Файл: Управление запасами (Понятие, сущность системы управления запасами организации).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 31.03.2023

Просмотров: 293

Скачиваний: 5

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Исследование классификационных признаков в целом доказывает необходимость всестороннего рассмотрения товарных запасов в процессе управления ими с учетом всех возможных вариантов их создания и использования.

Модель как составляющая механизма управления товарными запасами, должна дать ответ на два вопроса: в каком количестве и когда заказывать товары.

Изучение литературы позволило выявить наличие нескольких наиболее распространенных моделей управления запасами, для решения которых используется разнообразный математический аппарат - от простых схем экономического анализа до сложных алгоритмов математического программирования.

Такое явление в основном объясняется разным характером спроса на товары.

Кроме того, ряд исследователей в своих работах отмечают, что при построении моделей управления запасами нужно учитывать ряд факторов, которые также определяют существование различных моделей управления товарными запасами: сроки выполнения заказов (продолжительность заготовительного периода может быть постоянной или быть случайной величиной) возможность и процесс пополнения запаса, который может быть мгновенным или распределенным во времени; система снабжения; функция расходов; наличие ограничений по оборотным средствам, складской площади; стратегия управления запасами и тому подобное.

Целесообразно представить классификацию существующих моделей управления запасами (рис. 3).

Рис. 3. Классификация моделей управления товарными запасами

1. Характер спроса является основным классификационным признаком моделей, исходя из которого все модели делятся на детерминированные (применяются при зависимом спросе) и стохастические (применяются при независимом спросе).

Модели, используемые при детерминированном спросе, могут быть статическими, когда интенсивность потребления не меняется во времени (модель со скидками на количество, статическая детерминирована модель без дефицита - модель экономического размера партии EOQ), или динамическими, применяемые при планировании спроса, который со временем может меняться.

2. Выбор системы снабжения предприятием происходит с учетом специфики и размещения потребителей и складского хозяйства. Изолированная система снабжения имеет место в случае, когда запасы по каждой номенклатуре пополняются из одного источника, при этом игнорируется возможность брака или вообще отсутствия данного товара у поставщика. Децентрализованная система снабжения допускает обмен товарными запасами между складами при определенных ситуациях. При линейной модели система складов образует цепь (по типу конвейера). Эшелонированная система снабжения характеризуется разветвленной иерархической системой складов.


3. По количеству номенклатур товаров, реализуемых предприятием торговли, выделяют однопродуктовые и многопродуктовые модели управления товарными запасами.

4. По сложности реализации предлагается принято разделять модели управления товарными запасами на простые и сложные. Сложными являются подавляющее большинство стохастических моделей управления товарными запасами, вследствие того, что они содержат много переменных, введенных с целью лучшего отражения реальных экономических процессов, наиболее сложными из которых являются модели нестационарного типа. К простым моделям относятся: однопродуктовая статическая модель; однопродуктовая статическая модель, которая допускает дефицит; модель с постепенным пополнением запасов; модель с постепенным пополнением запасов, которая допускает дефицит.

5. По ситуации использования модели управления товарными запасами целесообразно разделять на обычные и специальные. К обычным следует относить модели, которые можно применять в большинстве ситуаций, которые возникают при управлении товарными запасами на предприятиях торговли. К специальным моделям относятся модели, используемые при определенных условиях, которые возникают в процессе закупок и при формировании товарных запасов предприятия розничной торговли.

6. По используемому методическому инструментарию модели управления товарными запасами можно объединить в три группы: статистические, математические и имитационные.

Исходя из приведенного выше, методы управления товарными запасами - это конкретные способы достижения определенных целей системы. В результате выявлен ряд методов, которые могут применяются в управлении товарными запасами (при анализе их состояния и оценки эффективности использования, нормирования, планирование, контроль и т.д.): экспертные, экономико-математические, экономико-статистические, технико-экономические, методы моделирования и тому подобное.

1.3. Методы анализа управления запасами торговой компании

Эффективность реализации товарной политики торговой компании зачастую сводится к организации эффективного управления товарным ассортиментом и товарными запасами предприятия, а также системе закупок, сбыта и маркетинга.

В настоящее время для отечественных предприятий одной из основных задач развития и повышения эффективности деятельности организации, является управление запасами.


Анализ данных о товарных запасах осуществляется по абсолютной и относительной величинам.

Схема анализа запасов организации представлена на рисунке 4.

Анализ запасов предприятия

Анализ динамики запасов

Анализ факторов, которые влияют на размер запасов

Анализ сезонных колебаний запасов

Анализ ассортиментной структуры запасов

Анализ качества запасов

Анализ оборотности запасов

Анализ эффективности управления запасами

Рис. 4. Схема анализа запасов организации

По относительной величине проводится в основном сопоставление фактических запасов с указанными нормативами.

По абсолютной величине осуществляется: анализ структуры запасов; анализ их размещения по месту нахождения; анализ динамики запасов на отчетную дату с предшествующей.

Исчисление запасов в днях проводится путем деления фактических запасов на однодневный оборот.

Основные задачи статистики запасов являются:

  • изучение динамики и структуры вышеуказанных запасов;
  • индексный анализ времени товарного обращения;
  • определение фактических запасов и сравнение их с нормативами;
  • индексный анализ скорости товарооборота;
  • изучение обеспеченности товарооборота вышеуказанными запасами.

