Файл: Организационный стресс в условиях внедрения инноваций (Теоретические аспекты исследования проблемы организационного стресса в условиях внедрения инноваций).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 31.03.2023

Просмотров: 162

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Библиография

  1. А.В. Вечерин Субъективные факторы удовлетворенности трудом сотрудников организаций // Психология. Журнал Высшей школы экономики. 2011. Т. 8, №2. С. 96-111.
  2. Анастази, А. Книга 1: Психологическое тестирование: в 2 книгах / А.Анастази. – Москва: Педагогика, 1982. – 316 с.
  3. Барабанщикова В.В. Профессиональные деформации специалиста в инновационных видах деятельности. – М.: Когнито-Центр, 2017. - 235 с.
  4. Барабанщикова, В.В. Профессиональные деформации в профессиях инновационной сферы: дис. докт. наук: 19.00.03/Барабанщикова В.В. – М., 2016. – 359 с.
  5. Баранов А.А. Стрессоустойчивость и мастерство педагога. - Ижевск, 1997. – 108 с.
  6. Берг. Т.Н. Нервно- психическая неустойчивость и способы ее выявления / Т.Н.Берг. Владивосток Мор. гос. ун-т. 2005. - С.28-33.
  7. Бодров В.А. Психологический стресс: развитие и преодоление: Москва: Per Se, 2006 (Екатеринбург: Уральский рабочий). – 523 с.
  8. Бодров В.А., Обознов А.А. Система психической регуляции стрессоустойчивости человека-оператора // Психологический журнал, - т.21. 2000, №4. - С.32-40.
  9. Буланова В.Б. Исследование факторов, препятствующих эффективному использованию времени в деятельности организации, и рекомендации по внедрению технологий таймменеджмента как инструмента повышения эффективности // Вестник МГОУ. Сер. Экономика. – Май 2009. – М.: МГОУ, 2009. – С. 23-26.
  10. Бусыгин А.В. Менеджмент: введение в специальность: Учебник. 1-е изд. / А.В. Бусыгин - М.: Юнити-дана, 2007. – 168 с.
  11. В. П. Зинченко Б. Г. Мещеряков. Большой психологический словарь: АСТ-Москва; Прайм-Еврознак; Москва; СПб; 3-е изд., 2002 г. - 632 с.
  12. Винокуров М. А. Экономика труда / М. А. Винокуров. — М.: КолоС, 2014. - 656 с.
  13. Водопьянова И.Е. Синдром психического выгорания и его профилактика // Психо-логия профессионального здоровья. Учебное пособие / Под ред. Проф. Г.С. Никифорова. – СПб.: Речь, 2006. – 480 с.
  14. Водопьянова Н. Е., Старченкова Е. С. Синдром выгорания: диагностика и профилактика. 2-е изд. - СПб. Питер, 2008. - 336 с
  15. Водопьянова, Н. Е. Стресс-менеджмент: учебник для бакалавриата и магистратуры / Н.Е. Водопьянова. - 2-е изд., испр. и доп. - Москва: Издательство Юрайт, 2019. — 283 с.
  16. Водопьянова. Н.Е. Синдром выгорания: диагностика и профилактика / Н.Е. Водопьянова, ЕС. Старченкова. - СПб., 2005. - 258 с.
  17. Волгина М.Ю., Редькина М.В. Профессиональное поведение менеджера: деловая этика и управление конфликтами, часть 2 - СПб: 2010 г. – 112 с.
  18. Вопросы экономики и управления Международный научный журнал № 5Л (07Л) / Спецвыпуск II. Международная научно-практическая конференция «Современный маркетинг и менеджмент: тенденции, проблемы и перспективы развития» 30 октября 2016 г., Казань Учредитель и издатель: ООО «Издательство Молодой ученый» - 139 с.
  19. Готвальд, Ф.Т. Аюрведа в бизнесе: система оздоровления личности, рабочего места и предприятия / Ф.Т. Готвальд, В. Ховальх - М.: Фаир-пресс, 2000. – 384 с.
  20. Гуревич К.М. - Психологическая диагностика. Учебное пособие / Под ред. К.М. Гуревича и Е.М. Борисовой. - М.: Изд-во УРАО, 1997. – 182 с.
