Файл: налоговая система рф и проблемы ее совершенствования (Теоретические основы построения налоговой системы).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 31.03.2023

Просмотров: 73

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Налоговая система является одним из важ­нейших элементов регулирования и обеспече­ния жизнедеятельности всякого государства. Продуктивность ее существования и реализа­ции оценивается экономическим состоянием, уровнем влияния различных политических сил, налоговой культурой, предпочтениями и достижениями экономической науки и пр.

Существенное развитие системы налого­обложения происходит как оптимальное соот­ношение прямых и непрямых налогов в зави­симости от конкурентоспособности и эконо­мического состояния конкретного государства.

Определяющей для состояния налоговой системы является структура налогов. Она не­прерывно меняется под влиянием экономиче­ских, социальных и политических тенденций. В общем, существованию и развитию налого­вых систем в любом государстве присущи та­кие характеристики: расширение налогообло­жения частных доходов; модернизация дохо­дов, использующихся на нужды потребления; все большее уменьшение влияния налогов на прибыль хозяйствующих субъектов; постоян­ное увеличение отчислений на социальное страхование [18].

Прямые налоги в структуре налоговой сис­темы РФ занимают большую часть. Лидирует в налоговой системе доходное налогообложе­ние, например: налог на прибыль предприятий и на доходы физических лиц. Среди непрямых налогов доминирует доход на прибавленную стоимость.

Неустойчивость налоговой системы Рос­сийской Федерации способствовала тому, что возникли существенные налоговые нагрузки на субъекты хозяйствования, неоправданно изъяты оборотные средства у предприятий, возникла непредвиденная необходимость в кредитах.

Негативное влияние на субъекты хозяйст­венной деятельности имели возросшие начис­ления на фонд оплаты труда. Увеличившееся число налоговых льгот привело к необосно­ванному распределению валового внутреннего продукта и создало различные экономические условия для хозяйствования субъектов эконо­мической деятельности. В результате возник неофициальный сектор экономики, происходят уклонения от уплаты налогов и не своевре­менно поступают налоговые отчисления.

В НК Российской Федерации ставки ос­новных налогов следующие: на доход пред­приятий - 20%, налог на добавленную стои­мость - 17 % [1].

К обеспечению справедливого налогооб­ложения в обществе стремится наука. При этом специалисты отмечают, что реальны для внедрения два базовых подхода к проблеме. Эти подходы определяются тем, что положено в их основу, а именно: платежеспособность или полученные выгоды.


Принцип платежеспособности соотносится с поступлениями в бюджет и демонстрирует распределяющую роль налогообложения. Этот принцип подтверждает то, что бремя налого­обложения должно распределяться в соответ­ствии с возможностями налогоплательщика, то есть уровня его доходов, потребления, стоимо­сти имущества и пр. [22]

С принципом платежеспособности связаны обсуждения горизонтального и вертикального равенства в налогообложении. Горизонтальное равенство основано на том, что налогопла­тельщики, имеющие равную платежеспособ­ность, а также налоговую базу вносят равные суммы налогов на протяжении конкретного времени. Вертикальное равенство будет дос­тигнуто, если налогоплательщики, различаю­щиеся платежеспособностью, вносят разные суммы налогов, которые распределяются в со­ответствии с требованиями социальной спра­ведливости.

Принцип выгоды касается перечислений, способствующих справедливому способу оп­лачивания общественных благ и удобств, ко­торые обеспечивает государство.

Принцип определяющей базы заключается в том, что в основе каждой налоговой системы должна быть экономическая доктрина госу­дарства, на которой зиждется стратегия и так­тика, реализующиеся в процессе достижения намеченной цели.

Налоговая система должна быть также эф­фективной. Отсюда возможны определенные следствия для налоговой политики: налоги не должны быть чрезмерным бременем; затраты на администрацию и собирание налогов в сравнении с полученными поступлениями должны быть соразмерными.

