Файл: Организация и разработка бизнес-плана организации (Анализ рынка оказания услуг).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 31.03.2023

Просмотров: 286

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

2.2 Анализ внешней среды

Одним из важнейших элементов всякой теории рынка выступает понятие конкуренции, которое, несомненно, заслуживает специального рассмотрения и в сфере индустрии красоты.

Во Владивостоке в настоящее время часто открывают салоны красоты. На квадратный километр приходится по 2-4 салона красоты [49]. Конкурентов в индустрии красоты становится всё больше и больше. В связи с этим необходимо быть готовым к конкуренции, проводить анализ конкурирующих салонов. Ведь без понимания сильных и слабых сторон салона красоты невозможно выявить конкурентное преимущество какую-либо изюминку или эксклюзивную услугу, дающую превосходство перед салонами-конкурентами.

Для анализа конкурентной ситуации можно использовать схему анализа по пяти конкурентным силам Портера. В свое время М. Портер выдвинул пятифакторную модель отраслевого анализа, которая определяет основные конкурентные силы, сосредоточившись на которых любая коммерческая компания может иметь успех в своей отрасли [14].

Угроза появления товаров (услуг) заменителей.

Угроза появления услуг-заменителей существует, так как в настоящее время набирает популярность пластическая хирургия. Ещё одной услугой-заменителем является использование данных услуг на дому, например применение различных кремов (для тела - укрепляющие, утягивающие антицеллюлитные, против морщин, различные автозагары, скрабы), которых с каждым днем в магазинах становится все больше. Подобные услуги и товары стоят значительно дешевле, но не гарантируют ожидаемого результата и безопасности. При этом грамотные клиенты пришли к пониманию, что домашний уход по эффективности не идёт ни в какое сравнение с салонными процедурами, к тому же в салоне экономится время, силы и добавляются положительные эмоции от общения с мастерами красоты.

Услуги-заменители представляют значительную угрозу, поскольку их количество достаточно, цены доступны, потребительские свойства удовлетворительны, а переход не сопряжён для потребителей с чрезмерными расходами. Поэтому при выборе услуг потенциальный потребитель должен решить, что же ему важнее: цена или конечный результат. Но всё же, пока на рынке косметологических, парикмахерских услуг города Владивостока потребители отдают предпочтение салонам красоты.

Итак, угроза появления услуг-заменителей не оказывает значительного влияния усиление конкуренции внутри местного сегмента индустрии красоты в целом.


Власть потребителей (клиенты салона красоты).

Если услуги салона красоты достаточно схожи с услугами конкурентов, то потребитель может переключиться с одного салона на другой без особых затрат, а представители услуг, в данном случае - салоны красоты, вынуждены идти на дополнительные уступки, желая сохранить клиентов. Каждый клиент особенно ценен для салона. Руководство салона вынуждено постоянно внедрять какие-то новые услуги, проводить акции, чтобы удерживать клиентов и иметь преимущества перед конкурентами.

Итак, рычаги воздействия клиентов, в какой то мере оказывают давление на конкурентоспособность салона, хоть и не являются крупными компаниями, а индивидуальными потребителями.

Власть поставщиков.

Это важное звено в системе создания и распространения потребительской ценности салона красоты. Поставщики салонов-конкурентов могут оказывать конкурентное давление, потому как могут обеспечить отдельным игрокам салонного рынка более выгодные условия с точки зрения цен, качества, потребительских свойств оборудования, профессиональной косметики, расходных материалов или сроков поставки. Но все-таки, сравнивая степень воздействия поставщиков в индустрии красоты с другими отраслями, приходится прийти к выводу, что в целом поставляемые материальные ресурсы не являются уникальными и могут быть заменены. Расходы на замену так же не являются высокими.

Поставщиками в индустрии красоты являются не крупные фирмы - их рынок размыт на десятки компаний, конкуренция среди них, пожалуй, еще выше, чем среди салонов красоты. А значит, цены на заказываемые салонами товары экономически адекватны. Следовательно, конкурентное влияние со стороны поставщиков в значительной степени снижается. Но любые сбои в поставке средств или оборудования могут подорвать деятельность салонного бизнеса. Путем снижения риска может быть только оценка и выбор поставщика по критерию надежности - обязательно следует поинтересоваться у тех, кто с ним сотрудничает, не бывает ли перебоя в поставках, и насколько чиста его репутация.

