Файл: налоговая система рф и проблемы ее совершенствования (Теоретические основы построения налоговой системы).pdf
Добавлен: 31.03.2023
Просмотров: 84
Скачиваний: 1
СОДЕРЖАНИЕ
1. Теоретические основы построения налоговой системы
1.1. Основные этапы эволюции налоговой системы России
1.2. Сущность и понятие налоговой системы
1.3. Принципы налоговой системы
2. Современное состояние налоговой системы и ее проблемы
2.1. Реализация современной налоговой системы в России
2.2. Проблемы налоговой системы в России и пути ее совершенствования
В заключение хочется непосредственно отметить, что в ближайшее время регулирование налоговой политики обеспечит решение сложных задач по стимулированию экономической активности, противодействию кризисным явлениям, повышению наполняемости государственной казны. Налоговая политика страны при выполнении всех необходимых задач может быть улучшено, путем создания эффективной, конкурентоспособной, устойчивой и, самое главное, удобной налоговой системы.
2.2. Проблемы налоговой системы в России и пути ее совершенствования
Основными направлениями совершенствования налоговой политики и развития налоговой системы России в настоящий момент являются [14]:
‒ поддержка развития наукоемких технологий и человеческого капитала;
‒ совершенствование налогового механизма для предпринимателей и малых предприятий;
– реформа имущественного налогообложения;
– повышение налогов на потребление при одновременном снижении налоговой нагрузки на труд и капитал;
– оптимизация предоставления налоговых льгот;
‒ повышение качества налогового администрирования.
Для приведения в действие механизма реформ, прежде всего надо подготовить базу. Реформы проводят люди, от их образования, правовой культуры, условий, в которых они работают, будет зависеть успешность и эффективность развития налоговой системы России. Необходимо уделять внимание материально - технической базе налоговых органов, их работа должна быть построена таким образом, чтобы идти в ногу с научно - техническим прогрессом, образование сотрудников налоговой инспекции постоянно должно самосовершенствоваться, систему оплаты труда можно связать с результатами работы, не только с уровнем пополнения казны, но и с итогами взаимодействия с налогоплательщиками, учитывать профессионализм и компетенцию [20].
Уровень налоговой культуры невозможно повысить за короткий промежуток времени, нужна планомерная работа в изменении сознания налогоплательщиков, что налоги неизбежны и их надо платить. В связи с этим необходимо тесное взаимодействие налоговых структур с населением и юридическими лицами, привлечение средств массовой информации для создания образа добросовестного налогоплательщика.
Для дальнейшего совершенствования налоговой политики России, исходя из вышеизложенного, необходимо [18]:
– проводить непрерывную работу по изменению законодательства о налогах и сборах;
‒ вместе с фискальной функцией налогов усилить регулирующую, контролирующую функции;
‒ обеспечивать наполнение доходной части бюджета не за счет увеличения налогового бремени, а за счет более эффективного администрирования;
‒ проводить работу по выведению налогоплательщиков из «тени», бороться с недобросовестными налогоплательщиками, уклоняющимися от налогов;
‒ механизм налогообложения максимально упростить, сокращать льготы, заменив их более широкой базой налогов;
‒ увеличить налогообложение сферы потребления за счет повышения таможенных пошлин и акцизов;
‒ упростить и по возможности снизить налогообложение оплаты труда;
‒ добиваться согласованности в работе органов, относящихся к данной сфере деятельности государства.
В качестве основы новой налоговой системы можно предложить следующие налоги. Одним из основных налогов, который мог бы заменить налог на доходы физических лиц, можно рассмотреть налог на расходы физических лиц с прогрессивной ставкой налогообложения.
Преимущество этого налога в том, что расходы легче контролируются, чем доходы, процесс взимания существенно упростится. Налог на доходы физических лиц в последнее время носит функцию косвенного налога с фонда оплаты труда, который увеличивает расходную часть на выплату зарплаты и себестоимость продукции, работ, услуг. Замена этого налога для предприятий освободит дополнительные оборотные средства. Более того принцип налогообложения расходов справедлив в социальном плане, доходы можно как - то скрыть, а расходы нет, покупка предметов роскоши и дорогостоящие покупки должны облагаться более высокой ставкой, социально - значимые товары самой низкой или вообще не облагаться. Инвестиционный рынок не пострадает, если снять налогообложение при продаже инвестиционных продуктов [23].
Следующим налогом, которым можно заменить налог на прибыль, стал бы налог на обложение доходов, выводимых из оборота предприятия. Причем к ним можно относить не только дивиденды, заемные средства, размещение средств на расчетных счетах, но и слишком высокие зарплаты (пределом можно назначить превышение средней заработной платы в этой отрасли в 3 - 5 раз) и другие расходы для работников не входящие в область оплаты труда. Определение налогооблагаемой базы по данному налогу гораздо легче, чем по налогу на прибыль, нет необходимости применения льгот, и для деятельности предприятий плюсом станет накопление оборотных средств, так как в интересах собственников станет экономия непроизводительных расходов.
