Файл: Развитие воображения в дошкольном возрасте (Анализ понятия «воображение» в научной литературе).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 30.03.2023

Просмотров: 236

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Таким образом, в силу важности и значимости воображения для ребенка необходимо всячески помогать его развитию. Решающим фактором при этом является потребность в новых впечатлениях и общение со взрослым, открывающим способы получения впечатлений. Воспитывая детское воображение, необходимо добиваться, чтобы оно было связано с жизнью, чтобы оно было творческим отображением нашей действительности.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

  1. Азарова Л.Н. Как развивать творческую индивидуальность младших школьников: учебное пособие. Изд. 2. [Текст] // под ред. Л.Н. Азаровой. - М.: Просвещение, 2003.
  2. Акимова М.К., Гуревич К.М. Психологическая диагностика: учебник для вузов. Изд. 2. [Текст] // под ред. М.К.Акимовой, К.М. Гуревича. - СПб: ПИТЕР, 2012.
  3. Алиева Т.И. Программа «Истоки»: Базис развития ребенка дошкольного возраста [Текст] // под ред. Т.И. Алиевой, Т.В. Антоновой, Е.П. Арнаутовой. - М.: Просвещение, 2003.
  4. Алябьева Е.А. Игры для детей 4-7 лет: развитие речи и воображения [Текст] // под ред. Е.А. Алябьевой. - М.: Сфера, 2009.
  5. Ануфриева Г., Вдовкина С., Огороднова О. Воображение и творчество // Дошкольное воспитание - 2008 - № 12 - с. 120.
  6. Бабаева Т.И. Игра и дошкольник. Развитие детей старшего дошкольного возраста в игровой деятельности. [Текст] // под ред. Т.И. Бабаевой, З.А. Михайловой. - СПб: Детство-пресс, 2007.
  7. Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте: учебное пособие. Изд. 2. [Текст] // под ред. Л.И. Божович. - СПб.: Питер, 2013.
  8. Борисенко М.Г. Диагностика развития ребенка: учебное пособие. Изд. 3. [Текст] // под ред. М.Г. Борисенко. - СПб.: Паритет, 2014.
  9. Волынкин В.И. Художественно-эстетическое воспитание и развитие дошкольников: учебное пособие. Изд. 2. [Текст] // под ред. В.И. Волынкина. - М.: Феникс, 2013.
  10. Выготский Л. С. Воображение и творчество в детском возрасте [Текст] // под ред. Л.С. Выготского. - М.: Просвещение 1991.
  11. Глебова И.Ю. Методы и приемы развития творческого воображения дошкольников в процессе лепки [Текст] // Актуальные задачи педагогики - Молодой ученый - 2013 - № 18 - с. 31-34.
  12. Григорьева О. А. Особенности развития творческого воображения старших дошкольников [Текст] // Молодой ученый - 2014 - № 20 - с. 568-569.
  13. Давыдов В.В. Теория развивающего обучения: учебное пособие. Изд. 2 [Текст] // под ред. В.В. Давыдова. - М.: Академия, 2009.
  14. Дьяченко О.М. Развитие воображения дошкольника [Текст] // под

ред. О.М. Дьяченко. - М.: Международный Образовательный и

Психологический Колледж Психологический Институт Российской Академии Образования, 1996.

  1. Зак А.З. Методы развития способностей у детей: учебник [Текст] // под ред. А.З. Зака. - М.: Просвещение,1994.
  2. Захарюта Н. Развиваем творческий потенциал дошкольника [Текст] // Дошкольное воспитание - 2006 - № 6 - с. 8-13.
  3. Иванова А.А. Развитие творческого воображения старших дошкольников [Текст] // Воспитание и обучение: теория, методика и практика: материалы III Международной научной конференции - Чебоксары: Интерактив плюс, 2015 - с. 136-138.
  4. Ильин Е.П. Психология творчества, креативности, одаренности [Текст] // под ред. Е.П. Ильина. - СПб.: Питер, 2009.
  5. Истратова О. Н. Практикум по детской психокоррекции. Игры, упражнения, техники [Текст] // под ред. О.Н. Истратовой. - М.: Феникс, 2013.
  6. Климов Е.А. Основы психологии: учебник для вузов. Изд. 2. [Текст] // под ред. Е.А. Климова. - М.: Культура и спорт, ЮНИТИ, 2008.
  7. Ковалицкая Л.М. Методика формирования навыков изобразительной деятельности в ДОУ: пособие для воспитателей [Текст] // под ред. Л.М. Ковалицкой. - М.: Аркти, 2008.
  8. Коджаспирова Г.М. Педагогика: учебник [Текст] // под ред. Г.М. Коджаспировой. - М.: КНОРУС, 2010.
  9. Комарова Т.С. Детское художественное творчество: методическое пособие для воспитателей и педагогов. Изд. 3. [Текст] // под ред. Т.С. Комаровой. - М.: Мозаика - Синтез, 2009.
  10. Королёва С.Г. Развитие творческих способностей детей 5-7 лет: пособие для педагогов-психологов ДОУ. Изд. 3. [Текст] // под ред. С.Г.Королёвой. - М.: Учитель, 2015.
  11. Куревина О.А. Синтез искусств в эстетическом воспитании детей дошкольного и школьного возраста: учебное пособие. Изд. 2. [Текст] // под ред. О.А. Куревиной. - М.: Линка-Пресс, 2011.
  12. Маклаков А. Г. Общая психология: учебное пособие. Изд. 2. [Текст] // под ред. А.Г. Маклакова - М.: Знание, 2012.
  13. Маскаева Ю.Н. 3D-ручка как средство развития воображения у детей старшего дошкольного возраста в рамках реализации ФГОС [Текст] // Образование и воспитание - 2017 - №2 - с. 32-34.
  14. Миронов Н.П. Способность и одаренность в младшем школьном возрасте [Текст] // Начальная школа - 2004 - № 6 - с. 33-42.
  15. Михайленко Н. Я., Короткова Н. А. Как играть с детьми. Изд. 2. [Текст] // под ред. Н.Я. Михайленеко. - М., Академия, 2012.
  16. Мухортова Д.Д., Мурадова В.И. Развитие воображения [Текст] // Вопросы дошкольной педагогики - 2016 - №3 - с. 52-54.
  17. Немов Р.С. Психология: учебник. Книга 1. [Текст] // под ред. Р.С. Немова. - М.: Просвещение, 1994.
  18. Немов Р.С. Психология: учебник. Книга 2. [Текст] // под ред. Р.С. Немова. - М.: Просвещение, 2000.
  19. Обухова Л.Ф. Возрастная психология: учебное пособие. Изд. 3. [Текст] // под ред. Л.Ф. Обуховой. - М.: Педагогическое общество России,

