Файл: Развитие воображения в дошкольном возрасте (Анализ понятия «воображение» в научной литературе).pdf
Добавлен: 30.03.2023
Просмотров: 228
Скачиваний: 3
Таким образом, в силу важности и значимости воображения для ребенка необходимо всячески помогать его развитию. Решающим фактором при этом является потребность в новых впечатлениях и общение со взрослым, открывающим способы получения впечатлений. Воспитывая детское воображение, необходимо добиваться, чтобы оно было связано с жизнью, чтобы оно было творческим отображением нашей действительности.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
- Азарова Л.Н. Как развивать творческую индивидуальность младших школьников: учебное пособие. Изд. 2. [Текст] // под ред. Л.Н. Азаровой. - М.: Просвещение, 2003.
- Акимова М.К., Гуревич К.М. Психологическая диагностика: учебник для вузов. Изд. 2. [Текст] // под ред. М.К.Акимовой, К.М. Гуревича. - СПб: ПИТЕР, 2012.
- Алиева Т.И. Программа «Истоки»: Базис развития ребенка дошкольного возраста [Текст] // под ред. Т.И. Алиевой, Т.В. Антоновой, Е.П. Арнаутовой. - М.: Просвещение, 2003.
- Алябьева Е.А. Игры для детей 4-7 лет: развитие речи и воображения [Текст] // под ред. Е.А. Алябьевой. - М.: Сфера, 2009.
- Ануфриева Г., Вдовкина С., Огороднова О. Воображение и творчество // Дошкольное воспитание - 2008 - № 12 - с. 120.
- Бабаева Т.И. Игра и дошкольник. Развитие детей старшего дошкольного возраста в игровой деятельности. [Текст] // под ред. Т.И. Бабаевой, З.А. Михайловой. - СПб: Детство-пресс, 2007.
- Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте: учебное пособие. Изд. 2. [Текст] // под ред. Л.И. Божович. - СПб.: Питер, 2013.
- Борисенко М.Г. Диагностика развития ребенка: учебное пособие. Изд. 3. [Текст] // под ред. М.Г. Борисенко. - СПб.: Паритет, 2014.
- Волынкин В.И. Художественно-эстетическое воспитание и развитие дошкольников: учебное пособие. Изд. 2. [Текст] // под ред. В.И. Волынкина. - М.: Феникс, 2013.
- Выготский Л. С. Воображение и творчество в детском возрасте [Текст] // под ред. Л.С. Выготского. - М.: Просвещение 1991.
- Глебова И.Ю. Методы и приемы развития творческого воображения дошкольников в процессе лепки [Текст] // Актуальные задачи педагогики - Молодой ученый - 2013 - № 18 - с. 31-34.
- Григорьева О. А. Особенности развития творческого воображения старших дошкольников [Текст] // Молодой ученый - 2014 - № 20 - с. 568-569.
- Давыдов В.В. Теория развивающего обучения: учебное пособие. Изд. 2 [Текст] // под ред. В.В. Давыдова. - М.: Академия, 2009.
- Дьяченко О.М. Развитие воображения дошкольника [Текст] // под
ред. О.М. Дьяченко. - М.: Международный Образовательный и
Психологический Колледж Психологический Институт Российской Академии Образования, 1996.
- Зак А.З. Методы развития способностей у детей: учебник [Текст] // под ред. А.З. Зака. - М.: Просвещение,1994.
- Захарюта Н. Развиваем творческий потенциал дошкольника [Текст] // Дошкольное воспитание - 2006 - № 6 - с. 8-13.
- Иванова А.А. Развитие творческого воображения старших дошкольников [Текст] // Воспитание и обучение: теория, методика и практика: материалы III Международной научной конференции - Чебоксары: Интерактив плюс, 2015 - с. 136-138.
- Ильин Е.П. Психология творчества, креативности, одаренности [Текст] // под ред. Е.П. Ильина. - СПб.: Питер, 2009.
- Истратова О. Н. Практикум по детской психокоррекции. Игры, упражнения, техники [Текст] // под ред. О.Н. Истратовой. - М.: Феникс, 2013.
- Климов Е.А. Основы психологии: учебник для вузов. Изд. 2. [Текст] // под ред. Е.А. Климова. - М.: Культура и спорт, ЮНИТИ, 2008.
- Ковалицкая Л.М. Методика формирования навыков изобразительной деятельности в ДОУ: пособие для воспитателей [Текст] // под ред. Л.М. Ковалицкой. - М.: Аркти, 2008.
- Коджаспирова Г.М. Педагогика: учебник [Текст] // под ред. Г.М. Коджаспировой. - М.: КНОРУС, 2010.
- Комарова Т.С. Детское художественное творчество: методическое пособие для воспитателей и педагогов. Изд. 3. [Текст] // под ред. Т.С. Комаровой. - М.: Мозаика - Синтез, 2009.
- Королёва С.Г. Развитие творческих способностей детей 5-7 лет: пособие для педагогов-психологов ДОУ. Изд. 3. [Текст] // под ред. С.Г.Королёвой. - М.: Учитель, 2015.
