Файл: налоговая система рф и проблемы ее совершенствования (Теоретические основы построения налоговой системы).pdf
Добавлен: 31.03.2023
Просмотров: 82
Скачиваний: 1
СОДЕРЖАНИЕ
1. Теоретические основы построения налоговой системы
1.1. Основные этапы эволюции налоговой системы России
1.2. Сущность и понятие налоговой системы
1.3. Принципы налоговой системы
2. Современное состояние налоговой системы и ее проблемы
2.1. Реализация современной налоговой системы в России
2.2. Проблемы налоговой системы в России и пути ее совершенствования
Налоговая система является одним из важнейших элементов регулирования и обеспечения жизнедеятельности всякого государства. Продуктивность ее существования и реализации оценивается экономическим состоянием, уровнем влияния различных политических сил, налоговой культурой, предпочтениями и достижениями экономической науки и пр.
Существенное развитие системы налогообложения происходит как оптимальное соотношение прямых и непрямых налогов в зависимости от конкурентоспособности и экономического состояния конкретного государства.
Определяющей для состояния налоговой системы является структура налогов. Она непрерывно меняется под влиянием экономических, социальных и политических тенденций. В общем, существованию и развитию налоговых систем в любом государстве присущи такие характеристики: расширение налогообложения частных доходов; модернизация доходов, использующихся на нужды потребления; все большее уменьшение влияния налогов на прибыль хозяйствующих субъектов; постоянное увеличение отчислений на социальное страхование [18].
Прямые налоги в структуре налоговой системы РФ занимают большую часть. Лидирует в налоговой системе доходное налогообложение, например: налог на прибыль предприятий и на доходы физических лиц. Среди непрямых налогов доминирует доход на прибавленную стоимость.
Неустойчивость налоговой системы Российской Федерации способствовала тому, что возникли существенные налоговые нагрузки на субъекты хозяйствования, неоправданно изъяты оборотные средства у предприятий, возникла непредвиденная необходимость в кредитах.
Негативное влияние на субъекты хозяйственной деятельности имели возросшие начисления на фонд оплаты труда. Увеличившееся число налоговых льгот привело к необоснованному распределению валового внутреннего продукта и создало различные экономические условия для хозяйствования субъектов экономической деятельности. В результате возник неофициальный сектор экономики, происходят уклонения от уплаты налогов и не своевременно поступают налоговые отчисления.
В НК Российской Федерации ставки основных налогов следующие: на доход предприятий - 20%, налог на добавленную стоимость - 17 % [1].
К обеспечению справедливого налогообложения в обществе стремится наука. При этом специалисты отмечают, что реальны для внедрения два базовых подхода к проблеме. Эти подходы определяются тем, что положено в их основу, а именно: платежеспособность или полученные выгоды.
Принцип платежеспособности соотносится с поступлениями в бюджет и демонстрирует распределяющую роль налогообложения. Этот принцип подтверждает то, что бремя налогообложения должно распределяться в соответствии с возможностями налогоплательщика, то есть уровня его доходов, потребления, стоимости имущества и пр. [22]
С принципом платежеспособности связаны обсуждения горизонтального и вертикального равенства в налогообложении. Горизонтальное равенство основано на том, что налогоплательщики, имеющие равную платежеспособность, а также налоговую базу вносят равные суммы налогов на протяжении конкретного времени. Вертикальное равенство будет достигнуто, если налогоплательщики, различающиеся платежеспособностью, вносят разные суммы налогов, которые распределяются в соответствии с требованиями социальной справедливости.
Принцип выгоды касается перечислений, способствующих справедливому способу оплачивания общественных благ и удобств, которые обеспечивает государство.
Принцип определяющей базы заключается в том, что в основе каждой налоговой системы должна быть экономическая доктрина государства, на которой зиждется стратегия и тактика, реализующиеся в процессе достижения намеченной цели.
Налоговая система должна быть также эффективной. Отсюда возможны определенные следствия для налоговой политики: налоги не должны быть чрезмерным бременем; затраты на администрацию и собирание налогов в сравнении с полученными поступлениями должны быть соразмерными.
