической» культуры (0,64), а также автократической, технократической и демократической; инновационный и гуманистический тип выражен в меньшей степени - 0,53 и 0,52 соответственно – рис. 2.3.
Рис.3.3 - Результаты диагностики корпоративной культуры ФГБУЗ 72 ЦП МЧС России
3) в-третьих, по мнению персонала, наиболее полезна культура гуманистического типа (7,1), а негативно влияет на эффективность работы бюрократическая культура.
Для совершенствования управления организационной культурой в ФГБУЗ 72 ЦП МЧС России предлагается создание системы внутренних коммуникаций, которая должна включать в себя как корпоративные СМИ (корпоративную газету, Интернет-портал), так и местные СМИ (ежемесячный Вестник, еженедельный бюллетень, информационные стенды и электронную рассылку).
Целевая аудитория внутрикорпоративного блога – персонал ФГБУЗ 72 ЦП МЧС России.
Цели и задачи внутрикорпоративного блога:
1. Формирование корпоративного духа у персонала;
2. Распространение этических стандартов, развитие корпоративной культуры;
3. Инструмент оперативного распространения внутренней информации, средство коммуникации сотрудников компании;
4. Инструмент формирования доверия между руководством и сотрудниками.
Внутренний корпоративный блог – важное средство коммуникации, особенно в крупных компаниях. Чаще всего каждый сотрудник может оставить комментарий к любому посту. Круг авторов блога определяется политикой ФГБУЗ 72 ЦП МЧС России, часто написать пост может любой сотрудник. Внутренний блог – альтернатива или дополнение к корпоративным собраниям, совещаниям. Сотрудники крупных компаний часто не имеют возможность проводить совещания (например, из-за дальности расстояний между подразделениями ФГБУЗ 72 ЦП МЧС России или занятости сотрудников).
Сегодня практически каждая крупная компания обладает web-сайтом, который помогает продвигать ее услуги и товары для потребителей. Однако компанию также необходимо «продвигать» и в глазах собственных сотрудников.
В ФГБУЗ 72 ЦП МЧС России также предлагается внедрение корпоративного портала. Одним из таких порталов является продукт «1С-Битрикс: Корпоративный портал» - система управления внутренним информационным ресурсом компании для коллективной работы над задачами, проектами и документами, для эффективных внутренних коммуникаций.
Целевая аудитория корпоративного портала – сотрудники ФГБУЗ 72 ЦП МЧС России.
Цели проекта:
- Создание прямого канала общения между сотрудниками ФГБУЗ 72 ЦП МЧС России.
- Повышение лояльности сотрудников в ФГБУЗ 72 ЦП МЧС России.
- Развитие корпоративной культуры ФГБУЗ 72 ЦП МЧС России.
- Повышение эффективности и производительности сотрудников ФГБУЗ 72 ЦП МЧС России.
В основные функции портала входит:
- управление задачами и проектами;
- таймменеджмент 2.0;
- CRM (Customer Relationship Management);
- управление документами;
- интеграция с 1С, Microsoft, Google, Apple;
- автоматизация бизнес-процессов;
- производительность и безопасность;
- мобильные веб-приложения.
На рис. 2.4 показана обобщенная архитектура предлагаемого корпоративного портала. Выделяются две большие категории пользователей – пользователи внутренней корпоративной сети и пользователи внешней сети (Интернет-пользователи). В зависимости от масштаба корпоративной сети пользователи первой категории могут быть сотрудниками одного подразделения. В последнем случае, хотя входом в информационное пространство может стать любой сайт организации, выделяется единый, центральный вход – фокусная точка доступа ко всем базам данным, корпоративным ресурсам и сервисам.
Рис. 3.4– Обобщенная архитектура корпоративного портала ФГБУЗ 72 ЦП МЧС России
Корпоративный портал ФГБУЗ 72 ЦП МЧС России имеет следующие функции:
1. Внутренние коммуникации
- организация обсуждений в рабочих группах с общими календарями, задачами, отчетами, библиотеками файлов документов;
- встроенный сервис для обмена мгновенными сообщениями между сотрудниками;
-видеоконференции и видеозвонки для совещаний с сотрудниками удаленных офисов и переговоров;
- технология Send&Save - переписка сотрудников по электронной почте дублируется на портале, архивируется по темам и индексируется внутренней системой поиска;
- официальная лента новостей, видеообращения руководства, блоги сотрудников;
- система обучения и тестирования персонала;
- списки сотрудников, визуальная структура ФГБУЗ 72 ЦП МЧС России.
