Файл: налоговая система рф и проблемы ее совершенствования (Теоретические основы построения налоговой системы).pdf
Добавлен: 31.03.2023
Просмотров: 80
Скачиваний: 1
СОДЕРЖАНИЕ
1. Теоретические основы построения налоговой системы
1.1. Основные этапы эволюции налоговой системы России
1.2. Сущность и понятие налоговой системы
1.3. Принципы налоговой системы
2. Современное состояние налоговой системы и ее проблемы
2.1. Реализация современной налоговой системы в России
2.2. Проблемы налоговой системы в России и пути ее совершенствования
В научных трудах отмечается наличие связи между основными функциями налогов - фискальной и экономической. Например, увеличение налогового бремени позволяет в большей мере реализовать фискальную функцию в краткосрочном периоде, однако одновременно с этим подрывает экономические стимулы развития производства, и как следствие, в перспективном периоде будет наблюдаться спад развития экономических субъектов и снижение налоговых поступлений в бюджет государства. И наоборот, снижение ставок, введение льгот в краткосрочном периоде приводят к уменьшению роли фискальной функции, но благоприятно влияет на развитие экономики. При этом в долгосрочной перспективе именно благодаря росту деловой активности хозяйствующих субъектов доходы государства увеличатся, и, как следствие, возрастет роль фискальной функции и при среднем или незначительном уровне налогообложения [9].
Действие третьей, контрольной, функции необходимо для оперативной оценки эффективности каждого отдельного налогового источника и фискального бремени в целом, а также для выявления направлений, в отношении которых необходимо внести изменения в налоговую систему и бюджетную политику. Данная функция состоит в количественном анализе налоговых поступлений и их сравнении с нуждами государства в финансовых источниках. Осуществляется контрольная функция налоговыми органами, которые призваны контролировать правильность исчисления, своевременность уплаты и правильность зачисления налогов, соблюдение принятых норм заполнения и предоставления налоговой отчетности.
Именно одновременная реализация во взаимосвязи всех функций налогов и определяет эффективность финансово-бюджетных отношений и налоговой политики. Все функции, которые присущи налогам несет в себе и налоговая система.
За основу проводимого исследования возьмем следующее определение налоговой системы: «Налоговая система – это целостное экономическое явление, состоящее из отдельных частей, объединенных общими задачами, целями и находящихся в определенной связи между собой» [24].
На становление, развитие и функционирование налоговой системы оказывают влияние разные факторы. Поэтому в развитии мировой налоговой системы как элемента государственного устройства можно выделить несколько периодов. Первым этапом развития охвачено хозяйство Древнего мира и экономика Средних веков. Характерным для данного периода является неразвитость налоговых отношений, случайный характер платежей приравниваемых экономистами к понятию налогов.
Во втором периоде происходит осознанное формирование национальных налоговых систем, происходящее на фоне вытеснения натурального хозяйства денежным и роста нужд государства. В этом периоде налги носят преимущественно косвенный характер, вводятся и отменяются в зависимости от задач, стоящих перед государством на конкретный период времени [11].
Третий период характеризуется меньшим количеством налогов, стремлением к их единообразию. Вырабатываются унифицированные правила налогообложения, более четко определяются формы обязательных отчислений, осуществляются попытки введения в действие унифицированных правил налогообложения. Одновременно в результате теоретических исследований будущего налогов был сделан вывод об их объективной необходимости.
Четвертый период развития государственных финансов (XX-XXI вв.) характеризуется устоявшейся совокупностью налогов. Сформированы общие принципы построения налоговой системы, одновременно с этим основной функцией признается фискальная. Изучая национальные и региональные варианты развития определены основные факторы, влияющие на структуру налоговой системы индивидуальной страны: уровень экономического развития, господствующая в обществе экономическая доктрина, общественноэкономическое устройство общества, государственное устройство. Параллельно с учеными были детально проработаны и отдельные вопросы: унификация используемых терминов и понятий, классификации налогов, судебно-правовые аспекты применения налогового законодательства и т.д. [23].
