Файл: Управление запасами (Понятие, сущность системы управления запасами организации).pdf
Добавлен: 31.03.2023
Просмотров: 339
Скачиваний: 5
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1. Теоретические основы совершенствования системы управления запасами организации
1.1. Понятие, сущность системы управления запасами организации
1.2. Классификация, виды управления запасами
1.3. Методы анализа управления запасами торговой компании
Глава 2. Анализ системы управления запасами торговой компании ООО «ОБИ»
2.1. Организационно-экономическая характеристика торговой фирмы
2.2. Особенности управления запасами фирмы ООО «ОБИ»
2.3. Оценка эффективности управления запасами торговой фирмы ООО «ОБИ»
Глава 3. Совершенствование системы управления запасами торговой фирмы ООО «ОБИ»
3.1. Основные мероприятия по улучшению системы управления запасами торговой фирмы
2.1. Организационно-экономическая характеристика торговой фирмы
ООО «ОБИ» – международная торговая сеть магазинов строительных и хозяйственных товаров. Название было получено от французской транскрипции и произношения слова «Hobby».
В Россию компания «ОБИ» пришла в 2003 году и стала первой западной розничной сетью формата DIY в стране. Первые магазины открылись в торговых комплексах «Мега» в Москве. На данный момент в России функционирует 27 магазинов сети: 9 — в Москве и Московской области, 5 — в Санкт-Петербурге, по 2 магазина — в Екатеринбурге и Нижнем Новгороде, по одному — в Волгограде, Брянске, Казани, Краснодаре, Омске, Рязани, Саратове, Сургуте и Туле.
«ОБИ» предлагает покупателям широкий ассортимент товаров (более 45 000 наименований) по следующим направлениям: строительные и отделочные материалы, инструменты и садовая техника, товары для дома и дачи. Из них 38% – товары, сделанные в России, 50% составляет продукция зарубежного производства, а 12% приходится на товары под собственными торговыми марками («OBI», «LUX», «CMI»).
На рисунке 5 представлена структура ассортимента предлагаемого товара.
Рис. 5. Структура ассортимента предлагаемого товара
В сети магазинов «ОБИ» используется линейно-функциональная структура управления. Такая организационная структура имеет множество достоинств, например, четкое распределение обязанностей и должностных функций между различными уровнями, формулирование четко поставленных целей. Руководство магазином и контроль работы всех подразделений осуществляется директором.
Директор магазина несет ответственность за все экономические показатели магазина и соблюдение операционных стандартов. Организационная структура представлена на рисунке 6.
Рис. 6. Организационная структура гипермаркета
Административный блок включает в себя следующих сотрудников:
- менеджер по предотвращению потерь, безопасности и режиму – отвечает за сохранность имущества магазина, поддержание пропускного и внутриобъектного режима, осуществление видеонаблюдения, проведение внутренних расследований при хищениях, осуществление профилактических мероприятий по предотвращению хищений и потерь;
- специалист по маркетингу – осуществление разработки мер по производству продукции и оказанию услуг, которые находят наибольший спрос и рынок сбыта, участие в разработке маркетинговой политики, определении цен, изучение рынка аналогичных товаров и услуг, прогнозирование объема продаж, анализ конкурентной среды;
- специалист по персоналу – осуществление подбора персонала, организация обучения персонала, проведение оценки результатов трудовой деятельности работников, отвечает за внутренние коммуникации в магазине (доски объявлений, новостные рассылки, журнал «OBI LIFE»), консультирование руководителей разных уровней по вопросам организации управления, планирование социального развития коллектива, контроль правильности и своевременности составления и подачи рабочих графиков подразделений;
- инженер по эксплуатации зданий – осуществление разработки перспективных и текущих планов различных видов ремонта оборудования и других основных фондов организации, проверка технического состояния оборудования, организация подготовки ремонтных работ, составляет заявки и спецификации на запасные части, материалы, инструменты, ведет учет и паспортизацию оборудования, зданий и сооружений;
- специалист по мерчандайзингу – обеспечение благоприятных условий для продвижения товара на потребительский рынок, товарных запасов в местах продаж, эффективное позиционирование всех товаров, реализуемых организацией, контроль выкладки максимально полного ассортимента продукции в соответствии со стандартами;
- IT специалист – приобретение активного сетевого оборудования, серверов, средств защиты информации, программного обеспечения, расходных материалов, установка, настройка, техническое сопровождение и обслуживание серверов, аппаратных и программных средств защиты информации, рабочих станций, программного обеспечения, офисной техники;
- техник магазина – подготовка оборудования к работе, проведение тестовых проверок, проведение технического осмотра, обеспечение сохранности оборудования, устранение выявленных неисправностей;
- инженер по охране труда – отвечает за своевременный инструктаж сотрудников по охране труда, противопожарной безопасности, осуществляет контроль правильности и своевременности заполнения журналов по проведению инструктажей, контроль соблюдения техники безопасности при погрузочно-разгрузочных работах (ПРР) сотрудниками компании и сотрудниками сторонних организаций, правила эксплуатации ПРТ (ремонт, ТО, ограничение скорости), обеспечивает наличие у сотрудников средств индивидуальной защиты (защитная обувь, каски, ремни безопасности);
-специалист по административным вопросам – отвечает за своевременный заказ товаров для собственных нужд (канцелярия, туалетная бумага, форменная одежда, вода). Обеспечивает своевременный заказ обедов для сотрудников.