- Куревина О.А. Синтез искусств в эстетическом воспитании детей дошкольного и школьного возраста: учебное пособие. Изд. 2. [Текст] // под ред. О.А. Куревиной. - М.: Линка-Пресс, 2011.
- Маклаков А. Г. Общая психология: учебное пособие. Изд. 2. [Текст] // под ред. А.Г. Маклакова - М.: Знание, 2012.
- Маскаева Ю.Н. 3D-ручка как средство развития воображения у детей старшего дошкольного возраста в рамках реализации ФГОС [Текст] // Образование и воспитание - 2017 - №2 - с. 32-34.
- Миронов Н.П. Способность и одаренность в младшем школьном возрасте [Текст] // Начальная школа - 2004 - № 6 - с. 33-42.
- Михайленко Н. Я., Короткова Н. А. Как играть с детьми. Изд. 2. [Текст] // под ред. Н.Я. Михайленеко. - М., Академия, 2012.
- Мухортова Д.Д., Мурадова В.И. Развитие воображения [Текст] // Вопросы дошкольной педагогики - 2016 - №3 - с. 52-54.
- Немов Р.С. Психология: учебник. Книга 1. [Текст] // под ред. Р.С. Немова. - М.: Просвещение, 1994.
- Немов Р.С. Психология: учебник. Книга 2. [Текст] // под ред. Р.С. Немова. - М.: Просвещение, 2000.
- Обухова Л.Ф. Возрастная психология: учебное пособие. Изд. 3. [Текст] // под ред. Л.Ф. Обуховой. - М.: Педагогическое общество России,
2015.
- Петровский А.В. Психология: учебник. Изд. 2. [Текст] // под ред. А.В. Петровского, М.Г. Ярошевского. - М.: Академия, 2016.
- Пода А. С. Научное наследие Л. С. Выготского в методике обучения младших школьников. Воображение как комбинирующая способность человеческого мозга // Молодой ученый - 2016 - № 27.1 - с. 2427.
- Пороцкая Е. Ребенок: слово и его роль в развитии воображения [Текст] // Дошкольное воспитание - 1989 - № 9 - с. 70-72.
- Психология и педагогика: учебник [Текст] // под ред. А.И. Кравченко. - М.: ИНФРА-М, 2013.
- Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии: учебник [Текст] // под ред. С.Л. Рубинштейна. - Спб.: Питер, 2012.
- Савина Е.А. Введение в психологию. Курс лекций [Текст] // под ред. А.П. Олейникова - М: Прометей, 1998.
- Сидельникова М.А., Клочкова Г. М. Особенности развития творческого воображения младших подростков в системе дополнительного образования [Текст] // Актуальные вопросы современной педагогики: материалы VIII Международной научной конференции - Самара: АСГАРД,
2016.
- Скоробогатов В. А., Коновалова Л. И. Феномен воображения. Философия для педагогики и психологии. Изд. 3. [Текст] // под ред. В.А. Скоробогатова - М.: Союз, 2011.
- Смирнова О. Е. Детская психология: учебное пособие. Изд. 3. [Текст] // под ред. О.Е. Смирновой. - М.: Владос-пресс, 2014.
- Столяренко Л.Д. Основы психологии: учебное пособие. Изд. 4. [Текст] // под ред. Л.Д. Столяренко - Ростов-на-Дону: Феникс, 2012.
- Субботина Л.Ю. Развитие воображения у детей: пособие для родителей и педагогов. Изд. 2. [Текст] // под ред. Л.Ю. Субботиной. - Ярославль: Академия развития, 2002.
- Федорова, Т. В. К вопросу о сущности, структуре и реализации воображения [Текст] // Сибирский педагогический журнал - 2009 - № 13 - с.276-283.
- Федорова Т. В. Воображение-основа формирования прогнозирования // Молодой ученый - 2016 - №5.6 - с. 104-106.
- Халезова Н.Б. Книга для воспитателя детского сада. Изд. 2. [Текст] // под ред. Н. Б. Халезова, Н. А. Курочкина, Г. В. Пантюхина. - М.: Просвещение, 1986.
- Чижова И. И. Развитие воображение дошкольников в процессе сочинения сказок [Текст] // Теория и практика образования в современном мире: материалы IV международной научной конференции - СПб.: Заневская площадь, 2014 - с. 65-68.
- Шинкарёва Н.А., Карманова А.В. Сущность понятий «воображение», «творческое воображение» в психолого-педагогической литературе [Текст] // Молодой ученый - 2015 - №24 - с. 1053-1055.
- Шитова, Т.П. Развитие фантазии и творчества дошкольников в сюжетно-ролевых играх. [Текст] // Ребенок в детском саду -2004 - № 6 - с. 33-36.
- Щербакова А.А., Барышева Т.А. Игровые технологии в эстетическом воспитании младших школьников [Текст] // Креативный ребенок. Диагностика и развитие творческих способностей. - Ростов н/Д: Феникс, 2004.