Основные организационно - правовые принципы налогообложения зафиксированы в НК Российской Федерации [1]. К ним, в част­ности, относятся:

  1. принцип справедливости, утверждаю­щий, что каждый должен уплачивать налоги и сборы, определенные законом. При этом дол­жен соблюдаться принцип общности и равен­ства налогообложения, то есть учитываться фактические возможности налогоплательщика выплачивать налоги [7];
  2. принцип универсализации означает то, что налогам и сборам не могут быть присущи дискриминационные характеристики, которые не одинаково применимы в зависимости от политических, идеологических, этнических, конфессионных и других различий между на­логоплательщиками;
  3. принцип нейтральности гарантирует то, что налоги и сборы не могут нарушать единого экономического пространства Российской Фе­дерации и прямо или побочно не могут огра­ничивать перемещение товаров, работ, услуг или создавать помехи законного существова­ния и деятельности налогоплательщиков;
  4. принцип экономического обоснования предполагает, что налоги и сборы должны иметь экономическое обоснование и не могут быть установлены на каком - либо ином осно­вании;
  5. принцип определенности предусматри­вает то, что законодательные акты формули­руются так, чтобы каждый с ними знакомя­щийся, точно знал, какие налоги и в какой сумме он должен заплатить;
  6. принцип презумпции невиновности сви­детельствует о том, что все непреодолимые сомнения и неясности в законодательстве по налогообложению должны трактоваться на пользу налогоплательщика.

Таким образом, согласно общему подходу налоговая сис­тема - это совокупность налогов, сборов и других обязательных платежей, которые вво­дятся и собираются на территории государства.

В Российской Федерации установлены фе­деральные, региональные и местные виды на­логов. Становится ясно, что прин­ципы правового государства характеризуются двойной природой, так как, по своей сути, они являются конституционно - правовыми прин­ципами и одновременно конституционно - правовыми гарантиями. К тому же принципы правового государства выступают в качестве руководящего начала в правовом регулирова­нии всех возможных социальных отношений, в том числе, налоговых. Законность и четко определенные основы системы налогообложе­ния способствуют стабилизации отношений налоговой системы по отношению к бюджету и способствуют тому, что налогообложение имеет долгосрочный характер.

2. Современное состояние налоговой системы и ее проблемы

2.1. Реализация современной налоговой системы в России

Основные направления налоговой политики Российской Федерации на среднесрочную перспективу формулируются в Бюджетном послании Президента РФ Федеральному собранию. Послание Президента Российской Федерации обозначило конкретные меры, призванные обеспечить динамичное развитие страны во всех сферах, в том числе в сфере налогообложения [12].

Концепция планирования развития любой страны состоит из набора различных элементов, одним из которых является налоговая политика. Все мероприятия по организации функционирования и развития государства находятся в неразрывной связи друг с другом, поэтому невозможно рассматривать налоговую политику изолированно от других направлений общей стратегии правительства. Получить наиболее полное представление о текущих взглядах на перспективы развития экономических и социальных систем позволяет закон «О стратегическом планировании в Российской Федерации» от 28.06.2014 № 172-ФЗ.

В дополнение к указанному закону нельзя не упомянуть выпущенный Минфином РФ документ под названием «Основные направления налоговой политики Российской Федерации на 2018 год и на плановый период 2019 и 2020 годов», состоящий из трех обширных разделов:


Определение, анализ налоговой нагрузки и ее влияния на уровень деловой активности в России и зарубежных странах.

Оценка результатов проведенных за последние несколько лет на территории РФ мероприятий в области налоговой политики.

Перспективы развития и перечень мер налоговой политики, которые планируется реализовать в ближайшие 2-3 года [4].

Основополагающим принципом любых реформ и мер по настройке налоговой системы, которые были реализованы в 2018 году и в периоде 2019-2020 годов, является принцип фискальной нейтральности - то есть не повышение налоговой нагрузки для добросовестных налогоплательщиков. Об этом говорится в разработанном Минфином проекте Основных направлений бюджетной, налоговой и таможенно-тарифной политики на 2018 год и на плановый период 2019 и 2020 годов [16].

В 2018 году особую роль в настройке налоговой системы играла оптимизация налоговых льгот.