Для характеристики запасов применяют следующие показатели:

  • натуральные (шт., кг, ед., м) – используются для характеристики отдельной группы или для обозначения простого ассортимента;
  • стоимостные в денежном выражении – применяются для определения всей совокупности запасов;
  • относительные (например, время обращения, товарооборачиваемость, удельный вес, запасы в днях) – определяются в процентах, индексах или коэффициентах и отражают соотношение каких-либо двух абсолютных параметров) [7, с.90].

К числу наиболее важных и обобщающих экономических характеристик эффективности движения в рыночном пространстве и кругооборота товарной массы в виде сырья, материалов, топлива, готовой продукции, запасов и пр. в рамках операционных циклов относятся показатели времени и скорости обращения запасов. Эти показатели в целом обслуживают такое специальное экономическое понятие, как товарооборачиваемость [14, с. 45].

Экономический анализ этих характеристик приобретает особое значение в условиях реального сектора, сбытовых, торгово-закупочных специализированных организаций и систем, совершенствования коммерческого расчета и повышения значимости финансовых рычагов в многообразных взаимоотношениях рыночных партнеров.


Анализ времени и скорости обращения товарного запаса включен в схему анализа оборотных средств, но его следует проводить с учетом результатов непосредственно анализа объема и структуры реализованной продукции и товарооборота. Рассмотрим подробнее показатель обеспеченности товарооборота запасами, т. е. время обращения некоторой фиксированной товарной массы с тем, чтобы построить многофакторную индексную модель анализа обращения материальных активов экономического субъекта.

Рациональное использование запасов и ускорение их оборачиваемости улучшают финансовое положение предприятия.

Эффективность использования оборотных средств коммерческим предприятием измеряется показателем товарооборачиваемости.

Товарооборачиваемость – это продолжительность последовательного прохождения товарами отдельных стадий кругооборота. Она характеризует скорость оборота и может быть выражена следующим образом [16, с. 71]:

1. Коэффициент оборачиваемости:

(1).

Где Т – объем товарооборота;

Фз – средняя стоимость запасов за период.

2. Продолжительность одного оборота:

(2).

где t- анализируемый период (30, 90, 360), дни.

При определении товарооборачиваемости берут не конкретный запас товаров на ту или иную дату (как при определении норм запасов в днях), а средний запас за весь анализируемый период, который определяется по формуле средней хронологической, образуемой показателями конкретных запасов на ряд промежуточных дат рассматриваемого на периода

3. При оценке оборачиваемости используют также коэффициент закрепления товаров:

(3).

Таким образом, первый коэффициент показывает объем товарооборота приходящийся на 1 руб. Средней величины запасов.

Что касается второго коэффициента, то чем меньше продолжительность одного оборота или больше число совершаемых кругооборотов при том же объеме товарооборота товарами, тем меньше требуется запасов, и наоборот, чем быстрее товарные совершают кругооборот, тем эффективнее запасы используются.

Третий коэффициент характеризует сумму запасов, затраченных на 1 руб. товарооборота.

Процесс товародвижения должен включать в себя ряд подпроцессов, каждый из которых оказывает влияние на систему управления товарными запасами.

Для предприятий торговли в управлении логистикой важно оптимизировать не только каналы распределения реализуемой продукции, но и каналы поставок, а также уровень товарных запасов. Оптимизацию каналов поставок и распределения необходимо коррелировать с объёмами товарных запасов на складах. Оптимальное, комплексное сочетание всех трёх элементов товародвижения обуславливает эффективность деятельности предприятий оптовой торговли.


Из существующей классификации запасов в экономической литературе, наибольшую часть на предприятиях торговли занимают товарные (сбытовые) запасы, исходя из того, что товарные запасы являются частью товарного обеспечения, представляющую собой совокупность товарной массы в процессе движения ее из сферы производства в сферу потребления.

Отсутствие научно обоснованного подхода к расчету величины товарного запаса на предприятии и наличие не в полной мере приемлемых для рынка в условиях нестабильности методик. В следствие чего происходит увеличение затрат на хранение запасов, снижение рентабельности и сокращение доходов организации.

Далее выделим факторы которыми вызвана необходимость образования товарных запасов на предприятиях торговли, к ним относятся:

- сезонные колебания в производстве и потреблении товаров;

- особенности территориального размещения производства;

- условия процесса доставки товаров;

- количество звеньев в товародвижении;

- наличие складов для хранения товаров.

Управление товарными запасами означает установление и поддержание такой их величины и структуры, которая отвечала бы поставленным перед торговым предприятием задачам. Управление запасами предполагает: нормирование; учет и контроль; регулирование.

Необходимыми условиями достижения конкурентоспособности для предприятия оптовой торговли в условиях нестабильности рынка является гибкое приспособление к изменяющейся рыночной конъюнктуре.

Таким образом, в современных условиях эффективно функциони-ровать на рынках могут только те предприятия, которые интенсивно используют маркетинг как технологию достижения успеха в экономической деятельности. Значительную роль маркетинг в целом и маркетинговые исследования в частности играют в ходе формирования и управления товарной политикой предприятия. Именно данная составляющая маркетинговой деятельности обеспечивает товару такие характеристики, которые формируют его конкурентоспособность на рынке и создают условия для получения предприятием высокой прибыли.

Глава 2. Анализ системы управления запасами торговой компании ООО «ОБИ»