Файл: Развитие воображения в дошкольном возрасте (Анализ понятия «воображение» в научной литературе).pdf
Добавлен: 30.03.2023
Просмотров: 241
Скачиваний: 3
2.3 Анализ результатов исследования
После проведения занятий в соответствии с составленной Программой развития воображения детей в старшей группе необходимо провести контрольный эксперимент для выявления результативности и эффективности применения данной программы.
Контрольное исследование уровня развития воображения у детей дошкольного возраста была проведена в той же старшей группе МБ ДОУ «Детский сад № 15» после месяца проводимых в соответствии с программой занятий.
В контрольном исследовании принимало участие 20 детей. Для повторной диагностики интересующих показателей воображения использовались те же самые методики, что и на начальном этапе - это методики Е. Торренса «Неполные фигуры», В. Синельникова, В. Кудрявцева «Солнце в комнате» и «Складная картинка».
Целью повторной диагностики детей было проведение сравнительного анализа результатов показателей уровня воображения до проведения занятий по разработанной программе и после проведенной нами работы.
Все данные по проведенной повторной диагностике были занесены в таблицу 7.
Если сравнить средний коэффициент оригинальности по группе, то по предыдущей диагностике он был равен 0,8, теперь, исходя из данных повторного исследования по старшей группе МБ ДОУ № 15, средний 48
коэффициент оригинальности по группе равен 1,85, что является довольно высоким уровнем выполнения задания.
Таблица 7
Результаты проведения повторной диагностики по методике Е. Торренса «Неполные фигуры»
№ п\п |
ФИ ребенка |
Квадрат |
Треугольник |
Круг |
КО |
1 |
Настя П. |
окно |
дом |
яблоко |
1 |
2 |
Рома В. |
картина |
елочка |
чайник |
1 |
3 |
Даша З. |
скворечник |
машина |
девочка |
2 |
4 |
Костя Л. |
сумка |
колпак |
цыпленок |
3 |
5 |
Слава П. |
дверь |
флаг |
рыбка |
2 |
6 |
Аня А. |
робот |
зонт |
солнце |
2 |
7 |
Оксана Г. |
телефон |
карандаш |
шарик |
2 |
8 |
Максим В. |
стол |
гриб |
курочка |
2 |
9 |
Артем Д. |
дом |
треугольник |
тарелка |
2 |
10 |
Алена З. |
человек |
дом |
виноград |
2 |
11 |
Маргарита Д. |
кастрюля |
елочка |
ёжик |
2 |
12 |
Вова Ж. |
кружка |
флаг |
часы |
2 |
13 |
Аня Я. |
стол |
ваза |
мячик |
2 |
14 |
Рома Б. |
картина |
стрела |
цветок |
2 |
15 |
Света С. |
клетка |
елочка |
машина |
1 |
16 |
Глеб Л. |
окно |
дом |
снеговик |
1 |
17 |
Оля Р. |
телевизор |
звезда |
шарик |
2 |
18 |
Лена К. |
книга |
ракета |
солнце |
2 |
19 |
Вероника Ш. |
торт |
елочка |
облако |
2 |
20 |
Сережа У. |
машина |
змей |
смешарик |
2 |
ИТОГО |
37 |
Количество оригинальных рисунков в данной группе заметно увеличилось, особенно в категории «круг». Также хотелось бы особо отметить, что теперь в данной группе нет детей, у которых не было бы хотя бы одного оригинального ответа, преобладают дети, у которых 2 таких ответа - из 20 человек в группе таких 15 детей.
Следующим этапом повторной диагностики детей на уровень воображения стало тестирование по методике В. Синельникова, В. Кудрявцева «Солнце в комнате». В таблице 8 зафиксированы варианты ответов детей группы по исправлению рисунка.
