Файл: налоговая система рф и проблемы ее совершенствования (Теоретические основы построения налоговой системы).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 31.03.2023

Просмотров: 71

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

ВВЕДЕНИЕ

Налоги выступают одним из важнейших элементов государственного регулирования экономики, являясь одновременно составной частью финансово-экономической системы воздействия на экономику. Можно сказать, что, создавая налоговую систему, государство стремится использовать ее в целях определенной финансовой политики. В связи с этим она становится самостоятельным направлением – налоговой политикой. Под налоговой политикой понимается это комплекс мероприятий государства в области налогов, осуществляемых органами власти и управления в соответствии с нормами налогового права, налоговая политика является частью финансовой политики. В современных условиях государства с развитой рыночной экономикой ставят перед налоговой политикой следующие важнейшие цели:

- государственное регулирование экономики, связанное со стимулированием или ограничением хозяйственной деятельности;

- обеспечение финансовых потребностей всех уровней власти, которые позволяют проводить адекватную экономическую и социальную политику, а также выполнять возложенные на них функции;

- реализацию государственной политики регулирования доходов.

Эти цели могут быть достигнуты путем координации экономических процессов для достижения развития общественного производства. Налоговая политика определяет роль налогов в обществе. Она постоянно подвергается изменениям в зависимости от изменения деятельности государства.

Цель исследования – изучить налоговую систему Российской Федерации и определить пути ее совершенствования.

Задачи исследования:

1. Изучить основные этапы эволюции налоговой системы России .

2. Рассмотреть сущность и понятие налоговой системы.

3. Определить принципы налоговой системы.

4. Исследовать современную налоговую систему в России.

5. Определить проблемы налоговой системы в России и пути ее совершенствования.

Методика исследования основывалась на сравнительном и экономико­статистическом анализе.

Нормативно-правовой основой являются нормы Конституции РФ, Налогового Кодекса РФ, федеральных законов и иных нормативно-правовых актов правительства РФ.

Учитывая актуальность данной темы, ей посвящено множество трудов, которые мы использовали при решении поставленных задач: Э.М. Абдулхаирова, О.Е. Бородай, В.В. Зозуля, И.А. Майбуров, В.Г. Пансков, Л.Ю. Филобокова, Д.Г. Черник, С.А. Ядрихинский.

Курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованных источников.


1. Теоретические основы построения налоговой системы

1.1. Основные этапы эволюции налоговой системы России

Такое понятие как налоги возникло уже на заре возникновения человеческой цивилизации, как только у людей появились первые потребности. Без налогов не может существовать ни одно государ­ственное образование. Испокон веков налоги служили и служат источником формирования государ­ственного бюджета. В условиях современных рыночных отношениях налоговая система является од­ним из важнейших регуляторов экономики.

В настоящее время нет какой-то определенной характери­стики одного из основных понятий налогообложения, такого как «налоговая система» [11]. Терминами, которые наиболее часто употребляются в научной литературе, наряду с налоговой системой являются система налогообложения, налогообложение. Основным законодательным документом считается Налоговый кодекс РФ. Он регулирует вопросы налогообложения в России, но он в свою очередь, так же не раскрывает значение понятия «налоговая система». Налоги – одно из главнейших определений экономической науки.

Налог взыскивается различными методами государственного принуждения. Также он безвозмез­ден и не носит характера наказания. Налоги устанавливаются в одностороннем порядке законодатель­ной властью. Системой налогов называется совокупность сборов, налогов, пошлин и других платежей, которые приравнены к налогам, и которые взимаются в тот или иной период времени на территории государства [15].

Налог на прибыль (доход) юридических лиц, НДС, акцизы, подоходный налог с физиче­ских лиц; таможенные пошлины, налог с продаж, платежи в социальные фонды являются основными налогами, за счет которых формируется основная масса бюджетных доходов, как в российской, так и мировой практике. Налоговую систему образует совокупность взимаемых в государстве налогов, сбо­ров, пошлин и других обязательных платежей , а также методов и форм их построения [21].

На основе Налогового Кодекса обеспечивается единство правовой базы налоговой системы РФ. Его главной задачей является создание простой, рациональной, единой налоговой системы в РФ. Со­гласно НК основным элементом налоговых правоотношений со стороны государства выступают налоговые органы.


Система налоговых органов является одним из главных звеньев налоговых администра­ций. Налоговой администрацией называется институт государственного управления в сфере налоговых правоотношений, целью деятельности которого является реализация государственной функции по до­стижению и поддержанию состояния налоговой безопасности и правопорядка в налоговой сфере [17].

Система налогообложения в России развивалась, формировалась и претерпевала те или иные изменения вместе с переменами в экономическом и политическом устройстве страны [8]. Такие про­цессы не всегда гладко происходили в России. Если проводить анализ становления налоговой системы в России в дореволюционном периоде, то его можно условно разграничить на несколько этапов.

Началом становления налоговой системы России является конец IX-XII в. Объединение Древне­русского государства послужило предпосылкой ее развития. Характерной особенностью налоговой системы этого периода можно назвать нерегулярный характер налоговых платежей, который чаще все­го выражался в сборе поборов и дани в княжескую казну. Основное место отводилось пошлинам.

Во времена татаро-монгольского ига, а именно в XIII-XIV вв., развитие налоговой системы было практически приостановлено. Сборы и налоги стали носить угнетающий характер. Поборы не давали возможности дальнейшего развития и, как следствие, истощали экономику Руси. На данном этапе уплата сборов контролировалась баскаками и преобладало косвенное налогообложение. Прослежива­ется становление подушного обложения в течение XV-XVI вв.