Налог на добавленную стоимость с высокой процентной ставкой было бы целесообразнее заменить налогом с оборота со ставкой до 3 - 5 % , при этом обложению бы подлежали обороты всех юридических лиц и предпринимателей. Низкая ставка для малых предприятий с небольшими оборотами не несет большой нагрузки, крупные предприятия же выиграют с разницы между ставкой налога на добавленную стоимость 18 % и новым налогом 5 %, что позволит снизить цены на свою продукцию и повысить спрос [9].
Основными преимуществами предложенных налогов будут отсутствие льгот, упрощенный налоговый учет, возможность вывести свои доходы и обороты из тени недобросовестным налогоплательщикам, так как ставки по предлагаемым налогам существенно ниже.
На наш взгляд, в области совершенствования налоговой политики России есть много нерешенных задач, выбор инструментов налогового воздействия, механизма их использования должен быть определен руководством страны для создания долгосрочной стратегии и устойчивого развития экономики.
Таким образом, управление налоговой системой осуществляется посредством проводимой налоговой политикой. Основными задачами налоговой политики на современном этапе развития России является обеспечение государства финансовыми ресурсами в достаточном объеме, создание условий для развития и регулирования хозяйства страны, сглаживание неравенства в уровнях доходов населения и повышения в целом его благосостояния.
В качестве основных направлений развития налоговой системы выделены:
- противодействие уклонению от уплаты налогов и страховых взносов, в том числе за счет развития аналитических инструментов выявления налоговых правонарушений, стимулирования налогоплательщиков (плательщиков страховых взносов) к добровольному исполнению налоговых обязанностей (обязанностей по уплате страховых взносов) и применения в сделках цен, соответствующих рыночным;
- создание комфортных условий для исполнения налогоплательщиками (плательщиками страховых взносов) налоговых обязанностей (обязанностей по уплате страховых взносов): сокращение времени на подготовку и подачу отчетности, совершенствование электронного взаимодействия и удаленного доступа, максимальный переход на телекоммуникационные каналы связи;
- снижение административной нагрузки и упрощение процедур, развитие открытого диалога с бизнесом и обществом.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Налоговая система является неотъемлемой часть функционирования любого современного государства. Она является частью всей финансовой системы и оказывает непосредственное влияние на социально-экономическую сторону развития страны.
Налоговая система России прошла несколько этапов развития и до сих пор динамично меняется в зависимости от задач, которые ставятся в приоритете на текущий и перспективный период развития общества.
Современные принципы налогообложения закреплены законодательными актами Российской Федерации: Конституцией и Налоговым кодексом. Это такие принципы как: равенство и справедливость, определенность, единство налоговой системы, разделение налогов по уровням власти и др.
Управление налоговой системой осуществляется посредством проводимой налоговой политикой. Основными задачами налоговой политики на современном этапе развития России является обеспечение государства финансовыми ресурсами в достаточном объеме, создание условий для развития и регулирования хозяйства страны, сглаживание неравенства в уровнях доходов населения и повышения в целом его благосостояния.
Согласно научным исследованиям, считается, что в Российской Федерации применяется налоговая политика достаточно существенного уровня налогообложения. Однако, не все проводимые мероприятия в сфере налогообложения воспринимаются хозяйствующими субъектами оптимистично.
В настоящее время особое внимание уделяется переводу взаимоотношений между налоговыми органами и налогоплательщиками на уровень электронного обмена информацией и усиление мер налогового администрирования. В связи с чем, проведен анализ динамики количества налогоплательщиков и уровня собираемости налоговых платежей в федеральный бюджет. Отметим, что в течение анализируемого периода и количество налогоплательщиков в целом по России, включая юридические лица и индивидуальных предпринимателей, и уровень собираемости налогов имеют тенденцию роста.
В качестве основных направлений развития налоговой системы выделены:
- противодействие уклонению от уплаты налогов и страховых взносов, в том числе за счет развития аналитических инструментов выявления налоговых правонарушений, стимулирования налогоплательщиков (плательщиков страховых взносов) к добровольному исполнению налоговых обязанностей (обязанностей по уплате страховых взносов) и применения в сделках цен, соответствующих рыночным,
- создание комфортных условий для исполнения налогоплательщиками (плательщиками страховых взносов) налоговых обязанностей (обязанностей по уплате страховых взносов): сокращение времени на подготовку и подачу отчетности, совершенствование электронного взаимодействия и удаленного доступа, максимальный переход на телекоммуникационные каналы связи,
- снижение административной нагрузки и упрощение процедур, развитие открытого диалога с бизнесом и обществом.