Таблица 8
Результаты повторной диагностики по методике В. Синельникова, В. Кудрявцева «Солнце в комнате»
№ п\п |
ФИ ребенка |
Результаты диагностики |
1 |
Настя П. |
3 |
2 |
Рома В. |
2 |
3 |
Даша З. |
3 |
4 |
Костя Л. |
4 |
5 |
Слава П. |
3 |
6 |
Аня А. |
2 |
7 |
Оксана Г. |
2 |
8 |
Максим В. |
4 |
9 |
Артем Д. |
2 |
10 |
Алена З. |
3 |
11 |
Маргарита Д. |
3 |
12 |
Вова Ж. |
3 |
13 |
Аня Я. |
4 |
14 |
Рома Б. |
3 |
15 |
Света С. |
4 |
16 |
Глеб Л. |
2 |
17 |
Оля Р. |
3 |
18 |
Лена К. |
3 |
19 |
Вероника Ш. |
2 |
20 |
Сережа У. |
3 |
При проведении повторной диагностики по данной методике было выявлено, что теперь нет детей в группе, которые бы не поняли задание и сказали, что картинка верна. В первом исследовании таких детей было 6. Только 5 детей из 20 предложили просто закрасить или зачеркнуть солнце на картинке, все остальные дети давали более сложные ответы, однако высокого уровня 4 балла получили только четверо детей.
Можно сделать вывод, что после проведения занятий по предложенной программе развитие воображение в данной группе детей находится на среднем уровне.
Третьим этапом повторной диагностики развития воображения стало исследование по методике «Складная картинка».
Все ответы детей по данной диагностике зафиксированы в таблице 9.
Таблица 9
Результаты диагностики по методике «Складная картинка»
№ п\п |
ФИ ребенка |
Результаты диагностики |
1 |
Настя П. |
10 |
2 |
Рома В. |
9 |
3 |
Даша З. |
12 |
4 |
Костя Л. |
13 |
5 |
Слава П. |
11 |
6 |
Аня А. |
9 |
7 |
Оксана Г. |
12 |
8 |
Максим В. |
14 |
9 |
Артем Д. |
9 |
10 |
Алена З. |
10 |
11 |
Маргарита Д. |
11 |
12 |
Вова Ж. |
11 |
13 |
Аня Я. |
14 |
14 |
Рома Б. |
12 |
15 |
Света С. |
13 |
16 |
Глеб Л. |
11 |
17 |
Оля Р. |
10 |
18 |
Лена К. |
11 |
19 |
Вероника Ш. |
10 |
20 |
Сережа У. |
11 |
По результатам повторной диагностики и полученных детьми баллов можно проанализировать к какому из трех уровней умения сохранять целостный контекст изображения в ситуации его разрушения относился каждый ребенок после проведенных занятий по программе.
По результатам диагностики видно, что к высокому уровню относятся теперь не один, а 4 ребенка, 2, к среднему - 13 детей (было 9), и к низкому уровню - всего 3 детей.
По результатам предыдущего исследования по данной методике к низкому уровню относились 10 детей из 20, уменьшение данного количества на 70% говорит о хорошей тенденции на развитие уровня творческого воображения в данной группе детей.
По результатам трех повторных проведенных диагностик для наглядного сравнения выведем средние показатели и сведем их в одну общую таблицу 10.
Таблица 10
Средние показатели средней группы МБ ДОУ № 15 по результатам
проведенных диагностик.
Название методики |
Средний бал по группе в первой диагностике |
Средний бал по группе в повторной диагностике |
|
Методика фигуры» |
«Неполные |
0,8 |
1,85 |
Методика комнате» |
«Солнце в |
2,1 |
2,9 |
Методика картинка» |
«Складная |
9,75 |
11,15 |
В итоговой таблице по проведенным диагностикам видно, что все средние показатели по группе увеличились, и теперь можно констатировать средний уровень развития воображения у обследованных детей.
Это говорит об эффективности применения составленной программы занятий для развития воображения детей, о благоприятной тенденции повышения уровня развития воображения в данной группе детей.
