Файл: Развитие воображения в дошкольном возрасте (Анализ понятия «воображение» в научной литературе).pdf
Добавлен: 30.03.2023
Просмотров: 234
Скачиваний: 3
Всего должно быть применено пять вариантов складывания картинки - «угол», «мостик», «домик», «труба», «гармошка».
Все ответа ребенка фиксируются. После выполнения всех заданий производится обработка данных по трехбалльной системе.
Каждому заданию соответствует одна позиция при сгибании рисунка. Максимальная оценка за каждое задание - 3 балла. Всего - 15 баллов.
Выделяются следующие уровни ответов:
- отсутствие ответа, непринятие задания («не знаю», «не произойдет ничего») - 1 балл;
- ответ описательного типа, перечисление деталей рисунка, т.е. утеря контекста изображения («так у утки нет головы», «сломана утка теперь», «она разделилась» т.д.) - 2 балла;
- ответы комбинирующего типа - сохранение целостности изображения при сгибании рисунка, перенос утки в некую новую ситуацию («она нырнула», «заплыла за лодку»), видение новых композиций («как будто добавили трубу и на ней нарисована утка») и т. д. - 3 балла. К таким же ответам можно относить ответы детей, в которых «утка» стала относится не к ситуации, а приняла другую форму при складывании («утка похожа на мостик», «утка как домик» и т. д.) [8, с. 117].
Все ответы детей старшей группы МБ ДОУ № 15 по данной проведенной диагностике по методике «Складная картинка» зафиксирована в таблице 4.
Таблица 4
Результаты диагностики по методике «Складная картинка»
№ п\п |
ФИ ребенка |
Результаты диагностики |
1 |
Настя П. |
8 |
2 |
Рома В. |
8 |
3 |
Даша З. |
11 |
4 |
Костя Л. |
12 |
5 |
Слава П. |
11 |
6 |
Аня А. |
7 |
7 |
Оксана Г. |
10 |
8 |
Максим В. |
12 |
9 |
Артем Д. |
7 |
10 |
Алена З. |
9 |
11 |
Маргарита Д. |
10 |
12 |
Вова Ж. |
9 |
13 |
Аня Я. |
13 |
14 |
Рома Б. |
12 |
15 |
Света С. |
12 |
16 |
Глеб Л. |
10 |
17 |
Оля Р. |
8 |
18 |
Лена К. |
9 |
19 |
Вероника Ш. |
9 |
20 |
Сережа У. |
8 |
По результатам поведенной диагностики и полученных детьми баллов можно сделать вывод, и определить к какому из трех уровней умения сохранять целостный контекст изображения в ситуации его разрушения относится каждый ребенок:
- < 10 - низкий уровень;
- 10-12 - средний;
- 13-15 - высокий.
Исходя из полученных результатов видно, что к высокому уровню можно отнести только одного ребенка из группы, к среднему - 9 детей, и к низкому уровню - 10 детей.
Таким образом, половина данной группы детей имеет низкий уровень умения сохранять целостный контекст изображения при его разрушении.
По результатам трех проведенных диагностик можно вывести средние показатели по всей группе детей и для наглядности составить одну общую таблицу 5.
Таблица 5
Средние показатели средней группы МБ ДОУ № 15 по результатам
проведенных диагностик
Название методики |
Средний бал по группе |
Методика «Неполные фигуры» |
0,8 |
Методика «Солнце в комнате» |
2,1 |
Методика «Складная картинка» |
9,75 |
Все средние показатели по группе показали низкий уровень развития воображения у обследованных детей.
Таким образом, проведенное диагностирование в старшей группе МБ ДОУ № 15 показало, что творческое воображение детей данной группы детей находится на низком уровне развития. Большинству детей свойственны однообразные ответы, неспособность выйти за рамки данной ситуации.
Это говорит о необходимости составления и реализации с данной группой детей программы педагогической работы, направленной на развитие воображения [30, с. 54].
2.2 Программа развития воображения детей дошкольного возраста
Воображение ребенка наиболее сильно развивается в процессе деятельности. Воспитателю необходимо правильно организовать работу и приложить все усилия для организации таких занятий, которые способствовали бы развитию воображения.
Развитию воображения больше всего способствуют такие виды деятельности, как игра, речевое развитие, лепка, рисование, конструирование, ручной труд.
Поэтому данная программа будет основана на самых основных видах деятельности, которые способствуют развитию воображения детей.
Программа составлена на основе базисной программы развития детей дошкольного возраста «Истоки», а также научных исследованиях о развитии воображения детей дошкольного возраста таких авторов как Л.Н. Азарова, В.И. Волынкин, И.Ю. Глебова, О.М. Дьяченко, Л.Ю. Субботина.