Развитие налоговой системы неразрывно связано с приоритетными направлениями развития государства в целом и юридических и физических лиц в том числе. Поэтому при построении и совершенствовании налоговой системы должны учитываться интересы всех сторон налоговых отношений.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
- Налоговый кодекс Российской Федерации (часть первая) от 31.07.1998 № 146-ФЗ (ред. от 25.12.2018) // Российская газета. - N 148-149. - 06.08.1998.
- Налоговый кодекс Российской Федерации (часть вторая) от 05.08.2000 № 117-ФЗ (ред. от 25.12.2018) // Собрание законодательства Российской Федерации. - 07.08.2000. - N 32. - Ст. 3340.
- Бюджетный кодекс Российской Федерации от 31.07.1998 N 145-ФЗ (ред. от 27.12.2018) // Собрание законодательства РФ, 03.08.1998, N 31, ст. 3823.
- Абдулхаирова Э.М. Проблемы современной налоговой системы РФ и предложения по ее совершенствованию // Инновационная наука: прошлое, настоящее, будущее. – 2016. – С. 193.
- Аронов А.В. Налоговая политика и налоговое администрирование: учеб. пособие. - М.: Магистр, ИНФРА-М, 2016. - 544 с.
- Байзуллаев С.А. Налоговая система и ее функции // Успехи современной науки и образования. – 2016. – С. 93.
- Бородай О.Е. Три уровня системы налогообложения в Российской Федерации // Аудиторские ведомости. – 2015. - №7. – С. 56.
- Грачев М.С. Налог, сбор и налоговая система: экономические, исторические и правовые аспекты //Финансы и кредит. – 2017. – №. 27 (507).
- Евстигнеев Е.Н. Налоги и налогообложение: учебное пособие для вузов. - СПб.: Питер, 2015.-320 с.
- Зозуля В.В. Гармонизация налоговых систем как способ ограничения налоговой конкуренции в условиях интеграции // Международный бухгалтерский учет. - 2018. - № 31. - С. 20 – 27.
- Майбуров И.А. Налоговая система России: выбор дальнейшего пути реформирования //Финансы. – 2012. – №. 8. – С. 45-49.
- Мороз В.В. Налоговая система РФ на современном этапе ее развития //Бизнес в законе. Экономико-юридический журнал. – 2016. – №. 6.
- Налоги и налоговая система: учебное пособие / В.Ф. Тарасова, М.В. Владыка, Т.Н. Флигинских, Т.В. Сапрыкина. – Белгород, НИУ «БелГУ», 2016 – 130 с.
- Налоговое право: учебник / под ред. Е.Ю. Грачевой, О.В. Болтиновой. – Москва: Проспект, 2016. – 384 с.
- Никулкина И.В. Общая теория налогообложения: учебное пособие / И.В. Никулкина. – М.: ЭКСМО, 2016 – 173 с.
- Основные направления налоговой политики на 2017 год и плановый период 2018 и 2019 годов [Электронный ресурс] // Официальный сайт Министерства финансов Российской Федерации Режим доступа: http://minfin.ru/common/upload/library/2016/12/main/ONNP_2017-2019_razmeshchenie.pdf.
- Пансков В.Г. Налоги и налогообложение: учебник для СПО / В.Г. Пансков. – М.: Издательство Юрайт, 2018. - 392 с.
- Ремпель А.В. Налоговая система Российской Федерации и пути ее совершенствования // Материалы и методы инновационных исследований. – 2016. – С. 161.
- Тарасова В.Ф. Налоги и налогообложение: учебник / В.Ф. Тарасова, М.В. Владыка, Т.В. Сапрыкина, Л.Н. Семыкина; под общ. ред. В.Ф. Тарасовой.- М.: КНОРУС, 2016.- 496 с.
- Теория и практика налогообложения: учебник / под ред. Н.И. Малис. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Магистр, ИНФРА-М, 2017. - 432 с
- Филобокова Л.Ю. Налоговая система как фактор трансформации национальной экономики к устойчивому развитию и методические подходы к оценке ее эффективности // Экономический анализ: теория и практика. – 2018. – №. 16. – С. 12.
- Черник Д.Г. Налоги: Учебник для студентов вузов / Д.Г. Черник. – 3–е изд., перераб. и доп. – М.: ЮНИТИ–ДАНА, 2015. – 479 с.
- Ядрихинский С.А. Механизм обеспечения исполнения обязанности по уплате налогов: проблемы теории и практики / С.А. Ядрицкий, отв. ред. Е.Ю. Грачева. - М.: НОРМА, ИНФРА-М, - 2015. - 144 с.
- Ядрихинский С.А. Налоговое право / С.А. Ядрицкий. - М.: НОРМА, ИНФРА-М, - 2015. - 196 с.
- Ялбулганова А.А. К вопросу о преобразовании системы налогов и сборов РФ // Финансовое право. - 2017. - № 7. - С. 29 - 36.