  21. Дикая Л.Г., Гримак Л.П. Теоретические и экспериментальные проблемы управления психическим состоянием человека // Вопросы кибернетики. Психические состояния и эффективность деятельности. М.: Наука, 1983. С. 28-54.
  22. Елисеев О.П. Практикум по психологии личности / О.П.Елисеев. - СПб: Изд-во «Питер» 2000. – 560 с.
  23. Жакупов A. «SMART 2.0. Как ставить цели, которые работают». Москва, 2016, С. 10-27.
  24. Костаков В. Г. Труд: ресурсы и эффективность использования / В.Г. Костаков. - М.: Политиздат, 2012. - 316 с.
  25. Кудинова О. А., Николаева Е. А. Совершенствование организации режима труда и отдыха // Молодой ученый. - 2016. №8. - С. 560-562. URL: https://moluch.ru/archive/112/28179 (Дата обращения 16.02.2020).
  26. Кузнецова Е.В., Петровская В.Г., Рязанцева С.А. Психология стресса и эмоционального выгорания: учеб. пособ. для студ. факультета психологии. / Е.В. Кузнецова, В.Г. Петровская, С.А. Рязанцева. - Куйбышев, 2012. - 96 с.
  27. Куликов. Л.В. Руководство к методикам диагностики психических состояний, настроений и сферы чувств / Л.В. Куликов - СПб.: СПГУ. - 2003. – С. 32-62.
  28. Леонова A.Б., Мотовилина И.А. Профессиональный стресс в процессе организационных изменений // Психологический журнал. 2006. № 2. Т. 27. С. 79-92.
  29. Леонова А.Б. Комплексная методология анализа профессионального стресса: от диагностики к профилактике и коррекции // Психологический журнал. 2004. № 2. С. 76-85.
  30. Леонтьев Д.А. Очерки психологии личности. – М., 2007. – 43 с.
  31. Маслова И. С. Формирование и эффективное использование трудового потенциала / И.С. Маслова. - М.: Мир, 2013. - 473 с.
  32. Мельник В. Как снизить стресс с помощью нормирования труда. // Кадровик. Кадровый менеджмент. – 2007. – № 8. – С. 21-23.
  33. Овчарова Р.В., Уманский С.В. Психология Личности. – Курган: Изд-во Курганского государственного университета, 2010. – 237 с.
  34. Организационный стресс: учеб, пособие / О.Ю.Калмыкова, Н.В. Соловова, А.В. Гагаринский. - Самара: Самар, гос. техн. ун-т, 2014. – 117 с.
  35. Панченко. Л.Л. Диагностика стресса: учебное пособие / Л.Л. Панченко. - Владивосток. 2005. - 35 с.
  36. Пашукова Т.И. Психологические исследования. Практикум по общей психологии/ Т.И. Пашукова, А.И. Допира, Г.В. Дьяконов. - М.: Издательство "Институт практической психологии". 1996. - 153с.
  37. Питерсма П., ван Ассен М., ван дер Берг Г. Ключевые модели менеджмента. 60 моделей, которые должен знать каждый менеджер: Пер. с англ. В.Н. Егорова ‒ М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2011. ‒ 319 с.
  38. Поведение и саморегуляция человека в условиях стресса. /Марищук В.Л., Евдокимов В.И. - СПб.: Издательский дом «Сентябрь», 2001. – 260 с.
  39. Практикум по психологии состоянии / Под ред. АО. Прохорова. СПб.: Речь, 2004. - 480 с.
  40. Пригожим Л.И. Дезорганизация: Причины, виды, преодоление. М.: Альпина бизнес Букс, 2007. - 402 с.
  41. Психодиагностика стресса: практикум / сост. Р.В.Куприянов, Ю.М.Кузьмина; М-во образ, и науки РФ, Казан, гос. технол.ун-т. - Казань: КНИТУ, 2012. - 212 с.
  42. Психология личности. Сост. Н.В.Киршева, Н.В.Рябчикова. - М., Геликон. 1995. - 220 с.
  43. Психология стресса: учеб. - метод. пособие. / сост. К.С. Карташова. – Красноярск: Сиб. федер. ун-т, 2012. – 35 с.
  44. Пушкарев А.Л. ПТСР - диагностика и лечение/ А.Л. Пушкарев, В.А. Доморацкий, Е.Г. Гордеева - М., 2002. – 112 с.