Цель данной программы - развитие воображения у детей старшего дошкольного возраста и стимулирование раскрытия творческого потенциала.
Достижение данной цели будет решаться через следующие поставленные задачи:
- развитие творческого воображения, моторики рук, креативности и творческого потенциала детей с помощью лепки;
- развитие воображения, речи и словарного запаса, умения работать в группе с помощью «словесно-двигательных» игр;
- развитие воображения детей, способствование стремления к творчеству, самовыражению с помощью изобразительной деятельности;
- развитие интеллектуальных способностей (мышление), памяти и внимания;
- формирование в группе положительной гармоничной дружественной атмосферы, коллективных чувств, умения общаться друг с другом во время совместной работы, оказывать помощь, анализировать работу собственную и других детей, радоваться полученным результатам.
Таким образом, программа включает в себя три основных направления работы:
- игровая - словесная деятельность;
- ручной труд - лепка;
- изобразительная деятельность.
Данная программа рассчитана на три месяца (12 недель). Занятия проводятся три раза в неделю. Данная программа рассчитана на детей среднего дошкольного возраста и предполагает проведение 36 занятий продолжительностью 40 минут. Групповые занятия можно проводить как в первой, так во второй половине дня.
В соответствии с разработанной программой занятий развитие воображения дошкольников осуществляется в три этапа:
- Первый этап - формирующий - на данном этапе (9 часов) главной целью проводимых занятий будет выступать формирование основных навыков и умений, которые необходимы для создания образов воображения. Дети будут учиться строить знакомые им предметы и вещи по образцам с помощью взрослого, проводятся тренировки умения выделять образ предмета среди множества других и пытаться воссоздать его;
- Второй этап - основной - на данном этапе (21 час) главной целью будет уже обучение сюжетному видению на основе наглядных признаков. Дети должны научиться анализу объекта и ситуации, умению выделить главные и второстепенные признаки объекта, рассмотреть связи предметов по содержанию; планировать этапность своей деятельности, составлять рабочий замысел и план действий, уметь дополнять изображение или поделку новыми элементами;
- Третий этап - заключительный - на данном этапе (6 часов) основное внимание на занятиях уделяется способам и приемам комбинирования образов, развитию способности включать разные элементы и знакомые детям фигуры в изображения.
Структура занятий:
- постоянный ритуал начала занятия;
- упражнения и игры;
- обсуждение занятия;
- ритуал прощания.
Ритуалы начала и окончания занятия является очень важным моментом проведения занятия, так как это позволяет детям настроиться, создать положительные эмоции и благоприятный настрой всей группы, способствует сплочению всех детей в группе.
Ритуалом начала занятия в данной программе будет служить игра «Привет». Воспитатель хлопает по ладошкам ребенка и приветствует его «Привет, Рома!», ребенок в ответ хлопает по ладошкам педагогу. И так с каждым ребенком по очереди. Далее ребята хлопают по ладошкам своим «соседям», а потом все хором кричат «Привет!».
Ритуалом окончания будет служить игра «Солнечные лучики».
Так все ребята встают в круг, тянут ручки в середину круга и соединяют их. Получается «солнце из рук», все стоят несколько секунд, чувствуя себя лучиком одного целого солнца.
Ожидаемые результаты реализации данной программы:
- повышение уровня развития творческого воображения;
- формирование у детей интереса к творчеству, к новым способам самовыражения;
- создание группового фотоальбома, выставки поделок и рисунков,
- проведение итогового мониторинга уровня развития творческого воображения у детей данной возрастной группы.
