Файл: Развитие воображения в дошкольном возрасте (Анализ понятия «воображение» в научной литературе).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 30.03.2023

Просмотров: 217

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

ВВЕДЕНИЕ

В современном обществе, в период бурного развития новых технологий, проблема развития воображения у подрастающего поколения становится наиболее актуальной. Как экономические, социальные, научные и другие изменения в обществе требуют от населения необходимости создания и воспитания творчески активных личностей, которые будут обладать способностями нестандартно решать жизненные проблемы, а также приспосабливаться к постоянно изменяющимся условиям.

Соответственно возникает важная задача по развитию творческого потенциала и воображения детей как нового поколения, так как умения и способности к созданию чего-то нового, нестандартное мышление формируется у ребенка в детском возрасте через развитие воображения. Поэтому начиная с самого младшего возраста ребенка наиболее важно уделять внимание развитию у детей фантазии, наблюдательности, речи, а также художественных и творческих способностей.

Актуальность выбранной темы исследования вызвана также участившимися тенденциями развития творческих способностей и воображения в области дошкольного образования.

Изложенные аргументы определили выбор темы исследования - развитие воображения детей дошкольников.

Объектом исследования является воображение детей дошкольного возраста.

Предмет исследования - программа развития воображения детей дошкольного возраста.

Основная цель написания данной работы является теоретическое обоснование, разработка и апробация программы развития воображения детей дошкольного возраста.

Для достижения данной цели были поставлены следующие задачи:

- дать анализ понятия «воображения» в научной литературе;

- рассмотреть особенности воображения детей дошкольного возраста;

- описать основные методы, формы и приемы развития воображения у детей дошкольного возраста;

- провести организацию и методы исследования (диагностики) уровня развития воображения в средней группе;

- разработать и апробировать программу развития воображения для дошкольников;

- проанализировать результаты научного исследования.

Отталкиваясь от поставленной цели и задач исследования, данная работа состоит из содержания, введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы и приложений.

Во введении указаны тема, актуальность, предмет и объект исследования, основная цель и задачи, практическая значимость работы; кратко отражены содержания глав и информационная база исследования.


Первая глава освящает теоретические аспекты проблемы развития воображения дошкольников, анализ понятия «воображения» разных авторов в научной литературе, а также особенности развития воображения у детей разного возраста и методы его развития.

Вторая глава посвящена исследованию проблемы развития воображения дошкольников, проведения диагностики, составлению и реализации программы развития воображения детей дошкольного возраста, проведение повторной диагностики и анализу результатов исследования.

В заключении подведены результаты исследования, сделаны выводы по поводу других методов развития воображения детей дошкольного возраста.

Теоретической базой для написания работы и составления программы развития воображения дошкольников явились труды таких авторов как О.А. Григорьева, Л.С. Выготский, А.А. Иванова, Л.М. Ковалицкая, Т.С. Комарова, Н.П. Миронов, Д.Д. Мухортова, Р.С. Немов, Л.Н. Азарова, Л.И. Божович, И.Ю. Глебова, О.М. Дьяченко, А.А. Щербакова, М.А. Сидельникова, Т.В. Федорова, Л.Ю. Субботина и других.

Практическая значимость исследования заключается в том, что она является комплексным исследованием проблемы развития воображения детей дошкольного возраста, содержит методики диагностики уровня развития детского воображения. На основе теоретического материала разработана программа занятий, направленная на развитие воображения дошкольников в условиях детского сада, которая может непосредственно применяться в дошкольных образовательных учреждениях, а также самостоятельно родителями в домашних условиях.

ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ ВООБРАЖЕНИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ

1.1 Анализ понятия «воображение» в научной литературе

Воображение в жизни человека играет особую роль. Воображение - это один из важных психических познавательных процессов.

Ведь творческий человек с развитым воображением более эффективно имеет возможность выходить из трудных жизненных ситуаций, принимать нестандартные решения, составлять планы на будущее и т.д. Такой человек имеет больше шансов и возможностей в современном развивающемся обществе. Следовательно, воображение человека является важным качеством, которое необходимо развивать с самого детства [49, с. 1053].


Определение понятия «воображение» пытался сформулировать еще сам Сократ. Он определял понятие воображение, как неотделимую часть искусства, а искусство представляется подражанием космосу или деятельности людей и животных [41, с. 96].

Аристотель и Платон также занимались исследованием понятия воображения. Они первыми поставили данную проблему как научную, проанализировали ее сущность и раскрыли основные черты.

Платон считал, что воображение - это смешение чувственного ощущения и мнения, однако по мнению Аристотеля, воображение это определенный род деятельности, специфическим продуктом которого являются познавательные образы окружающей действительности [41, с. 97].

Гегель писал: «воображение может быть соотнесено с истоком познавательного процесса, «началом начал», может проявиться в способности субъекта устанавливать различного рода связи на всех этапах развития, наконец, выступать в качестве синтеза» [39, с. 105].

К. Маркс считал, что воображение помогает человеку приступая к работе «видеть» цель своей деятельности, представлять конечный результат. Воображение порождает «образ» того, что лишь только должно создаться в процессе творческой работы [26, с. 312].

Стоить заметить, что отечественные и зарубежные авторы рассматривали понятие «воображение» с разных точек зрения.

А. Г. Спиркин и Л. Н. Коган говорили, что «воображение - это психологическая деятельность, заключающаяся в создании представлений и мысленных ситуаций, никогда в целом непосредственно не воспринимавшихся человеком» [20, с. 79].