Основы современной действующей налоговой системы России были заложены в 1991 г. с принятием большого пакета законов по отдельным видам налогов, введённым в действие с 1 января 1992 г. Общие принципы построения налоговой системы на тот момент определял Закон РФ от 27 декабря 1991 г. № 2118-1 «Об основах налоговой системы в Российской Федерации». В настоящее время налоговые отношения регламентируются Налоговым кодексом Российской Федерации, согласно положениям которого налоговая система Российской Федерации представлена «совокупностью налогов и сборов, взимаемых в установленном порядке с плательщиков (юридических и физических лиц) на территории страны» [25].
За счет поступлений от налогов и сборов формируется большая часть бюджетных доходов, государственных внебюджетных фондов. Часть налоговых доходов формирует целевые отчисления.
Основным элементом налоговой системы является совокупность взимаемых государством с юридических и физических лиц различных видов налогов и сборов. Налоговые отношения, возникающие между государством и субъектами, регламентируются законодательными актами. Следовательно, ещё одним важным элементом является компетенция государственных органов (законодательных и исполнительных). При осуществлении функций государственных структур вырабатываются принципы, формы и методы построения налогов, сборов и взносов, методы их исчисления. Также элементом налоговой системы являются налоговые органы, которые организуют и проводят работу по контролю за правильностью и полнотой исчисления и соблюдением сроков уплаты налогов.
Таким образом, налоговую систему можно определить как совокупность:
- налогов и сборов, взимаемых государством;
- принципов, форм и методов их установления;
- форм и методов налогового контроля и ответственности за нарушение налогового законодательства. Ни один налог не может быть введен на любой территории Российской Федерации, если он не установлен НК РФ.
Налоговая система должна способствовать эффективному управлению экономикой, учитывать интересы государства, хозяйствующих субъектов и населения. С этой целью государство разрабатывает налоговую политику страны, учитывая международный опыт и национальные особенности развития. Таким образом грамотно построенная налоговая система, налоговая политика как составные части всей финансовой системы страны могут влиять на развитие хозяйствующих субъектов и, следовательно, на экономику страны и социальную жизнь общества.
1.3. Принципы налоговой системы
Объективное значение принципов, на основе которых создана и функционирует налоговая система, есть безусловной. Это объясняется тем, что принципы не только направляют развитие правоотношений, исполняют роль регулятора в случае нормативного упущения в налоговом законодательстве, выделяют те или иные общественные отношения в определенную правовую категорию, а также формируют определенное правовое мышление, правовую культуру в обществе и государстве. Ценность принципов налоговой системы заключается в том, что они призваны обеспечить органическую связь и логическую системность норм налогового права [8]. Исторический опыт развития налоговой системы с древнейших времен и до настоящего времени позволяет понять закономерности и выделить особенности, присущие РФ (Российской Федерации). Налоговым кодексом Российской Федерации охвачены все действующие в государстве налоги и сборы [10].
А. Смит стал автором теоретических основ налогообложения. Однако его характеристики налогообложения исходят из интересов только налогоплательщика. Поэтому их называют «декларациями прав плательщика». Немецкий экономист А. Вагнер предложил девять основных правил налогообложения. Он объединил принципы в четыре группы. Первая группа: финансовые принципы налогообложения, то есть достаточность обложения, при которой объем денежных ресурсов должен быть достаточным для поддержания хозяйственной системы. Вторая группа: использование в налоговой системе определенных налогов, которые при увеличении государственных потребностей предоставляют возможность увеличить размер налоговых поступлений. Третья группа: принципы, касающиеся народного хозяйства, то есть должен быть надлежащий выбор источника налогообложения, при котором в качестве источника налогообложения должен выступать не только доход, а и капитал. Четвертая группа: наличие налогов, в большей мере, содержащих регулирующее начало или фискальное; этические принципы или равенство всех плательщиков; административно – технические правила, включающие фактическую определенность налогообложения; удобство уплаты налогов; максимальное уменьшение затрат на взимание [4].
Определенное развитие принципы налогообложения А. Смита получили в работе «Опыт теории налогов» (1818), принадлежащей российскому ученому Н. И. Тургеневу. В указанном труде он углубляет принципы налогообложения, называет необходимостью сокращение издержек налогообложения и целесообразностью взимать налог не с самого капитала, а с чистого дохода с тем, чтобы не опустошать источники государственных пополнений [4].