Таблица 6
Программа развития воображения детей дошкольного возраста
Содержание
Содержание
Неделя |
Среда |
Четверг |
Пятница |
1 |
Занятие |
Упражнение - лепка из |
Словесная игра |
«Групповое рисование |
пластилина на тему |
«Противоположности» |
|
Формиру- |
по замыслу на тему |
«Осень». |
Содержание занятия: |
ющий |
«Дерево». |
Задачи: |
Детям предлагается по |
этап |
Задачи: |
- освоение лепки |
очереди придумать слова, |
- вызвать интерес к |
основных фигур; |
противоположные по |
|
рисованию; |
- развитие творческих |
смыслу предложенным: |
|
- изучить |
способностей и |
худой - толстый, |
|
различные оттенки |
воображения; |
легкий - тяжелый, |
|
одного цвета; |
- совершенствовать |
трусливый - храбрый, |
|
-развитие |
умение работать в группе; |
твердый - мягкий и т.д. |
|
воображения. |
- научить работать по |
Далее можно пройтись |
|
замыслу. |
по синонимам: красивый - |
||
занятия: детям |
Содержание занятия: |
прекрасный, хороший - |
|
предоставляется большой ватман, на котором есть контур дерева. Дети все вместе (можно выполнять группами по 5 человек) должны раскрасить его разными оттенками красок. |
детям выдается пластилин, воспитатель показывает образец слепленных листьев (круглый, овальный). Дети должны слепить похожие листья. Далее нужно их приклеить на рисунок большого дерева, который был нарисован на предыдущем занятии. |
добрый и т.д. |
|
2 |
Занятие «рисование |
Упражнение - лепка из |
Словесная игра |
по замыслу на тему |
пластилина на тему |
«Съедобное - |
|
Формиру- |
«Ладошка». |
«Ладошка». |
несъедобное» |
ющий |
Задачи: |
Задачи: |
Содержание занятия: |
этап |
- вызвать интерес к |
- освоение лепки по |
Воспитатель встает в |
рисованию; |
замыслу; |
центр круга, бросает |
|
- развитие |
- развитие творческих |
каждому ребенку по |
|
воображения. |
способностей и |
очереди мяч и называет |
|
воображения. |
какую-то вещь или |
||
занятия: детям |
Содержание занятия: |
предмет, если данная |
|
предоставляется по |
детям выдается рисунок |
вещь съедобная, ребенок |
|
листочку, каждый |
ладошки, сделанный на |
должен поймать мяч, если |
|
должен обвести карандашом на нем свою руку и раскрасить ее. Далее воспитатель вырезает рисунок ладошки каждого ребенка и подписывает его. |
предыдущем занятии, и пластилин. Воспитатель показывает образец вылепленных украшений для руки - часы, кольцо. Мальчики должны по образцу слепить часы и прилепить на рисунок, девочки - кольцо и |
нет - отбить. |
Содержание
Содержание
браслет. |
|||
3 |
Занятие |
Упражнение - лепка из |
Словесно-двигательная |
«Рисование по |
пластилина на тему |
игра «Чтоб бывает?» |
|
Формиру- |
замыслу на тему |
«Игрушка». |
Содержание занятия: |
ющий |
«Песочница». |
Задачи: |
Дети встают в |
этап |
Задачи: |
- освоение лепки |
полукруг. Воспитатель |
- вызвать интерес к |
основных фигур; |
берет мяч. По очереди |
|
рисованию; |
- развитие |
кидает каждому ребенку и |
|
-развитие |
воображения; |
спрашивает «Что бывает |
|
воображения. |
- научить работать по |
желтым?». Ребенок ловит |
|
замыслу. |
мяч, и кидая его обратно, |
||
занятия: детям |
Содержание занятия: |
отвечает - лимон, далее |
|
предоставляется |
детям выдается рисунок с |
другой ребенок ловит, |
|
раскраска с |
предыдущего занятия по |
отвечает - солнце и так |
|
песочницей. |
рисованию «Песочница». |
далее. |
|
Каждый ребенок |
Каждый ребенок должен |
Игра проводится |
|
должен дорисовать в |
выбрать из своего |
несколько раз точно |
|
ней знакомые |
рисунка игрушку и с |
также, но по другим |
|
предметы - лопатки, ведерки, мячи и т.д. и раскрасить их. |
помощью воспитателя слепить ее. Все игрушки можно поместить на круглый желтый лист, имитирующий песочницу. |
цветам. |
|
4 |
Занятие |
Упражнение - лепка из |
Словесная игра |
«Дорисовывание на |
пластилина на тему |
«Овощи и фрукты» |
|
Основной |
тему «Овощи». |
«Лукошко». |
Содержание занятия: |
этап |
Задачи: |
Задачи: |
Дети встают в |
- показать приёмы |
- освоение лепки |
полукруг. Воспитатель |
|
дорисовывания из |
«колбаской» и |
берет мяч. По очереди |
|
простых фигур; |
соединения разных |
кидает каждому ребенку и |
|
-развитие |
деталей; |
спрашивает «Какой ты |
|
творческого |
- развитие |
знаешь овощ?». Ребенок |
|
воображения; |
воображения; |
ловит мяч, и кидая его |
|
- пробудить |
- научить работать по |
обратно, отвечает - |
|
интерес к природе. |
замыслу. |
помидор, далее другой |
|
Содержание занятия: |
ребенок ловит, отвечает - |
||
занятия: детям |
детям выдается рисунок с |
капуста и т.д. |
|
предоставляется |
предыдущего занятия по |
Игра проводится |
|
листок с овалом, |
рисованию «Овощи». |
второй раз точно также, |
|
кругом и треугольником. Каждый ребенок должен самостоятельно дорисовать каждую фигуру до знакомого ему овоща по образцу воспитателя - круг - помидор, овал - огурец, треугольник - морковь. |
Каждый ребенок должен слепить для своего рисунка лукошко по образцу воспитателя (налепить под рисунок овощей на листик). |
но по фруктам. |