Итак, рычаги воздействия поставщиков, в какой то мере оказывают давление на салон красоты, но влияние это не сильное.

Конкуренция между салонами красоты.

Во Владивостоке салонов красоты очень много, все они конкурируют как на ценовой основе, так и на перечне оказываемых услуг.

Итак, в связи с достаточно сильной конкуренцией этот фактор очень значим для открытия нового салона.

Угроза появления новых конкурентов.


Новичку в отрасли приходится бороться за равный доступ к каналам сбыта, наращивать клиентскую базу, что может повлечь дополнительные затраты. Чем прочнее связи действующих на рынке красоты г. Владивостока салонов, тем труднее выйти на рынок новичкам. Крупные, известные салоны имеют достаточно прочные каналы сбыта, исходя из качества предоставляемых услуг, профессионализма, месторасположения. Салоны красоты, существующие в настоящее время, окажут сильное сопротивление появляющимся конкурентам, что создаст большие трудности для салонов - новичков.

Таким образом, анализируя обстановку в городе по приведенным выше факторам можно сделать вывод, что угроза появления новых конкурентов существует, и этот фактор оказывает значительное влияния на силу конкуренции на местном сегменте рынка. Так как в данной отрасли уровень конкуренции достаточно высок, удерживать свои позиции салону красоты приходится с помощью расширения спектра услуг, улучшения их качества и продвижения товара на рынок при помощи рекламных мероприятий.

Также, чтобы определить перспективные направления развития салонов красоты в г. Владивостоке, стоит провести анализ внешней среды. Для оптимального изучения внешней среды салонов красоты, в современных исследованиях выделяют два основных показателя: макро и микросреду.

Рассмотрим внешнюю среду индустрии красоты (таблица 2).

Таблица 2 - Внешняя среда индустрии красоты

Показатель

Компоненты

Характеристика

Макросреда

Экономическая

Анализ экономических компонентов позволяет понять то, как формируются и распределяются ресурсы.

Социальная

Уровень продаж парикмахерских и косметологических услуг напрямую зависят от спроса и возможностей конкретных потребителей.

Микросреда

Потребители Конкуренты Рынок рабочей силы

Потенциальными потребителями салонов красоты является население города Владивостока в возрасте от 5-70 лет.

Конкуренция в данной отрасли довольно велика.

Что касается рабочей силы, то в салонах красоты не хватает высококвалифицированного, креативного персонала.

Проведем анализ стратегических факторов внешней среды индустрии красоты. Оценку влияния стратегических факторов проведем по 5-балльной шкале (таблица 3). Она характеризует степень влияния фактора на рыночную позицию отрасли (от незначительного до существенного). Данные таблицы были выведены методом экспертной оценки. В роли экспертной группы выступали:


  • руководитель студии «Lubimka Hair» Проскурня Елена Геннадьевна (г. Владивосток, ул. Херсонская, д. 10 а);
  • руководитель имидж-студии «Свой мастер» Артёмов Александр Александрович (г. Владивосток, ул. Надибаидзе, д. 11);
  • руководитель парикмахерской «Кудряшка» Минаенкова Виктория Николаевна (г. Владивосток, ул. Надибаидзе, д. 4)

Таблица 3 - Результаты анализа внешних стратегических факторов в индустрии красоты г. Владивостока

Внешние стратегические факторы

Вес

Оценка

Взвешенная оценка

Возможности

Постепенное вытеснение конкурента и завоевание большего объема рынка

0,3

5

1,5

Повышение объема предлагаемых услуг

0,25

4

1

Возможность ввода и использования новых технологий, а также расширение диапазона оказываемых услуг, нежели у конкурента

0,3

3

0,9

Благоприятная демографическая ситуация

0,15

2

0,3

Суммарная оценка

1,00

14

3,7

Угрозы

Отсутствие специалистов с творческим мышлением

0,25

3

0,75

Уровень инфляции в РФ

0,15

1

0,3

Снижение активности потребителей

0,3

4

1,2

Суммарная оценка

1,00

13

3,75

По итогам оценки 3,75 балла можно сделать вывод о том, что наиболее реальными возможностями компании являются вытеснение конкурентов на рынке и повышение уровня оказанных услуг, однако существуют угрозы : на рынке низкая активность потребителей, то есть покупательная способность людей сокращена, а также имеет место лидерство других конкурентов. Поскольку салон красоты будет расположен в относительно новом и быстрорастущем микрорайоне города Владивостока, наиболее значимым является анализ конкуренции заведений с подобными услугами, имеющихся в том же месторасположении. Исходя из анализа, выбираем базовую стратегию – «лидерство в дифференциации», т.е. способность компании предложить покупателю товар с уникальными свойствами, за которые тот согласиться платить. Необходимо придерживаться данной стратегии для дальнейшего успеха деятельности компании.