С развитием налоговых систем уточнялись старые и назывались новые принципы налогообложения. В настоящее время принципы налогообложения определены Налоговым кодексом РФ.
Некоторые ученые, изучая принцип построения налоговой системы, бездоказательно смешивают указанные принципы с правилами налогообложения. Так, авторы учебного пособия «Налоги и налогообложение в схемах и таблицах» к принципам построения налоговой системы относят равномерность, определенность, удобство, дешевизну [15]. Авторы этой же работы пишут о принципе построения налоговой системы, как предусмотренном в ст. 3 Налогового кодекса Российской Федерации [5].
Рассмотренные принципы налогообложения стали представлять собой систему, которая учитывала интересы, в основном, государства.
Так же существуют иные взгляды, которые рассматривают принципы налоговой системы значительно шире, а именно, в качестве основы, что отражает соотношение, взаимосвязь элементов налоговой системы, то есть налогов, сборов, пошлин. В таком смысле под принципами налоговой системы понимают их совокупность, регулирующую налогообложение. Так, в этот перечень можно включить следующие принципы: простота и понятность начисления; отсутствие дублирования; простота и экономичность налогов; стабильность и пропорциональность налоговых сборов услугам, предоставленным государством; допустимый размер общего налогового бремени [13]. Такой пример обозначает, что происходит отождествление принципов построения налоговой системы и самого процесса налогообложения. Вместе с тем такое отождествление вызывает смешивание понятий «налоговая система» и «система налогообложений», что противоречит, как экономической, так и правовой науке. Заслуживает понимания тот факт, что налоговая система представляет собой совокупность различного рода обязательных платежей публичного характера, которые выступают источником для формирования доходной части бюджета и других публичных денежных фондов. Таким образом, система налогообложения - это не только совокупность налогов и сборов, а и их администрирование. Однако очевидно, что наука и законодатель в этом вопросе имеют расхождения.
НК (Налоговый кодекс) РФ не дает определения понятия «система налогообложения». Налоговая система представляет собой закрепленный законодательно перечень налогов и сборов. Система налогообложения не может существовать без беспрерывного процесса администрирования, то есть учета налогоплательщиков, контроля и пр. Таким образом, не следует считать тождественными похожие по звучанию, но различные по содержанию понятия.
Принципы правового государства являются основополагающими для любого вида государственной деятельности, однако это не дает возможности выделить специфику, определить присущие только этому виду деятельности основополагающие начала [13]. Принцип правового государства предполагает наличие требований, адресованных законодателю, например: точность, конкретность, определенность и непротиворечие законов [6].
Следовательно, теория правового государства может рассматриваться в качестве основы принципов разделения власти, новой трактовки принципа взаимной ответственности государства и личности или принципа ограничения государственной власти. Хотя современное законодательство закрепляет доминирующую роль фискальной функции налогов в налоговой системе государства [9].
Правовое государство - это в то же время и политико-правовая форма организации публичной власти, функционирование которой осуществляется на основе правовых норм с тем, чтобы обеспечить соблюдение и реализацию прав и свобод граждан.
Согласно Конституции Российская Федерация, Россия утверждается как демократическое федеративное правовое государство с республиканской формой правления. В РФ выделены и законодательно закреплены основные права, свободы и обязанности человека и гражданина. Человек, его жизнь и здоровье, честь и достоинство, неприкосновенность и безопасность признаются в РФ наивысшей социальной ценностью. Государственная власть в России разделяется на законодательную, исполнительную и судебную. Признается и гарантируется в России местное самоуправление; признается и осуществляется принцип верховенства права [11].
Проявлением осуществления налоговой политики, которая проводится в государстве и формируется соответствующими структурами, является налоговая система государства.
Согласно общим определениям налоговая система государства - это налоги государственного уровня и местные налоги, уплачиваемые в различные бюджеты, формы и методы их существования и реализации, изменения, отмены, начисления, уплаты и взыскания, а также обеспечение привлечения к ответственности за совершение правонарушений в сфере налогообложения и организация работы налогового контроля.