Файл: налоговая система рф и проблемы ее совершенствования (Теоретические основы построения налоговой системы).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 31.03.2023

Просмотров: 70

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

В научных трудах отмечается наличие связи между основными функциями налогов - фискальной и экономической. Например, увеличение налогового бремени позволяет в большей мере реализовать фискальную функцию в краткосрочном периоде, однако одновременно с этим подрывает экономические стимулы развития производства, и как следствие, в перспективном периоде будет наблюдаться спад развития экономических субъектов и снижение налоговых поступлений в бюджет государства. И наоборот, снижение ставок, введение льгот в краткосрочном периоде приводят к уменьшению роли фискальной функции, но благоприятно влияет на развитие экономики. При этом в долгосрочной перспективе именно благодаря росту деловой активности хозяйствующих субъектов доходы государства увеличатся, и, как следствие, возрастет роль фискальной функции и при среднем или незначительном уровне налогообложения [9].

Действие третьей, контрольной, функции необходимо для оперативной оценки эффективности каждого отдельного налогового источника и фискального бремени в целом, а также для выявления направлений, в отношении которых необходимо внести изменения в налоговую систему и бюджетную политику. Данная функция состоит в количественном анализе налоговых поступлений и их сравнении с нуждами государства в финансовых источниках. Осуществляется контрольная функция налоговыми органами, которые призваны контролировать правильность исчисления, своевременность уплаты и правильность зачисления налогов, соблюдение принятых норм заполнения и предоставления налоговой отчетности.

Именно одновременная реализация во взаимосвязи всех функций налогов и определяет эффективность финансово-бюджетных отношений и налоговой политики. Все функции, которые присущи налогам несет в себе и налоговая система.

За основу проводимого исследования возьмем следующее определение налоговой системы: «Налоговая система – это целостное экономическое явление, состоящее из отдельных частей, объединенных общими задачами, целями и находящихся в определенной связи между собой» [24].

На становление, развитие и функционирование налоговой системы оказывают влияние разные факторы. Поэтому в развитии мировой налоговой системы как элемента государственного устройства можно выделить несколько периодов. Первым этапом развития охвачено хозяйство Древнего мира и экономика Средних веков. Характерным для данного периода является неразвитость налоговых отношений, случайный характер платежей приравниваемых экономистами к понятию налогов.


Во втором периоде происходит осознанное формирование национальных налоговых систем, происходящее на фоне вытеснения натурального хозяйства денежным и роста нужд государства. В этом периоде налги носят преимущественно косвенный характер, вводятся и отменяются в зависимости от задач, стоящих перед государством на конкретный период времени [11].

Третий период характеризуется меньшим количеством налогов, стремлением к их единообразию. Вырабатываются унифицированные правила налогообложения, более четко определяются формы обязательных отчислений, осуществляются попытки введения в действие унифицированных правил налогообложения. Одновременно в результате теоретических исследований будущего налогов был сделан вывод об их объективной необходимости.

Четвертый период развития государственных финансов (XX-XXI вв.) характеризуется устоявшейся совокупностью налогов. Сформированы общие принципы построения налоговой системы, одновременно с этим основной функцией признается фискальная. Изучая национальные и региональные варианты развития определены основные факторы, влияющие на структуру налоговой системы индивидуальной страны: уровень экономического развития, господствующая в обществе экономическая доктрина, общественно­экономическое устройство общества, государственное устройство. Параллельно с учеными были детально проработаны и отдельные вопросы: унификация используемых терминов и понятий, классификации налогов, судебно-правовые аспекты применения налогового законодательства и т.д. [23].

Основы современной действующей налоговой системы России были заложены в 1991 г. с принятием большого пакета законов по отдельным видам налогов, введённым в действие с 1 января 1992 г. Общие принципы построения налоговой системы на тот момент определял Закон РФ от 27 декабря 1991 г. № 2118-1 «Об основах налоговой системы в Российской Федерации». В настоящее время налоговые отношения регламентируются Налоговым кодексом Российской Федерации, согласно положениям которого налоговая система Российской Федерации представлена «совокупностью налогов и сборов, взимаемых в установленном порядке с плательщиков (юридических и физических лиц) на территории страны» [25].