Обеспечивает контроль по нетоварным счетам в магазине (контроль правильности выставленных счетов, наличие актов выполненных работ, своевременную отправку проверенных документов на оплату в бухгалтерию центрального офиса);
Подразделение «Дирекция» включает в себя четырех заместителей директоров магазина по направлениям:
-заместитель директора по продажам –отвечает за показатели работы отделов продаж;
-заместитель директора по Садовому Центру –отвечает за показатели работы Садового Центра;
-заместитель директора по логистике – отвечает за бесперебойную работу департамента логистика;
-заместитель директора по административным вопросам – отвечает за бесперебойную работу кассового департамента, сервисного центра, и специалиста по административным вопросам.
Департамент продаж включает в себя 7 отделов, 2 из которых входят в обособленное подразделение «Садовый Центр»:
-отдел «Строительные Материалы»;
-отдел «Сантехника»;
-отдел «Декор»;
-отдел «Инструменты»;
-отдел «Хозяйственные Товары».
Садовый Центр включает в себя 2 отдела продаж:
-отдел «Сад-Сезон»;
-отдел «Сад-Техника».
Руководители отделов продаж, включая Садовый Центр, несут ответственность за выполнение плановых показателей по обороту отдела, уровень конвертации посетителей, уровень показателя среднего чека, показатель коэффициента оборачиваемости, количество слабооборачиваемых артикулов и артикулов без продаж, так же отвечают за своевременную смену концепций ассортимента товара и возврат товара поставщикам. Обеспечивают своевременную обработку изменения цен и реализацию акций в отделе.
Департамент Логистика включает в себя 4 отдела:
- отдел «Заказов Товара». Руководитель отдела несет ответственность за своевременные и актуальные заказы всех активных артикулов товара в магазине, учитывая текущие и предстоящие акции.
- отдел «Приемка Товара». Руководитель отдела несет ответственность за своевременную и безопасную разгрузку товара, точную приемку товара, своевременный возврат товара и оборотной тары поставщикам.
- отдел «Склад и Выкладка Товара». Руководитель отдела несет ответственность за своевременную безопасную выкладку товара с учетом ротации по срокам годности согласно концепции расположения товара установленной отделов мерчандайзинга.
- отдел «Доставка Товара». Руководитель отдела несет ответственность за своевременный и безошибочный сбор клиентских комиссий, точную отгрузку товара.
Главный кассир обеспечивает бесперебойную работу кассового департамента, выполнение кассирами стандартов обслуживания, обеспечения кассовой дисциплины, с целью предотвращения потерь, отсутствие кассовой разницы. Руководитель сервисного центра несет ответственность за быстрое, вежливое обслуживание клиентов (оформление доставок).
В настоящее время общая численность сотрудников в гипермаркетах по России – около 5500 человек.
Финансовые результаты деятельности ООО «ОБИ» г.Москва представлены в таблице 1.
