Файл: Управление запасами (Понятие, сущность системы управления запасами организации).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 31.03.2023

Просмотров: 337

Скачиваний: 5

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Введение

Управление запасами является частью предпринимательской деятельности любого предприятия на товарном рынке и отличается тем, что не охватывает сам процесс изготовления товара или оказания услуги. В целом, торговая деятельность включает два основных элемента: закупочную и сбытовую виды деятельности. Руководство предприятия стремится приобрести ресурсы или оказать услуги в соответствии со своими собственными интересами. Задачи, которые ставит перед предприятием рынок, сводится к необходимости создать качественный товар и выгодно его реализовать.

Актуальность темы курсовой работы обусловлена тем, что работники предприятия должны на основе своих профессиональных знаний обеспечить эффективную деятельность и тем самым способствовать решению важной задачи - удовлетворению потребностей покупателей и потребителей. В последнее время наблюдается активизация научных исследований по проблемам управления запасами и организации эффективных закупок, взаимодействия поставщиков и заказчиков на принципах логистики предприятий.

Нестабильность экономических условий функционирования отечественных предприятий объясняет постоянную заинтересованность руководства к совершенствованию управления материальными запасами. Большой вклад в исследование этой проблемы осуществили в своих трудах такие отечественные и зарубежные ученые: Волгин В.В, Баркалов С.А., Кириченко Т.В., Мицель А.А., Хисматуллина А.М., Гончарук Н.В., Магомедов Ш.Ш. и др.

Объектом исследования является ООО «ОБИ».

Предметом исследования является система управления запасами ООО «ОБИ».

Целью работы является разработка рекомендаций по совершенствованию системы управления запасами торговой фирмы.

Исходя из поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

- рассмотреть понятие, сущность системы управления запасами торговой фирмы;

- исследовать классификацию и виды управления запасами;

- выделить методы анализа управления запасами торговой компании;

- представить организационно-экономическую характеристику торговой фирмы;

- исследовать особенности управления запасами фирмы ООО «ОБИ»;

- оценить эффективность управления запасами торговой фирмы ООО «ОБИ»;

- определить основные мероприятия по улучшению системы управления запасами торговой фирмы;

- провести оценку эффективности предложенных мероприятий;

В работе были использованы следующие методы: сравнения, логического анализа, статистический, обобщения, системного подхода.


Работа состоит из введения, трех глав, заключения и списка используемых источников информации.

Глава 1. Теоретические основы совершенствования системы управления запасами организации

1.1. Понятие, сущность системы управления запасами организации

Следует отметить, что наличие запасов является важным условием функционирования любого хозяйствующего субъекта в торговле.

В целом, обзор специальной литературы по вопросам формирования и использования товарных запасов в экономических системах позволяет выделить ряд различных взаимосвязанных причин их образования в торговом предприятии, обобщенных на рис. 1.

Рис. 1. Создание товарных запасов на предприятиях торговли [6, с.85]

Цель создания запаса может быть определена как обеспечение бесперебойной торговли всем ассортиментом товаров, являющихся условием удовлетворения спроса населения, повышение качества обслуживания, развитие розничного товарооборота и, в конечном итоге, повышение конкурентоспособности предприятия розничной торговли.

О важности понятия управления товарными запасами для науки и практики торговой деятельности говорит наличие его различных дефиниций в современной литературе по менеджменту и логистике.

Так, Истомина А.А. рассматривая управления товарными запасами как неотъемлемую составляющую общего процесса управления предприятием, определила сущность данного понятия как процесс формирования и использования запасов, направленный на достижение экономических целей развития предприятия [19, с.67].

С логистической точки зрения, управление товарными запасами является процессом балансирования между двумя взаимоисключающими тенденциями: минимизацией затрат на содержание запасов и созданием запасов в объемах, необходимых для осуществления непрерывного процесса реализации.

Рост товарных запасов должно происходить до тех пор, пока эффективность их использования будет превышать затраты на содержание каждой дополнительной единицы запасов и отвлечение оборотных средств из оборота.


Можно сделать акцент на двухаспектность сущности управления товарными запасами, подчеркивая необходимость регулирования уровня товаров на предприятии и целесообразность рассмотрения управления товарными запасами через призму потребностей управления товарооборотом торговой фирмы.

Управление запасами – это сложный комплекс мероприятий, в кото-ром задачи финансового менеджмента сплетаются с задачами производ-ственного менеджмента и маркетинга, которые в совокупности направлены на обеспечение бесперебойного процесса производства и реализации продукции при минимизации текущих затрат по обслуживанию запасов.

Существует определение управления товарными запасами как системы экономико-организационных мероприятий, направленных на установление и поддержание оптимального (что является достаточно спорным) объема и структуры запасов, необходимых для обеспечения бесперебойного снабжения розничной торговой сети товарами.

Управление товарными запасами требует интеграции материальных, финансовых и информационных потоков предприятия. При этом нужно говорить о системе управления товарными запасами, которая, согласно общепринятому пониманию, представляет собой политику по определению точки заказа и размера заказываемой партии и ограничивается только функцией регулирования.

Подчеркнем, что основным условием управления является наличие реальной действующей системы, которая решает поставленные управленческие задачи.

В свою очередь, система управления товарными запасами является формой реального воплощения управленческих взаимосвязей, которые возникают в хозяйственной деятельности предприятия розничной торговли по поводу формирования и использования товарных запасов и должна охватывать все функции, связанные с управлением ими и материальными потоками, которые формируют.