Автор Ж. Пиаже утверждал, что воображение является временной стадией искаженного отражения, и поэтому воображение деформирует представления ребенка о реальности, не давая взамен ему ничего нового, а лишь искажая картину самой действительности» [41, с. 125].

Я. Л. Коломенский определял понятие «воображение» как своеобразную форму отражения действительности, заключающуюся в создании новых образов и идей на основе имеющихся представлений. Под воображение он понимал некий способ овладения человеком сферой возможного будущего, придающий его деятельности целеполагающий и проектный характер» [26, с. 317].

Л. С. Рубинштейн утверждал, что без воображения невозможен бы был любой труд человека, так как невозможно трудиться, не представляя себе конечного результата. В этом он видел основное значение воображения. Он говорил, что без воображения невозможен прогресс ни в науке, ни в технике, ни в искусстве. По его мнению: «воображение связано с нашей способностью и необходимостью творить новое. При этом воображение - это отлёт от прошлого опыта, преобразование его, это преобразование данного, осуществляемое в образной форме» [49, с. 1054].


Л. С. Коршунова указывала на то, что с помощью воображения человек отображает реальную действительность, но в иных, необычных, часто неожиданных сочинениях и связях. Воображение как бы преобразовывает действительность и на этой основе создает новые образы [49, с. 1054].

Е. И. Игнатьев, так же, как и Л.С. Коршунова, считал основной функцией процесса воображения преобразование и переработку данных восприятия действительности, опыта и других материалов в новое представление» [41, с. 136].

Э.В. Ильенков считал, что сущность воображения заключается в умении «схватывать» целое раньше части, в умении на основе отдельного намёка строить целостный образ [34, с. 201].

В философском словаре под воображением (фантазией) понимается психический процесс, заключающийся в создании новых образов (представлений) путем переработки материала восприятий и представлений, полученных в предшествующем опыте.

Согласно современной философской энциклопедии: «воображение определяется как психическая деятельность, заключающаяся в создании представлений и мысленных ситуаций, никогда в целом непосредственно не воспринимавшихся человеком в действительности».

Итак, как видно, разные авторы дают различные определение понятию «воображения». Это наглядно видно в таблице 1.

Таблица 1

Определение понятия «воображение»

Автор

Определение

Л. С. Рубинштейн

это отлёт от прошлого опыта, преобразование его, это преобразование данного, осуществляемое в образной форме»

Л. Н. Коган

психологическая деятельность, заключающаяся в создании представлений и мысленных ситуаций, никогда в целом непосредственно не воспринимавшихся человеком»

Ж. Пиаже

временная стадия искаженного отражения, и

поэтому воображение деформирует представления ребенка о реальности, не давая взамен ему ничего нового, а лишь искажая картину самой

действительности»

Я. Л. Коломенский

своеобразная форму отражения действительности, заключающаяся в создании новых образов и идей на основе имеющихся представлений.

некий способ овладения человеком сферой возможного будущего, придающий его деятельности

целеполагающий и проектный характер»

К. Маркс

воображение помогает человеку приступая к работе «видеть» цель своей деятельности, представлять конечный результат. Воображение порождает «образ» того, что лишь только должно создаться в процессе творческой работы


Изучение понятие воображения экспериментальным путем более глубоко началось в 50-е года 20 века как западными, так и российскими психологами.

В этот период началось проведение первых попыток исследования функции воображения такими авторами как С. Д. Владычко, В. Вундт, Ф. Матвеева, А. Л. Мищенко и другими.

С течением времени вопросы изучения данной проблемы расширялись, разрабатывались все новые методики, которые позволяли с помощью различных экспериментов глубже исследовать функцию воображения, делались попытки теоретического осмысления полученных данных, рассматриваются вопросы взаимоотношения воображения с другими познавательными процессами.

Как отечественной, так и зарубежной психологии и педагогике понятие «творчество» было тесно связано с понятием «воображение», все определения понятия творчества сходятся в одном - это деятельность ребенка по созданию новых, оригинальных, общественно-значимых ценностей, которая не может осуществляться без помощи воображения.

А.В. Запорожец отмечал, что воображение является одним из важнейших компонентов творчества, без которого немыслимо создание нового [22, с. 107].

В тот период А. Осборн описывал творчество как направленное воображение, скомбинированное с намерением и усилием [33, с. 124].

Другой автор Р. Ассаджиоли утверждал, что главной функцией воображения является построение и создание образов, благодаря чему воображение, по его мнению, можно признать важнейшей человеческой способностью [22, с. 109].

С. Ариети и С. Парнс в своих трудах указывали, что роль воображения в творческом процессе также важна как роль знания и суждения [35, с. 24].

Советские психологи также глубоко изучали понятие воображения и его роль в жизни человека.

Так, Р. С. Немов писал, что «воображение является основой наглядно­образного мышления, позволяющего человеку ориентироваться в ситуации и решать задачи без непосредственного вмешательства практических действий. Оно во многом помогает ему в тех случаях жизни, когда практические действия или невозможны, или затруднены, или просто нецелесообразны» [31, с. 78].

Л. С. Выготский говорил: «творческая деятельность воображения находится в прямой зависимости от богатства и разнообразия прежнего опыта человека, потому что опыт представляет материал, из которого создаются построения фантазии. Чем богаче опыт человека, тем больше материал, которым располагает его воображение» [10, с. 82].

Результатом процесса творческого воображения могут быть материальные и идеальные образы. В ходе творческого воображения ребенок самостоятельно создает новые образы и идеи, представляющие ценность для других людей или общества в целом и которые воплощаются в оригинальных продуктах деятельности.