За счет поступлений от налогов и сборов формируется большая часть бюджетных доходов, государственных внебюджетных фондов. Часть налоговых доходов формирует целевые отчисления.

Основным элементом налоговой системы является совокупность взимаемых государством с юридических и физических лиц различных видов налогов и сборов. Налоговые отношения, возникающие между государством и субъектами, регламентируются законодательными актами. Следовательно, ещё одним важным элементом является компетенция государственных органов (законодательных и исполнительных). При осуществлении функций государственных структур вырабатываются принципы, формы и методы построения налогов, сборов и взносов, методы их исчисления. Также элементом налоговой системы являются налоговые органы, которые организуют и проводят работу по контролю за правильностью и полнотой исчисления и соблюдением сроков уплаты налогов.


Таким образом, налоговую систему можно определить как совокупность:

  • налогов и сборов, взимаемых государством;
  • принципов, форм и методов их установления;
  • форм и методов налогового контроля и ответственности за нарушение налогового законодательства. Ни один налог не может быть введен на любой территории Российской Федерации, если он не установлен НК РФ.

Налоговая система должна способствовать эффективному управлению экономикой, учитывать интересы государства, хозяйствующих субъектов и населения. С этой целью государство разрабатывает налоговую политику страны, учитывая международный опыт и национальные особенности развития. Таким образом грамотно построенная налоговая система, налоговая политика как составные части всей финансовой системы страны могут влиять на развитие хозяйствующих субъектов и, следовательно, на экономику страны и социальную жизнь общества.

1.3. Принципы налоговой системы

Объективное значение принципов, на основе которых создана и функционирует налоговая система, есть безусловной. Это объ­ясняется тем, что принципы не только направ­ляют развитие правоотношений, исполняют роль регулятора в случае нормативного упу­щения в налоговом законодательстве, выделя­ют те или иные общественные отношения в определенную правовую категорию, а также формируют определенное правовое мышление, правовую культуру в обществе и государстве. Ценность принципов налоговой системы за­ключается в том, что они призваны обеспечить органическую связь и логическую системность норм налогового права [8]. Историче­ский опыт развития налоговой системы с древнейших времен и до настоящего времени позволяет понять закономерности и выделить особенности, присущие РФ (Российской Феде­рации). Налоговым кодексом Российской Фе­дерации охвачены все действующие в государ­стве налоги и сборы [10].

А. Смит стал автором теоретических основ налогообложения. Однако его характеристики налогообложения исходят из интересов только налогоплательщика. Поэтому их называют «декларациями прав плательщика». Немецкий экономист А. Вагнер предложил девять основ­ных правил налогообложения. Он объединил принципы в четыре группы. Первая группа: финансовые принципы налогообложения, то есть достаточность обложения, при которой объем денежных ресурсов должен быть доста­точным для поддержания хозяйственной сис­темы. Вторая группа: использование в налого­вой системе определенных налогов, которые при увеличении государственных потребно­стей предоставляют возможность увеличить размер налоговых поступлений. Третья груп­па: принципы, касающиеся народного хозяйст­ва, то есть должен быть надлежащий выбор источника налогообложения, при котором в качестве источника налогообложения должен выступать не только доход, а и капитал. Чет­вертая группа: наличие налогов, в большей мере, содержащих регулирующее начало или фискальное; этические принципы или равенст­во всех плательщиков; административно – технические правила, включающие фактиче­скую определенность налогообложения; удоб­ство уплаты налогов; максимальное уменьше­ние затрат на взимание [4].


Определенное развитие принципы налого­обложения А. Смита получили в работе «Опыт теории налогов» (1818), принадлежащей рос­сийскому ученому Н. И. Тургеневу. В указан­ном труде он углубляет принципы налогооб­ложения, называет необходимостью сокраще­ние издержек налогообложения и целесооб­разностью взимать налог не с самого капитала, а с чистого дохода с тем, чтобы не опустошать источники государственных пополнений [4].

С развитием налоговых систем уточнялись старые и назывались новые принципы налогооб­ложения. В настоящее время принципы налого­обложения определены Налоговым кодексом РФ.