Анализ конкурентов

Главной из характерных черт рыночной экономики является конкуренция. Рассматривая конкуренцию, как неотъемлемую часть деятельности организации, предприниматель планирует стратегию своей организации.

Конкурентоспособность организации – возможность осуществления эффективной прибыльной деятельности в условиях конкурентного рынка. Для анализа поведения конкурентов необходимо определить всех реальных и потенциальных конкурентов и выяснить, каковы их возможные стратегии, текущее положение, предпринимательская философия и культура.

Итак, определим основных конкурентов салона красоты ООО «Valenty». Это салоны красоты и парикмахерские, расположенные в микрорайоне – Снеговая Падь. Таким образом, можно выделить три салона, расположенных в непосредственной близости:

  • Салон красоты «Саломея» (690037, г. Владивосток, ул. Адмирала Горшкова, д. 66 а);
  • Салон красоты «Киви» (690037, г. Владивосток, ул. Адмирала Горшкова, д. 30);
  • Салон красоты «Монро» (690105, г. Владивосток, ул. Анны Щетининой, д. 3).

Преимущества указанных салонов заключается уже в сформированной клиентской базе и довольно разнообразном ассортименте услуг. К недостаткам этих салонов можно отнести – достаточно высокие цены и большую текучесть кадров.

Салоны красоты, располагающиеся в других районах и центре города большой конкуренции для ООО «Valenty» составлять не будут. У этих салонов услуги ориентированы на свой сложившийся диапазон клиентов. Также имеются и косвенные конкуренты – небольшие парикмахерские. Но конкуренция с их стороны для ООО «Valenty» будет незначительна, поскольку у таковых недостаточно развита рекламная политика.

Для представления общей картины на конкурентном рынке в микрорайоне Снеговая Падь составлена таблица 4 .

Таблица 4 – Сравнение сильных и слабых сторон салонов-конкурентов и спрогнозированных сильных и слабых сторон ООО «Valenty»

Конкуренты

Сильные и слабые стороны салонов-конкурентов

Сильные и слабые стороны салона красоты ООО «Valenty»

Салон красоты «Саломея»

Сильные стороны:

  1. Сформированная клиентская база
  2. Наличие маникюрных услуг
  3. Наличие массажиста

Слабые стороны:

  1. Высокие цены на услуги
  2. Малая численность персонала, что не позволяет обслужить большее количество клиентов

Сильные стороны:

  1. Удобное расположение
  2. Индивидуальный подход к каждому клиенту
  3. Разработка эффективной рекламной политики
  4. Обширный спектр оказываемых услуг
  5. Большой ассортимент инструментов и оборудования
  6. Разработка гибкой системы скидок/акций/ бонусов

Слабые стороны:

  1. Новый на рынке
  2. Сформированная клиентская база у конкурентов
  3. Еще не сформировавшийся имидж салона

Салон красоты «Киви»

Сильные стороны:

  1. Высокий уровень обслуживания
  2. Наличие маникюрных и педикюрных услуг
  3. Наличие косметических услуг
  4. Надёжная рекламная политика

Слабые стороны:

  1. Высокие цены на услуги
  2. Специалистам не предоставляются условия для повышения квалификации

Салон красоты «Монро»

Сильные стороны:

  1. Наличие парикмахерских, маникюрных услуг
  2. Наличие косметических услуг

Слабые стороны:

  1. Высокие цены
  2. Маленькое помещение

Мелкие парикмахерские

Сильные стороны:

  1. Низкие цены на услуги
  2. Наличие парикмахерских, маникюрных услуг

Слабые стороны:

  1. Маленькое помещение
  2. Неквалифицированный персонал
  3. Применение дешевых средств по уходу