Основные организационно - правовые принципы налогообложения зафиксированы в НК Российской Федерации [1]. К ним, в частности, относятся:
- принцип справедливости, утверждающий, что каждый должен уплачивать налоги и сборы, определенные законом. При этом должен соблюдаться принцип общности и равенства налогообложения, то есть учитываться фактические возможности налогоплательщика выплачивать налоги [7];
- принцип универсализации означает то, что налогам и сборам не могут быть присущи дискриминационные характеристики, которые не одинаково применимы в зависимости от политических, идеологических, этнических, конфессионных и других различий между налогоплательщиками;
- принцип нейтральности гарантирует то, что налоги и сборы не могут нарушать единого экономического пространства Российской Федерации и прямо или побочно не могут ограничивать перемещение товаров, работ, услуг или создавать помехи законного существования и деятельности налогоплательщиков;
- принцип экономического обоснования предполагает, что налоги и сборы должны иметь экономическое обоснование и не могут быть установлены на каком - либо ином основании;
- принцип определенности предусматривает то, что законодательные акты формулируются так, чтобы каждый с ними знакомящийся, точно знал, какие налоги и в какой сумме он должен заплатить;
- принцип презумпции невиновности свидетельствует о том, что все непреодолимые сомнения и неясности в законодательстве по налогообложению должны трактоваться на пользу налогоплательщика.
Таким образом, согласно общему подходу налоговая система - это совокупность налогов, сборов и других обязательных платежей, которые вводятся и собираются на территории государства.
В Российской Федерации установлены федеральные, региональные и местные виды налогов. Становится ясно, что принципы правового государства характеризуются двойной природой, так как, по своей сути, они являются конституционно - правовыми принципами и одновременно конституционно - правовыми гарантиями. К тому же принципы правового государства выступают в качестве руководящего начала в правовом регулировании всех возможных социальных отношений, в том числе, налоговых. Законность и четко определенные основы системы налогообложения способствуют стабилизации отношений налоговой системы по отношению к бюджету и способствуют тому, что налогообложение имеет долгосрочный характер.
2. Современное состояние налоговой системы и ее проблемы
2.1. Реализация современной налоговой системы в России
Основные направления налоговой политики Российской Федерации на среднесрочную перспективу формулируются в Бюджетном послании Президента РФ Федеральному собранию. Послание Президента Российской Федерации обозначило конкретные меры, призванные обеспечить динамичное развитие страны во всех сферах, в том числе в сфере налогообложения [12].
Концепция планирования развития любой страны состоит из набора различных элементов, одним из которых является налоговая политика. Все мероприятия по организации функционирования и развития государства находятся в неразрывной связи друг с другом, поэтому невозможно рассматривать налоговую политику изолированно от других направлений общей стратегии правительства. Получить наиболее полное представление о текущих взглядах на перспективы развития экономических и социальных систем позволяет закон «О стратегическом планировании в Российской Федерации» от 28.06.2014 № 172-ФЗ.
В дополнение к указанному закону нельзя не упомянуть выпущенный Минфином РФ документ под названием «Основные направления налоговой политики Российской Федерации на 2018 год и на плановый период 2019 и 2020 годов», состоящий из трех обширных разделов:
Определение, анализ налоговой нагрузки и ее влияния на уровень деловой активности в России и зарубежных странах.
Оценка результатов проведенных за последние несколько лет на территории РФ мероприятий в области налоговой политики.
Перспективы развития и перечень мер налоговой политики, которые планируется реализовать в ближайшие 2-3 года [4].
Основополагающим принципом любых реформ и мер по настройке налоговой системы, которые были реализованы в 2018 году и в периоде 2019-2020 годов, является принцип фискальной нейтральности - то есть не повышение налоговой нагрузки для добросовестных налогоплательщиков. Об этом говорится в разработанном Минфином проекте Основных направлений бюджетной, налоговой и таможенно-тарифной политики на 2018 год и на плановый период 2019 и 2020 годов [16].
В 2018 году особую роль в настройке налоговой системы играла оптимизация налоговых льгот.