Некоторые ученые, изучая принцип по­строения налоговой системы, бездоказательно смешивают указанные принципы с правилами налогообложения. Так, авторы учебного посо­бия «Налоги и налогообложение в схемах и таблицах» к принципам построения налоговой системы относят равномерность, определен­ность, удобство, дешевизну [15]. Авторы этой же работы пишут о принципе построения налоговой системы, как предусмотренном в ст. 3 Налогового кодекса Российской Федерации [5].

Рассмотренные принципы налогообложе­ния стали представлять собой систему, которая учитывала интересы, в основном, государства.

Так же существуют иные взгляды, которые рассматривают принципы налоговой системы значительно шире, а именно, в качестве осно­вы, что отражает соотношение, взаимосвязь элементов налоговой системы, то есть налогов, сборов, пошлин. В таком смысле под принци­пами налоговой системы понимают их сово­купность, регулирующую налогообложение. Так, в этот перечень можно включить сле­дующие принципы: простота и понятность на­числения; отсутствие дублирования; простота и экономичность налогов; стабильность и про­порциональность налоговых сборов услугам, предоставленным государством; допустимый размер общего налогового бремени [13]. Такой пример обозначает, что происходит отождест­вление принципов построения налоговой сис­темы и самого процесса налогообложения. Вместе с тем такое отождествление вызывает смешивание понятий «налоговая система» и «система налогообложений», что противоре­чит, как экономической, так и правовой науке. Заслуживает понимания тот факт, что налого­вая система представляет собой совокупность различного рода обязательных платежей пуб­личного характера, которые выступают источ­ником для формирования доходной части бюджета и других публичных денежных фон­дов. Таким образом, система налогообложения - это не только совокупность налогов и сбо­ров, а и их администрирование. Однако оче­видно, что наука и законодатель в этом вопро­се имеют расхождения.


НК (Налоговый кодекс) РФ не дает опре­деления понятия «система налогообложения». Налоговая система представляет собой закреп­ленный законодательно перечень налогов и сборов. Система налогообложения не может существовать без беспрерывного процесса ад­министрирования, то есть учета налогопла­тельщиков, контроля и пр. Таким образом, не следует считать тождественными похожие по звучанию, но различные по содержанию поня­тия.

Принципы правового государства являют­ся основополагающими для любого вида госу­дарственной деятельности, однако это не дает возможности выделить специфику, определить присущие только этому виду деятельности ос­новополагающие начала [13]. Принцип право­вого государства предполагает наличие требо­ваний, адресованных законодателю, например: точность, конкретность, определенность и не­противоречие законов [6].

Следовательно, теория правового государ­ства может рассматриваться в качестве основы принципов разделения власти, новой трактов­ки принципа взаимной ответственности госу­дарства и личности или принципа ограничения государственной власти. Хотя современное законодательство закрепляет доминирующую роль фискальной функции налогов в налого­вой системе государства [9].

Правовое государство - это в то же время и политико-правовая форма организации пуб­личной власти, функционирование которой осуществляется на основе правовых норм с тем, чтобы обеспечить соблюдение и реализа­цию прав и свобод граждан.

Согласно Конституции Российская Феде­рация, Россия утверждается как демократиче­ское федеративное правовое государство с республиканской формой правления. В РФ выделены и законодательно закреплены ос­новные права, свободы и обязанности человека и гражданина. Человек, его жизнь и здоровье, честь и достоинство, неприкосновенность и безопасность признаются в РФ наивысшей со­циальной ценностью. Государственная власть в России разделяется на законодательную, ис­полнительную и судебную. Признается и га­рантируется в России местное самоуправле­ние; признается и осуществляется принцип верховенства права [11].

Проявлением осуществления налоговой политики, которая проводится в государстве и формируется соответствующими структурами, является налоговая система государства.

Согласно общим определениям налоговая система государства - это налоги государст­венного уровня и местные налоги, уплачивае­мые в различные бюджеты, формы и методы их существования и реализации, изменения, отмены, начисления, уплаты и взыскания, а также обеспечение привлечения к ответствен­ности за совершение правонарушений в сфере налогообложения и организация работы нало­гового контроля.