Оптимизация представляет особую важность, учитывая тот факт, что в отличие от прямых бюджетных расходов контроль, учет и оценка эффективности налоговых льгот и преференций (или налоговых расходов) пока не формализованы, что создает предпосылки для уменьшения прозрачности бюджетной и налоговой политики, и снижения эффективности государственной экономической политики в целом.

Если коротко подводить итоги по основным направлениям государства в налоговой политике, то можно привести следующее:

  • введение инвестиционной налоговой льготы по налогу на прибыль;
  • выравнивание налоговых условий для российских и иностранных операторов интернет-торговли;
  • признание покупателей отдельных видов товаров (например, лом и отходы черных и цветных металлов) налоговыми агентами и возложение на них обязанности по уплате НДС;
  • снятие ограничения по возрасту инвалида I или II группы, который находится на обеспечении родителей, в целях применения стандартного вычета по НДФЛ;
  • введение нового налога на добавленный доход для нефтяников;
  • полный охват розничной торговли онлайн-ККТ и упрощение процедуры их камеральных проверок;
  • расширение перечня оснований для предоставления отсрочки (рассрочки) по налогам (в частности, для особо важных предприятий) [16].

Рассмотрим структуру налоговых доходов бюджета РФ для определения факторов, которые влияют на их величину и поиска резервов увеличения налоговых поступлений в бюджет Российской Федерации.

Таблица 1 - Структура налоговых поступлений в доходах бюджета Российской Федерации за 2016-2018гг.


Наименование

2016г.

2017г.

Январь-апрель

2018г.

Млрд.

Уд. вес,

Млрд.

Уд. вес,

руб.

%

руб.

%

Налог на прибыль

491,4

7,1

491,0

НДС

2448,3

35,6

2657,4

Акцизы

527,9

7,7

632,2

НДПИ

3160,0

45,9

2863,5

Остальные налоги и сборы

252,8

3,7

285,1

Итого

6880,5

100,0

6929,1

Данные, представленные в табл. 1, свидетельствуют о том, что наибольшая доля в структуре налоговых поступлений в доходах бюджета РФ принадлежит налогу на добычу полезных ископаемых, который в 2016 г., 2017 г., а также январе-апреле 2018г. составил 45,9%, 41,3% и 42,8% соответственно. Незначительно меньший удельный вес занимает НДС, который за аналогичный период сформировался на уровне 35,6%, 38,4% и 36,8% соответственно. Наименьший удельный вес принадлежит остальным налогам и сборам (3,7% в 2016г., 4,1% в 2017г., а также 3,5% в январе –апреле 2018г.). Налоговые поступления в январе-апреле 2018г. увеличились на 39,2% соответствующему периоду 2017г. [16]

В современных условиях хозяйствования налоги следует назвать основным способом регулирования финансовых отношений в экономике государства. Во-первых, с помощью налогов государство обеспечивает себя финансовыми ресурсами, во-вторых выполняет значимые и первостепенные социальные и экономические цели и задачи.

Для определения направлений увеличения налоговых поступлений следует выявить основные факторы, которые влияют на динамику налоговых доходов.

Развитие налоговой системы Российской Федерации в условиях мирового финансового кризиса направлено на противодействие негативным эффектам, а также на создание условий для восстановления положительных темпов экономического роста. В этой связи важнейшим приоритетом является необходимость поддержания сбалансированности бюджетной системы. Предлагается внесение изменений в законодательство и уточнение ранее заявленных подходов к проведению налоговой реформы по вопросам:

-совершенствования налогового контроля за использованием трансфертных цен в целях налогообложения;

-создания института консолидированной налоговой отчетности по налогу на прибыль организаций;

-совершенствования порядка учета в налоговых органах организаций и физических лиц, оптимизации взаимодействия, в том числе посредством передачи документов в электронном виде, между налоговыми органами и банками, органами исполнительной власти, местными администрациями, другими организациями, которые обязаны сообщать в налоговые органы сведения, связанные с налоговым администрированием. налогообложение федеральный бюджет российский экономики.