  45. Рабцевич А.А., Радкевич М.С. Эргономика и ее значение для оптимизации трудовой деятельности человека // Молодой ученый. - 2014. - №5. - С. 306-307. – URL: https://moluch.ru/archive/64/10404/ (дата обращения: 03.03.2020).
  46. Райгородский Д.Я. Психодиагностика персонала. Методика и тесты / Д.Я. Райгородский - М., - 2007. Т.1. – 440 с.
  47. Реан А.А. Психология среднего возраста, старения, смерти. Прайм-Еврознак, 2003. – 384. с.
  48. Реньш М.А. Организационная психология: учеб, пособие / М.А. Реньш [и др.]: под ред. М.А. Реньш. Екатеринбург: Изд-во ГОУ ВПО «Рос. гос. проф.-пед. ун-т», 2009. - 255 с.
  49. Рогов. ЕИ. Настольная книга практического психолога в образовании / Е.П. Рогов. - М., 1995. - 529 с.
  50. Сбитнева Е.С. Управление созданием благоприятного социально-психологического климата в педагогическом коллективе в обеспечении мотивации // Молодой ученый. - 2019. - №47. - С. 50-51. – URL: https://moluch.ru/archive/285/64309 (дата обращения: 03.03.2020).
  51. Селье Г. Стресс без дистресса. М., 1979. – 109 с.
  52. Селье Г., Очерки об адаптационном синдроме. / Г. Селье. – М.: Знание, 2016. – 156 с.
  53. Сережкина Е.В. Управление стрессом на рабочем месте: организационный подход // Российский журнал менеджмента. – 2019. - № 17 (2) - С. 233–250.
  54. Старченко И.В. / Формирования положительного социально-психологического климата в органах местного управления/Journal of Economy and Business, 10-2 (56), 2019. – С. 105-111.
  55. Таламова И.Г. Виды и условия возникновения стресса. ФГОУ ВПО Сибирский ГОУ физической подготовки и порта. Омск, 2009. - URL: https://works.doklad.ru/view/bpXYRqYtBUc.html (Дата обращения 16.02.2020).
  56. Тарабрина Н.В. Практикум по психологии посттравматического стресса / Н.В.Тарабрина. СПб: Питер, 2001. – 272 с.
  57. Татура Ю.В. Стресс: Тонкости, хитрости и секреты. Издатель: "Бук-пресс" Город: Москва 2006. - 95с.
  58. Технологии психологической помощи в кризисных и чрезвычайных ситуациях: Учебно-методический комплекс. - СПб.: Изд-во РГПУ им. А.И. Герцена, 2008. - С. 183 - 189.
  59. Ульянов С.С. Роль современных методов материального стимулирования персонала // Молодой ученый. - 2019. - №9. - С. 153-155. – URL: https://moluch.ru/archive/247/56967 (Дата обращения 16.02.2020).
  60. Умберг Э./Управление организацией / Э.Д. Умберг // Центр управления Финансами. – URL: https://center-yf.ru/data/Menedzheru/upravlenie-organizaciey-2019.php (Дата обращения 16.02.2020).
  61. Фетискин Н.П. Социально-психологическая диагностика развития личности и малых групп / Н.П. Фетискин, В.В .Козлов, Г.М. Мануйлов. - М.: Институт Психотерапии, 2005. - 490с.
  62. Хнычекко Л.К., Сапронов И.С. Стресс и его роль в развитии патологических процессов // Обзоры по клин. фармакол. и лек. терапии – 2003. - Т. 2. - № 3. - С. 2-15.
  63. Чижова Е.Н. Что считать рационализацией деятельности предприятия? // Российское предпринимательство. – 2003. – Том 4. – № 10. – С. 52-57.
  64. Щербатых Ю.В. Психология стресса и методы коррекции. – СПб.: Питер, 2008. – 256 с.
  65. Щербатых Ю.В., Ивлева Е.И. Психофизиологические и клинические аспекты страха, тревоги и фобий. Воронеж, 1998. - С. 86-170.
  66. Щербатых, Ю.В. Психология стресса / Ю.В. Щербатых. - М.: Изд-во Эксмо, 2005. - 304 с.
  67. Baron R.A. Behavior in organizations. - Boston: Allyn and Bacon, Inc., 1983, 584 р.