2015.

  1. Петровский А.В. Психология: учебник. Изд. 2. [Текст] // под ред. А.В. Петровского, М.Г. Ярошевского. - М.: Академия, 2016.
  2. Пода А. С. Научное наследие Л. С. Выготского в методике обучения младших школьников. Воображение как комбинирующая способность человеческого мозга // Молодой ученый - 2016 - № 27.1 - с. 24­27.
  3. Пороцкая Е. Ребенок: слово и его роль в развитии воображения [Текст] // Дошкольное воспитание - 1989 - № 9 - с. 70-72.
  4. Психология и педагогика: учебник [Текст] // под ред. А.И. Кравченко. - М.: ИНФРА-М, 2013.
  5. Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии: учебник [Текст] // под ред. С.Л. Рубинштейна. - Спб.: Питер, 2012.
  6. Савина Е.А. Введение в психологию. Курс лекций [Текст] // под ред. А.П. Олейникова - М: Прометей, 1998.
  7. Сидельникова М.А., Клочкова Г. М. Особенности развития творческого воображения младших подростков в системе дополнительного образования [Текст] // Актуальные вопросы современной педагогики: материалы VIII Международной научной конференции - Самара: АСГАРД,

2016.

  1. Скоробогатов В. А., Коновалова Л. И. Феномен воображения. Философия для педагогики и психологии. Изд. 3. [Текст] // под ред. В.А. Скоробогатова - М.: Союз, 2011.
  2. Смирнова О. Е. Детская психология: учебное пособие. Изд. 3. [Текст] // под ред. О.Е. Смирновой. - М.: Владос-пресс, 2014.
  3. Столяренко Л.Д. Основы психологии: учебное пособие. Изд. 4. [Текст] // под ред. Л.Д. Столяренко - Ростов-на-Дону: Феникс, 2012.
  4. Субботина Л.Ю. Развитие воображения у детей: пособие для родителей и педагогов. Изд. 2. [Текст] // под ред. Л.Ю. Субботиной. - Ярославль: Академия развития, 2002.
  5. Федорова, Т. В. К вопросу о сущности, структуре и реализации воображения [Текст] // Сибирский педагогический журнал - 2009 - № 13 - с.276-283.
  6. Федорова Т. В. Воображение-основа формирования прогнозирования // Молодой ученый - 2016 - №5.6 - с. 104-106.
  7. Халезова Н.Б. Книга для воспитателя детского сада. Изд. 2. [Текст] // под ред. Н. Б. Халезова, Н. А. Курочкина, Г. В. Пантюхина. - М.: Просвещение, 1986.
  8. Чижова И. И. Развитие воображение дошкольников в процессе сочинения сказок [Текст] // Теория и практика образования в современном мире: материалы IV международной научной конференции - СПб.: Заневская площадь, 2014 - с. 65-68.
  9. Шинкарёва Н.А., Карманова А.В. Сущность понятий «воображение», «творческое воображение» в психолого-педагогической литературе [Текст] // Молодой ученый - 2015 - №24 - с. 1053-1055.
  10. Шитова, Т.П. Развитие фантазии и творчества дошкольников в сюжетно-ролевых играх. [Текст] // Ребенок в детском саду -2004 - № 6 - с. 33-36.
  11. Щербакова А.А., Барышева Т.А. Игровые технологии в эстетическом воспитании младших школьников [Текст] // Креативный ребенок. Диагностика и развитие творческих способностей. - Ростов н/Д: Феникс, 2004.