Сборы стали взиматься на возмездной основе, как плата граждан за защиту от внешних и внутренних врагов. Также начинают появляться первые прямые налоги, что послужило началом нового этапа в становлении финансовой системы Ру­си. Но по-прежнему ведущее место занимали пошлины и акцизы.

Первый крупный труд русского экономиста Н.И. Тургенева в области налогообложения был издан в России в 1818 году. Он носил название «Опыт теории налогов» и представлял собой классическое исследование основ государственного налогообложения. С середины девятнадцатого века до Великой октябрьской революции система налогообложения продолжала развиваться. Наиболее значимым со­бытием этого периода стала работа Податной комиссии для уравнения и упорядочения прямых нало­гов [10].

Что касаемо послереволюционного реформирования налоговой системы России, то его можно представить следующим образом.

Происходит ликвидация сложившейся налоговой системы в 1918-1921 годах. В феврале 1921 го­да происходит приостановление Наркомфином взимания всех денежных налогов. Налоговый аппарат был полностью расформирован.


Рассматривая экономическое развитие России в этих временных рам­ках, можно сделать вывод ,что ее экономическое развитие вернулось на несколько веков назад. В это время существовали следующие группы пошлин, налогов, сборов: косвенные налоги, прямые налоги; пошлины: судебная, патентная и др.; сборы: патентный, гербовый, канцелярский, на нужды жилищного и культурно-бытового строительства, прописочный [8]. В этот период появилось множество налогов и сборов, устанавливавшиеся местными органами власти, которые не были предусмотрены законода­тельством.

На 1921-1930 годы приходится начало восстановления системы налогообложения. В соответ­ствии с Положением о Народном комиссариате финансов, которое было утверждено ВЦИК 26 июля 1921 года, в составе Наркомфина было создано Организационно-налоговое управление.

Советская реформа налогообложения является следующим этапом развития налоговой системы . Характерным признаком периода стало снижение роли налогов в системе государственных финансов. Доход государства формировался за счет прямых изъятий валового внутреннего продукта, на основе государственных монополий, а не за счет налогов [12].

Послевоенное и военное время предопределило развитие налоговой системы в России. Во вре­мя Великой Отечественной войны продолжает действовать система обязательных платежей из прибы­ли государственных предприятий.

В период с 1991 по 1992 год был завершен процесс создания единой централизованной системы налоговых органов Российской Федерации. О важности налоговой системы для развития народного хозяйства также свидетельствует и тот факт, что этот вопрос нашел отражение в Конституции Российской Федерации, которая была принята 12 декабря 1993 года. В ней были ого­ворены обязанности налогоплательщиков и общие черты налоговой системы [13].

Таким образом, в современном мире налоговая система выступает важнейшим звеном не только финансовой системы государства, неотъемлемой частью которой она является, но и общей системы экономического регулирования экономики.

1.2. Сущность и понятие налоговой системы

Формирование финансовой системы и ее составной части – налоговой системы – неразрывно связано с эволюцией общества, с изменением форм государственного устройства. Налоги являются основным источником формирования бюджета. Они представляют собой часть валового внутреннего продукта, создаваемого в процессе производства и обращения при помощи человеческого труда, капиталов и природных ресурсов. Многие современные государства (в их числе и Россия) обладают незначительной собственностью на средства производства, поэтому формирование их бюджета происходит за счет отчуждения средств других участников производственного процесса. Подобные отчисления производятся главными участниками экономического процесса [25]:


  • физическими лицами, получающими доход;
  • юридическими лицами (хозяйствующими субъектами).

За счет налоговых поступлений, сборов, пошлин и других установленных платежей формируются финансовые ресурсы общества.

В идеале схема финансовых взаимоотношений между хозяйствующим субъектом и государством должна быть замкнутой: первый платит налоги, а второе предоставляет на эту сумму товары и услуги, называемые общественными благами. В реальности это невозможно, так как на государство возложена не только экономическая функция, непосредственно касающаяся деятельности каждого предприятия, но и общенациональная, которая воздействует на плательщика налога лишь опосредованно, через социальную среду.

В ст. 8 НК РФ дается определение налога: налог это «обязательный, индивидуально безвозмездный платежа, взимаемого с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на правах собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств в целях финансового обеспечения деятельности государства и (или) муниципальных образований» [1].

Налоги и сборы являются основной составляющей налоговой системы. Сущность налогов проявляется через их функции. Экономисты по-разному трактуют и разделяют функции налогов и сборов. Остановимся на основных: фискальная, экономическая, контрольная.

Фискальная функция в основном рассматривается как основная, которая присутствует во всех государственных формах и на всех этапах эволюции. Благодаря действию данной функции формируется единый централизованный денежный фонд государства – бюджет и государственные институты обеспечиваются нужными ресурсами.

Фискальная функция налогов, как бы позволяет государственным структурам вмешиваться в хозяйственную и социальную жизнь общества и тем самым обусловливает экономическую функцию налогов.

Экономическая функция не так однозначна и рассматривается учеными - экономистами с разных сторон. Поэтому многие из них выделяют несколько ее разновидностей, например: регулирующую, распределительную, стимулирующую, социальную и воспроизводственную. Данная функция позволяет осуществлять налоговое регулирование, которое является составной частью государственного регулирования, и на современном этапе развития налоговой системы признано важным инструментом воздействия государства на объем потребительского спроса, темпы экономического роста, инвестиции, а также на стимулирование отдельных сфер и отраслей экономики [14].