Приложения

Приложение 1.1

Показатели стрессогенности сотрудников

Показатели

Критерии

Текучесть персонала

- Коэффициент текучести 
- Рост коэффициента 
- Структура текучести по причинам

Выпуск бракованной 
продукции

- Доля в общем объеме выпускаемой продукции, % 
- Стоимость бракованной продукции 
- Увеличение доли брака

Производственный 
травматизм

- Число производственных травм 
- Серьезность производственных травм 
- Увеличение количества производственных травм 
- Количество рабочих дней, потерянных вследствие травматизма на работе

Заболеваемость 
сотрудников

- Число случаев заболеваний 
- Рост числа случаев заболеваний 
- Среднее количество рабочих дней, не отработанных из-за болезней 
- Доля профессиональных заболеваний в количестве случаев заболеваний сотрудников по различным причинам 
- Число случаев обращения к врачу с жалобами на головную боль, головокружение, боли в желудке, мышцах, позвоночнике, раздражительность, снижение способности к концентрации внимания, ухудшение памяти, зрения, повышенное давление, сонливость, повышенный (пониженный) аппетит, ухудшение пищеварения и пр.

Нарушения трудовой, 
технологической 
дисциплины

- Количество случаев 
- Рост количества случаев 
- Причины нарушений 
- Удельный вес серьезных нарушений трудовой дисциплины в общем количестве случаев 
- Увеличение удельного веса серьезных нарушений трудовой дисциплины в общем количестве нарушений

Появление на работе 
в нетрезвом виде

- Количество случаев 
- Увеличение количества случаев

Взыскания, полученные
сотрудниками

- Количество взысканий 
- Рост числа взысканий 
- Причины, вызвавшие взыскания

Межличностные 
и межгрупповые 
конфликты

- Число конфликтов 
- Соотношение числа межличностных и межгрупповых конфликтов 
- Возрастание числа конфликтов 
- Средняя длительность конфликтов 
- Среднее количество сотрудников, участвующих в конфликтах 
- Возрастание количества сотрудников, участвующих в конфликтах 
- Число случаев увольнений сотрудников по причинам неразрешенных конфликтов


Приведено по: Мельник В. Как снизить стресс с помощью нормирования труда. // Кадровик. Кадровый менеджмент. – 2007. – № 8. – С. 21-23.

Приложение 2.1

Неденежные средства воздействия на мотивацию работников

Средства воздействия на мотивацию

Основное содержание

1

2

Организация работ

Разнообразие навыков, требуемых для выполнения работы

Законченность выполняемых заданий

Значимость и ответственность работы

Предоставление самостоятельности работнику

Своевременное информирование о соответствии работы установленным требованиям

Моральное стимулирование

Широкий набор нематериальных стимулов, используемых как непосредственным руководителем, так и администрацией предприятия (устная благодарность, почетная грамота, фото на доске почета и др.). Мотивирующий потенциал этого средства падает при формальном подходе

Индивидуальный подход при выборе стимулов

Оценка руководителем доминирующих у данного работника потребностей и выбор таких методов воздействия, которые в наибольшей степени соответствуют особенностям его мотивации

Постановка целей

Постановка перед работником четких целей и задач, которые должны быть решены за определенное время. Конкретность, привлекательность и реализуемость - ключевые требования к мотивирующим целям

Оценка и контроль

Различные формы контроля за работой исполнителя, осуществляемые непосредственным руководителем, и оценка его рабочих результатов и рабочего поведения

Информирование

Своевременность и полнота удовлетворения потребности работников в значимой для них информации

Климат в рабочей группе (команде)

Ценности и приоритеты, реализуемые в практике взаимодействия руководителя и членов команды

Традиции и правила, определяющие рабочее поведение и взаимодействие членов организации

Практика управления

Качество управления, соответствие стиля управления важнейшим ситуационным переменным (характеристики работников, задачи, временные ограничения и др.)

Меры дисциплинарного воздействия

Правильный выбор места (публично или в кабинете руководителя)

Своевременность дисциплинарного воздействия

Соразмерность строгости наказания тяжести проступка

Разъяснение причин

Внеличностный характер наказаний


окончание таблицы

1

2

Обращение к наиболее значимым для работника ценностям

Самоуважение

Финансовое благополучие

Ответственность перед командой (коллективом)

Интересы компании (предприятия, организации)

Карьерные перспективы

Интересы семьи и др.

Приведено по: Реньш М.А. Организационная психология: учеб, пособие / М.А. Реньш [и др.]: под ред. М.А. Реньш. Екатеринбург: Изд-во ГОУ ВПО «Рос. гос. проф.-пед. ун-т», 2009. - 255 с.

Приложение 2.2

Способы преодоления сопротивления организационным изменениям

Меры

Предпосылки

применения

Преимущества

Недостатки

1

2

3

4

Обучение и пре­доставление ин­формации

Недостаток инфор­мации, недостоверная информация или ее неправильная интерпретация

При убежденности сотрудников в не­обходимости ме­роприятия они активно участвуют в преобразованиях

Требует очень много времени, если надо охватить большое число сотрудников

Привлечение к участию в проекте

Дефицит информации у инициаторов проекта относительно программы изменений и предполагаемого сопротивления им

Участники заинте­ресованно поддер­живают изменения и активно предос­тавляют релевантную информацию для планирования

Требует очень много времени, если участники имеют неправиль­ное представление о целях изменений

Стимулирование и поддержка

Сопротивление в связи со сложностью индивидуальной адаптации к отдельным изменениям

Предоставление помощи при адаптации и учет инди­видуальных поже­ланий облегчают достижение целей изменения

Требует много времени, а также значительных рас­ходов, что может привести к неудаче проекта

Переговоры и соглашения

Сопротивление групп в руководстве предприятия, опасающихся потерять свои привилегии в результате изменений

Предоставление стимулов в обмен на поддержку может оказаться от­носительно простым способом преодоления сопротивления

Часто требует больших расходов и может вызвать претензии у других групп

Кадровые пере­становки и на­значения

Несостоятельность других «тактик» влияния или недо­пустимо высокие затраты по ним

Сопротивление от­носительно быстро ликвидируется, не требуя высоких затрат

Угроза будущим проектам из-за не­доверия затраги­ваемых лиц