Таблица 1
Финансовые результаты деятельности ООО «ОБИ» г.Москва
Показатели |
2016 |
2017 |
2018 |
Отклонение (+;-) |
Темп роста, % |
||
2018-2016гг. |
2018-2017гг. |
2018-2016гг. |
2018-2017гг. |
||||
1. Выручка, тыс. руб. |
107722 |
120612 |
126448 |
18726 |
5836 |
117,4 |
104,8 |
2. Себестоимость, тыс.руб. |
93500 |
105071 |
109400 |
15900 |
4329 |
117,0 |
104,1 |
3. Валовая прибыль, тыс.руб. |
14222 |
15541 |
17048 |
2826 |
1507 |
119,9 |
109,7 |
4. Уровень валовой прибыли, % |
13,2 |
12,9 |
13,5 |
0,3 |
0,6 |
- |
- |
5. Коммерческие и управленческие расходы, тыс. руб. |
5067 |
6521 |
7409 |
2342 |
888 |
146,2 |
113,6 |
6. Уровень расходов, % |
4,7 |
5,4 |
5,9 |
1,2 |
0,5 |
- |
- |
7. Прибыль от продаж , тыс. руб. |
9155 |
9020 |
9639 |
484 |
619 |
105,3 |
106,9 |
8. Уровень прибыли от продаж, % |
8,5 |
7,5 |
7,6 |
-0,9 |
0,1 |
- |
- |
9. Прочие доходы, тыс. руб. |
939 |
547 |
2918 |
1979 |
2371 |
310,8 |
533,5 |
10. Прочие расходы, тыс. руб. |
2069 |
2056 |
4607 |
2538 |
2551 |
222,7 |
224,1 |
11. Прибыль до налогообложения, тыс. руб. |
1616 |
1521 |
223 |
-1393 |
-1298 |
13,8 |
14,7 |
12.Уровень прибыли до налогообложения , % |
1,5 |
1,3 |
0,2 |
-1,3 |
-1,1 |
- |
- |
13. Налог на прибыль, тыс. руб. |
30 |
46 |
63 |
33 |
17 |
210,0 |
137,0 |
14.Чистая прибыль, тыс. руб. |
1586 |
1475 |
160 |
-1426 |
-1315 |
10,1 |
10,8 |
15. Уровень чистой прибыли, % |
1,5 |
1,2 |
0,1 |
-1,4 |
-1,1 |
- |
- |
В анализируемом периоде с 2018 по 2016 года выручка от продажи продукции в ООО «ОБИ» г.Москва выросла на 18726 тыс. руб. В период с 2018 по 2016 год выручка от продаж выросла на 4,8% или на 5836 тыс. руб. Себестоимость также выросла, но меньшими темпами, чем выручка предприятия, в период с 2018 по 2016 на 15900 тыс. руб. или 17,0%, в период с 2018 по 2017 на 4329 тыс. руб. или 4,1%. Эти изменения привели к незначительному росту валовой прибыли в период с 2018 по 2016 на 19,9% или на 2826 тыс. руб. За аналогичный период с 2018 по 2017 рост валовой прибыли в процентном соотношении составил 9,7% или 1507 тыс. руб. За счет роста коммерческих и управленческих расходов предприятия в период с 2018г. получила на 484 тыс. руб. прибыли от продаж больше, чем в 2016году. Предприятие в 2018 году получила чистую прибыль в размере 160 тыс. руб., что на 1426 тыс. руб. меньше чем в 2016г.
На основании проведенного экономического анализа выявлено, что предприятие прибыльное и обеспечено всеми необходимыми ресурсами для своей деятельности, но в тоже время заметно сильное падение чистой прибыли, для того чтобы разобраться в причинах её падения проведём анализ финансового состояния предприятия.
2.2. Особенности управления запасами фирмы ООО «ОБИ»
Благодаря слаженной работе отделов логистики покупатель получает большой ассортимент товаров в магазине, его удобное расположение и грамотную выкладку. Оперативность работы подразделения напрямую влияет на объемы продаж и удовлетворенность покупателей.
Как уже отмечалось ранее, в департамент логистики входит 4 отдела: отдел приемки товара, отдел склада и выкладки товара, отдел доставки товара, отдел ОДС (отдел заказов товара).
Благодаря работе отдела приемки товара товар от поставщиков своевременно приходит в магазин и принимается в минимально короткие сроки.
Отдел склада и выкладки товара обслуживает зону предпродажной подготовки, склад магазина, и своевременно предоставляет товар на выкладку в торговый зал.
Отдел доставки товара отвечает за бесперебойную работу по доставке товара клиентам. Более 50% товаров в магазине являются крупногабаритными. Это значит, что доставить их до дома клиента можно только через услуги по доставке или самовывозом. Именно за эти два направления отвечает отдел доставки.
Еще один немаловажный отдел – отдел ОДС (отдел заказа товаров). Сотрудники этого отдела каждый день взаимодействуют с поставщиками, чтобы товар своевременно и в необходимом количестве отгружался со склада и доставлялся в магазин.