Файл: Организационный стресс в условиях внедрения инноваций (Теоретические аспекты исследования проблемы организационного стресса в условиях внедрения инноваций).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 31.03.2023

Просмотров: 137

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Введение

В современном мире каждая организация непрерывно претерпевает изменения на глобальном или локальном уровне. Причиной этого являются постоянно изменяющийся спрос, совершенствование конкурентов, ограниченность ресурсов и многое другое. В период внедрения инноваций возникают немаловажные вопросы: «Кто и как их будет вводить?» и «Как это воспримет персонал?». От ответов на эти вопросы напрямую зависит успешность этих нововведений и организации в целом.

Однако, в гонке за финансами и технологиями, многие забывают о том, что любая технология очень сильно зависит от человеческого фактора, несмотря на то, что его постоянно минимизируют. Помимо положительных аспектов изменения всегда несут в себе социально-психологические риски, в частности стресс. В настоящее время все больше организаций уделяют внимание управлению и профилактике организационного стресса, чтобы не допустить снижения производительности труда, качества продукции или услуг, увеличения текучести кадров, ухудшения здоровья персонала и другого, от чего, в свою очередь, зависит величина прибыли.

В настоящее время принято подходить к рассмотрению организационного стресса с позиции трудовой деятельности в конкретной организации.

При этом, индивидуальные методики снижения стресса становятся малоактуальными, что, в свою очередь, приводит к необходимости работы с персоналом на уровне организации, разработки методик, ориентированных на конкретный вид деятельности и конкретные изменения.

Опираясь на вышесказанное, можно считать представленную курсовую работу актуальной.

Цель работы: исследовать организационный стресс в условиях внедрения инноваций, особенности его диагностики и преодоления.

Задачи работы:

  1. Изучить теоретические аспекты проблемы организационного стресса в условиях внедрения инноваций.
  2. Проанализировать особенности диагностики организационного стресса в условиях внедрения инноваций
  3. Выделить и обосновать стратегии преодоления организационного стресса в условиях внедрении нововведений в организации.

Объектом исследования является организационный стресс работников в условиях внедрении нововведений в организации.

Предмет исследования: стратегии преодоления организационного стресса в условиях внедрении нововведений в организации.

В ходе написания курсовой работы были использованы результаты современных исследований организационного стресса в области общей психологии, социальной психологии, психологии труда, физиологии, медицины и других наук.


Особый интерес представляют теоретические и практические исследования формирования, развития и профилактики стресса сотрудников в условиях инноваций, проводимые на кафедре психологии труда и инженерной психологии факультета психологии МГУ имени М.В. Ломоносова.

Так, в диссертационном исследовании и монографии доктора психологических наук В.В. Барабанщиковой обоснованы теоретические, методические и эмпирические направления исследований профессиональных деформаций (в том числе и организационного стресса) в профессиях инновационной сферы, предложена оригинальная концепция, описывающая генезис, формы и механизмы развития, как негативных, так и позитивных (адаптивных) профессиональных деформаций субъекта труда в соответствии с актуально переживаемым психическом и функциональным состоянием.

В работе так же использованы актуальные материалы учебных пособий, разработанных для обучения студентов в высших учебных заведениях страны.

При рассмотрении вопросов психодиагностики стресса, этики, этапов и применяемых методик при психологическом обследовании, были использованы материалы, разработанные в Казанском национальном исследовательском технологическом университете (практикум «Психодиагностика стресса» под редакцией Р.В. Куприянова).

Так, в практической части работы использованы материалы в области профилактики стрессов в организации, применения методов и создания технологий по использованию персонала, раскрытые в учебном пособии «Организационный стресс», разработанным под редакцией О.Ю. Калмыкова на базе кафедры Экономика и управление организацией Самарского ГТУ.

При рассмотрении вопросов управления и профилактики организационного стресса в условиях внедрения инноваций на уровне организации были использованы материалы учебного пособия «Организационная психология», разработанного под редакцией М.А. Реньш на базе Российского государственного профессионально-педагогического университета.