ПРИЛОЖЕНИЯ

Занятие «Групповое рисование по замыслу на тему «Дерево».

Задачи занятия:

  • вызвать интерес к рисованию;
  • изучить различные оттенки одного цвета;
  • закрепить навыки рисования дерева, ствола и ветвей;
  • развитие воображения;
  • рассказать об изменениях природы осенью;
  • вызвать интерес к миру природы.

Раздаточный материал: большой закреплённый ватман, акварельные краски, стаканчики - непроливайки, кисточки, салфетки.

Содержание занятия:

Ритуал начала занятия - игра «Привет».

Воспитатель хлопает по ладошкам ребенка и приветствует его «Привет, Рома!», ребенок в ответ хлопает по ладошкам педагогу. И так с каждым ребенком по очереди. Далее ребята хлопают по ладошкам своим «соседям», а потом все хором кричат «Привет!».

  1. Вводная часть.

Педагог беседует с детьми об осенних изменениях в природе, листья опадают, деревья готовятся к зиме.

Воспитатель: А какие вы знаете деревья?

Ответы детей: ...

  1. Основная часть:

Воспитатель: А в группе у нас есть дерево?

Дети: нет.

Воспитатель: А давайте нарисуем в группе дерево красивое и радостное?

  1. Физмунутка на тему деревьев:

Мы, листики осенние,

На веточках сидели.

Ветер дунул, полетели.

Мы летели, мы летели.

И на землю тихо сели.

Ветер снова набежал.

И листочки все поднял.

Повертел их, покружил.

И на землю опустил.

(Дети имитируют действия «листочков» в соответствии с текстом стихотворения: садятся на корточки, летают по комнате, вновь тихо садятся, поднимаются, кружатся и снова садятся).

  1. Основная часть. Воспитатель объясняет детям приемы изображения дерева, рисунок начинается со ствола коричневого цвета, затем обозначаются ветки. Листики должны быть зелеными.

Дети самостоятельно раскрашивают дерево кистями.

  1. Заключительный этап. Ребята рассматривают свое общее дерево, вешают его с помощью воспитателя в группе.

Ритуал окончания - игра «Солнечные лучики» (все ребята встают в круг, тянут ручки в середину круга и соединяют их. Получается «солнце из рук», все стоят несколько секунд, чувствуя себя лучиком одного целого солнца).Занятие - лепка из пластилина на тему «Осень».

Задачи:

  • освоение лепки основных фигур;
  • развитие творческих способностей и воображения, мелкой моторики;
  • совершенствовать умение работать в группе;
  • научить объединять индивидуальные работы в одну общую;
  • научить работать по замыслу;
  • вызвать интерес к миру природы.

Раздаточный материал: большой закреплённый ватман с нарисованным деревом с занятия «Дерево», пластилин, стеки, клеёнка.

Содержание занятия:

Ритуал начала занятия - игра «Привет».

Воспитатель хлопает по ладошкам ребенка и приветствует его «Привет, Рома!», ребенок в ответ хлопает по ладошкам педагогу. И так с каждым ребенком по очереди. Далее ребята хлопают по ладошкам своим «соседям», а потом все хором кричат «Привет!».

  1. Вводная часть.

Воспитатель задает загадку про дерево:

Его весной и летом

Мы видели одетым,

А осенью с бедняжки

Сорвали все рубашки.

Ответ детей.

Воспитатель показывает нарисованное всей группой дерево и предлагает всем вместе слепить и повесить на дерево листья.

Воспитатель показывает образец слепленных листьев (круглый, овальный).

  1. Основная часть.

Каждый ребенок должен слепить по образцу листья и прилепить его к нарисованному дереву.

3. Физмунутка:

Выросли деревья в поле.

Хорошо расти на воле!

Потягивания - руки в

стороны

Каждое старается,

К небу, к солнцу тянется.

Потягивания руки вверх

Вот подул веселый ветер,

Закачались тут же ветки,

Дети машут руками

Даже толстые стволы

Наклонились до земли.

Наклоны вперед

Вправо-влево, взад-вперед -

Так деревья ветер гнет.

Наклоны вправо-влево,

вперед-назад

Он их вертит, он их крутит. Да когда же отдых будет?

Вращение туловищем

Ветер стих. Взошла луна.

Наступила тишина.

Дети садятся за столы

4. Заключительный этап. Ребята рассматривают свое общее дерево.

Ритуал окончания - игра «Солнечные лучики» (все ребята встают в круг, тянут ручки в середину круга и соединяют их. Получается «солнце из рук», все стоят несколько секунд, чувствуя себя лучиком одного целого солнца).

Занятие - рисование на тему «Курочка Ряба».

Задачи занятия:

  • вызвать интерес к рисованию;
  • развитие воображения, чувство цвета, формы и композиции;
  • продолжать учить рисовать карандашом, кистью, пальчиком;
  • вспомнить любимее сказки.

Демонстрационный материал: мягкая игрушка - курица; книжка «Курочка Ряба».

Раздаточный материал: листы по количеству детей, акварельные краски, стаканчики - непроливайки, кисточки, салфетки.

Содержание занятия:

Ритуал начала занятия - игра «Привет».