Занятие «Групповое рисование по замыслу на тему «Дерево».
Задачи занятия:
- вызвать интерес к рисованию;
- изучить различные оттенки одного цвета;
- закрепить навыки рисования дерева, ствола и ветвей;
- развитие воображения;
- рассказать об изменениях природы осенью;
- вызвать интерес к миру природы.
Раздаточный материал: большой закреплённый ватман, акварельные краски, стаканчики - непроливайки, кисточки, салфетки.
Содержание занятия:
Ритуал начала занятия - игра «Привет».
Воспитатель хлопает по ладошкам ребенка и приветствует его «Привет, Рома!», ребенок в ответ хлопает по ладошкам педагогу. И так с каждым ребенком по очереди. Далее ребята хлопают по ладошкам своим «соседям», а потом все хором кричат «Привет!».
- Вводная часть.
Педагог беседует с детьми об осенних изменениях в природе, листья опадают, деревья готовятся к зиме.
Воспитатель: А какие вы знаете деревья?
Ответы детей: ...
- Основная часть:
Воспитатель: А в группе у нас есть дерево?
Дети: нет.
Воспитатель: А давайте нарисуем в группе дерево красивое и радостное?
- Физмунутка на тему деревьев:
Мы, листики осенние,
На веточках сидели.
Ветер дунул, полетели.
Мы летели, мы летели.
И на землю тихо сели.
Ветер снова набежал.
И листочки все поднял.
Повертел их, покружил.
И на землю опустил.
(Дети имитируют действия «листочков» в соответствии с текстом стихотворения: садятся на корточки, летают по комнате, вновь тихо садятся, поднимаются, кружатся и снова садятся).
- Основная часть. Воспитатель объясняет детям приемы изображения дерева, рисунок начинается со ствола коричневого цвета, затем обозначаются ветки. Листики должны быть зелеными.
Дети самостоятельно раскрашивают дерево кистями.
- Заключительный этап. Ребята рассматривают свое общее дерево, вешают его с помощью воспитателя в группе.
Ритуал окончания - игра «Солнечные лучики» (все ребята встают в круг, тянут ручки в середину круга и соединяют их. Получается «солнце из рук», все стоят несколько секунд, чувствуя себя лучиком одного целого солнца).Занятие - лепка из пластилина на тему «Осень».
Задачи:
- освоение лепки основных фигур;
- развитие творческих способностей и воображения, мелкой моторики;
- совершенствовать умение работать в группе;
- научить объединять индивидуальные работы в одну общую;
- научить работать по замыслу;
- вызвать интерес к миру природы.
Раздаточный материал: большой закреплённый ватман с нарисованным деревом с занятия «Дерево», пластилин, стеки, клеёнка.
Содержание занятия:
Ритуал начала занятия - игра «Привет».
Воспитатель хлопает по ладошкам ребенка и приветствует его «Привет, Рома!», ребенок в ответ хлопает по ладошкам педагогу. И так с каждым ребенком по очереди. Далее ребята хлопают по ладошкам своим «соседям», а потом все хором кричат «Привет!».
- Вводная часть.
Воспитатель задает загадку про дерево:
Его весной и летом
Мы видели одетым,
А осенью с бедняжки
Сорвали все рубашки.
Ответ детей.
Воспитатель показывает нарисованное всей группой дерево и предлагает всем вместе слепить и повесить на дерево листья.
Воспитатель показывает образец слепленных листьев (круглый, овальный).
- Основная часть.
Каждый ребенок должен слепить по образцу листья и прилепить его к нарисованному дереву.
3. Физмунутка:
Выросли деревья в поле. Хорошо расти на воле! |
Потягивания - руки в стороны |
Каждое старается, К небу, к солнцу тянется. |
Потягивания руки вверх |
Вот подул веселый ветер, Закачались тут же ветки, |
Дети машут руками |
Даже толстые стволы Наклонились до земли. |
Наклоны вперед |
Вправо-влево, взад-вперед - Так деревья ветер гнет. |
Наклоны вправо-влево, вперед-назад |
Он их вертит, он их крутит. Да когда же отдых будет? |
Вращение туловищем |
Ветер стих. Взошла луна. Наступила тишина. |
Дети садятся за столы |
4. Заключительный этап. Ребята рассматривают свое общее дерево.
Ритуал окончания - игра «Солнечные лучики» (все ребята встают в круг, тянут ручки в середину круга и соединяют их. Получается «солнце из рук», все стоят несколько секунд, чувствуя себя лучиком одного целого солнца).
Занятие - рисование на тему «Курочка Ряба».
Задачи занятия:
- вызвать интерес к рисованию;
- развитие воображения, чувство цвета, формы и композиции;
- продолжать учить рисовать карандашом, кистью, пальчиком;
- вспомнить любимее сказки.
Демонстрационный материал: мягкая игрушка - курица; книжка «Курочка Ряба».
Раздаточный материал: листы по количеству детей, акварельные краски, стаканчики - непроливайки, кисточки, салфетки.
Содержание занятия:
Ритуал начала занятия - игра «Привет».