В работе широко использованы материалы, опубликованные в периодических изданиях: «Психологический журнал», «Российский журнал менеджмента», «Психология. Журнал Высшей школы экономики» и др.


ГЛАВА 1. Теоретические аспекты исследования проблемы организационного стресса в условиях внедрения инноваций

1.1. Понятие организационного стресса и особенности формирования

реакции на него в условиях внедрения инноваций

В настоящее время принято подходить к рассмотрению организационного стресса с позиции «профессиональной деятельности в структуре конкретных организаций, условий и содержания труда, интенсивности трудовых нагрузок» [3, с. 36].

Проблема организационного стресса в последнее время приобретает все большую научную и практическую значимость в связи с динамичным ростом социальной, экономической, экологической, техногенной, личностной экстремальности жизни людей и существенными изменениями содержания и условий труда у представителей многих профессий.

Современный труд «…характеризуется неустойчивостью, рискованностью занятости…» [53, с. 233], динамичностью, интенсивностью, трансформацией типов взаимоотношений между работниками и работодателями, что неизбежно влечет за собой повышение вероятности формирования и развития стрессовых состояний участников труда и снижение общей производительности труда. Именно поэтому, начиная с конца XX века термин «стресс» все чаще и чаще появляется в научной литературе.

Впервые «…термин «стресс» появился в журнале Psychological Abstracts в 1944 году » [43, с. 35]. В современной психологии обоснованно принято считать, что популяризация понятия «стресс» произошла благодаря работам Ганса Селье, который являлся биологом и рассматривал понятие стресса в большей степени, как физиологическую (причем неспецифическую) реакцию организма на внешние раздражители.

По мнению Г. Селье «полная свобода от стресса означает смерть» [43, с. 160]. Поэтому, даже находясь в состоянии сна, любой индивид может испытывать стрессовые состояния. Результатом воздействия негативных факторов являются психологические, социальные и физиологические эффекты, которые влияют на качество жизни человека, его здоровье и уровень продуктивности его профессиональной деятельности.

В современной психологии существует множество подходов к сущности стрессовых состояний, которые в той или иной степени сводятся к тому, что стресс - это «функциональное состояние организма и психики, которое характеризуется существенными нарушениями биохимического, физиологического, психического статуса человека и его поведения в результате воздействия экстремальных факторов психогенной природы (угроза, опасность, сложность или вредность условий жизни и деятельности». [7, с. 1].


Стрессовое состояние всегда является результатом взаимодействия человека с факторами внешней среды. Принято считать, что стресс зачастую оказывает негативное влияние не только на эмоциональные и психологические, но и физические показатели деятельности человека, однако, стресс не всегда оказывает негативное влияние, в некоторых случаях он может быть даже полезен.

Основной биологической функцией стресса является адаптация. «В экстремальных ситуациях…организм реагирует включением стереотипной, эволюционно выработанной и генетически закрепленной программы, имеющей четкую адаптационную направленность» [62, с. 3].

Она предназначена для защиты организма от угрожающих, разрушающих физических и психических воздействий. В итоге появление стресса означает, что «…человек включается в определенный тип деятельности, который направлен на противостояние опасным воздействиям». [55, с. 1].

Данному типу деятельности соответствует особое физическое состояние и комплекс различных физиологических и психологических реакций. То есть, по мере того как стресс развивается соответственно изменяются и реакции организма. Таким образом, стресс является нормальным явлением в здоровом организме. Он способствует мобилизации индивидуальных ресурсов для преодоления возникших трудностей. Это защитный механизм биологической системы.

В современной науке воздействия, которые приводят к возникновению стресса, называются стрессорами или стресс-факторами. По характеру воздействия выделяют физиологические и психологические стресс-факторы. В соответствии с этим, выделяют два основных вида стресса: физиологический и психологический.