В экономической литературе существуют различные точки зрения относительно элементов системы управления товарными запасами предприятия.

В частности, можно выделить следующие: организационная структура; спрос; стратегия управления, формирование и контроль запасов.

С другой точки зрения, система управления рассматривается как: совокупность правил и показателей, которые определяют момент времени и объем закупки продукции для пополнения запасов; комплекс мероприятий по нормированию, оперативного контроля и текущего учета, регулирования.

Однако данные представления на систему управления считаем не систематизированными и не полными, поскольку приведенные отдельные составляющие можно рассматривать как факторы влияния, объекты или элементы процесса управления товарными запасами и тому подобное. Взаимосвязь между основными подсистемами системы управления товарными запасами приведены в виде модели на рис. 2.


Рис. 2. Основные подсистемы системы управления товарными запасами предприятия розничной торговли

В специальной литературе происходит полемика относительно определения основных целей и задач управления запасами предприятий торговли, которые в зависимости от периода времени делятся на стратегические, тактические и оперативные. Однако такое целеполагание, будучи верным по сути, вызывает критику со стороны современных ученых. В частности, подчеркивается, что данные цели имеют преимущественно внутреннюю направленность и не отражают системный подход к управлению, что затрудняет их применение при формировании стратегии управления запасами в условиях обеспечения конкурентоспособности торговых предприятий.

Другие ученые, подчеркивая необходимость наиболее полного удовлетворения спроса потребителей, упрощают и сокращают цели управления товарными запасами, сводя их к одной или двум, что также затрудняет их увязку с главной стратегией управления предприятием розничной торговли.

Таким образом, под управлением запасами предприятий торговли следует понимать комплекс оперативных, функциональных и стратегических мероприятий по формированию и использованию запасов с соблюдением критериев качества обслуживания покупателей, доходности и сбалансированности, которые обеспечивают надлежащий уровень обслуживания покупателей и непрерывный процесс реализации, необходимый для достижения экономических целей (обеспечение необходимого объема товарооборота, получение прибыли, оптимизация расходов) в соответствии с общей стратегией развития предприятия.

1.2. Классификация, виды управления запасами

В современной литературе по проблемам управления запасами товаров предприятий торговли приведены различные подходы к их классификации. Классификация товарных запасов по производственному и потребительскому признакам в целом аналогична классификации товаров. Однако существует специфическая градация товарных запасов. Различают запасы предприятия торговли с позиций торговой и финансовой деятельности, а также скорости обращения.

Ряд авторов классифицирует товарные запасы в рамках категорийного менеджмента по признакам (с последующей детализацией): основные экономические параметры, параметры системы регулирования товарных запасов, физические свойства товаров, параметры партий товаров, финансовые параметры, влияние товарных запасов на результаты деятельности ритейлера. Некоторые для характеристики состояния процессов образования и разработки стратегии управления предлагают классифицировать товарные запасы торговых предприятий по признакам зависимости от места нахождения, назначению, источникам возникновения, от соответствия нормативу, с момента и характера оценки; ассортиментной структурой, измерителями, размерами, от характера пополнения и расходования, спроса на потребительские товары, от чувствительности к изменению объема товарооборота.


Более основательно к решению проблемы классификации товарных запасов предприятий розничной торговли подошла Никулина Н.Н. предложив их систематизацию по классификационным признакам в разрезе отдельных функциональных систем управления [8, с.91]: бухгалтерского учета; операционного, финансового и логистического менеджмента.

Можно классифицировать запасы по функциям, выделяя: транзитные; циклические (объем экономических запасов, лоты) резервные (на непредвиденный случай) в случае предусмотренного риска (рост цен, дефицит сырья); автономности.

Приведенные основные понятия и классификации видов запасов активно используются при управлении ими. Как показывает проведенное исследование, основные категории и классификации категорий в разных авторов отличаются.

По функциональному назначению различают подготовительные, сезонные, текущие, совокупные транспортные и другие запасы. Классификация по этому признаку является достаточно известной, широко используется и не требует дополнительного объяснения.

Более удачным для целей исследования является распределение запасов по назначению:

1. Товарные запасы текущего хранения, которые обеспечивают ежедневные потребности розничной торговли.

2. Товарные запасы сезонного хранения.

3. Товарные запасы досрочного завоза, которые создают в труднодоступных районах для обеспечения товарами торговли в течение периода между поставками.

Согласно следующей классификации, товарные запасы можно выделять по целевому назначению (текущий, страховой и подготовительный) и уровню (максимальный, средний и минимальный).

Исследование теоретических основ для возникновения и использования товарных запасов позволило обобщить существующие классификационные признаки, которые более точно отражают содержание объекта исследования в современной экономической конкурентной среде, в единую систему.

Рассмотренные признаки позволяют менеджменту обосновать принятие управленческих решений по формированию и использованию товарных запасов на предприятиях розничной торговли. Перечисленные классификации товарных запасов необходимы для эффективного их управления, целью которого является повышение товарооборота, получение необходимой прибыли и оптимизация затрат предприятия розничной торговли при реализации товаров. Достижению этих целей, в частности, будет способствовать выделение товарных запасов по следующим признакам: по месту нахождения, объемам формирования, способностью обеспечить непрерывность торговых отношений, условиями пополнения, соответствием потребительскому спросу.