На рис. 3.5 представлена схема проведения видеоконференции между сотрудниками посредством корпоративного портала.
Рис. 3.5 – Схема проведения видеоконференции между сотрудниками посредством корпоративного портала
В рамках корпоративного портала работает сервис организации конференции, включая удаленную регистрацию участников, прием материалов с возможностью анализа состава участников менеджерами конференции. С портала осуществляется доступ к корпоративным материалам (документам, приказам, положениям, инструкциям), а также вход в интранет-портал для удаленных пользователей. В целях управления содержимым, обеспечения функционирования портала разработана система управления контентом, которая позволяет обеспечить менеджерам портала (они могут являться представителями различных подразделений ФГБУЗ 72 ЦП МЧС России) авторизованный доступ к «своим разделам, создавать новые подразделы и информационные страницы, публиковать новости и анонсы.
Пользователи внутренней сети обладают всеми возможностями Интернет-пользователей, но имеют дополнительный доступ к информационным корпоративным материалам, размещенным на портале и доступ к файлам ftp-сервисов.
Данный корпоративный портал позволяет организовать коллективную работу сотрудников ФГБУЗ 72 ЦП МЧС России. Портал содержит: календари с совместным доступом для планирования встреч и мероприятий; управление задачами и поручениями; библиотека общих файлов и документов; совместная работа с документами на портале с помощью Microsoft Office и Open Office; бронирование переговорных; график отсутствий сотрудников; поиск по всему порталу и по рабочим группам; взаимодействие с партнерами, поставщиками, дистрибьюторами и другими внешними пользователями через Экстранет.
На рис. 2.6 представлены возможности планировщика рабочего времени сотрудников посредством корпоративного портала.
Рису. 3.6 - Возможности планировщика рабочего времени сотрудников посредством корпоративного портала ФГБУЗ 72 ЦП МЧС России
Возможности автоматизации бизнес-процессов посредством корпоративного портала представлены на рис. 3.7.
Рис. 3.7 - Возможности автоматизации бизнес-процессов посредством корпоративного портала ФГБУЗ 72 ЦП МЧС России
Корпоративный портал позволяет запуск самых разных процессов через портал: оформление командировки, отпуска, утверждение и оплата счетов, публикация документов и т.п.; встроенные шаблоны типовых бизнес-процессов; простой визуальный редактор для проектирования собственных бизнес-процессов с поддержкой функции drag&drop; корректировку бизнес-процесса даже после его запуска (например, запрос дополнительной информации у участников бизнес-процесса); автоматизация оформления пропусков, заказа канцелярии, курьеров и т.п.
Корпоративный портал позволяет осуществлять поиск сотрудника, наглядно видеть загрузку сотрудников и динамику кадровых изменений (рис. 3.8).
Рис. 3.8 – График отсутствий сотрудников ФГБУЗ 72 ЦП МЧС России
В разделе документы могут быть загружены Положения о подразделениях, должностные инструкции персонала.
В разделе «Сервисы» представлены специальные услуги, сервисы и полезная информация для сотрудников ФГБУЗ 72 ЦП МЧС России. Оформление заявок и запросов на услуги выполняется на странице Электронные заявки. Для оформления заявки необходимо выбрать вид заявки, а затем заполнить специальную форму.
На странице Вопросы и Ответы содержится список наиболее часто задаваемых вопросов по той или иной проблеме. Здесь вы можете быстро найти ответ на интересующий вас вопрос.
Заявка в IT-службу выполняется на странице Техническая поддержка, на которой сначала описывается возникшая проблема, а в дальнейшем ведется обсуждение и поиск решения проблемы совместно с сотрудником IT-службы.
Раздел Обучение содержит обучающие курсы по различным направлениям. Каждый учебный курс состоит из цикла уроков, некоторые уроки могут быть объединены в главы. В курс также могут быть включены тесты для самопроверки и итоговые сертификационные тесты. Результаты вашего тестирования и полученные сертификаты можно просмотреть на страницах Журнал обучения и Мои сертификаты соответственно.