Оптимизация представляет особую важность, учитывая тот факт, что в отличие от прямых бюджетных расходов контроль, учет и оценка эффективности налоговых льгот и преференций (или налоговых расходов) пока не формализованы, что создает предпосылки для уменьшения прозрачности бюджетной и налоговой политики, и снижения эффективности государственной экономической политики в целом.
Если коротко подводить итоги по основным направлениям государства в налоговой политике, то можно привести следующее:
- введение инвестиционной налоговой льготы по налогу на прибыль;
- выравнивание налоговых условий для российских и иностранных операторов интернет-торговли;
- признание покупателей отдельных видов товаров (например, лом и отходы черных и цветных металлов) налоговыми агентами и возложение на них обязанности по уплате НДС;
- снятие ограничения по возрасту инвалида I или II группы, который находится на обеспечении родителей, в целях применения стандартного вычета по НДФЛ;
- введение нового налога на добавленный доход для нефтяников;
- полный охват розничной торговли онлайн-ККТ и упрощение процедуры их камеральных проверок;
- расширение перечня оснований для предоставления отсрочки (рассрочки) по налогам (в частности, для особо важных предприятий) [16].
Рассмотрим структуру налоговых доходов бюджета РФ для определения факторов, которые влияют на их величину и поиска резервов увеличения налоговых поступлений в бюджет Российской Федерации.
Таблица 1 - Структура налоговых поступлений в доходах бюджета Российской Федерации за 2016-2018гг.
Наименование |
2016г. |
2017г. |
Январь-апрель 2018г. |
Млрд. |
Уд. вес, |
Млрд. |
Уд. вес, |
руб. |
% |
руб. |
% |
Налог на прибыль |
491,4 |
7,1 |
491,0 |
НДС |
2448,3 |
35,6 |
2657,4 |
Акцизы |
527,9 |
7,7 |
632,2 |
НДПИ |
3160,0 |
45,9 |
2863,5 |
Остальные налоги и сборы |
252,8 |
3,7 |
285,1 |
Итого |
6880,5 |
100,0 |
6929,1 |
Данные, представленные в табл. 1, свидетельствуют о том, что наибольшая доля в структуре налоговых поступлений в доходах бюджета РФ принадлежит налогу на добычу полезных ископаемых, который в 2016 г., 2017 г., а также январе-апреле 2018г. составил 45,9%, 41,3% и 42,8% соответственно. Незначительно меньший удельный вес занимает НДС, который за аналогичный период сформировался на уровне 35,6%, 38,4% и 36,8% соответственно. Наименьший удельный вес принадлежит остальным налогам и сборам (3,7% в 2016г., 4,1% в 2017г., а также 3,5% в январе –апреле 2018г.). Налоговые поступления в январе-апреле 2018г. увеличились на 39,2% соответствующему периоду 2017г. [16]
В современных условиях хозяйствования налоги следует назвать основным способом регулирования финансовых отношений в экономике государства. Во-первых, с помощью налогов государство обеспечивает себя финансовыми ресурсами, во-вторых выполняет значимые и первостепенные социальные и экономические цели и задачи.
Для определения направлений увеличения налоговых поступлений следует выявить основные факторы, которые влияют на динамику налоговых доходов.
Развитие налоговой системы Российской Федерации в условиях мирового финансового кризиса направлено на противодействие негативным эффектам, а также на создание условий для восстановления положительных темпов экономического роста. В этой связи важнейшим приоритетом является необходимость поддержания сбалансированности бюджетной системы. Предлагается внесение изменений в законодательство и уточнение ранее заявленных подходов к проведению налоговой реформы по вопросам:
-совершенствования налогового контроля за использованием трансфертных цен в целях налогообложения;
-создания института консолидированной налоговой отчетности по налогу на прибыль организаций;
-совершенствования порядка учета в налоговых органах организаций и физических лиц, оптимизации взаимодействия, в том числе посредством передачи документов в электронном виде, между налоговыми органами и банками, органами исполнительной власти, местными администрациями, другими организациями, которые обязаны сообщать в налоговые органы сведения, связанные с налоговым администрированием. налогообложение федеральный бюджет российский экономики.