Психологический стресс (Таблица 1.1), «в отличие от биологического стресса, описанного в классических работах Г. Селье, обладает рядом специфических особенностей» [64, с. 13].

Так, он может формироваться под воздействием ожидаемых, но не произошедших событий. При этом важным аспектом формирования и развития стресса является оценка степени участия индивида в «активном воздействии на проблемную ситуацию с целью ее нейтрализации» [65, с. 89].

Таблица 1.1

Отличия между биологическим и психологическим стрессом

Параметр

Биологический стресс

Психологический стресс

Причина стресса

Физическое, химическое или биологическое воздействие на организм

Социальное воздействие или собственные мысли

Характер опасности

Всегда реальный

Реальный или виртуальный

На что направлено

действие

На жизнь, здоровье, физическое благополучие

На социальный статус, чувство самоуважения и т. д.

Наличие реальной угрозы жизни или

Есть

Отсутствует

Параметр

Биологический стресс

Психологический стресс

Характер эмоциональных переживаний

«Первичные»

биологические эмоции — страх, боль, испуг, гнев

«Вторичные» эмоциональные реакции в сочетании с когнитивным компонентом — беспокойство, тревога, тоска, депрессия, ревность, зависть.

Временные границы предмета стресса

Конкретные, ограниченные настоящим или ближайшим будущим

Размытые (прошлое, далекое будущее, неопределенное время)

Влияние личностных особенностей

незначительное

Очень значительное

Примеры

Переохлаждение, ожег, интоксикация, вирусная инфекция, травма

Выговор, повышение квартплаты, страх полета на самолете, семейный конфликт


Источник: Щербатых Ю.В. Психология стресса и методы коррекции. - СПб.: Питер, 2006.

В соответствии с современными подходами к пониманию видов стресса (В.В. Бодров, Ю.В. Щербатых, Д.Н. Исаев) психологический стресс в свою очередь можно разделить на эмоциональный, информационный, организационный [26, с. 9].

Организационный стресс при этом рассматривается, как «психическое напряжение, связанное с преодолением несовершенства организационных условий труда, с высокими нагрузками при выполнении профессиональных обязанностей на рабочем месте в конкретной организационной структуре, а также с поиском новых неординарных решений при форс-мажорных обстоятельствах» [34, с. 31].

Основными источниками стрессовых состояний работников могут являться стиль управления в организации, характер деловых коммуникаций между сотрудниками, качество материально-технического обеспечения, условия труда и отдыха, перспективы карьерного роста и др.

В большинстве случаев причиной стресса являются организационные факторы [11, с. 22] такие, как:

  • интенсивность рабочей нагрузки, нехватка времени, необходимого для качественного выполнения поставленных задач;
  • низкий уровень поддержки со стороны руководства и коллектива;
  • отсутствие возможности контролировать рабочую ситуацию, принимать значимые решения;
  • неоднозначность предъявляемых требований со стороны руководства;
  • низкая организация труда, недостаток отдыха;
  • необходимость сдерживать эмоции;
  • изменения и инновации в профессиональной сфере.

Согласно психофизиологическому подходу, организационный стресс представляет собой многомерный феномен, детерминированный внутриорганизационными факторами трех уровней (индивидуальные характеристики персонала, групповое взаимодействие, организационная среда) и внешними (макросредовыми) стрес-факторами, зависящими от качества и успешности взаимодействия организации (фирмы) с микро- и макробизнес-средой [15, с. 50].

В научной литературе в последнее время организационные изменения и инновации чаще всего рассматриваются «не только как вынужденная мера или ситуативная реакция на интенсивную динамику социальной макросреды, но и как оптимальный способ повышения эффективности деятельности и конкурентоспособности организации в целом, неотъемлемая черта благоприятной организационной культуры» [28, с. 79].

Последствия воздействия стрессовых ситуаций вследствие инновационных внедрений в профессиональную деятельность могут быть разнообразны и во многом зависят от индивидуально-личностных особенностей работников [34, с. 31].