По итогам проделанной работы можно сделать вывод, что составленная программа занятий способно повышать уровень развития воображения, может быть внедрена для реализации в дошкольные образовательные учреждения, а также может применяться родителями самостоятельно для занятий с детьми в домашних условиях.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В заключение данной работы можно сделать вывод, что воображение является фундаментом мышления, оного играет очень важную роль в жизни каждого человека начиная с детского возраста, поэтому именно с детства его развитию стоит уделять внимание.
Стоит отметить, что воображение находится в тесной взаимосвязи с творчеством, а также с таким качеством как креативность. Данное качество в современном общество очень ценится, так как креативные люди способны к созданию нового, умеют находить оригинальные решения, решать сложные задачи неординарными способами.
Воображение перекликается со многими другими психическими процессами такими, как ощущение, восприятие, память, мышление. Развитию воображения способствуют игровая деятельность, сочинение рассказов, рисование и лепка, чтение книг, разнообразные ситуации незавершенности и т.д.
Процесс воображения напрямую зависит от деятельности человека, его речевого развития и жизненного опыта. Формирование, развитие и закрепление уровня воображения требует внимательности со стороны взрослых.
Воображение дошкольника имеет свои особенности и стадии развития. Первые формы воображения появляются в конце раннего детства параллельно с зарождением сюжетно-ролевой игры и развитием знаковосимволической функции сознания. Воображение дошкольника в дальнейшем развивается по четырем линиям: расширение круга замещаемых предметов и совершенствование операции замещения; совершенствование операций воссоздающего воображения; развитие творческого воображения, самостоятельное применение творческих операций; воображение становится опосредованным и преднамеренным.
Для целенаправленной работы по развитию детского воображения была разработана программа развития воображения дошкольников, включающая в себя 3 этапа работы и содержащая в себе 36 занятий.
Для реализации цели развития воображения дошкольников необходимо соблюдение определенных психолого-педагогических условий. Дошкольный возраст предполагает использование особых методов работы: игра, конструирование, речевое развитие, изобразительная деятельность и трудовая деятельность. Именно на данных базисных видах деятельности основана предлагаемая программа. Для реализации данной программы развития воображения дошкольников в полной мере необходимо включение ее в план воспитательной работы ДОУ.
Подводя итог проделанной работе, можно выделить главные особенности нашего исследования: в теоретической части нами была проанализирована сущность понятия «воображение», его этапы развития, были проведены методики Е. Торренса «Неполные фигуры», В. Синельникова, В. Кудрявцева «Солнце в комнате» и «Складная картинка». По итогам начальной диагностики был сделан вывод о необходимости разработки систематизированной программы занятий по развитию воображения детей и проведения данной программы с детьми старшего дошкольного возраста.
После проведенной работы дети научились предварительному продумыванию содержания образа, повысилась их активность и инициативность при нахождении идей и способов изображения, их замыслы стали более устойчивыми, образы стали более разнообразными и оригинальными. Усовершенствовались умения изображать предметы, передавая их форму, величину, строение, пропорции, цвет, композицию. Развивалось умение выражать в речи свои впечатления, высказывать суждения, оценки, чувства и переживания. Формировалось умение замечать недостатки своих работ и исправлять их, вносить дополнения для достижения большей выразительности создаваемого образа.
В заключение можно отметить, что методы для развития воображения детей не заканчиваются на применении данной программы, существуют множество инновационных видов развития детского воображения, таких как 3D-ручка, 5D-фильмы, разнообразные популярные сейчас раскраски, оживающие на экране телефона при скачивании определенной программы и т.д. Прогресс не стоит на месте и предлагает множество новых способов по развитию воображения, важно донести значение и роль воображения детей до их родителей, чтобы развитие воображения становилось комплексным, не только в стенах дошкольного образовательного учреждения, но и в домашних условиях. Это обеспечит наиболее выраженный эффект, сделает процесс развития воображения детей более насыщенным и эффективным.